Композитор -художник
Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875 — 1911) — литовский художник и композитор; родоначальник профессиональной литовской музыки, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры.
Родился Микалоюс на юге Литвы в Варене 22 сентября 1875 года. Первые уроки музыки Чюрлёнис получает от отца. В восемнадцать лет Чюрлёнис поступает в консерваторию в Варшаве, учится по классу композиции и фортепиано, оканчивает с отличием в 1899 году.
«В лесу» -
«Музыка леса»
Симфоническая поэма «В лесу» (1901г.) – первое большое сочинение Чюрлёниса. По жанру это пейзажная картина, лирической темой которой является жизнь литовской природы. А в 1903 году он рисует картину «Музыка леса». Можно легко догадаться по названию, что картина «Музыка леса» напоминает нам о симфонической поэме «В лесу». Образы картины рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу – музыка; прямые стволы сосен – струны; летящий мимо деревьев ветер – музыкант, который колеблет звучащие струны. А теперь давайте послушаем симфонию композитора.
«Море» -
«Аллегро»
Позже композитор уезжает на Кавказ. И это приносит ему много новых впечатлений и дает толчок его художественному сознанию. Чюрлёнис часами сидел у моря и рисовал. Результатом стали симфоническая поэма «Море» и цикл картин «Соната моря».
На рисунке представлена первая картина – «Аллегро», где открывается вид на побережье с высоты птичьего полета; виден берег, видны дальние холмы, деревья на этих холмах – очень маленькие с большой высоты.
«Море» -
«Анданте»
Вторая картина называется «Анданте» она показывает море глазами человека, зашедшего у берега в воду; на расстоянии вытянутой руки – волны, тени птиц, силуэты рыб, плавающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега.
Она передает состояние покоя благодаря пастельными красками. Картина пронизана мягким сиянием двух солнечных светил. Они, как две манящие звезды, приковывают к себе внимание зрителя. В центре картины – затонувший корабль на ладони морского царя.
«Море» -
«Финал»
И третья картина – «Финал», которая показвает подсистемы моря. Море состоит из капелек, и по всей картине идут желтые капли моря. Вздымающаяся огромная волна развернута как гигантская пасть какого-то чудовища. Чюрлёнис заставил ее как бы окаменеть. Он заставил окаменеть и пену. И получился новый художественный эффект: не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы сейчас обрушатся на человека. У подножия громадной волны – маленькие кораблики. На фоне волны видны четкие инициалы художника: «М К», как символ победы человека и творца над силами природы.
Итоги урока
Сегодня мы познакомились с не просто с композитором, а композитором-художником. Который в своих работах объединял сразу три вида искусства: музыка, живопись, так же литература, так например жанр для музыкальной симфонической поэмы «Море» он позаимствовал из литературы. И можно сказать, что музыкальные сочинения Чюрлёниса живописны, а картины – музыкальны
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.