Музыка в нашей жизни: музыка как вид искусства (конспект лекции)

  • Лекции
  • doc
  • 14.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Музыка в нашей жизни: музыка как вид искусства
Иконка файла материала Музыка как вид искусства_конспект лекции История музыки_МХК.doc

 

Раздел 3.

Музыкальная культура.

3.1 Музыка в нашей жизни: музыка как вид искусства

 

Музыкальное искусство, открывая огромные возможности для познания душевного мира человека, развивает способность понимания и сопереживания. Согласно мысли Генриха Орлова, «воспринимаемая как коммуникация, музыка возвращает слушателю кодифицированный образ тех или иных сторон коллективного опыта культуры, к которой он принадлежит, - отчуждённое самоотражение его культурного «я». Она выступает как средство общения слушателя с самим собой, и если бы ценность музыки этим исчерпывалась, она - помимо эстетического удовлетворения - играла бы скорее негативную роль, укрепляя человеческую ситуацию самоотчуждения и самообъективации».

1. Долгое время музыка не занимала отдельного места в культуре и художественном творчестве, жизни людей, будучи тесно связной с поэзией, танцем, культовыми обрядами. Возникнув в глубине веков как особое проявление эмоций человека, с течением времени музыка стала необъемлемым явлением в жизни и культуре человеческого общества.

Музыка – человеческий опыт нравственно-эстетического вчувствования в мир, который выражается в художественных образах, специальным языком (специальных средствах выразительности). Музыка существует в разнообразии видов, форм и жанров.

Средства музыкальной выразительности – специфические средства, с помощью которых раскрывается содержание и происходит развитие музыки, воплощается художественный замысел.

Содержание музыки. Музыка является наиболее близким каждому видом искусства. Музыкальное искусство развивалось вместе с человеком.

Музыка - временной вид искусства, запечатлевающий действительность в специфических звуковых видах и формах. Музыка – особый язык, обладающий смыслом.

Музыкальное осмысленное слово – интонация.

 

XIX век способствовал признанию более высокого художественного содержания и глубокой жизненной ценности музыки (но это не устранило всех прежних оценок).

2. Музыкальная культура – многоуровневая система, включающая различные виды и жанры музыкального искусства, композиторское и исполнительское творчество, концертные, театральные и музыкально – образовательные учреждения. Музыкальная культура является мощным средством коммуникации, общения и воспитания. Музыкальная культура – это совокупность материальных, духовных и социальных явлений, предметов, процессов и знаний о них, относящихся к интонационно-художественной деятельности человека, а также совокупность средств ее сохранения, бытования, воспроизводства и производства

 

Список литературы и источников:

1.    Васильченко, Е.В.  История и теория музыки: звук/музыка в системе культуры: Конспект лекций. / Е. В. Васильченко. – М.: Изд-во РУДН, 2012. – 126 с https://mylektsii.su/5-22549.html

2.        Каган, М. С. Музыка в мире искусств: учебное пособие для вузов / М. С. Каган. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 218 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-06319-6. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441573 (дата обращения: 03.02.2020).

3.      Музыкальный язык: иерархия уровней музыкального языка и речи – Режим доступа: URL:http://lektsii.org/7-38285.html /

4.    Орлов  Г. Древо музыки / Г.Орлов. – Вашингтон: Н. Л. Frager & Со - Санкт-Петербург: «Советский композитор», 1992. – 408 с.

5.    Региональная музыкальная культура. URL: http://studik.net/regionalnaya-muzykalnaya-kultura-sushhnost-vidy-funkcii-i-formirovanie

6.    Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. – М., 1975. Глава 3 Музыкальная культура общества – Режим доступа: URL: https://goo.su/5YSS

7. Академик Б.Асафьев – выказывания о музыке: https://vk.com/club194269858?w=wall-194269858_28

3.Функции музыки как вида искусства. Источники: https://mydocx.ru/11-67091.html

https://studbooks.net/570046/kulturologiya/funktsii_muzyki

- Классификация функций музыкального искусства. «функция» (от лат. functio отправление, деятельность) – деятельность, обязанность, работа, назначение

 

название функции

содержание

1

познавательно-эвристическая

 

 

2

информационно-коммуникативная

 

3

прогностическая

 

 

4

воспитательная

 

 

5

эстетическая

 

 

 

6

этическая

 

 

 

7

смыслообразующая

 

 

 

4. Значение древних цивилизаций в истории музыкальной культуры. Теории происхождения музыки. Искусство звуков рождалось всюду, где формировался Homo Sapiens (разумный человек, человек современного типа). Музыка рождалась всюду, и с самого начала она была разная у разных людей, как различными оказывались их языки. Но у людей при всех биологических (впоследствии расовых и национальных) различиях и неодинаковых формах жизни было много общего в физическом облике (единый биологический вид), организации общества.

Каменный век. Железный век (от 1,3 тыс. лет до н.э.).

АНТИЧНОСТЬ (охватывает период от XVII века до н.э. по IV век н.э.) содержит истоки европейской художественной цивилизации. Одним из главных способов освоения человеком окружающей действительности и способом самопознания был миф. В образах богов, демонов, нимф и их действий был объяснен смысл природы и ее стихий (куреты, тритоны, музы, звуки Неба и Аида).

-Мифологическое сознание, космология (миф – знание о мире, объяснение различных явлений;

-Искусство  – литература, танец, архитектура и музыка – синкретическое единство.

-Музыка сопровождала праздники и ритуалы, использовалась в театре (Софокл, Еврипид, Эсхил).

-Музыкально-поэтические жанры (ода, гимн, плач…). Музыкальные инструменты – духовые (авлос, сиринга),  струнные (лира, кифара), ударные.

В античной мифологии можно найти столько богов и богинь, покровительствующих музыке, как ни в одной другой. Это представляет бесценный материал как для постижения особенностей музыкально-художественного дела, так и для античного понимания музыки, как средства эстетического освоения действительности. Важнейшим свойством культуры Древней Греции, вне которого ее почти не воспринимали современники и соответственно не смо­жем понять мы, является существование музыки в синкретическом единении с другими искусствами — на ранних ступенях или в син­тезе с ними — в эпоху расцвета. Музыка в неразрывной связи с поэзией (отсюда — лирика), музыка как непременная участница трагедии, музыка и танец — таковы характерные явления древне­греческой художественной жизни. Платон, например, весьма кри­тически отзывался об инструментальной музыке, независимой от пляски и пения, утверждая, что она пригодна лишь для скорой, без запинки ходьбы и для изображения звериного крика (Т.Ливанова).

Общественный смысл греческого искусства, может быть, с наибольшей силой раскрылся в античной трагедии. Истоки трагедии - хоровые дифирамбы в честь бога вина и плодородия Диониса. По старинной традиции пение соединялось в дифирамбе с танцем - пантомимой и игрой.

Огромная роль музыки в жизни греческих городов побуждала к разработке ее теории. Здесь складывалось первое законченное учение о музыкальных ладах, разрабатывалась система буквенной нотации, изучались законы музыкальной акустики и т.д. Теоретическая система греков обобщила опыт развития музыки не только в Греции, но и в других странах древнего мира - она послужила отправной точкой для развития музыкальной теории в средневековой Европе.

Одновременно с разработкой вопросов теории складывалось учение об этосе, закреплявшее представления греков об общественно-воспитательной роли музыки.

Примеры мифологических персонажей, связанных с музыкальным искусством (самостоятельная работа).

Таблица 2. Функции искусства (ключ)

 

название функции

содержание

1

познавательно-эвристическая

 

приобретение творческого опыта общения с музыкой, в результате которого рождаются знания, обогащенные собственными чувствами, пережитыми в процессе музыкально-творческой деятельности как «композитора», исполнителя и слушателя.

2

информационно-коммуникативная

 

 

 

общение, сообщение общечеловеческих ценностей;
воздействие музыкального искусства «носит двунаправленный лично-социальный характер, причем социальное дается в индивидуальных ощущениях личности. Особенностью музыки как самого непосредственно-эмоционального из искусств является то, что, благодаря силе индивидуальных ощущений, объективно-социальное содержание произведения приобретает для воспринимающего повышенную личную убедительность… При этом художник, по образному выражению Д.Д. Шостаковича, «…может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества (В.Холопова, Д.Шостакович)

3

прогностическая

 

образное представление о настоящем, близком и далеком будущем

4

воспитательная

 

обобщение и передача духовного опыта многих поколений;

5

эстетическая

 

 

 

формирование представлений о прекрасном;

«Красивое, прекрасное, гармоничное, соразмерноевсегда были важнейшими критериями музыкального сочинения, целью композиционного ремесла, руководящей задачей теории музыки» (В.Холопова).Эстетическое отношение к музыкальному искусству, как свидетельствует исследование А.Г. Бутник, представляет собой процесс взаимодействия субъекта с музыкой, при восприятии которой возникают эстетические чувства и оценка в соответствии со сложившимся в прошлом опыте идеальным представлением о прекрасном. Структура эстетического отношения включает в себя эстетическое восприятие, переживание и оценку.

6

этическая

 

 

формирование высоких нравственных качеств;

по словам философа Аристотеля: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Это же предназначение искусства нашло отражение и в известном крылатом выражении А.С. Пушкина: «… и чувства добрые я лирой пробуждал», и в утверждениях отечественных педагогов-музыкантов. Так, например, Д.Б. Кабалевский был убежден, что «прекрасное пробуждает доброе»… Эта функция исходит из природы самого искусства, но одновременно нельзя не согласиться великим древним философом Демокритом, который говорил: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не хотеть учиться».

7

смыслообразующая

Осознание ограниченности рационального объяснения мира позволяет утверждать, что искусство, эффективно помогающее построению целостной картины мира, являясь незаменимым средством общения человека с искусством, природой, другими людьми, выполняет смыслообразующую и мотивирующую функции в становлении личности человека.

 


Скачано с www.znanio.ru