Тип урока: Интегрированный урок с использованием информационных технологий
Оборудование. ПК, медиапроектор, экран, презентация (в программе Power Point), плакаты, рисунки, таблицы и схемы, иллюстрирующие происхождение человека и рас. Информационный лист, сигнальные карточки, схемы и тексты (см. Приложения)
Цель урока: Изучить особенности современного этапа эволюции человека, появления рас и несостоятельность теории расизма.
Задачи урока:
Если я чем-то на тебя не похож,
я этим не оскорбляю тебя,
а напротив, одобряю.
А. де Сент-Экзюпери
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Постановка целей урока совместно с учащимися, структуры занятия, формы его проведения.
II. Активизация познавательной деятельности.
Костер, похрустывая ветками,
Мне память тайную встревожил, –
Он был зажжен в пещерах предками
У горно-каменных подножий.
Как трудно было им, «единственным»,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной
Не обустроенной планете.
Быть может, там был каждый гением
(Бездарность выжила б едва ли),
С таким бессмертным удивлением
Они нам землю открывали.
На них презрительными мордами,
Как на случайное уродство,
Посматривали звери, гордые
Своим косматым первородством.
Мы стали опытными, взрослыми,
А предки шли призывниками,
Как смертники, в разведку посланные
Предшествующими веками.
Еще не поклонялись идолам,
Еще анналов не писали...
А Прометей был после выдуман –
Огонь они добыли сами.
Ø О
каких особенностях эволюционного становления человека говорится в этом
стихотворении?
(Беседа с учащимися о выделении человека из животного мира, эволюции предков
человека, роли биологических и социальных факторов в становлении человека
современного типа).
III. Проведение конференции (использование слайдов презентации «Современный этап эволюции человека»).
Учитель. Мы с вами живем в очень непростое время. Конституция практически любой страны запрещает дискриминацию людей по расовым или национальным признакам. В нашей печати иногда появляются статьи, в основе которых лежит вопрос: «Какая нация мешает благоденствию России?»
Национальный вопрос – один из сложнейших в социологии и политике, но каждому рано или поздно приходится определить в нем свою позицию. Четкая гражданская позиция появляется не на пустом месте. Она основывается на знаниях.
Сегодня мы попытаемся ответить на следующие вопросы:
ü «Что такое расы?»,
ü «Как они формировались?»,
ü «Стоит ли делить людей по расовым признакам?» (Слайд №3)
(Учитель напоминает правила работы с информационным листом – Приложение 1.)
В современных учебниках дается такое определение:
«Расы – это исторически сложившиеся в определенных географических условиях группы людей, обладающих некоторыми общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками» (Слайд №4)
По морфологическим признакам традиционно выделяют три основные расы: европеоидную, австрало-негроидную и монголоидную. Между представителями разных рас имеются и физиологические различия по таким параметрам, как интенсивность потоотделения, уровень холестерина в крови и др. Однако расы не различаются по числу хромосом (у каждого человека их 46), уровню развития мозга, соотношению лицевого и мозгового отделов, строению конечностей. В смешанных браках представителей разных рас рождаются полноценные здоровые дети (Слайд №5)
На протяжении длительного времени в антропологии господствовали представления о большой значимости основных расовых признаков и о роли естественного отбора в их формировании. Применение методов молекулярной генетики значительно изменило представления о расах и расогенезе.
В антропологии существуют три основных подхода к классификации рас:
а) без учета происхождения;
б) с учетом происхождения и родства;
в) на основе популяционной концепции (Слайд №6)
На нашей конференции присутствует группа антропологов, которые и ознакомят нас с каждой классификацией рас.
Ø 1-й антрополог. В первой классификации (без учета происхождения) выделяют три крупные расы, которые включают в себя 22 малые, часть из которых – переходные.
Схему расовой классификации изображают в виде круга. Само существование переходных рас свидетельствует, с одной стороны, о динамизме расовых признаков, а с другой – об условности деления человечества даже на большие расы. Переходные малые расы совмещают в себе не только морфологические признаки, но и генетические характеристики больших. Отсюда можно сделать вывод, что малые расы либо возникли в результате смешанных браков (гибридогенны), либо сохранили более древние черты, существовавшие еще до формирования больших рас (Слайд №7)
Ø 2-й антрополог. При подходе, учитывающем степень родства рас, их классификация изображается в виде эволюционного древа с коротким стволом и расходящимися ветвями (Слайд №8) В основе этой классификации лежит выделение признаков архаичных (древних) и эволюционно молодых отдельных рас. Такое разделение морфологических признаков спорно и субъективно. Как судить, продвинут признак или архаичен, хорошо это или плохо? Например, эпикантус – кожная складка на веке. Что это: очень древний признак, который сохранился только у монголоидов и исчез у представителей других рас, или, напротив, новообразование, которого не было у предковых форм и которое появилось у монголоидов в связи с жизнью в условиях частых песчаных бурь? Эти вопросы показывают, как несовершенна такая классификация.
3-й антрополог.
Ø Популяционная концепция в классификации рас основывается на данных палеоантропологических исследований. Они показывают, что вплоть до верхнего палеолита практически нигде не были сформированы расовые типы человека, с которыми были бы генетически связаны современные большие расы (Слайд №9)
Ø В современном отечественном расоведении господствует популяционная концепция расы. Согласно ей, раса — это совокупность популяций, а не индивидуумов. Раса рассматривается как самостоятельное образование, имеющее свою собственную структуру. Признаки в пределах расы складываются в иные сочетания по сравнению с индивидуумом.
IV. Морфологические признаки рас (Работа в группах)
Три из четырех групп учащихся, используя портреты представителей трех основных рас (Приложение 2), определяют их характерные морфологические признаки. Ученики записывают признаки в таблицу информационного листа.
Ребята из четвертой группы работают с дополнительной литературой и текстами Приложения 3, а при обсуждении уточняют и дополняют ответы других групп и делают выводы:
– всех людей можно отнести к трем основным расам;
– большие расы не однородны по своим морфологическим признакам и делятся на
малые расы.
Используя Информационный лист, учащиеся знакомятся со схемой классификации современного человека по расам, а также формулируют и записывают в информационном листе вывод: «В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки».
Затем учащиеся самостоятельно, используя статью учебника, выявляют приспособительный характер других морфологических признаков. Данные заносятся в таблицу «Характеристика больших человеческих рас».
После доказательства адаптивного значения морфологических
признаков на ранних стадиях развития человека учитель предлагает
проанализировать значение этих признаков в настоящее время и подумать о
перспективах эволюции и слияния рас.
Учащиеся формулируют и записывают в информационном листе вывод:
«Основные факторы расогенеза – это наследственная изменчивость, естественный
отбор и изоляция».
Учитель. Итак, мы познакомились с некоторыми точками зрения на механизмы формирования рас. Очевидно, что человечество образует единый вид Homo sapiens, а расовые признаки имеют адаптивный характер. Они не затрагивают того, что отличает человека от животных – способности к абстрактному мышлению и самопознанию, связанной с функциями мозга. Философы определяют человека как «материю, познающую самое себя».
ü Как же относиться к людям, пропагандирующим национализм и расизм?
Индивидуальное задание сообщение учащегося.
Учитель. После всего сказанного остается только добавить, что не случайно Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) начал специальную программу по развитию толерантности в обществе. С помощью Фонда «Холокост» и посольства Швеции в России проведены семинары по проблемам воспитания толерантности (Слайд №16)
Трудное слово «толерантность» означает терпимость. И хотя «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения…», оно не сможет обеспечить выполнение этих гарантий без активного участия в их выполнении каждого гражданина.
Статья 19.2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения…
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности…
Конституция Российской Федерации
V. Закрепление знаний
Учитель проводит графический диктант «Расы человека».
Выполняло работу |
«5» |
«4» |
«3» |
Успеваемость |
Качество |
СОУ |
16 |
2 |
11 |
3 |
100 |
81 |
0,36 |
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
XX в. ушел в прошлое, началось третье тысячелетие новой эры. Человеку на таком историческом рубеже свойственно подводить итоги прожитого, оценивая настоящее, заглядывать в будущее.
Не насыщая пищей чрева,
Жует себя двадцатый век
И рубит, рубит жизни древо,
Как беспощадный человек.
Великий разум! Запрети ты
Рубить хотя последний сук.
М.Дудин
Двадцатый век впервые в истории человечества породил глобальный экологический кризис. Это вызов всему человечеству, проверка способности людей, принадлежащих к разным расам, этносам, объединить усилия для спасения планеты. Только объединение всего человечества вокруг глобальных экологических проблем может позволить их решить.
Домашнее задание
1.
Учебник, статья “Человеческие расы...”, §15.4.
2. Ответьте письменно на следующие вопросы.
3. Подумайте, почему ни одна из рас не достигла в своем обособлении уровня вида.
Приложение 1.
Информационный лист
Фамилия, имя _____________________________________________________________________________________
Тема урока__________________________________________________________________________________________
1. Основные понятия
Расы – исторически сложившиеся в определенных географических условиях группы людей, обладающих некоторыми общими наследственно обусловленными морфологическими и физиологическими признаками.
Расоведение – наука, изучающая расовые особенности, их происхождение, формирование и историю.
Расизм – реакционная теория о разделении человечества на «высшие» и «низшие» расы.
Нация – совокупность граждан одного государства.
Метизация – смешение рас.
Мулаты – представители смешанного расового типа, потомки от браков между европеоидным и негроидным населением.
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению…
2. Характеристика больших человеческих рас. (Заполните таблицу)
Морфологические особенности |
Расы |
Значение признаков |
||
Австрало-негроидная |
Европеоидная |
Монголоидная |
||
Лицо |
|
|
|
|
Нос |
|
|
|
|
Губы |
|
|
|
|
Разрез и цвет глаз |
|
|
|
|
Волосы |
|
|
|
|
Цвет кожи |
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.