Мужество Николая Островского
Оценка 4.9

Мужество Николая Островского

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитание
7 кл—10 кл
23.10.2023
Мужество Николая Островского
Познакомить воспитанников с фактами жизненного и творческого пути Н. А. Островского, а также с главным героем романа «Как закалялась сталь». С нравственными идеалами главного героя через декоративно-прикладное творчество.
Островский Николай Алекссевич открытое занятие.docx

ГБУ СО НСО Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Снегири»

Конспект занятия

Педагог дополнительного образования: Гришина  Татьяна  Иосифовна    

«Умей жить и тогда, когда жизнь

 становиться невыносимой.

Сделай её полезной».

Николай Островский

Тема: Мужество Николая Островского.

Цель занятия: Познакомить воспитанников с фактами жизненного и творческого пути Н. А. Островского, с главным героем романа « Как закалялась сталь», с его нравственными идеалами через декоративно-прикладное творчество.

Задачи занятия:

Обучение

Раскрыть смысл названия  романа «Как закалялась сталь», где отражена идея произведения: показать, как происходила закалка первых комсомольцев, которые, подобно стали, только закалялись в условиях гражданской войны и послевоенного строительства.

Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания об особенностях их выполнения.

Развитие.

Развивать коммуникативную, исследовательскую культуру, наглядно-образное мышление, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творческий подход.

Воспитание.

Воспитывать уважение к историческому и культурному наследию Родины, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами, изготовить изделие в технике декупаж.

Учебно-материальное оснащение:

Иллюстрации с изображением Н. Островского,  фрагменты видео  из к/ф  по произведению Н. А. Островского, технологические карты, образец готового изделия, материалы и инструменты.

Объект труда: картонный блокнот.

Материально-техническое оснащение занятия:

ручка; ножницы; лак-клей; распечатка; акриловые краски; губка; акриловый глянцевый и матовый лак; кисточки плоские синтетические; салфетки; емкость для воды.

Метод проведения:

Объяснения с элементами показа приёмов работы, правила техники безопасности, работа с технологическими  картами.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

План занятия:

1. Организационная часть.

2. Сообщение темы занятия и цели.

3. Изложение нового материала: Биография советского писателя Н. А. Островского.

4. Вводный инструктаж.

5. Текущий инструктаж (Практическая работа, технологическая карта).

6. Заключительный инструктаж.

7. Подведение итогов.

1.  Организационная  часть.

Приветствие учащихся. Подготовка  материалов, организация рабочего места.

 

2.  Сообщение темы занятия и цели. 

Педагог: Сегодня мы посвятим наше занятие 115-летнему юбилею Николая  Алексеевича  Островского, родившегося  29 сентября 1904 года.

Жизненный и творческий путь Н А Островского - блестящий пример мужества человека.  Горение и героическая отвага в борьбе с трудностями - так можно определить характер Н. Островского, писателя – большевика». Кто не горит, тот коптит - это закон. Да здравствует пламя жизни!» - слова точно определяющие сущность его нравственных идеалов.

Островский прожил недолгую жизнь, всего 32 года, но это, действительно была жизнь – подвиг. Его  имя известно не только в нашей стране. Роман Н. Островского «Как закалялась сталь» был переведен на 75 языков народов СССР и 56 языков мира. По нему снимали фильмы, ставились спектакли. Иллюстрировали книгу лучшие художники. Люди того времени не предали идеи, были верными своему слову, оставались мужественными и отважными. А этому строит поучиться нынешнему поколению. Особенно важно понимание этого сейчас, когда теперь на территории современной Украины идет гражданская война, а учебные программы предлагают изучать произведения о белогвардейских офицерах, вычеркнув романы  о красноармейцах. Идеалы могут быть разными, но чувства долга собственного достоинства, умения отвечать за свои поступки должны быть у всех и всегда.

3.  Изложение нового материала.                                                 

Биография Н А Островского.

1-й выступающий.

Николай Алексеевич Островский родился 29 сентября 1904 года на  Украине: с. Вилия, Волынской губернии, на западной границе Российской империи. Николай был младшим ребенком в семье, помимо него было две сестры – Надежда и Екатерина, а также брат Дмитрий.

Вначале 1916 года он работает в буфете при железнодорожной станции Шепетовка».  Я начал работать  с 11 лет, - вспоминает Островский -  работал по 13-15 часов в сутки. Но меня все-таки били. Били не за плохую работу, - я работал честно, а за то, что не даю столько, сколько хозяину хотелось взять от меня. Я знаю, что такое гнет капиталистической эксплуатации».

Но даже в таких условиях Коля Островский рос пытливым и любознательным, от книги его трудно было оторвать. Гарибальди,  Спартак, Овод - борцы за свободу народа - вот его любимые герои, на которых хочет походить также, как он, побеждать трудности и страдания, быть мужественным, смелым, не зная страха смерти.

И поэтому «когда партия Ленина позвала наших отцов на штурм капитализма, мы - молодежь, почти дети, также бросились в бой за нашу молодость, за наше счастье. Мы хотели прекрасной счастливой жизни, и мы шли рядом со своими отцами завоевывать счастье»- писал Николай Островский.

20 июля 1919 года Николай Островский вступает в комсомол.

2-й выступающий.

9 августа 1919 года ушел добровольцем на фронт. Воевал в кавалерийской бригаде Г. И. Котовского,  потом  «буденновцы переманили его в 1-ю Конную армию, потому что был он хорошим гармонистом, а его привлек буденновский шлем». 9 августа 1920 года был тяжело ранен в спину подо Львом и демобилизован. С этого времени он с трудом  ходит с палочкой (одна нога не сгибается).

В 1921 году работал помощником электромонтера в Киевских мастерских, учился в  электротехникуме, одновременно  был секретарем комсомольской организации.

Николай Островский являл собой пример подлинного героизма и стойкости в тяжелейших  условиях сооружения железнодорожной ветви для подвоза дров  в Киев 1922 году.

Фрагмент из к/ф «Как закалялась сталь», Товарищ песня.

3-й выступающий.

Когда основные трудности были уже преодолены, и строительство  узкоколейки  шло к концу, Николай Островский тяжело заболел тифом. В бессознательном состоянии, без надежды на выздоровление он был отправлен в Шепетовку. Матери удалось выходить его, отстоять от смерти. Но жестокая болезнь не прошла бесследно. По заключению врачебной комиссии, 18 –летний Николай Островский был признан нетрудоспособным, инвалидом 1-й группы.

В 1924 году вступил в ряды Коммунистической партии. Островский старается не обращать внимание на свою болезнь, но все больше и больше времени ему теперь приходиться проводить у врачей. Затем началось длительное лечение в госпиталях и санаториях….

С 1927 года  тяжелая  прогрессирующая болезнь приковала Островского  к постели. Окончательный диагноз  –  полиартрит, постепенное окостенение суставов.

3-й выступающий.

Островский бьется, хочет вырваться из деревянных объятий паралича. Не согласен примериться с инвалидкой  книжкой. Просит какой –нибудь  работы, не требующей движения. Может быть редакционной, литературной. Но в редакции ему отказывают. Пишет с ошибками, не достаточно прочитано книг.

И тогда Островский совершает подвиг  – один из многих, которые предстояло совершить ему в жизни. Да, без знаний, без богатств культуры и думать нечего о художественном  творчестве. Он ринулся в книги, как бросаются в атаку. Островский в других  бы условиях мог бы прочесть за 10 лет, он овладевает за 12 месяцев: изучает исторические сборники  журналы литературного  самообразования, русских классиков и мемуары о гражданской войне, западную литературу и т. д. Работает по 16 часов в сутки.  В 25 лет он  потерял зрение.

Николай Островский мужественно пережил это потрясение. «Болезнь вывела меня из строя. Я не мог быть среди вас, перестал двигаться, видеть. Жизнь  поставила передо мной задачу овладеть новым оружием – художественным словом. Писать можно не видя и не двигаясь. О чем писать? Товарищи мне сказали: Пиши о том, что сам видел, пережил. Пиши о тех, кого знаешь: о среде, из которой вышел; о тех, кто под знаменем борьбы боролся за власть Советов. Обидно, если потом скажут, что ничего этого не было».

4-й выступающий.

1932-1934 годы - Островский создает книгу «Как заклялась сталь». Он пишет вслепую, с помощью изобретенного им же самим трафарета. Значительная часть романа  написана секретарем под диктовку Островским.

«Я выбрался из инвалидного болота на передовую линию борьбы и труда. Я никогда не думал, что жизнь принесет мне такое огромное счастье!» - писал Н. Островский.

«Как закалялась сталь» - автобиографический роман. Центральный герой романа – юноша Павел Корчагин. Он наглядный пример человека с твердым характером, с достоинством, переносящего все удары судьбы, ради достижения цели – строительства коммунизма в стране, борьба за счастье народа.

В 1935 г. писателю вручили орден имени Ленина. Также он получил квартиру в Москве, а на берегу Черного моря начали строить дом для Островского. Тогда же его наградили воинским званием бригадного комиссара. Прозаик очень гордился этим, он работал большую часть времени, пытаясь оправдать доверие читателей. Но 22 декабря 1936 г. сердце Николая Алексеевича остановилось.

Физкультминутка.

 ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ ПО МЕТОДИКЕ Э.С.АВЕТИСОВАмм

 1. (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза. Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

2. (для укрепления мышц)

Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.

Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.

4. Вводный инструктаж.

 Для  изготовления книги  нам понадобятся следующие материалы и инструменты;

1.картонный блокнот

2. акриловый  матовый  лак,

3. акриловые  краски,

4. . распечатка  для декупажа обложка книги «Как закалялась сталь»

5. кисточки  для декупажа, губки поролоновые,

7. ножницы,

8 .салфетки.

Повторение правил безопасной работы:

Обращаю Ваше внимание, что перед началом работы с ножницами необходимо:

-проверить исправность инструмента;

-работать ножницами только на своём рабочем месте;

-следить за движением лезвий во время работы;

-ножницы класть кольцами к себе;

-передавать ножницы кольцами вперёд;

-использовать ножницы только по назначению.

Запрещается:

-использовать ножницами с ослабленным креплением;

-подносить ножницы к лицу, размахивать ножницами;

 -не держать ножницы вверх;

 -не оставлять ножницы с открытыми лезвиями.

Правила работы с красками, лаками и кисточками.

1. Стараемся работать аккуратно, избегая попадания краски или лака на открытые участки тела или одежду. При попадании смыть их с помощью ветоши, смоченной в растительное масло.

2. При работе с кисточками строго запрещается: размахивать ими, ломать, выщипывать ворсинки из кисточки.

3. После работы с кисточкой, ее вымыть и поставить ворсинками вверх на свое место.

Разбор последовательности выполнения работы по технологической карте:

1. Оформляем обложку блокнота ,  для этого смазываю обложку клеем ПВА и приклеиваю на нее промоченную тем же клеем,  белую  салфетку.

Вторую часть обложки оформляю так же, и переплет.

2. Покрываем кистью всю поверхность блокнота  матовой краской.

3. Техника сухая кисть: Нанести  на плоскую кисточку небольшое количество краски охра.

Излишки краски необходимо снять с кисти о салфетку или бумагу

Краска наносится многократными лёгкими касаниями без нажима по  выступающим частям предмета рёбрам с обратной стороны блокнота.

Затем также красками  сиена натуральная .потом умбра жженая.

4.В той же технике оформляем  переплет краской умбра натуральная.

5. Вырезание.

Вырезаем аккуратно ножницами распечатку с изображением Павла Корчагина.

6. Приклеивание.

Замочили распечатку в воду  на 10 секунд, промокнули салфеткой. Лак-клей нанесли кистью с обратной стороны распечатки и на внешнюю сторону блокнота   и аккуратно через салфетку  приклеиваем распечатку.

7. Покрыли лаком блокнот сначала глянцевым  лаком,  а затем  матовым.

8. Декорируем края блокнота  губкой акриловой краской умбра натуральная.

Теперь я вам предлагаю оформить книгу  в технике декупаж.

5.  Текущий инструктаж: практическая работа

-Обход рабочих мест учащихся.

-Проверка соблюдения ТБ при работе с ножницами и клеем.

-Проверка соблюдения технологии и приёмов работы.

-Проверка соблюдения санитарно-гигиенических требований.

-Индивидуальная работа с учащимися, помощь при работе.

-Контроль над работой, выполняемой учащимися.

6. Заключительный инструктаж:

Педагог обходит учеников проверяет работу, оценивает, дает рекомендации, делает замечания по качеству работы, вносит коррективы.

Ребята, сегодня вы научились декорировать  блокнот    в технике декупаж.

7. Итог занятия, закрепление.

1. Назовите автора произведения «Как закалялась сталь».

Николай Алексеевич Островский.

2. Кто главный герой этого произведения?

Павел Корчагин.

3. Объясните смысл названия романа «Как закалялась сталь».

В условиях гражданской войны и послевоенного строительства происходила закалка молодого поколения – первых комсомольцев, которые подобно стали, только закалялись в испытаниях, оставаясь сильными и мужественными.

Просмотр видео из к\ф « Как закалялась сталь»

Девиз Корчагина всемирно известен: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества».

 4. Какой смысл сказанного великим классиком Н. Островским?  Напишите ответ на девиз Корчагина  в книге, которую сейчас сделали?

Смысл данной фразы в том, что это - призыв к достойной, деятельной жизни, совершению обдуманных поступков, ответственности за свою жизнь и содеянное в ней.

Педагог: Всей прожитой жизнью Павел Корчагин подтвердил правоту и надежность своих слов. А его героическая жизнь помогла нашим прадедам и дедам построить могучее государство и отстоять его свободу и независимость в борьбе с фашизмом.

Книга Н. Островского «Как закалялась сталь» стала самой читаемой на фронте. В этой книге фронтовики, черпали силы, она помогала им переносить тяготы войны; они учились у главного героя мужеству.

Пример Н. Островского  нужен сегодня как подлинное доказательство, что человеку посильно все, что он способен  преодолеть преграды и препятствия, которые уготовила ему жизнь.

  Гвозди бы делать из этих людей,

     Не было б в мире крепче гвоздей.

     Н. Тихонов.

Видео «И вновь продолжается бой!»  первая конная.


 

ГБУ СО НСО Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Снегири»

ГБУ СО НСО Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Снегири»

Учебно-материальное оснащение:

Учебно-материальное оснащение:

Сообщение темы занятия и цели.

Сообщение темы занятия и цели.

Овод - борцы за свободу народа - вот его любимые герои, на которых хочет походить также, как он, побеждать трудности и страдания, быть мужественным, смелым,…

Овод - борцы за свободу народа - вот его любимые герои, на которых хочет походить также, как он, побеждать трудности и страдания, быть мужественным, смелым,…

Затем началось длительное лечение в госпиталях и санаториях…

Затем началось длительное лечение в госпиталях и санаториях…

Как закалялась сталь» - автобиографический роман

Как закалялась сталь» - автобиографический роман

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10…

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10…

Правила работы с красками, лаками и кисточками

Правила работы с красками, лаками и кисточками

Покрыли лаком блокнот сначала глянцевым лаком, а затем матовым

Покрыли лаком блокнот сначала глянцевым лаком, а затем матовым

Какой смысл сказанного великим классиком

Какой смысл сказанного великим классиком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2023