Конспект урока по биологии
7 класс
Тема: «Отделы растений»
Форма проведения: урок-игра («Биологическое лото»)
Задачи. Обобщить и систематизировать знание признаков отделов растений, проверить уровень сформированности общеучебных умений сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, работать в малых группах, умений применять предметные знания для решения биологических задач.
Оборудование. Гербарные экземпляры: водоросли, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные. Рисунки с изображением половых клеток, цветка, растительной клетки. Интерактивная доска с системой оперативного контроля (пульты тестирования).
Примечание. Заранее класс делится на команды (по 4 – 5 человек), выбираются капитаны команд, для которых нужно приготовить бэйджи (см. файл «Бэйджи капитанов»).
Ход урока.
Введение.
Учащимся сообщается тема и цель урока, форма проведения, ход урока, правила игры и критерии определения победителя.
Побеждает та команда, которая быстрее составит из букв биологический термин. Термин у каждой команды состоит из 6 букв, поэтому командам нужно выполнить по 6 заданий. Если команда правильно выполнит задание, она получает одну букву из термина; если нет – пустую зеленую карточку (без буквы).
Термины можно выбрать произвольно, например, такие (см. файл «Буквы терминов»):
• Зигота
• Гамета
• Таллом
• Клетка
• Цветок
Каждой команде выдается карточка контроля (см. файл «Карточки контроля»), в которой капитан, члены команды и учитель оценивают выполнение заданий.
Выполнение заданий оценивает жюри, в которое приглашаются учителя биологии школы.
После выполнения каждого задания и сдачи их в жюри учитель обсуждает с учащимися правильные ответы.
Основная часть урока.
Задания командам.
Задание 1. «Найди ошибку» (см. файл «Задание 1. Найди ошибку»). Время выполнения – 3 минуты. Номера ошибочных утверждений сдать в жюри.
1. Гаметы – половые клетки.
2. У голосеменных семена лежат открыто на чешуйках шишек.
3. Папоротники размножаются спорами.
4. Цветковые имеют цветок, плод, семена.
5. Водоросли – низшие растения.
6. Водоросли могут быть только одноклеточными.
Задание 2. «Использование растений» (см. файл «Задание 2. Использование растений»). Время выполнения – 3 минуты. Напротив каждого утверждения написать название соответствующего отдела растения. Сдать в жюри.
|
|
|
|
|
|
1. Выделяют особые вещества – фитонциды, убивающие микроорганизмы.
2. Используют в космических кораблях и на подводных лодках для восстановления нормального состава воздуха.
3. Участвуют в образовании торфа.
4. Споры используют в медицине в качестве детской присыпки.
5. В народной медицине из листьев готовят глистогонное средство.
6. Молодые сочные листья некоторых видов в Японии употребляют в пищу как салат.
Задание 3. «Выбери правильный ответ». Используется интерактивная доска (ИД) ACTIVboard (см. файл «Задание 3. Флип-чарт. Выбери правильный ответ»). Время выполнения – 3 минуты. Результаты тестирования будут отражены на ИД. Жюри определяет победителя.
Примечание. При отсутствии интерактивной доски учащиеся должны выполнить тест и ответы сдать в жюри (см. файл «Задание 3. Выбери правильный ответ»).
1. Голосеменные растения имеют:
а) семя и цветок
б) только семя
в) не имеют ни семени, ни цветка 2. К отделу покрытосеменных относят:
а) ламинарию
б) плаун
в) шиповник
3. Оплодотворение у папоротников осуществляется:
а) без участия воды
б) только в присутствии воды
в) при помощи ветра
4. Спорами размножаются:
а) клен
б) кукушкин лен
в) фасоль
5. В половом размножении растений принимают участие:
а) гаметы
б) клетки листа
в) корень
6. Тело хвоща состоит из:
а) стебля и корней
б) стебля и листьев
в) стебля, листьев, корней
Физкультминутка. Учителем называются органы цветкового растения, а ученики выполняют соответствующие движения (3 -4 раза):
корень – приседание стебель – вращение туловища листья – руки в стороны
цветок – руки вверх
Задание 4. «Назови отделы растений» (см. файл «Задание 4. Назови отделы растений»). Время выполнения – 3 минуты. Напротив каждого растения написать название отдела, к которому оно относится. Сдать в жюри.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Лиственница.
2. Улотрикс.
3. Хвощ полевой.
4. Сосна.
5. Орляк.
6. Гвоздика.
7. Плаун булавовидный.
8. Ламинария.
9. Липа.
10. Кедр.
11. Хламидомонада.
Задание 5. «Кроссворд» (см. файл «Задание 5. Кроссворд»). Время выполнения – 4 минуты. Команды должны разгадать кроссворд и сдать в жюри. Правильные ответы проверяются на интерактивной доске.
1. Растение, которое по преданию цветет в ночь Ивана Купалы.
2. Торфяной мох.
3. Процесс образования органических веществ в хлоропластах на свету.
4. Многоклеточная водоросль в виде длинных шелковистых нитей.
5. Яйцеклетка, сперматозоид.
6. Хвойное дерево, игловидные листья которого располагаются по 2.
7. Нитеобразные выросты – служат для прикрепления к грунту или подводным скалам.
8. Орган семенного размножения покрытосеменных растений.
Задание 6. «Работа с гербарным материалом». Время выполнения – 4 минуты. Команды получают по 2 гербария. Определяют растения по следующему плану (см. файл «Задание 6. Работа с гербарным материалом»). Ответы сдают в жюри.
ПЛАН ОТВЕТА
1. Назовите отдел растений.
2. Представитель данного отдела.
3. Высшие или низшие растения, почему?
Примечание. Жюри подводит итоги и определяет победителя по наибольшему количеству букв, полученных командами за правильно выполненные задания.
Задание 7. «Дополнительное». После выполнения 6 заданий каждая команда из букв, полученных за правильные ответы, составила биологический термин. Объект, который соответствует данному термину, капитан команды должен обнаружить среди предложенного набора, продемонстрировать всем и вместе с командой составить краткий рассказ от его «лица».
Заключительная часть урока. Капитаны команд сдают карточки контроля. Учитель подводит итоги урока.
Карточки контроля
ГРУППА № 1
№ |
Фамилия, имя |
|
|
задания |
|
|
|
оценка |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГРУППА № 2
№ |
Фамилия, имя |
|
|
задания |
|
|
|
оценка |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГРУППА № 3
№ |
Фамилия, имя |
|
|
задания |
|
|
|
оценка |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГРУППА № 4
№ |
Фамилия, имя |
|
|
задания |
|
|
|
оценка |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГРУППА № 5
№ |
Фамилия, имя |
|
|
задания |
|
|
|
оценка |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.