Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики
Оценка 5

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Оценка 5
Занимательные материалы +1
docx
музыка +1
4 кл—11 кл +1
10.10.2018
Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики
Австрия была многонациональной империей. В ней наряду с австрийцами, у которых родной язык - немецкий, жили венгры и различные славянские народы, в том числе чехи, сербы, хорваты. Их песенные и танцевальные мелодии можно было слышать и в деревнях, и в городах. В Вене народно-бытовая музыка звучала повсюду - в центре и на окраинах, на перекрёстках улиц, в публичных садах и парках, в ресторанах и кабачках, в богатых и небогатых частных домах. Вена - центр огромной страны - вбирала в себя эти неисчерпаемые фольклорные богатства. Венский простой люд был очень музыкален. В домах и на улицах города, на многочисленных народных гуляниях, наряду с австрийскими песнями раздавались звуки венгерского чардаша и полных глубокого чувства мелодий сердца Европы - западного славянства. Процветали австрийские танцы - лендлеры и вальсы. Народные мелодии и музыкальные жанры вливались в музыку венских композиторов совершенно естественно, часто неприметно для них самих, а заодно и
33.docx
Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики Содержание: 1. Австрия ­ крупнейший музыкальный центр Европы. 2. Композиторы ­ венские классики: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л.  Бетховен. Расцвет ряда жанров в их творчестве. Знакомство с жанром квартета. 3. 4. 5. Соединение драматизма и лирики в произведениях В. А.  Моцарта (на примере арии Царицы ночи из оперы  «Волшебная флейта»). Музыкальный материал: 1. Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2. IV часть  (слушание); 2. В. А. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная  флейта» (слушание); 3. Л. Бетховен. Симфония № 9 «Хоральная», 4 часть  (слушание, по желанию педагога); 4. Й. Гайдн, русский текст Я. Синявского. «Мы дружим с  музыкой» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Анализировать жанрово­стилистические особенности  музыкальных произведений. 2. Наблюдать и оценивать интонационное богатство  музыкального мира (на примере произведений композиторов ­ венских классиков) В контексте истории Австрия была многонациональной империей. В ней наряду с  австрийцами, у которых родной язык ­ немецкий, жили венгры и различные славянские народы, в том числе чехи, сербы,  хорваты. Их песенные и танцевальные мелодии можно было  слышать и в деревнях, и в городах. В Вене народно­бытовая  музыка звучала повсюду ­ в центре и на окраинах, на  перекрёстках улиц, в публичных садах и парках, в ресторанах  и кабачках, в богатых и небогатых частных домах. Вена ­ центр огромной страны ­ вбирала в себя эти  неисчерпаемые фольклорные богатства. Венский простой люд  был очень музыкален. В домах и на улицах города, на  многочисленных народных гуляниях, наряду с австрийскими  песнями раздавались звуки венгерского чардаша и полных  глубокого чувства мелодий сердца Европы ­ западного  славянства. Процветали австрийские танцы ­ лендлеры и  вальсы. Народные мелодии и музыкальные жанры вливались в  музыку венских композиторов совершенно естественно, часто  неприметно для них самих, а заодно и для их  аристократических слушателей. Австрия стала крупнейшим музыкальным центром Европы. С  этой страной связаны имена многих выдающихся  композиторов, дирижёров, исполнителей. Огромное значение для мировой музыкальной культуры имеет  творчество австрийских композиторов ­  Йозефа Гайдна,  Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена.     Жизнь и деятельность каждого из них подолгу протекала в  столице Австрии ­ Вене. Поэтому Гайдна, Моцарта и  Бетховена называют венскими классиками. Классиками –  потому что созданные ими произведения получили всемирное  признание, как выдающиеся, образцовые. Сочинения  композиторов Венской классической школы до сих пор  остаются непревзойдённым образцом. Музыка классического периода отличается объективностью и  элегантностью формы.  Композиторы писали не для церкви, а  скорее для гостиных и балов, которые становятся  популярными в это время. В этот период кларнет стал равноправным инструментом оркестра, а клавесин был  вытеснен только что изобретённым фортепиано. Наследие композиторов «Венской тройки» составляет одну из вершин мирового музыкального искусства. Оно оказало  огромное влияние на всё последующее развитие классической  музыки. Сочинения композиторов Венской классической  школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом. С творчеством венских классиков связан расцвет таких  жанров, как опера, симфония, соната, концерт, квартет.  Некоторые из них нам уже известны, с другими мы  познакомимся впервые. Гайдн. Краткие биографические сведения Основоположником классической венской школы стал Франц  Йозеф Гайдн. Гайдн родился в деревне Рорау, в Австрии. Его родители не  были профессиональными музыкантами, хотя отец любил народные песни и играл на арфе, не зная нот. В пять лет Гайдн  вместе с отцом пел на семейных музыкальных вечерах. В детстве Йозеф был наделён прекрасным чистым голосом,  благодаря чему был принят в качестве певчего в хор венского  собора св. Стефана. В хоровой школе он многому научился, но когда начал ломаться голос, пришлось уйти. Будущий  музыкант к 17 годам получил почти полное исполнительское и композиторское образование. Гайдн зарабатывал на жизнь уроками музыки, а также игрой на клавесине, органе и скрипке. Постепенно он под опекой  итальянского композитора Никола Порпоры стал сочинять  собственную музыку, в том числе свои первые струнные  квартеты. В 1761 году богатый венгерский князь Пал Антал Эстерхази  пригласил к себе Гайдна в Эйзенштадт в качестве вице­ капельмейстера. С этого момента началась служба Гайдна у семейства Эстерхази, которая продолжалась целых три  десятилетия. В своём распоряжении композитор имел один из лучших  оркестров Европы, для которого написал множество опер,  сочинений духовного характера, симфоний и струнных  квартетов. Последние годы жизни Гайдн провёл в Лондоне. За свою долгую жизнь Гайдн подарил миру огромное  количество гениальных творений. И хотя многое из его  наследия было утеряно и того, что сегодня известно  потомкам, было достаточно чтобы Чайковский сказал о  Гайдне: «Не будь его ­ не было бы ни Моцарта ни Бетховена». Звуки музыки Одним из создателей классического квартета является Йозеф  Гайдн. Классический (струнный) квартет включает четыре  инструмента – две скрипки, альт, виолончель. При том, что каждый участник квартета исполняет самостоятельную  партию, его общее звучание отличается единством и  стройностью. Квартет. Слово «квартус» на латыни означает «четвёртый».  От него и пошло название ансамбля четырёх исполнителей,  вокалистов или инструменталистов. Чаще всего в квартетах  собираются родственные инструменты либо только струнные,  либо только деревянные духовые, либо медные духовые.  Квартетом ещё называют произведение, созданное для  ансамбля из четырёх исполнителей, например: «Квартет»  Бетховена, «Квартет» Бородина... Квартеты соч. 76 Гайдн создавал в зените славы и  композиторского мастерства. Они стали итогом длительного  совершенствования композитора, которому в момент их  создания было уже 65 лет. Второй квартет опуса стоит особняком – это единственное произведение, написанное в  миноре. Никакие квартеты не были так любимы исполнителями, как  квартеты Гайдна. Так же и теперь гайдновские квартеты  продолжают сохранять большой интерес и для исполнителей и для слушателей. Слушание: Й. Гайдн. Квартет ре минор, соч. 76 № 2. IV часть. Моцарт. Краткие биографические сведения Высочайший взлёт венской школы связан с творчеством  гениального Моцарта. Вольфганг Амадей Моцарт родился в семье композитора  Леопольда Моцарта. Одарённый феноменальным слухом  мальчик с раннего детства начал учиться игре на клавесине и  скрипке под руководством отца. Вскоре Леопольд Моцарт демонстрировал чудо­ребёнка при  дворе архиепископа Зальцбургского, а в 6 лет мальчик уже гастролировал с концертами по всей Европе. К двенадцати  годам Моцарт был автором трёх опер. Поездки расширили музыкальный кругозор и принесли ему  множество ярких впечатлений. Куда бы семья не прибыла,  всюду игру юного Моцарта на клавире встречали  восторженно. Маленький гений был предметом разговоров  всей Европы. В 1770 году Моцарт вместе с отцом отправился в Италию, где  с триумфальным успехом прошли премьеры его опер, в том  числе и новой ­ «Митридат, царь Понта». В Сикстинской  капелле Моцарт прослушал хоровое сочинение Аллегри  «Мизерере», которое было запрещено публиковать и  исполнять вне капеллы. Молодой композитор поразил всех, по памяти записав произведение после единственного  прослушивания. Однако юный Моцарт не у всех вызывал восхищение, многие  музыканты завидовали ему или относились с недоверием. Так, в городе Болонье местные музыканты устроили Моцарту  настоящий экзамен ­ предложили сочинить фугу. Обычно на  это уходило несколько часов. Моцарт же справился с ним  всего за полчаса. После этого юный композитор был избран  членом Болонской музыкальной академии. После триумфальных поездок по Франции и Италии он  вернулся в Зальцбург и стал капельмейстером в  архиепископском оркестре, где служил его отец. Однако  Моцарт пришёлся там не ко двору. Ему завидовали другие  музыканты, а деспотичного архиепископа не устраивал его  гордый характер. Тем не менее, Моцарт много работал и  именно в Зальцбурге стал зрелым, самостоятельным мастером  симфонической музыки. Наконец ему надоело находиться в  услужении, и он ушёл в отставку. В 1781 году он уехал в Вену и стал зарабатывать на жизнь  своим творчеством. Там он много сочинял и давал концерты.  С его именем связано становление австрийской оперы: до Моцарта на австрийской сцене шли в основном оперы  итальянских композиторов или их подражателей. Композитор так и не смог добиться большого достатка,  постоянно находился в долгах и вынужден был браться за  любые заказы. Кроме того, тяжёлая болезнь подтачивала его  силы. Правда, в последние годы жизни Моцарт создал ещё одну  оперу ­ светлую и радостную сказку «Волшебная флейта». В  музыке этой оперы преобладают жизнерадостные тона, ясная,  неомрачённая лирика. Вместе с тем в ней немало сцен,  насыщенных страстью, душевным смятением, драматизмом. Последнее произведение Моцарта гениальный «Реквием» ­  осталось незаконченным. Работу над ним оборвала смерть,  наступившая 5 декабря 1791 г. в Вене. Похоронили Моцарта  на кладбище для бедняков, и его могила затерялась. Сейчас оперы Моцарта ставят на лучших сценах мира, а его  сочинения входят в репертуар крупнейших музыкантов  современности. Звуки музыки Оперный жанр в творчестве венских классиков представлен  преимущественно сочинениями В. А. Моцарта. Нам предстоит послушать арию царицы ночи из его оперы­сказки «Волшебная флейта». Два мира враждуют в «Волшебной флейте»: царство грозной  повелительницы ночи и солнечное царство мудреца Зарастро.  В мире Зарастро разлит яркий солнечный свет, слышны  торжественные звуки труб и тромбонов, царят мир и  спокойствие. Повелительница мрака и зла, коварная Царица одержима  идеей власти над миром. Она стремится победить мудрого  правителя Зарастро и захватить его талисман – священный солнечный диск. Свою ярость она выражает в яростно­ виртуозной арии. «Ужасной мести жаждет моё сердце! Я  беспощадна!» ­ восклицает Царица ночи. Она повелевает  родной дочери погубить Зарастро. Слушание: В. Моцарт. Ария Царицы ночи из оперы  «Волшебная флейта». Бетховен. Краткие биографические сведения Ещё одним великим представителем венской школы является  Людвиг ван Бетховен. Детство Бетховена прошло в Бонне. Профессию мальчик  выбрал не случайно: его отец и дед были профессиональными  музыкантами, так что он, естественно, пошёл по их стопам.  Его детство протекало в материальной нужде, было  безрадостным, суровым. Вместе с тем большую часть времени  Людвиг должен был посвящать занятиям: мальчика обучали  игре на скрипке, фортепиано, органе. Он быстро делал успехи и уже с 1784 года служил в  придворной капелле. Людвиг прошёл хорошую школу в  придворном оркестре, где его обучением занимались многие  выдающиеся музыканты ­ К. Нефе, И. Гайдн, И.  Альбрехтсбергер, А. Сальери. Там он начал сочинять музыку,  а также сумел занять место органиста и виолончелиста. В 1787 году Бетховен решил отправиться навстречу судьбе в  Австрию. Её столица ­ Вена ­ славилась великими  музыкальными традициями. Там жил Моцарт, учиться у  которого было давним желанием Бетховена. Услышав игру  юного боннского музыканта, Моцарт сказал: «Обратите на  него внимание. Он всех заставит о себе заговорить!» Влиятельные друзья помогли Бетховену, и вскоре он стал  модным пианистом и учителем. С 1792 года Бетховен  постоянно живёт в Вене. Вскоре он приобрёл славу  замечательного пианиста и импровизатора. Его игра поражала современников глубиной страстей, эмоциональностью,  необычайной инструментовкой. Однако композитора, находившегося в расцвете сил, поразил  тяжёлый недуг. С 1796 года он начал глохнуть и к концу 1802  года оглох полностью. Вначале он впал в отчаяние, но,  преодолев тяжёлый психологический кризис, смог собраться и снова начал сочинять музыку. Тяжёлые переживания и  огромную любовь к жизни и музыке Бетховен отразил в своих  сочинениях, но теперь они приобрели драматический оттенок. В центре почти всех произведений Бетховена представлен  яркий, незаурядный характер борющейся личности,  обладающий неподдельным оптимизмом. Вместе с тем  героические образы переплетаются с глубокой,  сосредоточенной лирикой, с образами природы. Умение  Бетховена соединять в одном произведении элементы разных  жанров стало не только открытием, но и особенностью музыки его последователей. Творчество композитора оказало большое влияние на европейскую музыку. Тяжёлое заболевание, потребовавшее нескольких операций,  подорвало его могучий организм. Людвиг ван Бетховен  скончался 26 марта 1827 года. В день его похорон были  отменены занятия во всех венских школах. За гробом великого музыканта шла двадцатитысячная толпа людей. Звуки музыки Последней из созданных Бетховеном симфоний стала Девятая, которая звучит как гимн мощи и силе человеческого духа,  восставшего над недугом. Ведь последние годы жизни  Бетховена были омрачены тяжёлыми жизненными лишениями,  болезнью, одиночеством. Для самого грандиозного претворения темы героической  борьбы и победы Бетховену в его Девятой симфонии  оказалось недостаточным выразительных средств оркестра. И он поступил совершенно необычным до того образом ­ ввёл в  финал симфонии хор и певцов­солистов. Слова он взял из  «Оды к Радости» своего современника ­ немецкого поэта  Фридриха Шиллера. На эти слова Бетховен создал венчающий  произведение величественный гимн, призывающий народы  всего мира к радостному братскому единению. Как будто огромное солнце поднимается на небе.  «Обнимитесь, миллионы, слейтесь в радости одной!» Вот оно,  будущее! В единении всех людей, стремящихся к миру,  свободе, счастью. Премьера симфонии состоялась 7 мая 1824 года в одном из  венских театров. Бетховен стоял за дирижёрским пультом и  размахивал руками. Он давно уже не мог управлять  оркестром, потому что был глух. На самом деле дирижировал  другой капельмейстер, стоявший рядом с Бетховеном. Когда музыка отзвучала, начались такие овации, что, казалось, рухнет крыша театра. Их не слышал один Бетховен. Он стоял спиной к публике. Тогда одна из певиц повернула его лицом к  залу. И он увидел успех своей симфонии. Бетховена  приветствовали пятикратными овациями. Но даже императора тогда полагалось приветствовать трижды. Чтобы прекратить  такое нарушение церемониала, полиция приказала слушателям покинуть зал. Эта мелодия принята в настоящее время в качестве гимна  Европейского Союза. По силе мысли, широте замысла, совершенству воплощения  Девятая симфония не имеет себе равных. Девятая симфония с её финальным призывом стала идейным завещанием  человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX веков. Слушание: Л. Бетховен. Симфония № 9 «Хоральная», 4 часть  (фрагмент). Вопросы и задания: 1. Какого из великих композиторов называют венскими  музыкальными классиками?   2. Чем объясняется такое определение? 3. Расцвет каких музыкальных жанров связан с творчеством  венских классиков? 4. Назовите состав классического (струнного) квартета. 5. Что отличает звучание квартета Й. Гайдна – единство,  слаженность или их отсутствие? 6. Черты песенности, танцевальности или маршевости  очевидны в музыке Й. Гайдна? 7. Ария Царицы ночи – это ария мести. Послушайте арию.  Только ли драматический характер присущ ей? Подумайте,  почему? 8. Какое произведение венчало собой творчество Л.  Бетховена? 9. Кто автор стихов, положенных в основу финала Девятой  симфонии? 10. Каков характер финала Девятой симфонии? «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди Содержание: 1. 2. Роль оперы в жизни итальянского народа. Значение музыки Дж. Верди в годы оккупации Италии  австрийскими войсками. 3. Важнейшие отличительные особенности произведений  Верди ­ сила духа, стремление к свободе, призыв к борьбе. Музыкальный материал: 1. Дж. Верди. Марш из оперы «Аида» (слушание); «В путь». Итальянская народная песня (пение). 2. Характеристика видов деятельности: 1. Воспринимать на эмоционально­образном уровне  профессиональное музыкальное творчество народов мира. 2. Распознавать особенности музыкальной речи  композиторов (на примере творчества Дж. Верди). 3. Узнавать по характерным стилевым признакам изученные  музыкальные сочинения. В контексте истории Для итальянского народа опера является одним из любимых  музыкальных жанров. Захватывающие сюжеты, пышные  декорации, прекрасное исполнение издавна сделали оперу  всеобщим предметом поклонения. Опера. А что это такое? Ну, прежде всего это театральное представление. На сцене происходят какие­то события, участников этих событий  изображают актёры. Декорации, костюмы, свет ­ всё это, как в  любом театре. Чем же отличается этот спектакль от спектаклей  драматического театра? Тем, что он музыкальный. Главное в  нём ­ музыка. Ей подчинено всё. И дело не только в том, что  актёры, вместо того чтобы говорить, поют. Всё, что  происходит на сцене, раскрывается и в музыке – характеры  героев и основная мысль, идея всего произведения. Опера имеет богатое историческое прошлое. Она родилась  около 400 лет назад в итальянском городе Флоренции. Позже  опера получила распространение во многих странах Европы, в  том числе, с середины XVIII века, и в России. Оперы писали  почти все великие композиторы: Моцарт и Верди, Вагнер и  Бизе, Глинка и Чайковский, Мусоргский и Римский­Корсаков, Рахманинов и Прокофьев… По традиции посещать оперные театры могли все слои  общества. Аристократические семьи располагались в богатых  ложах. В партере находились служащие и офицеры. Бедняки  толпились на галёрке. (Галёрка – верхний ярус театра). Каждое новое произведение темпераментные итальянцы  воспринимали крайне эмоционально. Если музыка и  исполнение нравились публике, взрывам одобрительных  аплодисментов не было конца. Однако в случае неуспеха «в  награду» артистам нередко доставались бранные выкрики и  гневный топот. Любовь итальянцев к опере объясняется и другой важной  причиной. В XVIII веке север Италии был захвачен  австрийскими войсками. Чтобы удержать власть, новые  правители ввели запреты на свободу слова, на издание  патриотических газет и журналов. По счастью, запреты не  коснулись музыкальных театров. Враги считали, что опера –  всего лишь пустая забава итальянских богачей. Расчёт оказался неверным: ведь музыка обладает огромной  силой человеческого объединения! Именно в это время на сцене знаменитого театра «Ла Скала»  (по­итальянски «скала» ­ «лестница») ставятся оперы  Джузеппе Верди. В своей музыке композитор сумел передать переживания и  надежды итальянского народа. Пламенность чувств, призыв к  борьбе он отразил в ярких запоминающихся мелодиях,  энергичных ритмах. После спектаклей итальянцы повсюду  распевали мелодии из опер Верди, выражающие стремление к  свободе. Биография Джузеппе Верди родился в маленькой деревушке неподалёку  от города Буссето, где его отец был трактирщиком. Первым  инструментом, на котором мальчик научился играть, был старый спинет (предшественник клавесина). Учил будущего  композитора органист деревенской церкви Байстрокки. Занятия музыкой Верди не прекратил и вовремя учёбы в  школе, после окончания, которой поступил на службу в  контору купца Антонио Барецци. Хозяин Верди был большим  любителем музыки, и именно в его доме проявилась  необычайная музыкальная одарённость юноши. Работая у купца, Верди уже в 15 лет не только играл на органе в городском соборе, но и дирижировал городским  филармоническим оркестром, заменяя штатного дирижёра. В 1831 году он получил стипендию и отправился поступать в  Миланскую консерваторию. Однако его не приняли,  поскольку он происходил из низшего сословия, поэтому  пришлось брать частные уроки у дирижёра театра «Ла Скала»  Винченцо Лавинья. Именно в это время Верди пришлось заменить своего учителя  во время одного из концертов. Выступление Верди прошло настолько успешно, что дирекция театра заказала ему  сочинение оперы. Однако материальные условия вынудили  Верди занять должность директора филармонического  общества в Буссето. Одновременно он подрабатывал в том же  городе церковным органистом. Концерты с участием Верди были настолько популярными,  что в церковь, где он играл, собирались жители со всего  города. Поворотным в жизни будущего композитора стал 1839 год, когда на сцене «Ла Скала» состоялась премьера его  первой оперы «Оберто». Она прошла с огромным успехом,  после чего Верди получил заказ написать ещё несколько опер. В 1842 году вся Италия аплодировала новым операм  композитора – «Набукко» и «Ломбардцы в крестовом  походе». Тема освобождения от вражеского гнёта, звучавшая  в их музыке, вызвала огромный политический резонанс. Оперы Верди стали такими популярными, что их одновременно поставили в нескольких городах Италии. На сцене  Лондонского театра прозвучала его опера «Макбет». Верди стал живым классиком итальянской музыки. Менее чем  за десять лет он написал восемь опер, каждая из которых  явилась шедевром этого жанра. Среди них – «Риголетто»,  «Трубадур», «Травиата», «Симон Бокканегра», «Бал­ маскарад», «Сицилийская вечерня». Любопытно, что в России оперы Верди далеко не сразу были  приняты публикой. Даже крупные композиторы и критики ­ В. Стасов, А. Серов, П. Чайковский ­ лишь какое­то время  спустя оценили их достоинства. Причина была в том, что  напряжённая драматургия и яркая музыка требовали  незаурядных способностей, что оказалось не по силам,  имевшимся в то время в России певцам и исполнителям. В следующее десятилетие творчество Верди было менее  интенсивным. Но каждая из его опер представляла собой  монументальное произведение. Центральное место занимают оперы «Дон Карлос» по драме Ф. Шиллера, а также «Аида» по египетской легенде. Оперы поражают своим размером, исполнение их длилось не  менее пяти часов. Кроме того, был задействован большой  состав инструментов и огромное количество исполнителей.  Верди увлекался народными сценами, поэтому часто эти  пьесы происходили в естественных декорациях: например,  «Аида» часто ставилась вблизи Каира на фоне пирамид. Верди стремился к созданию музыкальной драмы, где музыка  и драматургия соединялись бы в единое целое и каждый герой  получал бы завершённую музыкальную характеристику.  Примером такой оперы является «Отелло» ­ последняя опера  Верди, премьера которой состоялась в феврале 1887 года.  Композитор сам руководил постановкой и даже показывал  отдельные сцены актёрам, среди которых был великий  итальянский певец Ф. Таманьо. Дирижировал оперой Артуро  Тосканини. Спектакль стал подлинным триумфом композитора. Все  улицы вокруг театра были заполнены народом, и после  окончания спектакля публика донесла Верди на руках до его  дома. Любовь к музыке великого композитора была всенародной.  Известно, что в день его похорон все жители Милана вышли к  театру «Ла Скала» проститься с маэстро. (Маэстро – почётное название выдающихся музыкантов, композиторов,  художников.) В знак особого почтения во время траурной  процессии лошадям специально подвязали тканью подковы,  чтобы не было слышно цокота копыт. Музыка Верди продолжает покорять сердца миллионов людей  и поныне! Звуки музыки Марш из оперы Дж. Верди «Аида» Действие оперы происходит в древнем Египте. Перед  зрителями предстаёт красочное зрелище. Площадь, полная  народу. На троне – царь Египта, окружённый жрецами,  приближёнными, стражей. Грандиозный храм и триумфальная  арка создают впечатление величия и могущества. Ликующая  толпа встречает египетское войско, под предводительством  Радомесом, после победы над Эфиопами. Музыка марша  передаёт победный шаг воинов, гордость победителей,  возвращающихся домой, радость встречающих. Тема марша, воинственная и торжественно­ликующая, звучит  у трубы в сопровождении оркестра. В ней слышатся  энергичные фанфарные возгласы. (Фанфара – сигнальная  труба.) Весь марш строится на развитии этой темы. Композитор  находит свежие и яркие краски для выражения в музыке  торжественности и величия. В середине марша неожиданно сменяется тональность, вступает весь оркестр. Музыка  становится ещё светлее и праздничнее. Марш исполняет симфонический оркестр, а также духовой  оркестр, размещённый прямо на сцене. Музыканты,  облачённые в костюмы египтян, становятся участниками  сценического действия. Вопросы и задания: 1. Почему для итальянского народа опера является одним из  любимых музыкальных жанров? 2. Послушайте марш из оперы «Аида». Её сюжет  рассказывает о борьбе двух древних народов – Эфиопии и  Египта. Звуки торжественного марша символизируют победу  египтян. После прослушивания фрагмента постарайтесь  ответить, почему итальянцы так горячо воспринимали  музыку Верди. Какую огромную силу она заключает в себе? Музыкальное путешествие в Италию Содержание: 1. Италия ­ страна хранительница величайших культурно  исторических ценностей (краткий художественно  исторический экскурс). 2. Италия ­ родина оперы, родина бельканто. 3. Чудо­город Венеция. 4. Музыкальное посвящение М. Глинки ­ романс  «Венецианская ночь». Знакомство с жанром баркаролы. 5. Музыкальный материал: 1. М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь»  (слушание); 2. Н. Паганини. «Каприс» № 24 (ля минор); 3. П. Чайковский. «Итальянское каприччио» (по желанию  педагога); «Санта Лючия». Итальянская народная песня (пение). 4. Характеристика видов деятельности: 1. Воспринимать на эмоционально­образном уровне  профессиональное и народное музыкальное творчество  разных стран мира. 2. Анализировать художественно­образное содержание,  музыкальный язык произведений мирового музыкального  искусства. 3. Воплощать художественно­образное содержание народной музыки в пении. Сегодня мы совершим музыкальное путешествие в прекрасную Италию – страну южных морей и гор, залитых солнцем долин,  садов и виноградников. Древняя Италия по праву считается хранительницей  величайших исторических и художественных ценностей. Почти в каждом городе страны мы можем увидеть  великолепные дворцы и храмы, фонтаны и парки, музеи и  памятники. С Италией связаны имена гениев мировой художественной  культуры. Среди них Петрарка и Данте (литература),  Леонардо да Винчи и Рафаэль (изобразительное искусство),  Верди и Паганини (музыка). Многие иностранные композиторы стремились побывать в  Италии – на родине оперы, родине прекрасного пения –  бельканто (bel canto по­итальянски ­ прекрасное пение). Вы знакомы с творчеством русского композитора,  основоположником русской классической музыки. М. И.  Глинка создал основы русского музыкального языка. Композитор Глинка родился недалеко от города Смоленска.  Существует легенда о том, что в момент рождения мальчика в  саду запел соловей, и это словно определило жизненный путь  ребёнка – быть ему музыкантом. Музыка М. Глинки полна народности, музыковед В. Стасов  пояснял, откуда в творчестве композитора эта черта: «Глинка  родился, провёл первые годы и получил первое своё  образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура  его приняла в себя все те элементы музыкальной народности.  Которые, не существуя в наших городах, сохранились лишь в  сердце России». М. Глинка был первым русским  композитором, который сочинил оперы, балетную музыку и  симфонии, ставшие классическими, т. е. образцовыми. Вот  почему М. Глинка считается первым русским композитором. Но профессионально музыке Михаил Иванович Глинка учился в Италии, тогда в России не существовало своих учебных  заведений для музыкантов. И занимался Глинка так старательно и хорошо, что вскоре обогнал своих педагогов, и  они сами почтительно стали называть его «маэстро», что  означает «учитель». В память о своём пребывании в Италии  Глинка сочинил замечательный романс, который называется  «Венецианская ночь». Посмотрите на рисунок – на нём изображён итальянский город Венеция. Это очень необычный город, вместо привычных улиц  там водные каналы, по которым неспешно и плавно скользят  длинные гондолы (гондола – венецианская лодка).  И в  Венеции принято, чтобы гондольеры (лодочные гребцы)  непременно пели песни. Эти песни получили название  «баркарола». Слово «баркарола» в переводе на русский язык и означает «песня лодочника». Слово «лодка» на итальянском  языке произносится как «барка». Мелодия баркаролы нежная, лирическая, темп спокойный.  Однообразный ритмический рисунок вызывает ощущение  лёгкого покачивания. В стиле баркаролы написан и нежный, мечтательный романс  М. Глинки «Венецианская ночь». В музыке романса вы  услышите переливы волн, звуки воды, которая стекает с вёсел. И ещё Венеция славится своими карнавалами, которые длятся  несколько дней и ночей подряд. Вот о таком венецианском  карнавале и пойдёт речь в романсе М. Глинки. Послушайте начало этого романса. Ночь волшебница дышала Светло­южною красой, Тихо Брента протекала, Серебримая луной. Окружён волной огнистой Блеск прозрачных облаков, И восходит пар душистый От зелёных берегов. (Слова И. Козлова) Вслушайтесь в музыку романса, в его слова. Слушание: М. Глинка. Романс «Венецианская ночь». 1. Какой характер у романса? (Изящный, изысканный,  утончённый, нежный.) В каком жанре сочинил композитор этот романс? 2. 3. Как переводится слово «Баркарола»? 4. 5. Какая музыка М. И. Глинки вам запомнилась больше  В каких жанрах создавал музыку М. И. Глинка? всего? 6. Что рисует сопровождение романса? Сегодня мы познакомимся с творчеством знаменитого  итальянского композитора, автора произведений для скрипки  по имени Никколо Паганини. Паганини славился как виртуозный мастер игры на скрипке и  сочинил для неё много разных пьес. Его произведения казались настолько сложными, что играть их мог только он  сам. Имя Паганини было овеяно легендами. Люди, которым  доводилось слушать его игру, не верили такому мастерству,  говорили, что смычком Паганини водит сам дьявол. У  Паганини было много завистников, не раз перед концертом  ему старались навредить – обрывали струны у скрипки. Но  мастерство этого скрипача было так велико, что он умудрялся свои сочинения исполнять даже на одной струне. Познакомьтесь с одним из самых знаменитых произведений Н.  Паганини, оно называется «Каприс». Обратите внимание на  форму музыки и её развитие. Слушание: Н. Паганини. «Каприс». 1. Попробуйте спеть лейтмотив «Каприса» Н. Паганини. 2. Повторялся ли лейтмотив в течении пьесы? (Да.) 3. Менялся ли он в своём оформлении? (Да.) 4. Как называется такая музыкальная форма? (Вариации.) 5. Назовите автора этого произведения. 6. Паганини был не только великим композитором, но и  великим исполнителем. На каком музыкальном инструменте  он играл? 7. Как называется музыкант, который блестяще играет на  музыкальном инструменте? (Виртуоз.) 8. Надо ли быть виртуозом, чтобы исполнять сочинения Н.  Паганини? (Да.) В какой стране родился и жил Н. Паганини? (В Италии.)  9. Запомни! Баркарола Вопросы и задания: 1. Что в музыкальном путешествии по Италии вам  запомнилось больше всего? Почему? 2. Что такое баркарола? Каковы её особенности? 3. Какие картины возникают во время прослушивания  романса М. Глинки «Венецианская ночь»? 4. Что, по­вашему, изображает ритм в этом романсе? Дополнительный материал Пётр Ильич Чайковский в 1879 ­1880 годах жил в Италии. Внимательно вслушивался композитор в итальянскую  народную музыку, распеваемую уличными певцами. Особенно  запомнился многодневный яркий, красочный карнавал  (правда, немало утомивший своим шумом, «беснованием»).  Под его впечатлением Чайковский решил написать фантазию  на народные темы для симфонического оркестра ­  «Итальянское каприччио». Он хотел, чтобы весёлая, светлая  пьеса возбуждала жажду жизни, охоту танцевать и веселиться. Слушание: П. Чайковский. «Итальянское каприччио». Открывается эта одночастная пьеса звуками фанфары ­  сигнала, который Пётр Ильич слышал ежедневно в Риме из военных казарм, находившихся рядом с его отелем. За  медленным вступлением следуют, сменяя один другого,  эпизоды, контрастные по настроению: то грустные, печальные, то празднично приподнятые, светлые, то песенные, то  танцевальные. Произведение состоит из нескольких танцев, следующих один  за другим без перерыва, каждый из которых основан на  мелодии, услышанной композитором в Италии, начиная с  имитации военного духового оркестра и знаменитой  неаполитанской песни ­ до захватывающей тарантеллы в  финале. В презентации использованы фото достопримечательностей  Италии, репродукции картин художников Леонардо да Винчи,  Рафаэля Санти, Рубенса Санторо, Ивана Айвазовского,  Уильяма Тёрнера, Эмилио Фоссати и др. «Там русский дух... там Русью пахнет!» Содержание: 1. Претворение мотивов русских народных сказок и былин в  музыке отечественных композиторов. 2. Сюжеты и герои. 3. Эпические произведения искусства: характерные  типологические особенности. Музыкальный материал: 1. А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I часть.  Фрагмент (слушание); В. Гаранин. Былина «Илья Муромец» (слушание); 2. 3. Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского. «Родные места»  (пение). Характеристика видов деятельности: 1. 2. Различать настроения, чувства и характер человека,  выраженные в музыке. Размышлять, рассуждать об отечественной музыке и  многообразии фольклора. 3. Обнаруживать общность истоков народной и  профессиональной музыки. «Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой…» Расскажу я вам, ребята, о давних­давних временах. Ещё и  городов на раздольной русской земле не было, только степи  бескрайние, леса дремучие да озёра и реки синие. Вода чистая, прозрачная, в той воде рыбы ­ видимо­невидимо. Но в болотах и озёрах, сказывают, водилась и другая живность, например,  водяной или русалки. А в лесах не только зверьё бродило, но и леший ходил­ поскрипывал. Об этом говорят древние сказания далёких предков ­ славян. Передавали они свои рассказы из поколения  в поколение устно: так те и до нас дошли. Много было древних славянских поселений на Руси, и  назывались они все по­разному. Вспоминают, жили когда­то  племена антов, россов (отсюда и название: Русь); позже  появились поляне, древляне, северяне, вятичи, волыняне,  бужане... Большой и трудный путь прошла матушка­Русь с тех давних времён. И печенеги с половцами разоряли её, и шведы  с немцами нападали с севера, и 200 лет под игом татарским  томился народ русский. Но выстоял! Силён, знать, духом  оказался. А ещё русские люди всегда своим трудолюбием славились.  Землю­матушку пахали, рыбу ловили, в лесах охотились.  Красоту родного края ценили и сами старались красоту  создавать. То ложечка расписная, то чаша затейливая, то  игрушка хитроумная выйдет из умелых рук мастерового. А  костюмы какие носили! Глядеть ­ не наглядеться на узоры, тканые да вышитые! Ну а уж про сказки, песни да игры и  говорить нечего ­ чистый родник воды живой. Именно так  называют порой народное творчество. Народное творчество иногда называют фольклором. Это слово английское и означает вот что: фольк ­ народное, лор ­ знание  или мудрость. И действительно, русский фольклор ­ воистину  неиссякаемый источник красоты и мудрости! Композитор М.  Глинка так и говорил: «Музыку сочиняет народ, а мы,  композиторы, только аранжируем (аранжируем ­ изменяем,  излагаем) её». Если в календарных обрядовых песнях, в плясовых и  хороводных мы сами являемся участниками действия, то в  старинных былинах обязательно есть тот, кто нам  рассказывает, a мы всего лишь внимательно слушаем. Эпос   так называют эти старинные предания. Эпические песни­ сказания о давно прошедших временах, иногда с элементами  фантастики. Свой эпос есть у каждого народа (украинские думы, норвежские саги, немецкие сказания о нибелунгах,  французские песни о Роланде...). Плывут звуки яровчатых гуслей, и величавая, распевная речь  неторопливо повествует о прославленных богатырях времён  Киевской Руси: о Вольге и Микуле, о славном Илье Mypoмцe,  о Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче. Слушание: В. Гаранин. Былина «Илья Муромец». Главный герой картины – сказитель Баян – находится не по  центру. Художник Виктор Васнецов показывает нам, что  главное не то, как выглядит Баян, а что он рассказывает. По  этой же причине большинство собравшихся не смотрит на  старца с гуслями, а погружено в свои мысли. Грозовое небо и сильный ветер, развевающий седину старца,  будто вторят его рассказу о великих сражениях и героизме  русского народа. Лица слушателей, серьёзные и напряжённые,  наводят на мысль, что повествуемое слепым Баяном вызывает у них чувство решимости. Возможно, скоро предстоит  сражение, и старец, рассказывая о подвигах защитников Руси,  настраивает всех на победу. Всё может родная земля: накормить хлебом, напоить из  родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама  себя не может. А потому защита родной земли – это  обязанность всех тех, кто ест её хлеб, пьёт воду, любуется её  красотой. Народ всегда славил своих защитников. Об их подвигах в  древности были сложены песни – былины. Былины пелись и  сказывались одновременно. Они относятся к произведениям  народного творчества.  «Богатырская» тема представлена в музыке русского  композитора Александра Порфирьевича Бородина. Вторая симфония Бородина так и называется –  «Богатырская». Слушая эту музыку, испытываешь ощущение силы, бодрости, света, мысленно представляешь образ  Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские заставы ­  весь образ далёких веков. Про героев давних времён рассказывают нам и замечательные  картины художников. Перед вами картина, которую написал  замечательный русский художник Виктор Васнецов.  Художник никогда не видел богатырей. Они жили намного  раньше художника. Но он слушал, что поёт и рассказывает про богатырей народ, ­ и представил их себе, вообразил их. И  теперь для нас богатыри именно такие, как на картине В.  Васнецова. Остановились в чистом поле три богатыря. Посредине на  вороном коне – Илья Муромец, славный богатырь. Сила и  мудрость чувствуется во всём его облике. Он зорко смотрит  вдаль из­под ладони. В одной руке копьё, в другой – тяжёлая  палица. Стоит под ним конь, слегка потряхивая бубенчиками  под чёлкой. Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Крестьянский сын Илья Муромец совершал подвиги не  ради славы, а потому, что любил свою землю, свой народ. Слева на белом коне – Добрыня Никитич ­ представителен и  величав. Он достаёт булатный меч. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд­то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает,  видно, врага чует. Справа от Ильи – Алёша Попович. В левой руке у него лук, а  по правую руку гусельки яровчатые. Алёша и песни петь, и  воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоёт песню на всю степь. Вооружён он скромнее. Рыжий конь  Алёши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать  травы, но уши навострил. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове. Три богатыря стоят на широкой равнине. Вдали темнеют  холмы родной земли. Чутко вслушиваются богатыри: не  видать ли врага, не обижают ли кого? В небе клубятся белые тяжёлые облака. Вольный ветер  собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле.  Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые  могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но  весь облик богатырей говорит о надёжности защитников  Русской земли. Слушание: А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». I  часть. Все стороны своей жизни отразил русский народ в сказках,  песнях, былинах. И живут они долго ­ много веков. Собирают  их, изучают и чтут как самое дорогое сокровище, как память о прошлом. А что же может быть дороже памяти? Как устоит  дерево без корней? Но ведь и правда, искусство похоже на  большое дерево. Корни его ­ это народное творчество. Ветви ­  искусство композиторское: сколько талантов расцветает на  ветвях этого необычного дерева! По стволу же бегут те  живительные соки, которые и питают таланты. Запомни! Эпическим произведением мы называем произведение  искусства величественно­спокойного, величественно­ героического характера. «Дела давно минувших дней…» Содержание: 1. Воплощение идеи победы добра над злом в опере М.  Глинки «Руслан и Людмила». Знакомство с жанром арии. 2. 3. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного,  решительного. Музыкальный материал: 1. М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и  Людмила» (слушание); 2. М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и  Людмила» (слушание по желанию педагога); 3. М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»  (слушание по желанию педагога); 4. Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. «Русская изба»  (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Соотносить художественно­образное содержание  музыкального произведения с формой его воплощения. 2. Применять знания основных средств музыкальной  выразительности при анализе прослушанного произведения. 3. Выражать в цветовом воплощении эмоциональное  отношение к художественному образу. Театры бывают разные. Чаще всего в театральных спектаклях  участвуют актёры, которые выходят на сцену, к зрителям и  начинают говорить свой текст, играть свои роли. Ещё все вы,  наверное, знаете и любите кукольный театр, где вместо живых  людей представления дают куклы. Такой кукольный театр  каждый вечер приходит к вам в гости в телепередаче  «Спокойной ночи, малыши!». А есть театр, в котором все спектакли поставлены с  использованием музыки. И актёры там не говорят, а поют и  танцуют под музыку. Такой театр называется музыкальным. 1. Какие виды музыкального представления вы знаете?  (Опера и балет.) 2. Как называется музыкальный спектакль, во время  которого все его участники – актёры не говорят, а поют?  (Опера.) 3. Как называют исполнителей вокальных партий? (Певцы.) 4. Кто ещё участвует в постановке настоящего оперного  спектакля? (Симфонический оркестр, хор.) Да, такой спектакль называется красивым словом «опера».  Часто сюжетом оперы бывает сказка. Герои попадают то на  дно моря, то в волшебный сказочный лес, то в зачарованное  царство… У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей… Лукоморье… (Лукоморье – морской залив.) Музыкальный зал  превратился в берег моря. На берегу стоял могучий  кряжистый дуб. Вода на море волновалась, и брызги падали на медлительного серого кота, который, позвякивая тяжелой  золотой цепью, важно ходил вокруг дуба, мурлыча песню. А  среди густой листвы мелькнуло бледное лицо русалки.   Вместо косы по плечам у неё струились длинные зеленые  водоросли, а на ресницах блестели не то капли воды, не то  слезы...  В чаще мелькнул невиданный зверь, который оставлял свои следы на неведомой дорожке… Как замечательно разговаривает с нами Александр Сергеевич  Пушкин. Слова он берёт самые обыкновенные, но его речь, его рассказ становятся живой волшебной картиной. Так начинается поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила».  (Поэма – крупное поэтическое произведение с развёрнутым  сюжетом.) Эта сказочная история стала сюжетом оперы Михаила  Ивановича Глинки «Руслан и Людмила». Мы с вами оказываемся в древнем Киеве на свадебном пире в  гостях у легендарного князя Владимира. Он выдаёт свою дочь  Людмилу замуж за русского богатыря Руслана. В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир­солнце пировал; Меньшую дочь он выдавал За князя храброго Руслана И мёд из тяжкого стакана За их здоровье выпивал. Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Увертюра из  оперы «Руслан и Людмила» Внимание всех гостей приковано к замечательному певцу­ сказителю – Баяну. Кто такой Баян? Певец сказитель, старый седой мудрец, предсказатель,  историк. В пророческой песне вещий Баян предсказывает  Руслану и Людмиле тяжёлые испытания; но несчастья минуют, и «радости примета, дитя дождя и света, вновь радуга  взойдёт!» Он поёт, аккомпанируя себе на гуслях – древнем русском  народном инструменте. Золотые струны своим звоном  завораживают слушателей. Спокойное движение, напевная  мелодия и мерные переборы аккордов в сопровождении  передают в музыке сосредоточенность и торжественность  повествования. Светлое и мягкое звучание голоса чередуется  с инструментальными отыгрышами. Дела давно минувших дней, Преданья старины глубокой! Про славу русския земли, Бряцайте, струны золотые. Слушание: М. Глинка. Запев Баяна из оперы «Руслан и  Людмила» В самый разгар свадебного пира вдруг наступает мрак.  Раздаются удары грома, все присутствующие внезапно  погружаются в странное оцепенение: Гром грянул, свет блеснул в тумане, Лампада гаснет, дым бежит, Кругом всё смерклось, всё дрожит, И замерла душа в Руслане. Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что  Людмила исчезла.  Это волшебник Черномор похитил её и  унёс в свой заколдованный замок. Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Марш Черномора  из оперы «Руслан и Людмила» Отважный Руслан отправляется на её поиски. Для того, чтобы  найти Людмилу, Руслану придётся встретиться и сразиться с  врагами. На своём пути он встретит злую волшебницу Наину и доброго Финна, встретится с Головой богатыря…

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики

Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2018