МУЗЫКА - ДЕТИ - УЧИТЕЛЬ.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для предмета “Музыка” общение - одно из центральных понятий. Это прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней.
Иконка файла материала МУЗЫКА.doc
МУЗЫКА ­ ДЕТИ ­ УЧИТЕЛЬ. “Полнота   общения   ­   высшая   радость жизни.” А.Швейцер Для предмета “Музыка” общение ­ одно из центральных понятий. Это прежде всего взаимодействие   учителя   и   учеников,   имеющее   особую   эмоционально­содержательную окраску.   Общение   на   уроке   музыки   можно   определить   и   как   совместную   творческую деятельность  учащихся  и  учителя,  направленную  на раскрытие  жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Многообразная   палитра   взаимоотношений   предстает   на   уроке:   между   музыкой, учителем   и   учениками;   между   учителем   и   учениками;   между   детьми   в   коллективных формах   деятельности.   Но   все   это   многообразие   емко   и   образно   выражено   в   словах Асафьева   о   том,   что   музыка   “заключается   и   существует   в   единстве   и   соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие. Большое   внимание   я   уделяю   слову   о   музыке,   т.к.   значение   словесного   метода   в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка. Прослушана   музыка,   задан   вопрос   ­   и   нет   ответа.   Я   не   тороплюсь   с   подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей, я вместе с ними ищу художественно­ образные связи содержания данного произведения с живописью, литературой, природой, жизнью. Дети прочувствуют, осознают и ответят. Более того, учитывая специфику урока музыки, я использую не только вопрос как традиционную форму общения, а высказывание­ раздумье, высказывание­проблему, высказывание­отношение. Некоторых учеников трудно привлечь к общему разговору на уроке. Самолюбие, порой болезненно проявляющееся в подростковом  возрасте,  сковывает   таких  ребят,  они  стесняются  выражать  свои  мысли, боясь   выглядеть   неловкими   и   смешными.   Я   отношусь   к   ним   с   особым   вниманием, терпением, поощряя их попытки высказаться о музыке. Важно понимать природу коллективного размышления детей о прослушанной музыке, учитывать   закономерности   общения   в   создании   коллективного   отношения   к   музыке. Размышления детей на уроке музыки ­ это деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его. Художественная и педагогическая ценность вопроса заключается в возможности дать на него   разные   правильные   ответы,   в   его   многоплановости   и   творческой   основе.   И   тогда творчество проявляется в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов. Размышляя о характере песни “Сурок” Л.Бетховена, дети отвечают: “Грустная, нежная, спокойная, тихая, медленная, ласковая, красивая”, “Это очень печальная песня”, “Мне жаль бедного одинокого   шарманщика”.   Все   дети   находятся   под   воздействием   звучащей   музыки:   они вместе творят, воссоздают ее образ, раскрывая свое отношение. При этом замечательно, если коллективное размышление будут “собирать” сами дети. Т.е. не учитель объединит то, что они сказали, а кто­то из учеников. Преобладание коллективных форм работы на уроке музыки   создает   объективные   предпосылки   для   глубокого   всестороннего   личностного общения детей, взаимовлияния  их друг на друга. Вот почему необходимо  чувствовать, понимать и сохранять индивидуальность, неповторимость каждого ребенка. Для   меня   важно   не   только   содержание,   но   и   интонации   речи   ученика.   Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать   много   интересного.   Уже   в   самой   эмоциональной   окрашенности   речи   ­ восхищении,   радости,   равнодушии,   раздраженности   выражается   отношение   ребенка   к музыке,   к   нравственной   проблеме.   Очень   важно   наблюдать   за   развитием   образности   иинтонационной   выразительности   речи   ученика   на   уроке.   Это   один   из   обширнейших источников познания творческой деятельности детей. Но я не свожу общение только к речевой деятельности. Бывает в классе такая тишина, которую больше всяких слов “скажет” о том, что общение состоялось. Дети не просто молчат, они остаются “жить” в прозвучавшей музыке. Так же как пауза ­ это не перерыв в музыке, так и молчание класса ­ не перерыв в восприятии, а продолжение работы чувств и мыслей детей. Такая пауза чрезвычайно важна на уроке. Поэтому я не могла нарушить такую   тишину   после   звучания   органной   фуги   И.С.Баха   в   шестом   классе.   Однажды   я наблюдала,   как,   словно   завороженные,   шестиклассники   сидели,   слушая   при   свечах “Реквием” В.А.Моцарта. Думаю, что это не забудется, останется на долгие годы в их душе как нечто невыразимо прекрасное. Еще одна форма свободного творческого проявления личности ребенка, его интересов и склонностей   присутствует   на   моих   уроках.   Это   ведение   “Дневника   музыкальных впечатлений”, где дети отражают свои размышления. Дети его заводят с третьего класса. В начале чувствуется скованность и ограниченность мыслей, но, чтобы помочь ребятам, я даю им план, в котором есть вопросы об авторе произведения, о содержании музыки и об исполнении. Также я даю возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние задания способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети очень любят выразить свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах. Вспомните слова Б.Окуджавы: Каждый пишет, как он слышит, Каждый слышит, как он дышит, Как он дышит, так и пишет, Не стараясь угодить. Именно так происходит процесс творчества. И как бывает неожиданно и трогательно для восьмиклассников на их последнем уроке, когда я показываю сохранившиеся у меня их творческие работы: эскизы костюмов героев балета   И.Стравинского   “Петрушка”,   рисунки,   в   которых   дети   запечатлели   “Рассвет   на Москве­реке”, “Тачанку”, “Монтера”, “Перепелочку”. Сколько эмоций! Невозможно исчерпывающе осветить все грани проблемы общения на уроках музыки. Главное   задуматься   над   проблемами   художественного   процесса   общения   совместной музыкально­творческой   деятельности   учителя   и   учеников.   Совместная   музыкально­ творческая деятельность учителя и ученика ­ вот стержень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе музыкально­творческого общения. Как удивительно прекрасен класс, когда я играю “Скворушка прощается” Т.Попатенко, а дети начинают потихонечку   подпевать,   кто­то   начинает   плавно   двигаться,   раскачиваться,   кто­то задумчиво смотрит вдаль… Или, когда слушая тему Кошки из сказки С.Прокофьева “Петя и Волк”, весь класс “живет” в музыке и каждый ребенок сопереживает по­своему: кто­то отстукивает   пальцами   ритмический   рисунок   мелодии,   кто­то   движением   выразительно передает   упругую   гибкую   мелодию.   И   начинается   творчество   детей   в   определении характера­образа   прозвучавшей   музыки:   “Хищный   хитрый   зверек”;   “Осторожный   ­   это кот”; “У кошечки мягкие лапки, она осторожно крадется”. Одним   из   методологических   положений   программы   является   определение   единой целостной   музыкально­творческой   деятельности   как  раскрытия   жизненного   содержания музыки, осуществляемой в разнообразных формах общения с искусством.