Райкова Лариса Сергеевна,
преподаватель музыкально-теоретических
дисциплин ГПОАУ АО
«Амурский педагогический колледж»
Сценарий «Музыка и живопись».
Действующие лица: фея искусств – Муза;
юный музыкант;
юный художник.
(на сцене играет оркестр, выходят музыкант и художник и спорят)
Музыкант: Смотри, как играет оркестр! Музыка – это самое лучшее, что есть на свете!
Художник: А я тебе говорю, что живопись – самое прекрасное искусство!
Музыкант: А я говорю, что музыка! Да что я с тобой разговариваю? Ведь слово «художник» от слова «худо»!
Художник: А музыкант…
(выходит Муза и прекращает их спор)
Муза: Что здесь за шум? О чём вы здесь спорите?
Музыкант: Да я ему объясняю, что лучше музыки на свете ничего нет!
Художник: А говорю, что лучше живописи!
Муза: Ну какие глупости вы говорите! Нет, конечно, искусство – это прекрасная и безграничная область человеческой жизни, но так как вы, спорить нельзя! Ведь каждый вид искусства хорош по-своему. Вот вы, например, сколько видов искусств знаете?
Художник: Архитектура.
Музыкант: Театр.
Художник: Скульптура.
Музыкант: Балет. Муза: Правильно, но все эти виды искусства знакомы друг с другом, они даже дружат! Вот, например, вы представляете себе театр без музыки, декораций и костюмов? – Нет? Потому что любой спектакль создают многие люди: композитор пишет музыку, а художник рисует декорации и конструирует костюмы.
Художник: Да, но ведь музыка не может показать людей, которые играют спектакль, а художник может их нарисовать!
Муза: Почему нет? Музыка тоже может «нарисовать» персонажей, и сейчас вы в этом убедитесь! Давайте послушаем пьесу, которая рисует сказочного персонажа Бармалея!
(концертный номер «Марш Бармалея»)
Муза: Эта пьеса нарисовала нам коварного и злого Бармалея. Вы, наверное, встречались с этим персонажем в мультфильме? Ну что, юный художник, ты смог представить под музыку этого персонажа?
Художник: Представил! Удивительно! Мне даже захотелось нарисовать его портрет!
Муза: Подожди, это ещё не всё! Послушайте ещё пьесы и попробуйте определить кого они изображают!
(звучит «Вальс Мальвины»)
Музыкант: Мне кажется, что это портрет какой – нибудь красивой девочки!
Муза: Да, эт портрет Мальвины – девочки с голубыми волосами! А следующая пьеса?
(звучит пьеса «Страшная история»)
Музыкант: Ой, как страшно! Наверное это портрет Кощея Бессмертного!
Муза: Может и Кощея, не знаю, музыка нарисовала нам страшную историю. Эта пьеса так и называется – «Страшная история»!
Художник: Ух ты, мне понравилось! А что ещё может изобразить музыка?
Муза: Музыка может изобразить природу и время года, и даже время суток! Например, существуют произведения с названиями «Утро», «Утреннее размышление», изображающие утреннее время суток. А для того, чтобы изобразить ночь, композитор называет свою пьесу «ноктюрном», что обозначает «ночная песнь». Понятно, что в такой пьесе мы представим тихую ночь, на небе много звёздочек, полная луна и где-то вдали тихонько трещит сверчок….
(концертный номер «Ноктюрн» Ф. Шопена)
Музыкант: Как же всё это интересно! А что ещё может….
Муза: Всему своё время! Это ты узнаешь чуть позже. А сейчас давайте отдохнём и посмотрим танец. Кстати, танец – это единственный вид искусства, который без музыки существовать не может.
(танец)
Музыкант: А ещё мне кажется, что музыка может передавать настроение, она может грустить и веселиться!
Художник: Нет, не может!
Музыкант: А говорю, что может!
Муза: Ну хватит вам спорить! Музыка действительно может передавать настроение. Вы когда-нибудь замечали, что наше настроение может изменяться в зависимости от настроения природы, то есть от погоды? Когда светит солнце, то и нам весело, а когда идёт дождь, то и у нас хмурое, печальное настроение. С утра солнце жарило изо всех сил, потом на горизонте появилась туча, тёмная и мрачная, и этой тучи испугались все: и деревья, и птицы, и люди. Почему мы об этом заговорили? Да потому что музыка, как и погода, очень влияет на наше настроение. А сейчас прозвучит пьеса «Дождик начался» и по названию понятно, какое настроение оно у вас вызовет.
(концертный номер)
Художник: Мне кажется, что это небольшой дождик, и после него обязательно появится красивая семицветная радуга!
Муза: Молодец! Ты правильно заметил про радугу, ведь не случайно семь цветов радуги сравнивают с семью нотами. Давайте вместе с ребятами из зала вспомним эти цвета и ноты!
(перечисляют ноты и цвета)
Художник: Интересно, а можно под музыку что-нибудь нарисовать?
Муза: Конечно можно! Вы знаете, что существует много картин, которые художники писали под звучание музыки. На них изображены и пейзажи, и портреты. Вот посмотрите, кто изображён на этих портретах? (показывает). Дорогой художник, я дарю тебе в коллекцию портреты композиторов Глазунова, Мусоргского, Глинки кисти художника Ильи Репина.
Художник: Спасибо большое! А я бы хотел под музыку изобразить картину природы, какой-нибудь пейзаж.
Муза: Ну давай мы тебе поможем в этом, сейчас я попрошу юного музыканта сыграть тебе что-нибудь.
(музыкант играет «Баркаролу» П. Чайковского, в это время художник рисует)
Художник: Да, как же это всё-таки здорово, музыка мне очень помогла найти долгожданный сюжет, я представил всплески воды, качающейся на воде лодки и изобразил на совей картине. Теперь я точно всегда буду рисовать под музыку!
Музыкант: А я когда буду слушать музыку, то обязательно буду рисовать в своём воображении разные картины, думать о чём она!
Муза: Молодцы, ребята! Никогда не переставайте развивать свой талант и интеллект! Помните, что в искусстве вы всегда найдёте много нового и интересного! Почаще ходите на концерты и выставки!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.