Музыка картины Сикстинская Мадонна

  • Домашняя работа
  • pdf
  • 30.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Услышать музыку картины может каждый - нужно только всмотреться и вслушаться. У великих полотен -звучит великая музыка: она созвучна образам картины, ее темпу, драматургии, динамике, характеру линии и штриха и, конечно, цветовому решению
Иконка файла материала Музыка картины Сикстинская Мадонна.pdf

Я часами глядел на мадонну,

Что бессмертье дала Рафаэлю,

На глаза

Не от них ли, бездонных,

Даже черствые души светлели,

Не сводили с нее взгляда, покуда,

Дымку облак накинув на плечи,

Как пригрезившееся чудо,

Мне шагнула Мадонна навстречу.

Не безгрешная та,

Не богиня, о которой земные не судят,

Просто мать.

И спросила о сыне, ею отданном людям.

Я не скрыл. Все, как есть, я ответил. К диким скалам его приковали.

Но огонь отвоеванный светит, прорезая полночные дали. О, смешные! Наивные твари,

Что ему учинили расправу.

Смерть такая – бессмертие дарит

Благодарны Вам люди, поверьте,

Преклоняют колени за сына. (А. Марков)

 

   "Сикстинская Мадонна" Рафаэля Санти (1483-1520).

 Это алтарная картина... Она была написана величайшим итальянским художником XVI века Рафаэлем Санти для собора и размещалась над алтарем. Что же изображено на картине?

Прежде всего, мы в театре и перед нами сцена. Взвился     вверх первый           занавес. Клубящееся белое облако сверху вниз и к нам несет на себе высокую молодую женщину в ярко-голубом плаще.        Это Мадонна,            Дева    Мария,            Богородица    с младенцем Христом на руках. Прижимая к себе, она держит на руках полуторалетнего голенького пухлого сына, толстощекого, взъерошенного. Он сидит на руках как в креслице,     по-взрослому            опираясь             на согнутую ногу. В глазах любопытство, взгляд           младенческий,          не        совсем осмысленный. Но мать полна тревоги. У неё чуть вытянутое прямоугольное лицо, мягко очерченный подбородок, схожее с лицом девушки      –          св.       Варвары,        но        более удлиненное. Небрежная женская прическа.

Глаза широко раскрыты и в них неуверенность, беспокойство, страх. Она несет ребенка, чтобы отдать его в жизнь, боль от того, что не во власти воспротивиться неизбежному, бессилие перед неотвратимым и вынужденное смирение. Красное платье сердечной тревоги, широкая свободная темно-синяя накидка в контраст красному и оттеняя его, нежный полупрозрачный шарф на плече, коричневый платок надувается ветром и охватывает мать по пояс и ребенка в единое целое. Высокая талия. Чуть согнутая в колене нога подчеркивает стройную фигуру. Облако времени несет мать и ребенка на нас.  

Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа – на страдание и муку.

                 Она        в       последний        раз        любовно        прижимает        его        к         себе.

             Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий.

Прекрасные глаза Марии печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка – отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. С какой стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремляется пристальный взгляд Марии, в котором читаешь вопрос:

                 «Не       ты        ли       тот,        кто       сделает        меня,        мать,        несчастной?!»

             Слева -  пожилой человек, старец в красивой одежде... Он,видимо, знатный человек... Он с волнением смотрит на Марию — это Папа Римский Сикст IV в роскошном парчовом облачении с тонзурой (остриженное место на макушке у католических духовных лиц - символ отречения от мирских интересов) в белой длинной рубашке и светло-коричневом саккосе (золотой парчовой мантии) с красным подбоем. Рядом, на бортике, его тиара (корона).   Земной владыка в волнении стоит перед Мадонной, с непокрытой головой, положив руку на сердце.

Справа - женщина... Она почему-то отвернулась!  Опираясь на вытянутую левую и

полусогнутую правую ногу с крутым бедром, стоит прелестная юная пухленькая девушка. Сквозь шарф и платок Варвары проступает крутая полнота её тела в туго охватывающей её одежде. В наряде Варвары – все краски картины, но доведённые до максимальной яркости. У нее квадратное лицо, острый подбородок, широко расставленные глаза, аккуратный прямой нос, короткая верхняя губа. Волосы перехвачены лентами. Одним словом, красавица. На ней солнечно-жёлтая кофточка, оставляющая наполовину открытыми плечи, пышная в рукавах, у локтей – ослепительно синяя. Серый узкий шарф, зелёная накидка, темная юбка. Она – в роли св. Варвары. (Ей приписывают дар спасать от внезапной и насильственной смерти. Может быть, Рафаэль предчувствовал свою короткую жизнь). Старик и девушка стоят лицом к лицу в метре друг от друга.  

Святая Варвара потупила очи, выражая покорность и благоговение перед образом Марии. 

            Кого ещё мы видим на картине?  

      Амурчиков. Детей внизу картины.  Они смотрят вверх. Два шаловливых херувима с недетской задумчивостью взирают на небо. Они  примут оставившую свою тленную земную оболочку душу, прожившую долгую жизнь бывшего пухленького малыша и он снова вольётся в бесконечный водоворот призрачных синих

небесных головок-душ.

         В своей картине Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства. А в сегодняшнее время есть такие матери, которые без зазрения совести оставляют своих детей в приютах, бросают на улицах, есть и такие, что ради своего спокойствия и будущего счастья хладнокровно, своими руками, убивают рожденное собой же маленькое существо.   Глядя на эту картину возникают разные чувства: Радость... Любование красотой...

Покой... Удивление... Восхищение...

Но все они созвучны настроению картины.

            Известный русский исследователь живописи Алпатов пишет об этой картине:  «Мелодически плавное течение линий придает «Сикстинской мадонне» исключительное обаяние. Нет возможности несколькими словами описать всё мелодическое богатство рисунка Рафаэля».

     Именно этот музыкальный термин более точно подходит к данному произведению искусства. Мелодически плавное течение линий... Мелодическое богатство рисунка...

          Можно сравнить линии и картину художника с напевной, плавной мелодией. Я думаю, что лучше всего подходит вступление к известному сочинению - «Аве, Мария» австрийского и немецкого композитора XIX в. Франца Шуберта. . Композитор передаёт движение в этой музыке: словно волны набегают, лёгкое покачивании, размеренность движения и в тоже время передаётся спокойствие и безмятежность. ... Напевность... Лиричность... Красота... -  её главное отличительное качество  

 

 

 

 

 

 

Безлепкина Полина, 5А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.       А если ты  был композитором, то какой бы ладкраску (мажор или минор) избрали для своего; музыкального произведения, прославляющего Деву Марию?

5.       Прочитай  ещё раз эпиграф. Мог ли написать эти стихи А.Толстой, если бы не было картины Рафаэля "Сикстинская Мадонна".

2. Образ Марии в музыке, живописи и литературе

 

Так сказал русский поэт  Василий  Жуковский  о выражении лица Мадонны.

 На Её лице ничего не выражено, то есть на нём нет выражения понятного, имеющего определённое имя; но в нём находишь в каком – то таинственном соединении всё: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, уже перешедшее за границу земного, следовательно, мирное, постоянное, не могущее уже возмутить ясности душевной. В Её глазах нет блистания…но в них есть какая-то глубокая , чудесная темнота; в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремлённый, но как будто видящий необъятное.

  

Задание:

1.Назови и выпиши  слова из этого текста, которые наиболее полно передают настроение картины.

  

Послушай музыку И.С.Баха (немец.1685-1750), Джулио Каччини (италь. 1551-1618), Франца Шуберта (австрийский комп.1797-1828) и Золтана Кодая (венгерский ком.18821967). Они все посвящены Деве Марии... и выражают светлую любовь к ней... Они все напевные...

Бах-Гуно. Слушать ЗДЕСЬ

Посмотри сюжет о том, как из прелюдии И.С.Баха появилось  

вокальное произведение Ave Maria композитора Гуно

 

Дж.Каччини. Слушать ЗДЕСЬ

З.Кодай. Слушать ЗДЕСЬ

  

 Ответь на вопросы:

2.Какие чувства передаёт музыка ?

3.Что их объединяет?

 Мадонна сходит с небес на землю, идет навстречу людям. Каким образом художник передает в картине движение?

При помощи изображения складок на одежде... Откинутый плащ... Вздымающееся над головой покрывало... Края занавеса откинуты... И край одежды Сикста тоже отогнут... Складки одежды Варвары плавно струятся...

Сейчас прозвучит только вступление к известному тебе сочинению - «Аве, Мария» австрийского и немецкого композитора XIX в. Франца Шуберта.

Послушай, как композитор передаёт движение в этой музыке: словно волны набегают, лёгкое покачивании, размеренность движения и в тоже время передаётся спокойствие и безмятежность. Послушай вступление ЗДЕСЬ.    Ответь на вопрос:

 4. Есть ли в этой музыке движение?

А теперь рассмотрим красочную палитру картины.  На  фоне голубого небо изображена фигура Мадонны.

 

Она идет по клубящимся облакам... По краям темнозеленый занавес. Синий плащ на Мадонне, золотисто- коричневое покрывало на голове... У старца тоже золотистый  цвет  одеяния... А у Варвары много красок в одежде... Рафаэль как бы повторяет в одежде Варвары все краски картины...

Ты внимательный зритель и верно смог  подметить особенности цветового решения картины.

Послушай  еще раз  четыре мелодии «Аве, Мария».  

 Ответь на вопросы:

5.    В  каком ладу композиторы их написали?  

6.    Совпадают ли твои  предположения о выборе лада с тем, что ты слышишь?

А теперь обрати внимание  на  младенца Христа, которого Мария держит на руках.

На многих иконах и картинах, изображающих Богоматерь с Младенцем, выражение лиц матери и ребенка одинаковы: либо суровы  и  сосредоточенны, либо безмятежны и задумчивы.  И Мадонна, и маленький Христос смотрят в одном направлении, на зрителей... Лицо Мадонны спокойное... Лицо Младенца выражает то ли испуг, то ли тревогу... У Него лицо взрослого человека... Он, наверное, предчувствует, что его в жизни ждёт много испытаний...

Задание:

7.    Определи,совпадают ли эмоциональные состояния дитя и матери на этой картине? Каково твоё мнение?

8.    Сопоставь язык музыки и живописи, выдели такие средства выразительности, как линия - мелодия; цвет - тембр; колорит -лад; ритм музыки - ритм изображения; форма - композиция.

3. Иконы Пресвятой  Богородицы. Презентация.

В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времён и народов создан вечный, чистый и благородный образ Матери Иисуса Христа  - Марии. Искренность, нежность, трепетное чувство любви, преклонение людей перед Небесной Заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращенные  к  Деве Марии.

Иконы делятся на несколько "видов"

Ора́нта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Духовное значение слова УМИЛЕНИЕ обозначает состояние человеческой души в момент соприкосновения его сердца с Благодатию Святаго Духа.

На иконах «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница», Божия Матерь изображена в торжественной позе с поднятой рукой, обращённой к Своему Сыну, как бы указывающей человечеству путь к спасению.

Сравни иконы неизвестных русских мастеров с картинами зарубежных художников, близкими по своему образному строю вокальным сочинениям  Дж. Каччини, И.-С.Баха, Ф.Шуберта, прославляющим Деву Марию.

 

 

















 

Картина Рафаэля

  


Характер музыкальных сочинений, распевность  мелодий, ровность ритма перекликаются с певучестью и размеренностью ритма в стихах, мягкостью плавных линий  рисунка, гармоний красок, стройностью композиций в картинах и иконах. За всем этим возникает ни  с  чем  не  сравнимое  святое  чувство любви к природе, человеку,  Богу.

 Глубина восприятия музыки  связывается с постижением  её художественного смысла через сопоставление с образами других видов искусства, с освоением её интонационнообразной природы и специфики как искусства временного.  

4. Задание 1

1.Сравни музыку произведений «Аве, Мария» с музыкой  «Богородице Дево, радуйся» П.Чайковского и С.Рахманинова.  В чём сходство и в чём различие? Смотри предыдущий урок.

2.В чём выражается общность языка различных видов искусства?