Сообщение на тему «Благоприятная адаптация первоклассника - залог успешного обучения в школе»
подготовила Тамбасова Галина Александровна
К окончанию дошкольного возраста ребёнок представляет собой личность. С приходом в первый класс ребенок уже отдаёт себе отчёт о том, какое место он может занять в ближайшем будущем, он открывает для себя новое место в пространстве человеческих отношений в коллективе сверстников. С приходом в школу у ребенка происходят кардинальными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. С приходом в школу у ребенка не только изменяется уклад жизни, но появляются новые обязанности, а также становятся новыми отношения ребенка с окружающими его людьми. Ведущей деятельностью первоклассников становится учебная деятельность, в результате которой возникают психические новообразования. Она характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью К семи годам ребенок уже разбирается в семейно-родственных отношениях, умеет занять желаемое и соответствующее собственному социальному статусу место среди родных и близких. Он способен строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непоколебимым в своих желаниях. Он уже осознает, что оценка его поступков и мотивов складывается не столько его собственным отношением к самому себе, но прежде всего тем, как его поступки воспринимаются окружающими людьми. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте значительным достижением в развитии личности ребёнка выступает преобладание мотива «я должен» над мотивом «я хочу».
Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению.
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуется для того, чтобы маленький ученик освоился в школе. Несомненно, главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Ему нужно постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу. Учитель должен создать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.
Значимой стороной в психической жизни первоклассника является также способность устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми в классе, а также с учителем. Умение успешно взаимодействовать со сверстниками является основополагающим для освоения учебной деятельности в целом, которая является коллективной, а также играет большую роль в вопросе удовлетворенности учебной деятельности для самого себя.
Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушением физического и психического здоровья. Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкание, приспособление) к школьной жизни. Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ребенка.
Особенности социально- психологической адаптации детей к школе
Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников продолжается до 8 недель. Наблюдение за первоклассниками показало, что их адаптация проходит по- разному.
Можно отметить три уровня социально-психологической адаптации к школе:
1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник обладает положительным отношением к школе, представляемые требования осознает соответствующе; учебную информацию воспринимает без сложностей; наиболее полно осваивает программный материал; решает затрудненные задачи, старателен, сосредоточенно выслушивает инструкции, разъяснения педагога, выполняет возложенные поручения без контроля учителя; демонстрирует большую заинтересованность к индивидуальной учебной деятельности (постоянно готовится ко всем учебным занятиям), общественные поручения исполняет с радостью и старательно; занимает в коллективе класса положительное весомое место. Степени развития всех показателей отвечают высоким. Имеются установки на созданную произвольность, учебную мотивацию, позитивное отношение к школе, развитые коммуникативные умения.
2. Средний уровень адаптации. Первоклассник обладает позитивным отношением к школе, ее посещение не создает отрицательных эмоций, воспринимает учебную информацию, если педагог преподносит его детально и ярко, осваивает главный смысл учебных проектов, сам выводит решение стандартных задач, сосредоточен и аккуратен при исполнении заданий, упражнений, поручений взрослого, но при его наблюдении; может быть внимателен только в том случае, когда занят чем-то для него увлекательным (учит уроки и делает домашнюю работу почти всегда); общественные задания исполняет тщательно, водит дружбу со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или безразлично воспринимает школу; часты жалобы на болезненное состояние; доминирует унылое расположение духа; наблюдается несоблюдение дисциплины; излагаемые педагогом сведения воспринимает не полностью; индивидуальная деятельность с учебником отягощена; при проделывании индивидуальных учебных задач не показывает стремления; к учебным занятиям готовится нерегулярно, необходимы бесконечный контроль, постоянные обращения и толчок со стороны педагога и родителей. Удерживает трудоспособность и интерес при долгих перерывах для отдыха, для восприятия нового и решения заданий по шаблону неизбежна большая учебная поддержка педагога и родителей; общественные нагрузки исполняет под наблюдением, без характерной готовности. Инертен, близких друзей нет, не знает по именам и фамилиям большую часть одноклассников. Фактически это уже признак «школьной дезадаптации».
Эмоциональная поддержка ребенка в период адаптации со стороны учителя
Многие первоклассники не осознают позицию учителя и своё положение ученика. Им трудно понять отношения педагога и школьника, ребенок может сказать учителю в ответ на его замечание: «Я не хочу учиться, мне с вами не интересно». Отстоять своё «я» педагогу бывает довольно трудно. Приказывать бесполезно, ведь нужно завоевать доверие и уважение ребенка, поэтому от учителя требуется терпение . Можно серьёзно объяснить правила поведения или объяснить, что ребенок огорчает своим поведением, но при обязательном правиле – делать это наедине, не ставить ребенка в неловкое положение перед сверстниками.
Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома. В школе такие дети пытаются капризничать, настаивать на своём. Они в раздражении могут швырнуть книги и тетради, расплакаться, а дома будут жаловаться- «учительница не любит».
Не нужно обвинять родителей в плохом воспитании и ругать ребенка за неумение работать с другими детьми. Ребенок должен понять, что он не лучше всех, что учитель должен обращать внимание не только на него.
Нужно объяснить и показать ребенку, что «Наташа пока не умеет писать, но она хорошо танцует», «Толя плохо читает, но он добрый и очень много знает о животных».
Успешность адаптации ребенка к школе во многом зависит от эмоциональной поддержки со стороны учителя и родителей и положительной оценки его стараний. Ребенок должен чувствовать интерес одноклассников, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к школе. Поэтому, когда оцениваешь успехи, не надо сравнивать ребенка с другими детьми, подчеркивать, что кто-то выполняет задание лучше, особенно если видно, что учащийся прилагает много усилий, необходимо подбодрить ученика, не скупиться на похвалу.
На протяжении периода адаптации состояние, поведение и работоспособность детей неустойчивы. Почти у всех учащихся наблюдается двигательное возбуждение или, наоборот, заторможенность, вялость, жалобы на усталость, потеря аппетита. Дети с трудом включаются в работу, быстро отвлекаются.
Факторы, определяющие успешность адаптации детей к школе
Ребенок должен быть готов началу обучения. Развитие отдельных органов и систем организма ребенка должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды. В противном случае процесс адаптации затягивается, т.к. дети не готовы к обучению, имеют более низкий уровень работоспособности. У «не готовых» детей уже в начале года отмечаются: неудовлетворительная реакция на нагрузку сердечно- сосудистой системы, потеря массы тела; они часто болеют и пропускают занятия, а значит, ещё больше отстают от сверстников.
Возраст начала обучения. А адаптация 6 - летних детей к школе длится дольше - у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.
Состояние здоровья ребенка – один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее – часто болеющие и дети с хроническими заболеваниями. Готовность к обучению и состояние здоровья ученика – те факторы, которые невозможно быстро изменить. Но можно облегчить адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, и это во многом зависит от учителя и родителей. Для этого необходимо, чтобы режим и условия организации учебных занятий, учебная и внеучебная нагрузка, методы преподавания, содержание учебных программ соответствовали возрастным возможностям детей.
Также необходимо знать и учитывать педагогу в своей работе особенности организма школьника на протяжении каждого урока, учебного дня, недели, года, выстраивать образовательный процесс так, чтобы можно было варьировать интенсивность нагрузки и наиболее сложный материал давать в период, когда у детей больше сил.
Повышенная тревожность, низкий уровень работоспособности, сложность концентрации внимания, сложности в реализации познавательных функций (восприятия, внимания, памяти, мышления), снижение сопротивляемости организма – эти проблемы у некоторых детей могут отмечаться с первых дней обучения, у других могут проявляться позже, а у части детей – на самом сложном этапе – в середине третьей четверти.
Спокойный режим и щадящие нагрузки помогают преодолеть этот сложный период.
Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки: в сентябре, октябре 3 урока (1 из которых интегрированный) по 35 мин. каждый; со второй четверти 4 урока по 35 мин каждый; с третьей четверти 4 урока по 45 мин. С целью профилактики утомления, нарушения осанки на уроке проводятся динамические паузы и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математики. А также учитель следит за осанкой. На каждом уроке письма и математики проговариваются правила посадки: расстояние от груди до стола должно быть с кулачок, расстояние от глаз до тетради, спина прямая.
Заключение
Показателями того, что ребенок прошел благополучную адаптацию к школе, являются: удовлетворенность процессом учебы; ребенку нравится в школе, он уверен в своих силах и не ощущает чувство страха; ребенок справляется с учебной программой; первоклассник может самостоятельно выполнять учебные задания, а при появлении затруднений стремиться за помощью к взрослым только после попыток решить задачу самому; удовлетворенность ребенка межличностными отношениями с ровесниками и педагогами. Таким образом, социальная адаптация – это процесс активного приспособления субъекта к условиям новой среды на основе выработки общих норм, ценностей, регламентированных правил поведения, в результате чего происходят определенные изменения личности, позволяющие ей сопоставлять себя с носителями ценностных ориентаций данного социума. «Социальная адаптация» предполагает собой начальную стадию «социализации личности», совпадающую с периодом детства. На данном этапе осуществляется вступление первоклассника в мир людей: овладение элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности. Социальные переживания, которые отражают отношение ребенка к общественному окружению и своему месту в нем являются одним из условий успешной адаптации первоклассников.
Каждый ребенок, попадая
первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых –
родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период –
сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка. Таким образом,
рассмотрев формы, методы социальной адаптации первоклассников к школе, можно
сделать вывод о том, что системное и профессиональное применение указанных
методов является залогом обеспечения успешной социальной адаптации
первоклассников. Активное усвоение ими новой социальной среды позволяет быстрее
и с меньшими издержками приспособиться к новым условиям жизни, изменившемуся
социальному статусу, сложностям учебы и особым требованиям учебной
деятельности. Формы, методы социальной адаптации первоклассников к школе – это
пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние
на благоприятную социальную адаптацию первоклассников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.