Сфинксы и пирамиды — вот первое, что вспоминает обычно каждый, когда речь заходит о Древнем Египте. Между тем в период расцвета этой крупнейшей цивилизации древнего мира поэзия и музыка были не менее популярными видами искусства, чем архитектура и скульптура. Есть все основания полагать, что и в этих областях египтяне достигли вершин под стать вершинам их пирамид.
Сфинксы и пирамиды — вот первое, что вспоминает обычно
каждый, когда речь заходит о Древнем Египте. Между тем в
период расцвета этой крупнейшей цивилизации древнего мира
поэзия и музыка были не менее популярными видами искусства,
чем архитектура и скульптура. Есть все основания полагать,
что и в этих областях египтяне достигли вершин под стать
вершинам их пирамид.
Так, оказывается, что у Пушкина, написавшего под
впечатлением оды римского поэта Горация знаменитые
пророческие стихи «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...», был и гораздо более древний
предшественник. Еще в XIII веке до н. э. безвестный египетский
писец вывел на свитке папируса строки, рожденные, возможно,
за несколько столетий до него и предвосхищающие мысли и
Горация, и Пушкина:
Мудрые писцы...
Они не строили себе пирамид из меди
И надгробий из бронзы.
Не оставляли после себя наследников,
Детей, сохранивших их имена.
Но они оставили свое наследство в писаниях,
В поучениях, сделанных ими...
Десятки веков, прошедших со времени существования Древнего
Египта, посвоему осветили достижения искусства той далекой
эпохи. Мы можем сегодня воочию восхищаться памятниками
архитектуры египтян. По сохранившимся рисункам искульптурам известно об их изобразительном искусстве.
Сложнее обстоит дело с древнеегипетской музыкой, история не
сохранила ее образцов. И мы, возможно, ничего не знали бы о
ней, если бы не дошедшие до нас произведения других искусств.
Настенные изображения в гробницах, бесценные строки
литературных сочинений помогают нам представить многие
интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего
Египта, воссоздать картины музыкального быта этой страны.
...За длинным широким столом, уставленным разнообразными
угощениями, собрались все — и хозяин дома, и его
многочисленные гости. Однако к еде никто не притрагивается.
Но вот по знаку хозяина в просторную залу один за другим
входят музыканты и выстраиваются вокруг стола. Их около ста.
Следует еще один знак, и помещение оглашается звуками
музыки. Трапеза начинается...
Такую сцену можно было наблюдать в Древнем Египте в доме
богатого вельможи.
Нечто подобное мы и видим на великолепно сохранившейся
фреске гробницы в эльМарна. Перед нами открывается
картина, на которой видны и фараон, и его окружение. Она
поражает множеством изображенных музыкальных
инструментов, среди которых едва ли не самое почетное место
занимают столь любимые египтянами арфы.
Впервые иероглиф, обозначающий слово «арфист», встречается
в захоронении, относящемся к 4й династии Древнего царства.
Сами арфы, изображенные на рисунках этого периода, ещеничем почти не отличаются от простого лука. Совершенно иным
инструмент стал во времена 12й династии. На одной из фресок,
созданной в этот период, запечатлена такая сцена: мать,
кормящая грудью ребенка, слушает стоящего рядом на коленях
певца, которому аккомпанирует арфист. Его инструмент уже
напоминает современную арфу. Но поистине «царским» этот
инструмент стал в период правления основателя 20й династии
Рамзеса III. Арфу начинают отделывать тонкой резьбой,
золотом, черепаховой костью. Подножие инструмента
украшается символическими фигурами сфинксов, зверей,
головами богов и богинь.
Разумеется, были в Древнем Египте и другие разнообразные
инструменты. Мы специально остановились столь подробно
именно на арфе, поскольку в истории этого инструмента
молено увидеть отражение важнейших страниц
древнеегипетской истории.
Интересным в этом отношении свидетельством является
документ, относящийся к крупнейшему событию периода
Нового царства — восстанию крестьян и рабов (примерно 1570
год до н. э.). «Тот, кто не знал даже тростниковой флейты,—
пишет очевидец,— теперь стал владельцем арфы. Тот, кто
прежде пел не для себя, восхваляет теперь богиню Мерт».
Последняя фраза, возможно, станет более понятной, если мы
вспомним, что Египет был первой страной, где существовало и
весьма почиталось сословие профессиональных музыкантов
(кто «пел не для себя»).
Нетрудно также сделать вывод, что до восстания занятиемузыкальным искусством было доступно, помимо
профессионалов, лишь вельможам и жрецам. После восстания,
повидимому, произошла широкая демократизация
музыкального искусства. Игра на арфе перестает быть
привилегией власть имущих.
Меняется и характер изображаемых музыкальных сцен. На
фресках, относящихся к тому времени, все чаще появляются
теперь танцевальные эпизоды. Причем в движениях танцующих
угадывается большая динамика и свобода. Иной — видимо,
более эмоциональной, выразительной, ритмически сложной —
становится музыка.
Подчеркнуто ритмическое начало этой новой музыки
подтверждается и появлением на этих изображениях новых
музыкальных инструментов, главным образом духовых и
ударных. Тут и различные типы барабанов, и столь популярный
среди египтян систр, под аккомпанемент которого часто
исполнялись стихи.
Впрочем, для аккомпанирования использовалась всякая
инструментальная музыка. В сопровождении арф, флейт,
тимпанов, лютней пелись гимны и песни, исполнялись стихи и
танцы. Так было в Древнем Египте и повсюду в древнем мире:
аккомпанемент считался наиглавнейшим назначением музыки.
Не обходилось без участия музыкантов и при отправлении
обрядов в честь наиболее почитаемых богов. Особенно пышное
музыкальное убранство сопутствовало культу Осириса,
олицетворявшего умирающую и воскрешающуюрастительность.
Не менее интересные музыкальные традиции существовали и в
других странах древнего мира.