Конспект урока музыки 3 «Б» класса
МБОУ «Начальная образовательная школа №10» г.Вологды
Дата: 28.02.17
Учитель: Аникеева Мария Михайловна
Методист: Губина Татьяна Александровна
Студент: Лебедева Анна Владимировна
Тема: музыка народов Закавказья
УМК: Школа России
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: познакомить учащихся с музыкой народов Закавказья
Задачи:
- формировать представления о закавказской музыке, определить контраст между славянской и закавказской музыкой;
- развивать вокально-хоровые навыки, разучить новую песню;
- развивать способность воспринимать и анализировать музыку;
- воспитывать любовь к музыкальному творчеству народов Закавказья.
Ресурсы: мультимедийная презентация
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный момент |
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Владимировна, сегодня я проведу у вас урок музыки. |
|
|
Актуализация знаний и целеполагание |
- Обратите внимание на экран. -Что вы на нём видите? - А какая территория на ней изображена? - Верно. А вы знакомы с музыкой Закавказья? - Значит, какая тема нашего сегодняшнего урока? - А какую цель мы перед собой поставим?
- Ребята, а что вы знаете о Закавказье? Может там кто-нибудь из вас был? - Сейчас мы вам расскажем об этом удивительном месте. |
- Мы видим карту. - Территория Закавказья - Нет, мы не знакомы с такой музыкой. - Музыка Закавказья - Познакомиться с музыкальными произведениями Закавказья |
|
Открытие новых знаний |
-Много гор со снежными вершинами, быстрые горные реки, туннели, тайные тропы, много густых лесов, но есть и поляны, где пасётся скот (бараны, овцы). Днём бывает много солнца, а ночи всегда холодные, воздух свеж, чист, прозрачен; хорошо прослушивается эхо в горах, народ живёт тут быстрый, горячий; люди общительные, любят петь и танцевать. Говор гортанный, быстрый, торопливый. Люди эти темпераментные, так как живут в контрастной природе в горах и у подножия гор. Строгий цвет характерен для их костюмов (белый и чёрный). Развиты поделки из металла (чеканка, ювелирные изделия), всегда они славились изготовлением оружия. Народ очень трудолюбивый, выращивает вкусный виноград. Смелые, мужественные люди, ценят братские узы, очень музыкальные, воспитываются в национальных традициях. Характер закавказской музыки отражает темперамент живущих здесь народов, особые черты народного говора. Обычно эта музыка стремительная и горячая. - Послушайте "Лезгинку" грузинский народный танец, распространённый по всему Кавказу. - Как бы охарактеризовали эту музыку?
-Какой здесь ритм? - Какие инструменты вы услышали? Обратите внимание, какая большая роль отводится ударным инструментам, их звучит «много», и они поддерживают острый ритм и придают мелодии зажигательный характер. - Давайте сравним славянскую и закавказскую музыку, вспомним русскую народную песню «Во поле береза стояла». - Как вы можете охарактеризовать эту песню? - Сравните её с "Лезгинкой".
- Давайте проследим акценты в «Лезгинке еще раз, каждый раз на сильную долю, хлопая в ладоши
- Еще одна народность Закавказья - армяне. Это тоже очень музыкальный народ. Композитор Арам Хачатурян известен в нашей стране и за рубежом. Армянин по происхождению, он учился у русских музыкантов и впитал в себя как родную армянскую музыку, так и музыку великих русских композиторов. Но в его сочинениях мы слышим те особые армянские интонации ,которых нет в русской музыке. Он написал много национально – армянской музыки. Сейчас прозвучит певучая мелодия «Колыбельная» из балета «Гаяне». - Какое настроение у вас вызвала эта музыка? - Какую картину вы представили? - А сейчас давайте прослушаем еще одно произведение из этого балета – «Танец с саблями». - Какое настроение у вас вызвала эта музыка? - Какую картину вы представили? -Особенно интересны национальные инструменты Закавказья: зурна и кяманча. - Обратите внимание на слайд. -Зурна- это деревянный духовой музыкальный инструмент. Он представляет собой деревянную трубку с несколькими отверстиями. Его тембр яркий и пронзительный. Послушайте. - Кяманча- это струнно- смычковый музыкальный инструмент. Кеманчист, как правило, играет сидя, упирая длинную ножку инструмента об пол или колено. Послушайте, как она звучит. - А сейчас я предлагаю вам послушать азербайджанскую песенку композитора Г. Гусейнли «Цыплята», которую очень любят дети в этой стране. - Поднимите руку, кому понравилась эта песня. - Опишите её.
- Я предлагаю вам её разучить на русском языке. |
- Эта музыка резкая, чёткая, весёлая, звонкая, красивая. - Ритм быстрый и острый. - Мы услышали барабаны и баян6ы
- Неторопливая, плавная, спокойная. - "Во поле берёзка стояла" очень отличается от "Лезгинки", так как она мелодичная и напевная, а та резкая и задорная.
- Спокойное и умиротворённое. - Спящих детей, ночь, природу, горы.
- Эта песня весёлая, задорная, игривая, быстрая, танцевальная. |
|
Рефлексия и подведение итогов |
- Итак, с чем мы с вами сегодня познакомились?
- О каких странах шла речь? - Какие национальные инструменты вы запомнили? - А какому инструменту отводится большая роль? - Как вы поняли, чем отличается музыка Закавказья от русской музыки
- Мне очень понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Урок окончен. |
- Мы познакомились с музыкой Закавказья. - О Грузии, Армении и Азербайджане. - Зурна и кяманча - Барабану. - Музыка Закавказья содержит в себе необычные интонации, вьющееся звучание, «как змейка», в мелодии много украшений, подчёркивается танцевальность. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.