Музыка картины Сикстинская Мадонна
Оценка 5

Музыка картины Сикстинская Мадонна

Оценка 5
Домашняя работа
pdf
музыка
5 кл—7 кл
30.01.2021
Музыка картины Сикстинская Мадонна
Услышать музыку картины может каждый - нужно только всмотреться и вслушаться. У великих полотен -звучит великая музыка: она созвучна образам картины, ее темпу, драматургии, динамике, характеру линии и штриха и, конечно, цветовому решению
Музыка картины Сикстинская Мадонна.pdf

Я часами глядел на мадонну,

Что бессмертье дала Рафаэлю,

На глаза

Не от них ли, бездонных,

Даже черствые души светлели,

Не сводили с нее взгляда, покуда,

Дымку облак накинув на плечи,

Как пригрезившееся чудо,

Мне шагнула Мадонна навстречу.

Не безгрешная та,

Не богиня, о которой земные не судят,

Просто мать.

И спросила о сыне, ею отданном людям.

Я не скрыл. Все, как есть, я ответил. К диким скалам его приковали.

Но огонь отвоеванный светит, прорезая полночные дали. О, смешные! Наивные твари,

Что ему учинили расправу.

Смерть такая – бессмертие дарит

Благодарны Вам люди, поверьте,

Преклоняют колени за сына. (А. Марков)

 

   "Сикстинская Мадонна" Рафаэля Санти (1483-1520).

 Это алтарная картина... Она была написана величайшим итальянским художником XVI века Рафаэлем Санти для собора и размещалась над алтарем. Что же изображено на картине?

Прежде всего, мы в театре и перед нами сцена. Взвился     вверх первый           занавес. Клубящееся белое облако сверху вниз и к нам несет на себе высокую молодую женщину в ярко-голубом плаще.        Это Мадонна,            Дева    Мария,            Богородица    с младенцем Христом на руках. Прижимая к себе, она держит на руках полуторалетнего голенького пухлого сына, толстощекого, взъерошенного. Он сидит на руках как в креслице,     по-взрослому            опираясь             на согнутую ногу. В глазах любопытство, взгляд           младенческий,          не        совсем осмысленный. Но мать полна тревоги. У неё чуть вытянутое прямоугольное лицо, мягко очерченный подбородок, схожее с лицом девушки      –          св.       Варвары,        но        более удлиненное. Небрежная женская прическа.

Глаза широко раскрыты и в них неуверенность, беспокойство, страх. Она несет ребенка, чтобы отдать его в жизнь, боль от того, что не во власти воспротивиться неизбежному, бессилие перед неотвратимым и вынужденное смирение. Красное платье сердечной тревоги, широкая свободная темно-синяя накидка в контраст красному и оттеняя его, нежный полупрозрачный шарф на плече, коричневый платок надувается ветром и охватывает мать по пояс и ребенка в единое целое. Высокая талия. Чуть согнутая в колене нога подчеркивает стройную фигуру. Облако времени несет мать и ребенка на нас.  

Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа – на страдание и муку.

                 Она        в       последний        раз        любовно        прижимает        его        к         себе.

             Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий.

Прекрасные глаза Марии печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка – отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. С какой стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремляется пристальный взгляд Марии, в котором читаешь вопрос:

                 «Не       ты        ли       тот,        кто       сделает        меня,        мать,        несчастной?!»

             Слева -  пожилой человек, старец в красивой одежде... Он,видимо, знатный человек... Он с волнением смотрит на Марию — это Папа Римский Сикст IV в роскошном парчовом облачении с тонзурой (остриженное место на макушке у католических духовных лиц - символ отречения от мирских интересов) в белой длинной рубашке и светло-коричневом саккосе (золотой парчовой мантии) с красным подбоем. Рядом, на бортике, его тиара (корона).   Земной владыка в волнении стоит перед Мадонной, с непокрытой головой, положив руку на сердце.

Справа - женщина... Она почему-то отвернулась!  Опираясь на вытянутую левую и

полусогнутую правую ногу с крутым бедром, стоит прелестная юная пухленькая девушка. Сквозь шарф и платок Варвары проступает крутая полнота её тела в туго охватывающей её одежде. В наряде Варвары – все краски картины, но доведённые до максимальной яркости. У нее квадратное лицо, острый подбородок, широко расставленные глаза, аккуратный прямой нос, короткая верхняя губа. Волосы перехвачены лентами. Одним словом, красавица. На ней солнечно-жёлтая кофточка, оставляющая наполовину открытыми плечи, пышная в рукавах, у локтей – ослепительно синяя. Серый узкий шарф, зелёная накидка, темная юбка. Она – в роли св. Варвары. (Ей приписывают дар спасать от внезапной и насильственной смерти. Может быть, Рафаэль предчувствовал свою короткую жизнь). Старик и девушка стоят лицом к лицу в метре друг от друга.  

Святая Варвара потупила очи, выражая покорность и благоговение перед образом Марии. 

            Кого ещё мы видим на картине?  

      Амурчиков. Детей внизу картины.  Они смотрят вверх. Два шаловливых херувима с недетской задумчивостью взирают на небо. Они  примут оставившую свою тленную земную оболочку душу, прожившую долгую жизнь бывшего пухленького малыша и он снова вольётся в бесконечный водоворот призрачных синих

небесных головок-душ.

         В своей картине Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства. А в сегодняшнее время есть такие матери, которые без зазрения совести оставляют своих детей в приютах, бросают на улицах, есть и такие, что ради своего спокойствия и будущего счастья хладнокровно, своими руками, убивают рожденное собой же маленькое существо.   Глядя на эту картину возникают разные чувства: Радость... Любование красотой...

Покой... Удивление... Восхищение...

Но все они созвучны настроению картины.

            Известный русский исследователь живописи Алпатов пишет об этой картине:  «Мелодически плавное течение линий придает «Сикстинской мадонне» исключительное обаяние. Нет возможности несколькими словами описать всё мелодическое богатство рисунка Рафаэля».

     Именно этот музыкальный термин более точно подходит к данному произведению искусства. Мелодически плавное течение линий... Мелодическое богатство рисунка...

          Можно сравнить линии и картину художника с напевной, плавной мелодией. Я думаю, что лучше всего подходит вступление к известному сочинению - «Аве, Мария» австрийского и немецкого композитора XIX в. Франца Шуберта. . Композитор передаёт движение в этой музыке: словно волны набегают, лёгкое покачивании, размеренность движения и в тоже время передаётся спокойствие и безмятежность. ... Напевность... Лиричность... Красота... -  её главное отличительное качество  

 

 

 

 

 

 

Безлепкина Полина, 5А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.       А если ты  был композитором, то какой бы ладкраску (мажор или минор) избрали для своего; музыкального произведения, прославляющего Деву Марию?

5.       Прочитай  ещё раз эпиграф. Мог ли написать эти стихи А.Толстой, если бы не было картины Рафаэля "Сикстинская Мадонна".

2. Образ Марии в музыке, живописи и литературе

 

Так сказал русский поэт  Василий  Жуковский  о выражении лица Мадонны.

 На Её лице ничего не выражено, то есть на нём нет выражения понятного, имеющего определённое имя; но в нём находишь в каком – то таинственном соединении всё: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, уже перешедшее за границу земного, следовательно, мирное, постоянное, не могущее уже возмутить ясности душевной. В Её глазах нет блистания…но в них есть какая-то глубокая , чудесная темнота; в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремлённый, но как будто видящий необъятное.

  

Задание:

1.Назови и выпиши  слова из этого текста, которые наиболее полно передают настроение картины.

  

Послушай музыку И.С.Баха (немец.1685-1750), Джулио Каччини (италь. 1551-1618), Франца Шуберта (австрийский комп.1797-1828) и Золтана Кодая (венгерский ком.18821967). Они все посвящены Деве Марии... и выражают светлую любовь к ней... Они все напевные...

Бах-Гуно. Слушать ЗДЕСЬ

Посмотри сюжет о том, как из прелюдии И.С.Баха появилось  

вокальное произведение Ave Maria композитора Гуно

 

Дж.Каччини. Слушать ЗДЕСЬ

З.Кодай. Слушать ЗДЕСЬ

  

 Ответь на вопросы:

2.Какие чувства передаёт музыка ?

3.Что их объединяет?

 Мадонна сходит с небес на землю, идет навстречу людям. Каким образом художник передает в картине движение?

При помощи изображения складок на одежде... Откинутый плащ... Вздымающееся над головой покрывало... Края занавеса откинуты... И край одежды Сикста тоже отогнут... Складки одежды Варвары плавно струятся...

Сейчас прозвучит только вступление к известному тебе сочинению - «Аве, Мария» австрийского и немецкого композитора XIX в. Франца Шуберта.

Послушай, как композитор передаёт движение в этой музыке: словно волны набегают, лёгкое покачивании, размеренность движения и в тоже время передаётся спокойствие и безмятежность. Послушай вступление ЗДЕСЬ.    Ответь на вопрос:

 4. Есть ли в этой музыке движение?

А теперь рассмотрим красочную палитру картины.  На  фоне голубого небо изображена фигура Мадонны.

 

Она идет по клубящимся облакам... По краям темнозеленый занавес. Синий плащ на Мадонне, золотисто- коричневое покрывало на голове... У старца тоже золотистый  цвет  одеяния... А у Варвары много красок в одежде... Рафаэль как бы повторяет в одежде Варвары все краски картины...

Ты внимательный зритель и верно смог  подметить особенности цветового решения картины.

Послушай  еще раз  четыре мелодии «Аве, Мария».  

 Ответь на вопросы:

5.    В  каком ладу композиторы их написали?  

6.    Совпадают ли твои  предположения о выборе лада с тем, что ты слышишь?

А теперь обрати внимание  на  младенца Христа, которого Мария держит на руках.

На многих иконах и картинах, изображающих Богоматерь с Младенцем, выражение лиц матери и ребенка одинаковы: либо суровы  и  сосредоточенны, либо безмятежны и задумчивы.  И Мадонна, и маленький Христос смотрят в одном направлении, на зрителей... Лицо Мадонны спокойное... Лицо Младенца выражает то ли испуг, то ли тревогу... У Него лицо взрослого человека... Он, наверное, предчувствует, что его в жизни ждёт много испытаний...

Задание:

7.    Определи,совпадают ли эмоциональные состояния дитя и матери на этой картине? Каково твоё мнение?

8.    Сопоставь язык музыки и живописи, выдели такие средства выразительности, как линия - мелодия; цвет - тембр; колорит -лад; ритм музыки - ритм изображения; форма - композиция.

3. Иконы Пресвятой  Богородицы. Презентация.

В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времён и народов создан вечный, чистый и благородный образ Матери Иисуса Христа  - Марии. Искренность, нежность, трепетное чувство любви, преклонение людей перед Небесной Заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращенные  к  Деве Марии.

Иконы делятся на несколько "видов"

Ора́нта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Духовное значение слова УМИЛЕНИЕ обозначает состояние человеческой души в момент соприкосновения его сердца с Благодатию Святаго Духа.

На иконах «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница», Божия Матерь изображена в торжественной позе с поднятой рукой, обращённой к Своему Сыну, как бы указывающей человечеству путь к спасению.

Сравни иконы неизвестных русских мастеров с картинами зарубежных художников, близкими по своему образному строю вокальным сочинениям  Дж. Каччини, И.-С.Баха, Ф.Шуберта, прославляющим Деву Марию.

 

 

















 

Картина Рафаэля

  


Характер музыкальных сочинений, распевность  мелодий, ровность ритма перекликаются с певучестью и размеренностью ритма в стихах, мягкостью плавных линий  рисунка, гармоний красок, стройностью композиций в картинах и иконах. За всем этим возникает ни  с  чем  не  сравнимое  святое  чувство любви к природе, человеку,  Богу.

 Глубина восприятия музыки  связывается с постижением  её художественного смысла через сопоставление с образами других видов искусства, с освоением её интонационнообразной природы и специфики как искусства временного.  

4. Задание 1

1.Сравни музыку произведений «Аве, Мария» с музыкой  «Богородице Дево, радуйся» П.Чайковского и С.Рахманинова.  В чём сходство и в чём различие? Смотри предыдущий урок.

2.В чём выражается общность языка различных видов искусства?

 

Я часами глядел на мадонну,

Я часами глядел на мадонну,

Прежде всего, мы в театре и перед нами сцена

Прежде всего, мы в театре и перед нами сцена

Слева - пожилой человек, старец в красивой одежде

Слева - пожилой человек, старец в красивой одежде

Глядя на эту картину возникают разные чувства:

Глядя на эту картину возникают разные чувства:

А если ты был композитором, то какой бы ладкраску (мажор или минор) избрали для своего; музыкального произведения, прославляющего

А если ты был композитором, то какой бы ладкраску (мажор или минор) избрали для своего; музыкального произведения, прославляющего

Назови и выпиши слова из этого текста, которые наиболее полно передают настроение картины

Назови и выпиши слова из этого текста, которые наиболее полно передают настроение картины

Послушай, как композитор передаёт движение в этой музыке: словно волны набегают, лёгкое покачивании, размеренность движения и в тоже время передаётся спокойствие и безмятежность

Послушай, как композитор передаёт движение в этой музыке: словно волны набегают, лёгкое покачивании, размеренность движения и в тоже время передаётся спокойствие и безмятежность

Ответь на вопросы: 5.

Ответь на вопросы: 5.

Заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращенные к

Заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращенные к

Музыка картины Сикстинская Мадонна

Музыка картины Сикстинская Мадонна

Музыка картины Сикстинская Мадонна

Музыка картины Сикстинская Мадонна

Музыка картины Сикстинская Мадонна

Музыка картины Сикстинская Мадонна

Музыка картины Сикстинская Мадонна

Музыка картины Сикстинская Мадонна

Музыка картины Сикстинская Мадонна

Музыка картины Сикстинская Мадонна

Музыка картины Сикстинская Мадонна

Музыка картины Сикстинская Мадонна

Музыка картины Сикстинская Мадонна

Музыка картины Сикстинская Мадонна

Музыка картины Сикстинская Мадонна

Музыка картины Сикстинская Мадонна

Картина Рафаэля

Картина Рафаэля

Характер музыкальных сочинений, распевность мелодий, ровность ритма перекликаются с певучестью и размеренностью ритма в стихах, мягкостью плавных линий рисунка, гармоний красок, стройностью композиций в картинах…

Характер музыкальных сочинений, распевность мелодий, ровность ритма перекликаются с певучестью и размеренностью ритма в стихах, мягкостью плавных линий рисунка, гармоний красок, стройностью композиций в картинах…

Задание 1 1.Сравни музыку произведений «Аве,

Задание 1 1.Сравни музыку произведений «Аве,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2021