Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
МУЗЕЙ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК. ПОГОВОРИМ ОБ ЭТИКЕТЕ
(экскурсияигра)
Цели: формирование таких нравственных понятий, как доброта,
вежливость;
развитие адекватной оценочной деятельности,
направленной на анализ собственного поведения и поступков
окружающих людей;
вежливого
обращения, способности чувствовать, понимать себя и другого
человека.
воспитание взаимоуважения,
Х о д м е р о п р и я т и я
У ч и т е л ь . Доброта – это стремление человека дать счастье всем
людям, всему человечеству. Вежливость – это умение вести себя так,
чтобы другим было приятно с тобой.
П р а в и л а вежливости:
Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.
В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не
обижай младших.
Не отвечай на грубость грубостью.
Приучи себя постоянно помнить об окружающих.
Начнем издалека. Ну, скажем, с Тихого oкeaнa. Вообразите себе: на
какойнибудь необитаемый остров попал человек. Одинодинешенек!
Кругом ни души! Что хочу, то и делаю!
А представьте себе, каково всю жизнь быть одному! Брр! Словом,
мы живем в обществе. И как раз потому, что нас так много, все мы
находимся рядом и видим не только самих себя, но и тех, кто нас
окружает, все мы должны жить в мире и согласии, протягивать друг
другу руку помощи. Именно поэтому нам не позволено безрассудно
делать все, что вздумается. В цивилизованном обществе приняты
определенные правила поведения, которые все вместе называются
красивым словом – этикет.
Ч т е ц ы .
Всем испортить настроенье
Может наше поведенье.Коля с Катей побранились,
До сих пор не помирились.
Толя Вадика толкнул,
Тот в тарелку нос макнул.
И расхвасталась Наташа:
«Я умнее вас и краше!».
Не слыхали эти дети
Ничего об этикете
И плохого в том не видят,
Что когонибудь обидят.
Чтобы легче нам жилось,
Часто плакать не пришлось,
Мой вам дружеский совет:
Соблюдайте этикет!
У ч и т е л ь . Как вы думаете, что такое этикет?
Ответы учащихся.
У ч и т е л ь . Этикет – слово французского происхождения, вошло в
жизнь людей в XIV веке, но правила отношений между людьми имеют
более длительную историю. Ведь даже первобытному человеку
приходилось общаться с себе подобными. Этикет – это воспитанность,
умение вести себя в обществе, хорошие манеры, вежливость.
– А что такое вежливость?
Ответы учащихся.
У ч и т е л ь . До XVI века в русском языке широко употреблялось
слово «вежа». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или
иной обстановке.
Ч т е ц ы .
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,Вы, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами!
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
На тех, кто послабее,
Вы нападать не будете,
Пред сильными робея. (С. Я. Маршак.)
У ч и т е л ь . Сегодня мы с вами совершим экскурсию в музей
«Вредных привычек». Ребята, вам нравится это название? Нет! Давайте
попробуем избавиться от вредных привычек, которые практически
присущи нам всем.
1й зал музея «Говори правильно!»
Ударение (миниатюра).
Комната. В постели лежит мальчик.
– Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.
Берёт бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в неделю по
одной столовой ложке. После приёма пищиў».
Начинает пищать.
Вбегает мама.
– Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
– А я лекарство принял. А здесь написано… (читает).
– Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл. Три раза после приёма
пиўщи, а не пищиў.
– Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от
перестановки ударения может меняться смысл слова.
Ч т е ц ы .
Ударный слог, ударный слог,Он назван так недаром,
Эй, невидимкамолоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Следи за поведеньем молотка,
Держи в руках его, озорника!
Шутник он, невидимкамолоток,
Тук! – и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный заўмок
И появился маленький замоўк.
– Послушай, молоток, не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги! –
Нет, снова – тук!.. Шли по морю пироўги,
Вдруг вместо них поплыли пирогиў.
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно!
А когда его найдем,
Громче всех произнесём!
Ошибка в ударении
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Учитель. Правильная, культурная речь – также является частью
этикета.
З а д а н и е : расставить ударение в словах и правильно их
произнести.
МУЗЕЙ КИЛОМЕТР КОНЕЧНО (ШН) СТОЛЯР
СЧАСТЬЕ (Щ) ПОРТФЕЛЬ ЗВОНИТ ЩАВЕЛЬ
2й зал музея «Вежливые слова»
У ч и т е л ь . Владение речевым этикетом предполагает умение
правильно выбирать вежливые слова в разных ситуациях.Вежливость – это выражение добрых отношений между людьми.
Правила этикета вырабатывались на протяжении многих столетий. В
старину вежливое обращение людей могло звучать иначе, чем сейчас,
например, у А. С. Пушкина в сказке «О царе Салтане...»:
Князь им вымолвил тогда:
– Добрый путь вам, господа!
З а д а н и е : добавить строчки волшебными словами.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…
(здравствуйте.
Когда нас бранят за шалости, говорим… (простите, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят... (до свидания).
У ч и т е л ь . Почему никак нельзя прожить без вежливости?
Ответы детей.
Ч т е ц ы . Слова «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте»
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым
В троллейбусе,
В парке,
В школе
И дома.
Слова эти очень
И очень важны.
Они человеку
Как воздух нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти надо
С улыбкой дарить.
3й зал музея «Добрые улыбки»У ч и т е л ь . Читали ли вы когданибудь «Вредные советы» Г.
Остера? Почему они так называются? Давайте мы с вами попробуем
переделать эти вредные советы в полезные.
4й зал музея «Достоинства и недостатки»
Задание 1 «Выберите!».
– На листочках записаны разные качества характера человека.
Выберите только те качества, которые, на ваш взгляд, присущи
вежливому, доброму, культурному человеку.
Бережливость, лень, терпение, правдивость, лживость, грубость,
плаксивость, гордыня, гордость, драчливость, хвастливость,
опрятность, вежливость, самолюбие, самовлюбленность, грызть
ногти, шмыгать носом, мыть руки, чистить обувь.
Задание 2 «Ваши действия?».
– Иногда бывает, что мы попадаем в неприятную ситуацию. Как
правильно выйти из нее?
1. Друг дал вам поиграть в игру. Вы случайно ее сломали. Ваши
действия?
2. Вы в гостях у друга. Играете вместе. Случайно он разбивает
любимую мамину вазу. Ваши действия?
3. Вы разбирали в книжном шкафу, обнаружили книгу, которую друг
вам дал почитать и уже забыл, наверное, о ней. Ваши действия?
4. Вы, находясь в гостях, уронили на соседа тарелку с салатом. Ваши
действия?
5. В переполненном автобусе мужчина наступил на ногу и стоит на
ней. Ваши действия?
6. Вы спешили на урок и в коридоре столкнулись лбами с
проходящим школьником. Вам ужасно больно. Ваши действия?
5й зал музея «Правила поведения»
(«Сами создаем правила поведения»)
Задание 1 «Задачи не на сложение. Задачи на уважение».
– Найдите ответы к задачам!
– Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?». Обращаясь к
прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие? (Мальчик должен был
спросить: «Извините пожалуйста, не смогли бы вы сказать,
который час?».)– Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись.
Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?
(Обычно дорогу уступает тот, кто вежливее.)
Задание 2 «Правила поведения».
– Сформулируйте и запишите правила поведения (на листочках).
– Как вести себя на игровой площадке?
– Как вести себя за столом?
– Как вести себя со взрослыми?
– Как вести себя в транспорте?
У ч и т е л ь . Действительно, воспитанный человек знает правила
хорошего поведения, в обществе он бесконечно вежлив и думает так же,
как поступает. Внутренне он так же порядочен, как и внешне.
– Я хочу каждому из вас подарить памятки с правилами этикета.
Познакомьтесь с представленными в них «НЕ» повнимательнее.
НЕ учась, в люди не выйдешь
НЕ спеши первым сесть за стол.
НЕ разговаривай во время еды и НЕ чавкай.
НЕ забывай закрывать рот, когда жуешь.
НЕ рвись первым выскакивать в двери.
НЕ перебивай говорящего, НЕ кричи и НЕ повышай голоса.
НЕ размахивай руками.
НЕ показывай пальцем на кого бы то ни было.
НЕ протягивай руку первым, погоди, пока старший поздоровается с
тобой.
НЕ забудь снять шапку, входя в дом.
НЕ повторяй слишком часто «я».
НЕ делай вид в транспорте, что ты не замечаешь стоящего рядом
пожилого человека.
НЕ вмешивайся в разговор, не произнося «простите».
НЕ забывай извиняться, если ты когонибудь нечаянно толкнул.
НЕ чихай в пространство, чихай в носовой платок.
НЕ держи руки в карманах.
НЕ причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе,
туалетная комната.
НЕ делай того, что другим людям может доставить беспокойство.
НЕ произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.НЕ считай себя центром вселенной.
– Вот и подошла к концу наша экскурсия по залам музея. Ребята, а не
захотелось ли вам исправить название нашего музея – «Музей…
привычек»? ( Добрых, нужных, хороших…)
Ч т е ц ы .
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у когото беда,
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если комуто, комуто поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
У ч и т е л ь . Вы замечательно справились со всеми заданиями,
поэтому достойны награждения Медалью «Рыцарь Доброе сердце». Я
думаю, что сегодня ваши сердца стали добрее. Но мы должны все
вместе произнести клятву рыцарей.
К л я т в а р ы ц а р е й .
Клянемся рыцарями быть!
Всегда «спасибо» говорить,
«День добрый», «До свиданья»!
Нет в мире лучше званья.
Клянемся рыцарями быть!
И лень, и грубость позабыть.
И говорить прилично
Клянемся каждый лично!
Клянемся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть,
Невежд разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
Каждому ученику вручается медаль.