Музыка — один из видов искусства. Она, подобно живописи, театру, поэзии - является художественным (образным) отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Велика её роль в социальной действительности. Поэтому ни в далёком прошлом, ни в настоящее время мы не знаем общества, в котором музыка не играла бы важной роли в его жизни.
Музыка — один из видов искусства. Она, подобно живописи,
театру, поэзии является художественным (образным)
отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей,
пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает
общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни.
Велика её роль в социальной действительности. Поэтому ни в
далёком прошлом, ни в настоящее время мы не знаем общества,
в котором музыка не играла бы важной роли в его жизни.
Каждое искусство говорит на своём языке. Музыка — язык
звуков и интонаций — отличается особой эмоциональной
глубиной. Именно эмоциональная сторона содержания музыки и
ощущается слушателем в первую очередь.
Музыка замечательно точно рисует и человеческие характеры,
обладает звукоизобразительными возможностями.
Музыка несет в себе целостное миросозерцание. Возьмём, к
примеру, произведения А. Н. Скрябина. Его музыка — словно в
блеске огня, в полёте к свету, в одухотворённых предчувствиях
и притяжении к мерцающим звёздам. Совершенно иное
мироощущение в трагедийной музыке Д. Д. Шостаковича,
пронизанной пафосом борьбы с социальным злом — с
косностью, тупостью, со страшными силами фашизма.
Целостное, каждый раз своеобразное мировоззрение
пронизывает музыку всех крупных композиторов.
Маленький ребёнок, начиная своё знакомство с музыкой сотносительно простых мелодий, пробуждающих в нем чувство
радости, стремления двигаться, улыбаться, незаметно для себя
оказывается на пути, который приведет его к пониманию всего
лучшего, что передумало и пережило человечество. Пройти
данный путь человеку позволяет тесная связь музыки с жизнью,
с другими видами искусства.
Что такое, например, песня, как не единство поэзии и музыки?
Балет — единство музыки и хореографии.
Опера, в сущности своей, есть синтез драматургии,
изобразительного искусства и музыки.
Программная музыка нередко воспроизводит в звуках сюжет,
знакомый слушателям из произведений литературы, живописи и
других видов искусства.
Инструментальная музыка, реально отделившись от иных
искусств, сохраняет внутренние связи с ними. Так, например, в
эпоху барокко музыка многое переняла от ораторского
искусства, в эпоху классицизма — от театра, в период
романтизма — от поэзии, в XX в. — от искусства кино.
Современное музыкальное искусство очень многообразно: оно
включает в себя различные музыкальные жанры,
индивидуальные, национальные и исторические стили,
музыкальный язык.Для того, чтобы сочинить музыкальное произведение,
необходимо владеть музыкальным языком, ощущать его
выразительные и формообразовательные возможности. Нужно
чувствовать и законы жанра. От лёгкой развлекательной песни
слушатель вправе ждать быстрой запоминаемости напева,
определённой и ясной эмоции. В симфонии же нужно
настроиться на то, чтобы воспринимать ход музыкальных
мыслей во всей сложности их взаимодействий. В различных
жанрах вокальной, инструментальной, хоровой, симфонической
музыки — свои особенности формы и содержания. В XX в. к
фольклору и профессиональной музыке добавились особые
виды, например джаз. Некоторые современные композиторы
стремятся в своих сочинениях к взаимодействию и синтезу этих
различных ответвлений музыки.
Изначально, композитор и исполнитель объединялись в одном
лице.
К настоящему времени произошло их размежевание:
композитор сочиняет произведение и записывает его,
исполнитель же, опираясь на нотный текст, старается понять
художественный смысл произведения, истолковать его и
воплотить в живом звучании. Исполнитель при этом не меняет в
тексте ни одного звука. Но в его распоряжении — гибкая
система исполнительских средств, позволяющих запечатлевать
множество различных прочтений произведения. Такая
дифференциация композиторской и исполнительскойдеятельности обеспечила сочинениям долгую жизнь в
исполнительских интерпретациях. Иногда произведения
приспосабливаются для разных исполнительских составов, в их
текст вносятся незначительные либо существенные изменения.
При этом иногда радикально меняется жанр и стиль
произведения. Так, например, оперу Ж. Визе «Кармен»
советский композитор Р. К. Щедрин превратил в балет и в
современно звучащую оркестровую сюиту.
В античной, средневековой, в современной музыкальной
культуре Востока, а также в фольклоре, джазе нет столь
резкого разделения композиторского и исполнительского
творчества. В основе их лежит импровизация.
Слушатель тоже не сразу отошёл от исполнительства и сел в
кресло концертного или оперного зала. В музыке первобытных
народов, в утонченном искусстве мадригала XVI в., в
фольклоре, в бытовом и массовом пении наших дней нет такого
обособления слушателей: каждый в той или иной степени
принимает участие в коллективно творимой или исполняемой
музыке. Но, со временем отойдя от творчества и исполнения,
слушатель сохранил с ними внутренние связи. Восприятие
музыки развёртывается в его психике как активный духовный
процесс.
Услышать музыку — значит проникнуть в ее смысл, в её
художественный мир. Но путь к смыслу пролегает через
звуковую форму. Как она различна в русской песне, внегритянском блюзе, в японской музыке «гагаку», в полифонии
эпохи Возрождения, в классической симфонии, в джазе, в
произведениях П. И. Чайковского, И. Ф. Стравинского,
Шостаковича! Музыкальный язык, на котором слушатель
воспитан с детства, кажется самым приятным, лёгким,
красивым и понятным. В неодинаковой слуховой освоенности
музыки — одна из причин различий в восприятии.
Но предположим, что все слушатели проникли в содержание
произведения. Одинаково ли оно будет воспринято в этом
случае? Конечно, нет. Ведь все люди различны по складу
характера, психике. В неисчерпаемой сокровищнице
музыкальной культуры слушатели выделяют наиболее близкие и
понятные им произведения.
Восприятие художественного произведения может быть и
относительно полным, и обеднённым, искажённым.
Приходилось ли вам наблюдать, как при демонстрации
замечательного фильма в самые трагические и возвышенные
моменты в зале вдруг раздаются неуместные смешки? Подобное
отсутствие контакта с духовной глубиной произведения бывает
и в музыке. Музыкальные произведения различаются смысловой
значительностью. Например, музыка пьесы какогонибудь
популярного ансамбля ярка, зажигательна, ей хочется
подпевать и двигаться в такт. А вот звучит 6я симфония
Чайковского. Открывается она глухим, мрачным, как ночь,
речитативом. Как непохоже это начало на шумную и
напряжённую игру ансамбля! Вполне возможно, что некоторымслушателям оно покажется даже бесцветным и скучным.
Однако симфония постепенно и незаметно втягивает их в своё
трагическое содержание, раскрывая перед ними всю глубину
характера своего героя.
Серьёзная музыка требует иных установок восприятия, чем
музыка повседневного быта и эстрады. Ждать от кантат И. С.
Баха или симфоний Л. Бетховена только лишь весёлых мелодий
и приятного настроения — равносильно тому, чтобы
настраиваться на лёгкие приключения или детективную
занимательность сюжета при чтении шедевров художественной
литературы.
Общение с музыкой вырабатывает вкус — способность
непосредственным чувством определять художественную
значимость музыки. Поэтому необходимо воспитывать свою
музыкальную любознательность, расширять круг музыкальных
пристрастий, распространяя их на новые жанры и стили. Вместе
с некоторой дозой недоверия к своему вкусу, размышлениями о
прослушанном, чтением книг о музыке это поможет вам в
становлении музыкального восприятия и приобщит к думам и
чувствам человечества, воплощённым в музыкальном
произведении.