Музыка

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 13.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Музыка — один из видов искусства. Она, подобно живописи, театру, поэзии - является художественным (образным) отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Велика её роль в социальной действительности. Поэтому ни в далёком прошлом, ни в настоящее время мы не знаем общества, в котором музыка не играла бы важной роли в его жизни.
Иконка файла материала 1.docx
Музыка — один из видов искусства. Она, подобно живописи,  театру, поэзии ­ является художественным (образным)  отражением жизни. Музыка служит взаимопониманию людей,  пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает  общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. Велика её роль в социальной действительности. Поэтому ни в  далёком прошлом, ни в настоящее время мы не знаем общества,  в котором музыка не играла бы важной роли в его жизни.  Каждое искусство говорит на своём языке. Музыка — язык  звуков и интонаций — отличается особой эмоциональной  глубиной. Именно эмоциональная сторона содержания музыки и ощущается слушателем в первую очередь.  Музыка замечательно точно рисует и человеческие характеры,  обладает звукоизобразительными возможностями.  Музыка несет в себе целостное миросозерцание. Возьмём, к  примеру, произведения А. Н. Скрябина. Его музыка — словно в  блеске огня, в полёте к свету, в одухотворённых предчувствиях  и притяжении к мерцающим звёздам. Совершенно иное  мироощущение в трагедийной музыке Д. Д. Шостаковича,  пронизанной пафосом борьбы с социальным злом — с  косностью, тупостью, со страшными силами фашизма.  Целостное, каждый раз своеобразное мировоззрение  пронизывает музыку всех крупных композиторов.  Маленький ребёнок, начиная своё знакомство с музыкой сотносительно простых мелодий, пробуждающих в нем чувство  радости, стремления двигаться, улыбаться, незаметно для себя  оказывается на пути, который приведет его к пониманию всего  лучшего, что передумало и пережило человечество. Пройти  данный путь человеку позволяет тесная связь музыки с жизнью,  с другими видами искусства.  Что такое, например, песня, как не единство поэзии и музыки?  Балет — единство музыки и хореографии.  Опера, в сущности своей, есть синтез драматургии,  изобразительного искусства и музыки.  Программная музыка нередко воспроизводит в звуках сюжет,  знакомый слушателям из произведений литературы, живописи и других видов искусства.  Инструментальная музыка, реально отделившись от иных  искусств, сохраняет внутренние связи с ними. Так, например, в  эпоху барокко музыка многое переняла от ораторского  искусства, в эпоху классицизма — от театра, в период  романтизма — от поэзии, в XX в. — от искусства кино.  Современное музыкальное искусство очень многообразно: оно  включает в себя различные музыкальные жанры,  индивидуальные, национальные и исторические стили,  музыкальный язык.Для того, чтобы сочинить музыкальное произведение,  необходимо владеть музыкальным языком, ощущать его  выразительные и формообразовательные возможности. Нужно  чувствовать и законы жанра. От лёгкой развлекательной песни  слушатель вправе ждать быстрой запоминаемости напева,  определённой и ясной эмоции. В симфонии же нужно  настроиться на то, чтобы воспринимать ход музыкальных  мыслей во всей сложности их взаимодействий. В различных  жанрах вокальной, инструментальной, хоровой, симфонической  музыки — свои особенности формы и содержания. В XX в. к  фольклору и профессиональной музыке добавились особые  виды, например джаз. Некоторые современные композиторы  стремятся в своих сочинениях к взаимодействию и синтезу этих различных ответвлений музыки.  Изначально, композитор и исполнитель объединялись в одном  лице.  К настоящему времени произошло их размежевание:  композитор сочиняет произведение и записывает его,  исполнитель же, опираясь на нотный текст, старается понять  художественный смысл произведения, истолковать его и  воплотить в живом звучании. Исполнитель при этом не меняет в тексте ни одного звука. Но в его распоряжении — гибкая  система исполнительских средств, позволяющих запечатлевать  множество различных прочтений произведения. Такая  дифференциация композиторской и исполнительскойдеятельности обеспечила сочинениям долгую жизнь в  исполнительских интерпретациях. Иногда произведения  приспосабливаются для разных исполнительских составов, в их  текст вносятся незначительные либо существенные изменения.  При этом иногда радикально меняется жанр и стиль  произведения. Так, например, оперу Ж. Визе «Кармен»  советский композитор Р. К. Щедрин превратил в балет и в  современно звучащую оркестровую сюиту.  В античной, средневековой, в современной музыкальной  культуре Востока, а также в фольклоре, джазе нет столь  резкого разделения композиторского и исполнительского  творчества. В основе их лежит импровизация.  Слушатель тоже не сразу отошёл от исполнительства и сел в  кресло концертного или оперного зала. В музыке первобытных  народов, в утонченном искусстве мадригала XVI в., в  фольклоре, в бытовом и массовом пении наших дней нет такого  обособления слушателей: каждый в той или иной степени  принимает участие в коллективно творимой или исполняемой  музыке. Но, со временем отойдя от творчества и исполнения,  слушатель сохранил с ними внутренние связи. Восприятие  музыки развёртывается в его психике как активный духовный  процесс.  Услышать музыку — значит проникнуть в ее смысл, в её  художественный мир. Но путь к смыслу пролегает через  звуковую форму. Как она различна в русской песне, внегритянском блюзе, в японской музыке «гагаку», в полифонии  эпохи Возрождения, в классической симфонии, в джазе, в  произведениях П. И. Чайковского, И. Ф. Стравинского,  Шостаковича! Музыкальный язык, на котором слушатель  воспитан с детства, кажется самым приятным, лёгким,  красивым и понятным. В неодинаковой слуховой освоенности  музыки — одна из причин различий в восприятии.  Но предположим, что все слушатели проникли в содержание  произведения. Одинаково ли оно будет воспринято в этом  случае? Конечно, нет. Ведь все люди различны по складу  характера, психике. В неисчерпаемой сокровищнице  музыкальной культуры слушатели выделяют наиболее близкие и понятные им произведения.  Восприятие художественного произведения может быть и  относительно полным, и обеднённым, искажённым.  Приходилось ли вам наблюдать, как при демонстрации  замечательного фильма в самые трагические и возвышенные  моменты в зале вдруг раздаются неуместные смешки? Подобное отсутствие контакта с духовной глубиной произведения бывает  и в музыке. Музыкальные произведения различаются смысловой значительностью. Например, музыка пьесы какого­нибудь  популярного ансамбля ярка, зажигательна, ей хочется  подпевать и двигаться в такт. А вот звучит 6­я симфония  Чайковского. Открывается она глухим, мрачным, как ночь,  речитативом. Как непохоже это начало на шумную и  напряжённую игру ансамбля! Вполне возможно, что некоторымслушателям оно покажется даже бесцветным и скучным.  Однако симфония постепенно и незаметно втягивает их в своё  трагическое содержание, раскрывая перед ними всю глубину  характера своего героя.  Серьёзная музыка требует иных установок восприятия, чем  музыка повседневного быта и эстрады. Ждать от кантат И. С.  Баха или симфоний Л. Бетховена только лишь весёлых мелодий и приятного настроения — равносильно тому, чтобы  настраиваться на лёгкие приключения или детективную  занимательность сюжета при чтении шедевров художественной  литературы.  Общение с музыкой вырабатывает вкус — способность  непосредственным чувством определять художественную  значимость музыки. Поэтому необходимо воспитывать свою  музыкальную любознательность, расширять круг музыкальных  пристрастий, распространяя их на новые жанры и стили. Вместе с некоторой дозой недоверия к своему вкусу, размышлениями о  прослушанном, чтением книг о музыке это поможет вам в  становлении музыкального восприятия и приобщит к думам и  чувствам человечества, воплощённым в музыкальном  произведении.