Методическая работа
«Музыкальный слух. Его особенности. Методы развития»
Преподавателя ГАПОУ «Приморского краевого колледжа искусств» Филиала в г. Находке
Цай Е.А.
г. Находка 2024г.
Музыкальный слух. Его особенности. Методы развития.
«Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, производим отбор, следовательно, мыслим.»
Б. Асафьев
Обучение игре на фортепиано, как и на любом инструменте, прежде всего является обучением музыке. Оно не соответствует этой цели, если педагог ограничивается тем, что учит читать ноты и развивает у ученика ловкость и быстроту движения рук. Обучение игре на фортепиано можно назвать обучением музыке лишь в том случае, если развитие всех навыков идёт рука об руку с развитием слуха и музыкального понимания.
Дети, которые обладают острым и четко организованным слухом, правильнее понимают и воспринимают музыку, более творчески работают с музыкальным материалом.
Воспитать в учащихся эти свойства – значит создать твёрдую почву для творческой жизни в музыке. Ведь без развитого слуха невозможно разобрать и понять музыкальное произведение, ибо «проанализировать» глазами нотный текст, не умея внутренне вслушаться в музыку-значит заниматься бесполезным делом.
Поэтому задача педагогов и состоит в том, чтобы, развивая музыкальные способности ребенка, научить его не только слушать и слышать музыку, но и как писал Б. Асафьев, перейти от «пассивного слушания к осознанному восприятию и к активному участию в работе над музыкальным материалом».
Существует распространённое мнение, что ребёнок, наделённый хорошим музыкальным слухом, уже талантлив.
Ведь он легко может заниматься музыкой в отличие от тех ребят, которым, по их мнению, «медведь на ухо наступил». Но за годы учёбы у «плохо слышащего» ребёнка могут развиться хорошие музыкальные способности.
Об этом говорил и Д.Б. Кабалевский. Он создал целую систему, которая доказывает, что заниматься музыкой можно и нужно любому ребёнку.
Замечательный венгерский композитор З.Кодаи как и Д.Б. Кабалевский придавал большое значение музыкальному воспитанию детей с разным уровнем музыкальных способностей.
Вот основное положение его системы: «Нет немузыкальных детей. Немузыкальные взрослые – это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита».
Воспитание слуховых качеств обучающихся является одной из главных задач в фортепианной педагогике. Музыкальный слух у учащихся должен развиваться на протяжении всех лет обучения.
Сам слух имеет сложную внутреннюю структуру. И умение различать звуки по высоте ещё не означает наличие именно музыкального слуха. Нужно помнить, что главной специфической особенностью музыкального слуха является способность «внутреннего представления» звука, проявляющегося в умении пропевать его «внутренним» голосом.
У одних детей музыкальный слух выражен более ярко, а у других слабее. Главное для педагога, прослушивающего ребёнка, постараться как можно точнее определить уровень развития слуха и музыкальных способностей, которые возможно развить во время занятий в музыкальном учреждении.
Музыкальный слух
Музыкальный слух – это способность человека воспринимать «музыкальную речь» и осознавать её образно-выразительный смысл. Эта способность основывается прежде всего на умении различать и воспроизводить относительную высоту музыкальных звуков. Развитие относительного слуха достигается активным слушанием музыки, игрой на различных инструментах, а также специальными занятиями сольфеджио. Реже встречающийся абсолютный слух правильнее было бы назвать абсолютной памятью на высоту звука. Люди, обладающие таким слухом, точно узнают высоту каждого отдельно взятого звука, не сравнивая его с каким-либо другим звуком. Для развития музыканта очень большое значение имеет внутренний слух-т.е. способность внутренне слышать музыку, а также умение мысленно воспроизвести её, читая ноты.
Музыкальный слух – это способность улавливать связь между звуками, запоминать, воспроизводить, воспринимать их не как случайные сочетания, а вникая в смысл, осознавать художественное содержание. Такой слух необходим каждому музыканту.
Мы знаем, что музыкальный слух – явление сложное, состоящее из взаимосвязанных компонентов. Различают несколько видов музыкального слуха:
- Абсолютный
- Относительный
- Внутренний
- Интонационный
- Ладовый
- Интонационный
- Ладовый
- Гармонический- -Полифонический
- Ритмический
- Темброво-динамический
- Фактурный
Абсолютный слух-это возможность безошибочно определять высоту
звука. Основой такой способности является сильное развитие долговременной памяти на тембр и высоту звуков. Традиционно считается, что такой вид музыкального слуха является врождённым и приобрести эту способность с помощью различных методик и упражнений невозможно. И всё же есть педагоги, которые считают, что этот дар можно развить. Исследования по данному вопросу продолжаются и окончательных утвердительных заключений всё-таки ещё нет.
Наличие абсолютного слуха не гарантирует музыканту стремительного и успешного исполнительского роста. И этот факт подтверждается множеством примеров.
Необходимо отметить, что такой слух не так часто встречается, и по наблюдениям только один из числа нескольких десятков профессиональных музыкантов является обладателем абсолютного слуха.
Относительный (интервальный) слух – это приобретённая способность определять, а затем и воспроизводить звуки интервалов и аккордов, предварительно сопоставляемых с каким -либо музыкальным эталоном. Тако тип музыкального слуха должен быть у любого музыканта, и он является определяющим.
Внутренний слух – это возможность слышать и сопоставлять музыкальные звуки по тексту или по памяти.
Мысленная работа с нотным текстом нового произведения, его предварительный анализ даёт очень хорошие результаты в процессе разучивания. Это отмечали многие крупные педагоги. Римский-Корсаков считал внутренний слух высшей музыкальной способностью.
Интонационный слух. Существуют две разновидности интонационного слуха:
Звуковысотный – слух, который даёт возможность, сопоставляя звуки со звуковысотной шкалой, узнавать какие это ноты, обеспечивая попадание в тон.
Мелодический – слух, который обеспечивает возможность полного восприятия мелодии, а не только её отдельных фрагментов.
Ладовый слух – обеспечивает умение слышать, разделять и определять ладово-тональные различия (например, устойчивость и неустойчивость разрешение или не разрешение) как в нотах по отдельности, так и в целых аккордах и созвучиях, или даже в отрезках мелодии. Но такое возможно только в определённом контексте.
Гармонический слух – это способность, которая позволяет слышать и гармонизовать различные созвучия и аккорды. Применить эту способность можно во время пения в хоре (при многоголосии) или в подборе аккомпанемента к какой-либо мелодии.
Задача педагога состоит в умении правильно подобрать методы и формы работы с детьми, чтобы все виды слуха развивались постоянно и комплексно.
Кроме вышеперечисленных видов слуха, существуют и другие виды.
Полифонический слух – способность разделять звуки в полифоническом многоголосии, а также способность разделять звуки разных инструментов, играющих в ансамбле одно и то же произведение.
Ритмический слух – способность физически чувствовать музыкальные звуки во времени и мгновенно их воспроизводить.
Темброво – динамический слух – эта способность даёт возможность различать окраску и характер звучания того или иного инструмента.
Фактурный слух – это возможность чутко улавливать все тонкости и нюансы фактуры произведения.
Основные методы и приёмы развития музыкального слуха.
Звуковысотный слух:
Многие пианисты сопровождают свою игру подпеванием – это означает, что фортепианное исполнительство как процесс создаёт благоприятные условия для музыкально-слухового восприятия и развития.
Пение – это естественный путь формирования звуковысотного слуха. 1. Воспроизведение голосом отдельных звуков в начальный период обучения. Интонирование голосом небольших гаммообразных последовательностей. Пропевание коротких мелодических отрывков из репертуара обучающихся. Транспонирование их в пределах возможного.
2. Произвольное дублирование голосом (пение вслух). Очень полезно сольфеджирование мелодии во время игры.
3. Пропевание одного из голосов 2-х, 3-х, или 4-хголосной фактуры с одновременным исполнением остальных голосов на фортепиано.
4. Чередование в ходе разучивания фортепианного произведения мелодических фраз, исполненных вокально, с фразами, исполняемыми на инструменте. Метод, который рекомендовал в своё время Г.Г.Нейгауз: «Два-три такта играйте, потом пойте, опять играйте, опять играйте, опять играйте, опять пойте».
5. Пропевание от начала до конца основных тем, мотивов произведения. Мелодический слух
Мелодический слух у учащихся фортепианного класса заметно улучшается в ходе исполнения кантиленной музыки различных жанров и стилей. Чтобы гибко, напевно, эмоционально проинтонировать мелодию музыканту надо обладать чутким, отзывчивым слухом. В распоряжении педагога- пианиста имеется ряд практических приёмов и методов, помогающих развить и укрепить мелодический слух. 1. Проигрывание на инструменте мелодического рисунка пьесы отдельно от партии сопровождения. Это, с одной стороны, эффективный метод пианистической работы, а с другой – отличный метод развития мелодического слуха.
2. Воспроизведение мелодии на фоне аккомпанемента более простого или, чтобы педагог играл сопровождение, а ученик играл мелодию). Учащийся в этом случае сразу представляет как должна звучать мелодия.
3. Исполнение на фортепиано отдельной партии аккомпанемента с одновременным пропеванием голосом мелодии вслух. Затем то же, но с пропеванием мелодии «про себя» - т.е. активным внутреннеслуховым переживанием – осмыслением её.
4. Максимально детализированная работа над фразировкой музыкального произведения, тщательна звуковая выделка и оттачивание мелодической фразы. Это укрепляет
(профессионализирует) мелодический слух, оказывает помощь в воспитании учащегося.
Полифонический слух
Под полифоническим слухом подразумевается музыкальный слух в его проявлении по отношению к фактуре, образованной, как минимум, двумя голосами. Воспитание полифонического слуха – один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания.
Методы (наиболее эффективные):
1. Проигрывание поочерёдно и по отдельности каждого из голосов полифонического произведения. Осмысление их мелодической самостоятельности.
2. Проигрывание отдельных пар голосов. Требование при этом прежнее – выявление индивидуальной мелодико-тематической характерности каждого голоса.
3. Совместное проигрывание (учитель-ученик) полифонического произведения по голосам, по парам голосов.
4. Пропевание вслух или «про себя» одного из голосов полифонического произведения, играя одновременно другие голоса на фортепиано.
5. Исполнение вокальным ансамблем (учитель-ученик) голосов полифонического произведения.
6. Проигрывание полифонического произведения с концентрацией внимания на каком-либо одном голосе при намеренном затушёвывании, приглушении остальных голосов (метод, рекомендовавшийся А.Б.Гольденвейзером, Г.Г.Нейгаузом и рядом других выдающихся педагогов).
Гармонический слух
Гармоническим слухом называют музыкальный слух и его проявления по отношению к созвучиям, комплексам звуков различной высоты в их одновременном сочетании.
1. Проигрывание музыкального произведения в замедленном темпе, сопровождающееся напряжённым, интенсивным вслушиванием во все гармонические модификации, чередования-смены звуковых структур.
2. Разбор тонального плана, его анализ. Прослушивание гармонической основы.
3. Проигрывание мелодии с гармоническим сопровождением.
Тембро-динамический слух
Фортепиано – это инструмент тембро-динамического потенциала. Колоссальные возможности динамики, огромный диапазон, педали, позволяющие создать разнообразные эффекты – всё это даёт основание говорить о тембро-динамической возможности игры на фортепиано. А.Г.Рубинштейн говорил: «Вы думаете, что рояль – это один инструмент, а это сто инструментов». Ф. Бузони подчёркивал, что рояль «великолепный актёр», что ему дано имитировать голос любого музыкального инструмента, подражать любой звучности. Музыкальный слух и его проявления по отношению к тембру и динамике называют тембро-динамическим. Тембро-динамический слух учащегося, его слуховое воображение во многом зависит от работы преподавателя.
Методы:
1. Определить, конкретизировать художественные требования к звуку.
2. Одним из наиболее эффективных методов является слово педагога. Звуки фортепиано могут быть тёплыми и холодными, мягкими или острыми, светлыми или тёмными. Всё это надо образно пояснять, дать почувствовать ученику; иначе игра рискует оказаться бедной, бескрасочной.
3. Работа с оттенками. Погружение в гармонию звуков. Поиск тончайших нюансов в исполнении.
4. Детализированное выявление тембро-динамических градаций в музыкальном произведении.
5. Мысленная «оркестровка» фортепианной фактуры, представление себе специфического звучания того или иного оркестрового инструмента. Таким путём достигается заострённость, конкретность тембро-динамических ощущений ученика. Тембро-динамический слух кристаллизуется и совершенствуется через стремление к воплощению в жизнь определённых художественно-изобразительных замыслов и идей.
Внутренний слух
Внутренний слух – понимание музыки как особой способности к представлению и переживанию её вне опоры на внешнее звучание, способности к мысленному представлению музыкальных тонов и их классическому определению.
Методы:
1. Подбор музыки по слуху. Подбор как особый вид пианистической деятельности исключительно полезен, поскольку со всей непреложностью требует от ученика ясных и чётких слуховых представлений.
2. Исполнение пьесы в замедленном темпе с установкой на предслышание (разведку слухом) последующего развёртывания музыки.
3. Проигрывание музыкального произведения способом «пунктира» - одну фразу вслух, другую «про себя», сохраняя в то же время ощущение непрерывности, слитности движения звукового потока.
4. Беззвучная игра на клавиатуре инструмента – это обостряет внутренний слух учащегося.
5. Прослушивание в записи произведения при одновременном прочитывании нотного текста.
6. Мысленное проигрывание музыкального произведения
(исполнение «про себя»). Учиться читать глазами нотный текст.
Заключение
Из вышесказанного можно сделать вывод, что само явление музыкального слуха чрезвычайно сложно и многогранно. Опыт показывает, что у одних учащихся при хорошем интонационном слухе слабее развито чувство метро -ритма, у других лучше развит гармонический слух, но менее чувствителен мелодический и т.д. Поэтому качество музыкального слуха определяется уровнем развития всех его форм и сторон. Воспитание и развитие музыкального слуха у учащихся является основной задачей в фортепианной педагогике – идти от слуха к движению, а не наоборот. «Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонацию и тембрально тонкий слух». Музыкальный слух учащегося фортепианного класса естественным образом развивается и совершенствуется в условиях соответствующего обучения. Преподаватель-пианист должен найти и применить эффективные методические приёмы и средства, с помощью которых, при необходимости, он может энергично воздействовать на этот процесс в сторону его интенсификации.
Список использованной литературы
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.М.,1971г.
2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию.Л.,1973г.
3. Милич Б.В. Воспитание ученика-пианиста.К., 1982г.
4. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984г.
5. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. К., 2001г.
Цай Елена Апрелевна
Преподаватель ГАПОУ «Приморский краевой колледж искусств» филиал в г.Находке
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.