Я часами глядел на мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза
Не от них ли, бездонных,
Даже черствые души светлели,
Не сводили с нее взгляда, покуда,
Дымку облак накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула Мадонна навстречу.
Не безгрешная та,
Не богиня, о которой земные не судят,
Просто мать.
И спросила о сыне, ею отданном людям.
Я не скрыл. Все, как есть, я ответил. К диким скалам его приковали.
Но огонь отвоеванный светит, прорезая полночные дали. О, смешные! Наивные твари,
Что ему учинили расправу.
Смерть такая – бессмертие дарит
Благодарны Вам люди, поверьте,
Преклоняют колени за сына. (А. Марков)
"Сикстинская Мадонна" Рафаэля Санти (1483-1520).
Это алтарная картина... Она была написана величайшим итальянским художником XVI века Рафаэлем Санти для собора и размещалась над алтарем. Что же изображено на картине?
Прежде всего, мы в театре и перед нами сцена. Взвился вверх первый занавес. Клубящееся белое облако сверху вниз и к нам несет на себе высокую молодую женщину в ярко-голубом плаще. Это Мадонна, Дева Мария, Богородица с младенцем Христом на руках. Прижимая к себе, она держит на руках полуторалетнего голенького пухлого сына, толстощекого, взъерошенного. Он сидит на руках как в креслице, по-взрослому опираясь на согнутую ногу. В глазах любопытство, взгляд младенческий, не совсем осмысленный. Но мать полна тревоги. У неё чуть вытянутое прямоугольное лицо, мягко очерченный подбородок, схожее с лицом девушки – св. Варвары, но более удлиненное. Небрежная женская прическа.
Глаза широко раскрыты и в них неуверенность, беспокойство, страх. Она несет ребенка, чтобы отдать его в жизнь, боль от того, что не во власти воспротивиться неизбежному, бессилие перед неотвратимым и вынужденное смирение. Красное платье сердечной тревоги, широкая свободная темно-синяя накидка в контраст красному и оттеняя его, нежный полупрозрачный шарф на плече, коричневый платок надувается ветром и охватывает мать по пояс и ребенка в единое целое. Высокая талия. Чуть согнутая в колене нога подчеркивает стройную фигуру. Облако времени несет мать и ребенка на нас.
Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа – на страдание и муку.
Она в последний раз любовно прижимает его к себе.
Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий.
Прекрасные глаза Марии печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка – отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. С какой стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремляется пристальный взгляд Марии, в котором читаешь вопрос:
«Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?!»
Слева - пожилой человек, старец в красивой одежде... Он,видимо, знатный человек... Он с волнением смотрит на Марию — это Папа Римский Сикст IV в роскошном парчовом облачении с тонзурой (остриженное место на макушке у католических духовных лиц - символ отречения от мирских интересов) в белой длинной рубашке и светло-коричневом саккосе (золотой парчовой мантии) с красным подбоем. Рядом, на бортике, его тиара (корона). Земной владыка в волнении стоит перед Мадонной, с непокрытой головой, положив руку на сердце.
Справа - женщина... Она почему-то отвернулась! Опираясь на вытянутую левую и
полусогнутую правую ногу с крутым бедром, стоит прелестная юная пухленькая девушка. Сквозь шарф и платок Варвары проступает крутая полнота её тела в туго охватывающей её одежде. В наряде Варвары – все краски картины, но доведённые до максимальной яркости. У нее квадратное лицо, острый подбородок, широко расставленные глаза, аккуратный прямой нос, короткая верхняя губа. Волосы перехвачены лентами. Одним словом, красавица. На ней солнечно-жёлтая кофточка, оставляющая наполовину открытыми плечи, пышная в рукавах, у локтей – ослепительно синяя. Серый узкий шарф, зелёная накидка, темная юбка. Она – в роли св. Варвары. (Ей приписывают дар спасать от внезапной и насильственной смерти. Может быть, Рафаэль предчувствовал свою короткую жизнь). Старик и девушка стоят лицом к лицу в метре друг от друга.
Святая Варвара потупила очи, выражая покорность и благоговение перед образом Марии.
Кого ещё мы видим на картине?
Амурчиков. Детей внизу картины. Они смотрят вверх. Два шаловливых херувима с недетской задумчивостью взирают на небо. Они примут оставившую свою тленную земную оболочку душу, прожившую долгую жизнь бывшего пухленького малыша и он снова вольётся в бесконечный водоворот призрачных синих
небесных головок-душ.
В своей картине Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства. А в сегодняшнее время есть такие матери, которые без зазрения совести оставляют своих детей в приютах, бросают на улицах, есть и такие, что ради своего спокойствия и будущего счастья хладнокровно, своими руками, убивают рожденное собой же маленькое существо. Глядя на эту картину возникают разные чувства: Радость... Любование красотой...
Покой... Удивление... Восхищение...
Но все они созвучны настроению картины.
Известный русский исследователь живописи Алпатов пишет об этой картине: «Мелодически плавное течение линий придает «Сикстинской мадонне» исключительное обаяние. Нет возможности несколькими словами описать всё мелодическое богатство рисунка Рафаэля».
Именно этот музыкальный термин более точно подходит к данному произведению искусства. Мелодически плавное течение линий... Мелодическое богатство рисунка...
Можно сравнить линии и картину художника с напевной, плавной мелодией. Я думаю, что лучше всего подходит вступление к известному сочинению - «Аве, Мария» австрийского и немецкого композитора XIX в. Франца Шуберта. . Композитор передаёт движение в этой музыке: словно волны набегают, лёгкое покачивании, размеренность движения и в тоже время передаётся спокойствие и безмятежность. ... Напевность... Лиричность... Красота... - её главное отличительное качество
Безлепкина Полина, 5А
4. А если ты был композитором, то какой бы ладкраску (мажор или минор) избрали для своего; музыкального произведения, прославляющего Деву Марию?
5. Прочитай ещё раз эпиграф. Мог ли написать эти стихи А.Толстой, если бы не было картины Рафаэля "Сикстинская Мадонна".
2. Образ Марии в музыке, живописи и литературе
Так сказал русский поэт Василий Жуковский о выражении лица Мадонны.
На Её лице ничего не выражено, то есть на нём нет выражения понятного, имеющего определённое имя; но в нём находишь в каком – то таинственном соединении всё: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, уже перешедшее за границу земного, следовательно, мирное, постоянное, не могущее уже возмутить ясности душевной. В Её глазах нет блистания…но в них есть какая-то глубокая , чудесная темнота; в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремлённый, но как будто видящий необъятное.
Задание:
1.Назови и выпиши слова из этого текста, которые наиболее полно передают настроение картины.
Послушай музыку И.С.Баха (немец.1685-1750), Джулио Каччини (италь. 1551-1618), Франца Шуберта (австрийский комп.1797-1828) и Золтана Кодая (венгерский ком.18821967). Они все посвящены Деве Марии... и выражают светлую любовь к ней... Они все напевные...
Бах-Гуно. Слушать ЗДЕСЬ
Посмотри сюжет о том, как из прелюдии И.С.Баха появилось
вокальное произведение Ave Maria композитора Гуно
Дж.Каччини. Слушать ЗДЕСЬ
З.Кодай. Слушать ЗДЕСЬ
Ответь на вопросы:
2.Какие чувства передаёт музыка ?
3.Что их объединяет?
Мадонна сходит с небес на землю, идет навстречу людям. Каким образом художник передает в картине движение?
При помощи изображения складок на одежде... Откинутый плащ... Вздымающееся над головой покрывало... Края занавеса откинуты... И край одежды Сикста тоже отогнут... Складки одежды Варвары плавно струятся...
Сейчас прозвучит только вступление к известному тебе сочинению - «Аве, Мария» австрийского и немецкого композитора XIX в. Франца Шуберта.
Послушай, как композитор передаёт движение в этой музыке: словно волны набегают, лёгкое покачивании, размеренность движения и в тоже время передаётся спокойствие и безмятежность. Послушай вступление ЗДЕСЬ. Ответь на вопрос:
4. Есть ли в этой музыке движение?
А теперь рассмотрим красочную палитру картины. На фоне голубого небо изображена фигура Мадонны.
Она идет по клубящимся облакам... По краям темнозеленый занавес. Синий плащ на Мадонне, золотисто- коричневое покрывало на голове... У старца тоже золотистый цвет одеяния... А у Варвары много красок в одежде... Рафаэль как бы повторяет в одежде Варвары все краски картины...
Ты внимательный зритель и верно смог подметить особенности цветового решения картины.
Послушай еще раз четыре мелодии «Аве, Мария».
Ответь на вопросы:
5. В каком ладу композиторы их написали?
6. Совпадают ли твои предположения о выборе лада с тем, что ты слышишь?
А теперь обрати внимание на младенца Христа, которого Мария держит на руках.
На многих иконах и картинах, изображающих Богоматерь с Младенцем, выражение лиц матери и ребенка одинаковы: либо суровы и сосредоточенны, либо безмятежны и задумчивы. И Мадонна, и маленький Христос смотрят в одном направлении, на зрителей... Лицо Мадонны спокойное... Лицо Младенца выражает то ли испуг, то ли тревогу... У Него лицо взрослого человека... Он, наверное, предчувствует, что его в жизни ждёт много испытаний...
Задание:
7. Определи,совпадают ли эмоциональные состояния дитя и матери на этой картине? Каково твоё мнение?
8. Сопоставь язык музыки и живописи, выдели такие средства выразительности, как линия - мелодия; цвет - тембр; колорит -лад; ритм музыки - ритм изображения; форма - композиция.
3. Иконы Пресвятой Богородицы. Презентация.
В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времён и народов создан вечный, чистый и благородный образ Матери Иисуса Христа - Марии. Искренность, нежность, трепетное чувство любви, преклонение людей перед Небесной Заступницей человечества объединяют произведения искусства, обращенные к Деве Марии.
Ора́нта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
Духовное значение слова УМИЛЕНИЕ обозначает состояние человеческой души в момент соприкосновения его сердца с Благодатию Святаго Духа.
На иконах «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница», Божия Матерь изображена в торжественной позе с поднятой рукой, обращённой к Своему Сыну, как бы указывающей человечеству путь к спасению.
Сравни иконы неизвестных русских мастеров с картинами зарубежных художников, близкими по своему образному строю вокальным сочинениям Дж. Каччини, И.-С.Баха, Ф.Шуберта, прославляющим Деву Марию.
Картина Рафаэля
Глубина восприятия музыки связывается с постижением её художественного смысла через сопоставление с образами других видов искусства, с освоением её интонационнообразной природы и специфики как искусства временного.
1.Сравни музыку произведений «Аве, Мария» с музыкой «Богородице Дево, радуйся» П.Чайковского и С.Рахманинова. В чём сходство и в чём различие? Смотри предыдущий урок.
2.В чём выражается общность языка различных видов искусства?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.