«Музыка в театре, кино и на телевидении»
Оценка 4.6

«Музыка в театре, кино и на телевидении»

Оценка 4.6
doc
27.05.2023
«Музыка в театре, кино и на телевидении»
otkrytyy_urok_5kl.doc

Открытый урок музыки в 5 классе

Учитель: Петрова Светлана Олеговна

Тема урока: «Музыка в театре, кино и на телевидении»

Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка 5 класс.

 

Цели  урока:

 Образовательные:

 Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.

Развивающие:

 Способствовать развитию образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия музыки; развитие вокально-хоровых навыков.

Воспитательные:

Отработать коммуникативные навыки; формирование интереса к предмету.

 

Задачи урока:

1.Актуализировать знания учащихся по теме.

2.Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятия «музыкальный фильм».

3.Создать обучающимся условия, необходимые для представления в разнообразных видах музыкальной деятельности образов киномузыки (слушание музыки, хоровое пение,  пластическое интонирование)

4.Способствовать развитию мотивации на продуктивную музыкально-творческую деятельность.

5.Развивать образно-ассоциативное  мышление, музыкальную память и слух.

6.Развивать умение проводить интонационно-образный анализ музыки, желание высказываться о музыке.

7.Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.

8.Формировать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки.

9.Организовать работу в группах.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира; осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.

Метапредметные:

Регулятивные:

владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;

планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства.

Познавательные:

размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

использование различных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством.

Коммуникативные:

Общение, взаимодействие с учителем и сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметные:

Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, коллективная.

Оборудование:

Технические средства: музыкальные колонки, компьютер, проектор, экран, фортепиано.

Экранно-звуковые пособия: презентация к уроку, интерактивная игра «Угадай мелодию», видефрагмент «Ледовое побоище» из к/ф «Александр Невский», фонограммы для слушания и исполнения музыки:

  1. Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Утро».
  2. «Три белых коня» из телефильма «Чародеи» (минусовка)
  3. «Песенка Снегурочки» из мультфильма «Ну, погоди!»
  4. «Песенка мамонтенка» из мультфильма «Мама для мамонтенка»
  5.  «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка»
  6.  «Неприятность эту мы переживем» из мультфильма  «Кот Леопольд»
  7. «Новогодняя» из мультфильма «Маша и медведь»
  8. «Я - водяной» из  мультфильма «Летучий корабль»
  9. «Частушки бабок-ежек» из «Летучий корабль»
  10.  Песенка про Буратино из кинофильма «Приключения Буратино»
  11. «Улыбка» из  мультфильма «Крошка енот»
  12. «Чунга-чанга» из  мультфильма «Катерок»
  13. «Крылатые качели» из кинофильма «Приключения Электроника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Целеполагание. Постановка учебной задачи.

4.Открытие нового знания.

5.Физминутка.

6.Закрепление знаний и умений по изучаемому материалу. Вокальная работа.

7.Рефлексия. Подведение итогов урока

     

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Открывается презентация

Слайд 1

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Вы заранее получили пригласительные билеты, заняли места  на тех  рядах и партах, которые указаны в билетах. Покажите пожалуйста, все с билетами? Спасибо! Для того, чтобы у нас получился интересный, добрый урок, чтобы у всех было хорошее настроение, нам нужно настроится на дружелюбный лад. Давайте начнем урок с веселой «Песенки друзей». Я думаю, вы все знаете эту песню.

Слайд 2

Исполнение песни

 


- Он работает играя.

(Есть профессия такая!)

Он на сцене с давних пор.

Та профессия -        (актер).

 

- Он спектаклем заправляет,

Наизусть все сцены знает,

Учит он как роль играть.

Как профессию назвать? ( режиссер)

 

     - «Меню» в театре составляют

      На весь сезон из разных пьес.

      И, только то в него включают,

      Что вызывает интерес.  ( репертуар)

 

- Пачку, пуанты надела Марина,

На сцену впорхнула, она -    ( балерина)

 

1.                                                Со звонком он в зал придет,

             Место нужное займет.

             Посмотрев спектакль хороший

             Будет хлопать он в ладоши.    ( зритель)

 

2.                                                Есть у каждого в квартире

           Он расскажет: что же в мире

            Происходит каждый день.

            Говорить ему не лень.

            Папа смотрит там футбол

             И кричит все время – «Гол!»,

            Мама любит сериалы,

             Что идут на всех каналах,

             Ну, а я, -  «Спокойной ночи»

             И мультфильмы очень, очень!   ( телевизор)


 

У: Мы отгадали все загадки и я думаю, что вы догадались, что сегодня на нашем уроке пойдет речь о театре, кино и телевидении. А так как у нас урок музыки, то конечно, мы должны будем выяснить, какую же роль играет музыка в этих синтезированных видах искусства.

Мы будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст для театральных постановок и кинофильмов.

 

  1. Актуализация знаний.

Слайд 3 (книги)

У: (Показываю книжки с литературными произведениями на слайде)

У: Скажите, ребята, вы знакомы с этими литературными произведениями? Кто читал их? А где еще вы могли встретиться с этими произведениями?

Д: Видели оперу, балет, кино, мультики.

У: Современные кино и мультфильмы для детей – это экранизации всемирно известных литературных произведений, увлекательные приключения, волшебство и, конечно же, настоящая дружба и любовь.

И спектакль, и фильм, и мульфильм или анимационный фильм создаются на основе литературного сценария, который напоминает либретто к опере или балету.

Слайд 4 (Сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму. Режиссер сценарист – тот, кто пишет сценарий).

У: А с песенкой, которой мы начали урок, встречались раньше, где?

Д: В мультфильме «Бременские музыканты»

Создание любого спектакля в драматическом театре, художественного, документального, мультипликационного фильма, а также многочисленных передач по телевидению не может обойтись без музыки.

        3. Целеполагание. Постановка учебной задачи.

У: Ребята, давайте попробуем определить тему  урока.

Слайд 5 (Музыка в театре, кино, на телевидении)

У: Какую цель можно поставить?

Слайд 6 ( слова-подсказки)

 Д: Узнать, какую роль играет музыка в этих видах искусства. (какое значение имеет)

  1. Открытие новых знаний.

А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр.

Фрагмент из балета «Лебединое озеро».

 

У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Предположительно, литературной основой для либретто к балету «Лебединое озеро» могла послужить романтическая сказка немецкого писателя Музеуса «Лебединый пруд»,

                Что мы увидели на экране?

Маленьких лебедей! Музыка танца маленьких лебедей очень проста и вместе с тем

привлекательна. Чайковский великолепно использовал здесь звучания

деревянных духовых инструментов. Отрывистые, легкие звуки двух гобоев и

аккомпанирующих им фаготов воспроизводят «топчущиеся» изящные и

слаженные движения танцующих маленьких лебедей. А какое ваше впечатление от этого танца? Вам он понравился?

 

Д: Музыка очень красивая, лебеди танцуют очень красиво!

 У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?

Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.

У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее? Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.

У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?

Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.

 

Слайд 9-10-11

У: Ребята, а вы были когда – нибудь в театре?  Когда будете в казани, постарайтесь с родителями посетить Татарский государственный театр кукол «Экият»

ул. Петербургская, д. 57, Татарский государственный академический театр им. Галиаскара Камала, ул. Татарстан, д. 1 Также, в городе имеется Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля пл. Свободы      

 

У: А вы знаете как нужно вести себя в театре?

Знакомит с правилами поведения в театре. Раздает памятки.

Один из учеников зачитывает эти правила:

 

 Памятка, как вести себя в театре

Среди основных канонов выделяют следующие.

1.         В театр нельзя опаздывать. Нужно приходить за 15-20 минут до того, как прозвенит последний звонок. Иначе на представление могут не пустить. При опоздании нельзя пробираться сквозь проходы между сиденьями. Рекомендуется тихонечко присесть на ближайшее свободное место. Занять свои места можно будет во время перерыва.

2.         Занимать места следует до того момента, как прозвенит третий звонок. Нельзя занимать понравившиеся чужие сиденья. Если же место, указанное в билете будет занято, следует вежливо попросить сидящих людей освободить его.

3.         Проходить к своим местам нужно аккуратно, стараясь не задеть других зрителей. Лицо должно быть обращено по направлению к сидящему человеку. В случае если проход очень узкий, сидящим зрителям нужно привстать и дать возможность пройти другим.

4.         Заняв свое место, не рекомендуется занимать оба подлокотника, близко придвигаться, загораживая сцену. Все это способно создавать чувство нервозности, дискомфорта у окружающих.

 

 

 

У: Но где, же еще  мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?

 

Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.

У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.

В каких передачах мы встречаемся с музыкой?

Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», « Минута славы»,  «Голос», «Песня года», «Утренняя почта», «Угадай мелодию», фильмы, мультфильмы и т.д.

 

Слайд 12

У: Музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции: иллюстрировать действие; играть одну из главных ролей, раскрывая содержание спектакля, кинофильма, передачи; подчеркивать эмоциональное состояние, настроение героев и т. п.

У: Большое значение в кино особенно для выражения эмоционального начала, приобретает музыкальный тембр. Режиссеры, композиторы, звукорежиссеры и звукооператоры шли на самые разные хитрости, чтобы достичь желаемого художественного результата в области драматургии тембра (окраски звука).

У: Ребята, а как вы думаете, кино всегда было со звуком? Звук появился в кино в начале 30-х годов XX века. До этого кино было «немым». Актеры, снимавшиеся в фильмах тех лег, не произносили слов: для передачи мыслей, чувств, желаний они использовали яркие выразительные жесты. Попробуйте, подражая актерам той эпохи, создать немой фильм по  басне А. И. Крылова:  «Стрекоза и муравей».

Инсценирование басни

У: Молодцы, справились с заданием.

Слайд 13

Тогда же, на заре кинематографии, немые фильмы сопровождались музыкой, которую исполняли таперы — музыканты-аккомпаниаторы. Именно музыка помогала ярче, глубже переживать содержание фильма.

Содержательным языком фильма может стать и танец, как это произошло с танцем в исполнении Дженна Ортега в фильме «Уенздей». А сейчас я предлагаю вам сделать небольшую разминку! Попробуем, вставайте!

Слайд 15

Физминутка

 5 Закрепление знаний и умений по изучаемому материалу. Вокальная работа.

У: Ребята, в каких передачах на телевидении вы встречаетесь с музыкой?

Д: Это концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», «Один в один», «Точь в точь», «Минута славы», «Голос», «Голос дети».

У:  А про «Угадай мелодию» забыли?

 

Слайд 16

Я предлагаю поиграть в эту игру. Тема: Песни из мультфильмов. Нужно назвать либо героев, исполняющих песню,  либо мультфильм или кинофильм, где звучит песня.

Слайд 17

Проводится игра «Угадай мелодию»

У: Что мы еще не делали сегодня на уроке? Не пели!

В кинофильмах можно услышать очень много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей. Спросите дома своих родителей, они могут спеть много песен, впервые прозвучавших в кинофильмах или мультфильмах. Я предлагаю спеть песню из советского телефильма «Чародеи» «Три белых коня». Подготовимся, прочитаем текст, вспомним мелодию. Пора выступать!

Слайд 18

 Исполнение песен.

   7. Рефлексия. Подведение итогов урока

У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке, что слушали, что исполняли?

Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении.

Слайд 16

 Музыка играет совершенно разные роли:     

служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит. Делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов.

Слайд 17

У: А наш урок подходит к концу. И я предлагаю Вам высказать свое мнение об уроке, своем участии в нем. Выберите то предложение, которое вам хочется закончить, мы всех выслушаем.

Самооценка. Ребята, видите на билете нотный стан, или нотоносец? Нарисуйте, пожалуйста, любую нотку на нотоносце. Учитывайте, чем лучше вы  оцениваете наш урок, свою работу, тем выше должна быть нарисована нота. Покажите, где вы нарисовали ноты? На 5 линейке! Отлично!  Мне  тоже очень понравился сегодняшний урок! Вы все были молодцами. Справились со всеми заданиями, так красиво пели, узнали много нового, я думаю!  Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами! (Слайд 21) Урок окончен, всем большое спасибо! Билетики оставьте  на память о сегодняшнем уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

 

   Попрыгунья Стрекоза

   Лето красное пропела;

   Оглянуться не успела,

   Как зима катит в глаза.

   Помертвело чисто поле;

   Нет уж дней тех светлых боле,

   Как под каждым ей листком

   Был готов и стол и дом.

   Все прошло: с зимой холодной

   Нужда, голод настает;

   Стрекоза уж не поет;

   И кому же в ум пойдет

   На желудок петь голодный!

   Злой тоской удручена,

   К Муравью ползет она:

   "Не оставь меня, кум милый!

   Дай ты мне собраться с силой

   И до вешних только дней

   Прокорми и обогрей!" -

   "Кумушка, мне странно это:

   Да работала ль ты в лето?" -

   Говорит ей Муравей.

   "До того ль, голубчик, было?

   В мягких муравах* у нас -

   Песни, резвость всякий час,

   Так что голову вскружило". -

   "А, так ты..." - "Я без души

   Лето целое все пела". -

   "Ты все пела? Это дело:

   Так поди же, попляши!"

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Памятка, как вести себя в театре

Среди основных канонов выделяют следующие.

1.             В театр нельзя опаздывать. Нужно приходить за 15-20 минут до того, как прозвенит последний звонок. Иначе на представление могут не пустить. При опоздании нельзя пробираться сквозь проходы между сиденьями. Рекомендуется тихонечко присесть на ближайшее свободное место. Занять свои места можно будет во время перерыва.

2.             Занимать места следует до того момента, как прозвенит третий звонок. Нельзя занимать понравившиеся чужие сиденья. Если же место, указанное в билете будет занято, следует вежливо попросить сидящих людей освободить его.

3.             Проходить к своим местам нужно аккуратно, стараясь не задеть других зрителей. Лицо должно быть обращено по направлению к сидящему человеку. В случае если проход очень узкий, сидящим зрителям нужно привстать и дать возможность пройти другим.

4.             Заняв свое место, не рекомендуется занимать оба подлокотника, близко придвигаться, загораживая сцену. Все это способно создавать чувство нервозности, дискомфорта у окружающих.

 

 

Памятка, как вести себя в театре

Среди основных канонов выделяют следующие.

1.             В театр нельзя опаздывать. Нужно приходить за 15-20 минут до того, как прозвенит последний звонок. Иначе на представление могут не пустить. При опоздании нельзя пробираться сквозь проходы между сиденьями. Рекомендуется тихонечко присесть на ближайшее свободное место. Занять свои места можно будет во время перерыва.

2.             Занимать места следует до того момента, как прозвенит третий звонок. Нельзя занимать понравившиеся чужие сиденья. Если же место, указанное в билете будет занято, следует вежливо попросить сидящих людей освободить его.

3.             Проходить к своим местам нужно аккуратно, стараясь не задеть других зрителей. Лицо должно быть обращено по направлению к сидящему человеку. В случае если проход очень узкий, сидящим зрителям нужно привстать и дать возможность пройти другим.

4.             Заняв свое место, не рекомендуется занимать оба подлокотника, близко придвигаться, загораживая сцену. Все это способно создавать чувство нервозности, дискомфорта у окружающих.

 

 

 

 

Памятка, как вести себя в театре

Среди основных канонов выделяют следующие.

1.             В театр нельзя опаздывать. Нужно приходить за 15-20 минут до того, как прозвенит последний звонок. Иначе на представление могут не пустить. При опоздании нельзя пробираться сквозь проходы между сиденьями. Рекомендуется тихонечко присесть на ближайшее свободное место. Занять свои места можно будет во время перерыва.

2.             Занимать места следует до того момента, как прозвенит третий звонок. Нельзя занимать понравившиеся чужие сиденья. Если же место, указанное в билете будет занято, следует вежливо попросить сидящих людей освободить его.

3.             Проходить к своим местам нужно аккуратно, стараясь не задеть других зрителей. Лицо должно быть обращено по направлению к сидящему человеку. В случае если проход очень узкий, сидящим зрителям нужно привстать и дать возможность пройти другим.

4.             Заняв свое место, не рекомендуется занимать оба подлокотника, близко придвигаться, загораживая сцену. Все это способно создавать чувство нервозности, дискомфорта у окружающих.

 

 

Памятка, как вести себя в театре

Среди основных канонов выделяют следующие.

1.             В театр нельзя опаздывать. Нужно приходить за 15-20 минут до того, как прозвенит последний звонок. Иначе на представление могут не пустить. При опоздании нельзя пробираться сквозь проходы между сиденьями. Рекомендуется тихонечко присесть на ближайшее свободное место. Занять свои места можно будет во время перерыва.

2.             Занимать места следует до того момента, как прозвенит третий звонок. Нельзя занимать понравившиеся чужие сиденья. Если же место, указанное в билете будет занято, следует вежливо попросить сидящих людей освободить его.

3.             Проходить к своим местам нужно аккуратно, стараясь не задеть других зрителей. Лицо должно быть обращено по направлению к сидящему человеку. В случае если проход очень узкий, сидящим зрителям нужно привстать и дать возможность пройти другим.

4.             Заняв свое место, не рекомендуется занимать оба подлокотника, близко придвигаться, загораживая сцену. Все это способно создавать чувство нервозности, дискомфорта у окружающих.


Открытый урок музыки в 5 классе

Открытый урок музыки в 5 классе

Общение, взаимодействие с учителем и сверстниками в совместной творческой деятельности

Общение, взаимодействие с учителем и сверстниками в совместной творческой деятельности

План урока : 1.Организационный момент

План урока : 1.Организационный момент

У: Мы отгадали все загадки и я думаю, что вы догадались, что сегодня на нашем уроке пойдет речь о театре, кино и телевидении

У: Мы отгадали все загадки и я думаю, что вы догадались, что сегодня на нашем уроке пойдет речь о театре, кино и телевидении

Д: Музыка очень красивая, лебеди танцуют очень красиво!

Д: Музыка очень красивая, лебеди танцуют очень красиво!

У: Большое значение в кино особенно для выражения эмоционального начала, приобретает музыкальный тембр

У: Большое значение в кино особенно для выражения эмоционального начала, приобретает музыкальный тембр

У: А наш урок подходит к концу

У: А наш урок подходит к концу

Памятка, как вести себя в театре

Памятка, как вести себя в театре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2023