Директор группы, менеджер, продюсер... кто они?
Что такое «Райдер»? Кто такой звукорежиссер группы? Чем отличается директор группы от менеджера? И правда ли, что, нанимая продюсера, группа продается с потрохами?
Этими вопросами рано или поздно может задаться любой развивающийся коллектив (хотя есть и исключения). Поэтому, руководствуясь поговоркой «Кто предупрежден - тот вооружен», рассмотрим наиболее распространенные организационные стороны группы и все-таки ответим на такие вопросы как «Что?», «Кто?» и «Зачем?».
Начнем наверно с определения статуса группы . Практически у всех «раскрученных» групп есть те самые продюсер, директор, менеджер (немного реже), звукорежиссер, техники и прочий рабочий народ. Также такие группы в обязательном порядке (опять же за рядом некоторых исключений) располагают интернет сайтом, пресс-релизом и райдером. Здесь мы будем рассматривать среднестатистическую группу.
Есть три принципиальных пути развития организационных вопросов в группе:
- из расчета стать мировыми звездами, всей вышеуказанной «немузыкальной стороной» группа обзаводится сразу же после создания.
- получив признание со стороны, группа задумывается о распространении своей музыки и, следовательно, о необходимости наличия группы в интернете и расположению администрацией группы (менеджер, директор и т.д.)
- «Нас прет, и мы играем! Кто? Директор? Сайт? Да на х** они нужны!!!» Думаю, в пояснении данная позиция не нуждается!
Конечно, есть такое понятие как «золотая середина» и предпочтительнее, когда группа следует именно 2-м путем. Но и два других тоже имеют право на жизнь! Рассмотрим все три поподробней.
1. Путь сомнительный как с творческой, так и с финансовой стороны. Опять же предполагает наличие если уж не папы Абрамовича, то хотя бы дяди из администрации города! В рок сфере практически невозможно пробиться, располагая только кучей денег. Будет замечательно, когда к количеству денег прибавляется соответствующее качество музыки. Но, к сожалению, российский слушатель, узнав, что группа пробилась не без солидных вложений, начинает кривить носом и перестает смотреть на музыку. И это неправильно. Вспомним хотя бы группу Cradle Of Filth . Хотя в данном случае будет уместнее назвать ее коммерческим проектом. Ведь группа собрана продюсерами. И как исключение из правила, группа состоялась и огромное количество поклонников их творчества давным-давно уже забыла, что начиналось все с коммерции. Но какой шанс стать вторыми «Крэдлами»? Да и надо быть вторыми? Первыми не получиться! Дорожка не то чтоб проторена, но уже и заасфальтирована!!! На эти вопросы группа должна отвечать еще до того момента, как вбухает огромное количество денег.
2. Как говорилось выше, «золотая середина». Но, как и везде, есть свои плюсы и минусы. К минусам можно отнести долгий путь развития и риск все же прогореть. Но так сильно ли это важно для творческого человека?! Поговорим о плюсах. Один из главных это то, что группе не придется забивать на самовыражение и продаваться с потрохами! Также группа вполне реально может быть услышанной не только в своем родном городке, но и за его пределами. А хоть как громко и долго музыканты не будут горланить о том, что вот уже начинается «торговля музыкой», все равно захочется чтобы твои рифы и текст услышали и другие люди в других городах. И не будет это продажностью!!! Запомните: Если захотелось самовыражения за пределами родного райончика, то ничего постыдного здесь нет! Вот если в другие места лезем «тупо срубить бабосов и девак», то это уже коммерция. А ты же искусство несешь в массы! Так что ты не продавец, а творец. Или нет? На этот вопрос опять же отвечать тебе самому!
3. Такой подход больше соответствует закоренелым пофигистам. Надеюсь, что последним также пофиг и на эту статью! А о плюсах и минусах этого пути можно сказать коротко: «Это все зависит от того, как вас прет!» Как и в любом правиле есть исключение и, возможно, ваша музыка станет востребованной благодаря только вашему драйву!
Теперь же, наверное, следует рассмотреть подробнее все организационные вопросы и дать определения. Начнем с команды группы. И, прежде всего, определим коротко и ясно:
«Для чего нужна команда?» - для того, чтобы музыканты не отвлекались от музыки и не перессорились, решая организационные вопросы. К команде условно отнесем всех участников и сотрудников группы, которые не задействованы непосредственно в выступлении на сцене, но без которых группа уже не та.
Продюсер
Говоря коротко, это такой человек, который может вас раскрутить.
Из раскрутки каждый может взять свое. Кто-то начнет более активно реализовывать свои мысли и идеи, а кто-то рубить бабосы и считать себя звездой вселенского масштаба. Последние нас интересуют меньше всего (о фабрике звезд, Тимати и т.п. чепухе мы и так много знаем!). А вот те, кто все же найдут в себе силы бороться с наплывом известности и денег и продолжат свое правое дело, достойны пожизненного уважения.
Но сейчас не о музыкантах, а о продюсере. Работа с продюсером носит узаконенный характер. То есть нужно заключать контракт. И вот тут уж слишком много хитростей и заморочек. Неправильно составленный или наспех подписанный контракт может сулить большими проблемами музыкантам. Поэтому многие рок-исполнители избегают работы с продюсерами. Сразу же надо заметить - не все продюсеры спят и видят как тебя бедного нае*ать и снять с тебя последние трусы. Но тут уж как повезет. В принципе до выбора продюсера или продюсерского центра можно и во всю свою карьеру не дойти и благополучно жить. Так что этот персонаж остается на личное рассмотрение!
Директор группы, менеджер, продюсер... кто они?
Что такое «Райдер»? Кто такой звукорежиссер группы? Чем
отличается директор группы от менеджера? И правда ли, что,
нанимая продюсера, группа продается с потрохами?
Этими вопросами рано или поздно может задаться любой
развивающийся коллектив (хотя есть и исключения). Поэтому,
руководствуясь поговоркой «Кто предупрежден тот
вооружен», рассмотрим наиболее распространенные
организационные стороны группы и всетаки ответим на такие
вопросы как «Что?», «Кто?» и «Зачем?».
Начнем наверно с определения статуса группы . Практически у
всех «раскрученных» групп есть те самые продюсер, директор,
менеджер (немного реже), звукорежиссер, техники и прочий
рабочий народ. Также такие группы в обязательном порядке
(опять же за рядом некоторых исключений) располагают
интернет сайтом, прессрелизом и райдером. Здесь мы будем
рассматривать среднестатистическую группу.
Есть три принципиальных пути развития организационных
вопросов в группе:
из расчета стать мировыми звездами, всей вышеуказанной
«немузыкальной стороной» группа обзаводится сразу же после
создания.
получив признание со стороны, группа задумывается ораспространении своей музыки и, следовательно, о
необходимости наличия группы в интернете и расположению
администрацией группы (менеджер, директор и т.д.)
«Нас прет, и мы играем! Кто? Директор? Сайт? Да на х** они
нужны!!!» Думаю, в пояснении данная позиция не нуждается!
Конечно, есть такое понятие как «золотая середина» и
предпочтительнее, когда группа следует именно 2м путем. Но
и два других тоже имеют право на жизнь! Рассмотрим все три
поподробней.
1. Путь сомнительный как с творческой, так и с финансовой
стороны. Опять же предполагает наличие если уж не папы
Абрамовича, то хотя бы дяди из администрации города! В рок
сфере практически невозможно пробиться, располагая только
кучей денег. Будет замечательно, когда к количеству денег
прибавляется соответствующее качество музыки. Но, к
сожалению, российский слушатель, узнав, что группа пробилась
не без солидных вложений, начинает кривить носом и перестает
смотреть на музыку. И это неправильно. Вспомним хотя бы
группу Cradle Of Filth . Хотя в данном случае будет уместнее
назвать ее коммерческим проектом. Ведь группа собрана
продюсерами. И как исключение из правила, группа состоялась
и огромное количество поклонников их творчества давным
давно уже забыла, что начиналось все с коммерции. Но какой
шанс стать вторыми «Крэдлами»? Да и надо быть вторыми?Первыми не получиться! Дорожка не то чтоб проторена, но уже
и заасфальтирована!!! На эти вопросы группа должна отвечать
еще до того момента, как вбухает огромное количество денег.
2. Как говорилось выше, «золотая середина». Но, как и везде,
есть свои плюсы и минусы. К минусам можно отнести долгий
путь развития и риск все же прогореть. Но так сильно ли это
важно для творческого человека?! Поговорим о плюсах. Один
из главных это то, что группе не придется забивать на
самовыражение и продаваться с потрохами! Также группа
вполне реально может быть услышанной не только в своем
родном городке, но и за его пределами. А хоть как громко и
долго музыканты не будут горланить о том, что вот уже
начинается «торговля музыкой», все равно захочется чтобы
твои рифы и текст услышали и другие люди в других городах. И
не будет это продажностью!!! Запомните: Если захотелось
самовыражения за пределами родного райончика, то ничего
постыдного здесь нет! Вот если в другие места лезем «тупо
срубить бабосов и девак», то это уже коммерция. А ты же
искусство несешь в массы! Так что ты не продавец, а творец.
Или нет? На этот вопрос опять же отвечать тебе самому!
3. Такой подход больше соответствует закоренелым
пофигистам. Надеюсь, что последним также пофиг и на эту
статью! А о плюсах и минусах этого пути можно сказать
коротко: «Это все зависит от того, как вас прет!» Как и в
любом правиле есть исключение и, возможно, ваша музыка
станет востребованной благодаря только вашему драйву!Теперь же, наверное, следует рассмотреть подробнее все
организационные вопросы и дать определения. Начнем с
команды группы. И, прежде всего, определим коротко и ясно:
«Для чего нужна команда?» для того, чтобы музыканты не
отвлекались от музыки и не перессорились, решая
организационные вопросы. К команде условно отнесем всех
участников и сотрудников группы, которые не задействованы
непосредственно в выступлении на сцене, но без которых группа
уже не та.
Продюсер
Говоря коротко, это такой человек, который может вас
раскрутить.
Из раскрутки каждый может взять свое. Ктото начнет более
активно реализовывать свои мысли и идеи, а ктото рубить
бабосы и считать себя звездой вселенского масштаба.
Последние нас интересуют меньше всего (о фабрике звезд,
Тимати и т.п. чепухе мы и так много знаем!). А вот те, кто все
же найдут в себе силы бороться с наплывом известности и денег
и продолжат свое правое дело, достойны пожизненного
уважения.
Но сейчас не о музыкантах, а о продюсере. Работа с
продюсером носит узаконенный характер. То есть нужно
заключать контракт. И вот тут уж слишком много хитростей изаморочек. Неправильно составленный или наспех подписанный
контракт может сулить большими проблемами музыкантам.
Поэтому многие рокисполнители избегают работы с
продюсерами. Сразу же надо заметить не все продюсеры спят
и видят как тебя бедного нае*ать и снять с тебя последние
трусы. Но тут уж как повезет. В принципе до выбора продюсера
или продюсерского центра можно и во всю свою карьеру не
дойти и благополучно жить. Так что этот персонаж остается на
личное рассмотрение!
Менеджер
Очень популярное и зачастую не совсем понятное слово. В рок
сфере, как впрочем, и в других, у слова "менеджер" есть куча
приставок, означающих какуюлибо определенную сферу
деятельности менеджера. Вот, например, турменеджер,
интернетменеджер, прессменеджер, PR менеджер и т.п.
Давайте расшифруем. Турменеджер – человек, отвечающий за
концертный тур группы (если такой есть). Интернетменеджер –
человек, работающий в интернет среде от лица группы (как
правило, он же является и вебдизайнером и администратором
сайта группы). Прессменеджер – человек, отвечающий за
работу группы с прессой (зачастую решает с какими
информационными источниками, о чем разговаривать). PR
менеджер – человек, занимающийся раскруткой группы (как
правило неотъемлемая часть продюсерского центра).
И что же всю эту роту надо держать в группе? Нет. Очень частовсе эти сложные обязанности выполняет один человек,
называемый просто менеджер. С менеджерами реже, чем с
продюсерами, заключаются контракты. Прежде всего, изза
того, что зачастую менеджером становиться хороший друг
группы, которому в принципе не резонно «кидать» группу и
группе «кидать» его. Но все же случаи контрактов имеют место
(не у всех есть хорошие друзья!). Этот человек обязательно
нужен группе, которая не собирается 20 лет играть в
ближайшем клубе и так и не выезжать за его пределы.
Директор
Персонаж довольно туманный как в своем определении, так и в
своих обязанностях. Если говорить проще, то директор это о
оочень хороший друг группы, который может выполнять
обязанности, как менеджера, так и продюсера. И еще кучу
разных вещей. Это зависит от директора. Главное преимущество
перед двумя первыми – отсутствие (в 90% случаев) контрактов.
Обязательным условием наличия директора в группе является
полное доверие всей группы ему и, безусловно, его авторитет в
глазах группы. В общем если у вас есть директор, то это
хорошо, а если нет, то расстраиваться не надо (он есть мало у
кого – крайне редкая особь мира музыкального).
Звукорежиссер
Очень необходимый человек для группы, относящейся к своему
звуку очень серьезно. Он нужен как на концертах, так и назаписи. Он знает все ваши фишки и примочки. Именно он
поможет настроить всю эту канитель с проводами и рычажками
так, чтобы люди разобрали, где гитара, а где барабаны. Но это в
том случае, если он знает свое дело. Профессионализм
приходит со временем. Сначала доверьте ему отстраивать звук
на репетиции, а там глядишь и уже профессионал!!! По началу,
конечно, можно доверять отстройку и «тамошним» звукачам, но
со временем лучше обзавестись личным.
Вроде с командой группы разобрались. Теперь надо разъяснить,
что такое райдер, релиз и т.п. и зачем они нужны! Пожалуй,
начнем с базовой вещи. Такой, как сайт группы.
Сайт
Вещь очень нужная. Без нее распространить свою музыку и
информацию о своей группе будет очень сложно. На нем есть
вся информация о вашей группе, там вы общаетесь с
поклонниками, от туда люди могут взять ваши творения.
Вообще подробная статья как, что и зачем уже есть на этом
сайте: https://www.fdstar.net/
Прессрелиз
Термин, часто встречающийся в новостях и т.п.
информационной сфере, также встречается и в рок сфере.
Грубо говоря, это краткое изложение какойлибо новости или
события в жизни группы. Также есть бессрочные прессрелизы краткая биография группы с кратким изложением основных ее
данных.
Прессрелизы очень нужны для того чтобы у человека, ничего
не знающего о Вашей группе, после его прочтения появились
хоть какието представления о вас и соответственно появился
интерес послушать вашу музыку и может даже в последствии
пригласить на концерт. Но этот «документ» должен быть
написан грамотно, правильно и интересно. Опять же, на этом
сайте уже есть более подробная статья о прессрелизах Как
написать музыкальный прессрелиз. В ней можно узнать, как
они правильно пишутся и как их правильно распространять.
Райдер
Райдер – это свод условий, запрашиваемых группой и
выполняемых организаторами, которые необходимы для
успешного выступления группы. Необходимы, но не
обязательны. Райдер бывает технический и бытовой. Часто
райдер бывает обобщенный. В техническом описываются все
аспекты аппаратуры, ее установки и настройки. В бытовом же
излагаются требования к таким вещам как проживание (если
концерт не в родном городе), питание, гримерка и т.п. Менее
популярные группы не позволяют себе бытовой райдер. Это
удел уже состоявшихся групп. «Сильно состоявшиеся»
прописывают туда такие вещи как «розовенькие полотенца в
гримерке» или «7 бутербродов с сыром, 5 с икоркой и 2 с
колбаской. А еще вынь и полож 35 грибочков по 7 сантиметров
росту».Такие понты не в почете у организаторов. Любая же не
«зазвездившаяся» группа должна иметь как минимум
технический райдер. И опять же, без всяких там «буду играть
только на зеленых шнурах»! С помощью райдера организаторы
смогут узнать, какую аппаратуру вы принесете с собой, а какую
нужно будет подготовить им. Что, несомненно, облегчит жизнь
и вам, и им.
Подытожим
Если Вам не все равно, что будет с Вашей группой через пару
лет, то Вам необходимо обзавестись такими вещами, как сайт,
райдер и прессрелиз. Не помешает наличие звукорежиссера и
менеджера. Также будет не лишним (а иногда и очень нужным)
директор. Единственный, с кем не совсем разобрались, так это
продюсер. Каждый для себя решает сам – нужен он или нет. И
каждый выбирает, каким из путей развиваться как группа (а
может, ктото предпочтет не развиваться!).
В любом случае выбор за Вами. Дерзайте!!!