Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.
Оценка 5

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка +1
4 кл—11 кл +1
03.10.2018
Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.
Ещё в молодости и Бетховена начала развиваться глухота, приведшая к полной потере слуха. Тяжкая болезнь не сломила волю композитора; год за годом он упорно трудился. Слова Бетховена «Я возьму судьбу за глотку» стали девизом всей его жизни. Именно в тяжелейший период Бетховен создал лучшие произведения – Девятая симфония, Торжественная месса, поздние сонаты для фортепиано. По этому поводу русский музыкант А. Рубинштейн говорил: «О глухота Бетховена, какое страшное несчастье для него самого и какое счастье для искусства человечества!» С молодых лет Бетховен зарекомендовал себя как незаурядный (необычный, выделяющейся среди других) пианист. «Его игра не отличалась чистотой, блеском и элегантностью… зато она была одухотворённой, величественной, в высшей степени полной чувства». Эти слова принадлежат Карлу Черни – австрийскому пианисту, педагогу и композитору, ученику Л. Бетховена.
12.docx
Героико­драматический пафос музыки  Л. Бетховена. _____________________________________ Содержание: 1. Героико­драматический пафос музыки Л.  Бетховена. 2. Фортепиано ­ ведущий солирующий  инструмент в эпоху венского классицизма. Знакомство с жанром сонаты. 3. Музыкальный материал: 1. Л. Бетховен. Соната № 8 «Патетическая»  для фортепиано. I часть. Экспозиция  (слушание); II и III части (по желанию  педагога); 2. Л. Бетховен, стихи Г. Пфеффель.  «Свободный человек» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Наблюдать за интонационной образностью музыкальных произведений. 2. Обнаруживать и выявлять характерные  свойства музыки Л. Бетховена. Соната № 8 «Патетическая» «Героической» назвал Людвиг ван Бетховен  свою Третью симфонию. Героической можно  назвать и всю жизнь великого венского  классика. 1. Внимательно рассмотрите портрет Л.  Бетховена. По изображению попытайтесь  определить, человеком какого характера был выдающийся композитор. Слова для справок: сильный, волевой, мягкий, добродушный,  мужественный. 2. Какой цвет на картине усиливает  восприятие основных черт характера  Бетховена? Ещё в молодости и Бетховена начала  развиваться глухота, приведшая к полной  потере слуха. Тяжкая болезнь не сломила  волю композитора; год за годом он упорно  трудился. Слова Бетховена «Я возьму судьбу  за глотку» стали девизом всей его жизни. Именно в тяжелейший период Бетховен  создал лучшие произведения – Девятая  симфония, Торжественная месса, поздние  сонаты для фортепиано. По этому поводу  русский музыкант А. Рубинштейн говорил: «О глухота Бетховена, какое страшное несчастье  для него самого и какое счастье для искусства человечества!» С молодых лет Бетховен зарекомендовал себя как незаурядный (необычный, выделяющейся  среди других) пианист. «Его игра не  отличалась чистотой, блеском и  элегантностью… зато она была  одухотворённой, величественной, в высшей степени полной чувства». Эти слова  принадлежат Карлу Черни – австрийскому  пианисту, педагогу и композитору, ученику Л. Бетховена. Ведущим солирующим инструментом в эпоху  венских классиков стало фортепиано. Для  него создаётся много произведений в  различных жанрах (сонаты, вариации, пьесы).  Главным был жанр сонаты. Слово «соната» происходит от итальянского  «сонарэ» ­ «звучать», «играть» (на  музыкальном инструменте). Это крупное  музыкальное произведение, предназначенное  для солирующего инструмента (или двух  инструментов). Стоит, как правило, из трёх  частей. По фортепианным сонатам можно проследить  путь становления композитора. 32 сонаты  написаны Бетховеном на протяжении его  жизни, в разные этапы его творчества. Одна из них – соната № 8 – называется  «Патетическая», то есть «страстная»,  «взволнованная». Это произведение было написано Бетховеном  в период, когда он впервые осознал свой  недуг. ...Это гигантский рывок вперёд, к тому, что в  искусстве ещё только должно прийти. Такой  музыки ещё не было. Звуки музыки Вступление. Grave­Allegro di molto e con  brio Аккорд! Могучий и грозный. Властный голос.  Он требует ответа. Быстрого, ясного. Он  нетерпелив. Он не хочет ждать. И ответ приходит. Но робкий и уклончивый. В нём страдание и боль, но нет решения. И тогда снова раздаётся прежний голос. На  этот раз ещё более сильный и требовательный. И пять тот же ответ. Но голос не умолкает. Он всё настойчивей. От него не скроешься и не уйдёшь, как не уйти от жизни, требующей решения и ожидающей его.  Жизнь зовёт к действию. И зову её  невозможно противостоять. С каждым новым аккордом слабеет  сопротивление. И вот оно осталось только в  одиноких и ломких звуках. Устало  скатываются они вниз и тонут во  вздымающихся валах начального аллегро.  Стремительное и бурное, оно контрастирует с  медленным, напряжённым вступлением. Первая часть. Grave­Allegro di molto e con  brio Аллегро первой части полно борьбы ­ острой,  кипучей, не затихающей ни на миг. Главная  тема ­ она выросла из мощных аккордов вступления ­ порывистая, мужественная,  сильная, Побочная тема сродни ответу вступления.  Побочная тема всё больше подчиняется  главной, пока, наконец, могучий разлив  совсем не поглощает её. Ни внезапный возврат скорбных голосов  вступления; ни аккорды, дробящие молотом  воли нерешительность и сомнение, не в силах  остановить победного движения, изменить  исход борьбы. Вторая часть. Adagio cantabile Вторая часть ­ созерцательная, проникнутая  философским раздумьем. Звучит медленно и  певуче. Это размышление о том, что недавно  произошло. Глубокое, спокойное,  беспристрастное, свободное от случайных  чувств и переживаний, вспыхнувших под  влиянием момента и возникших в горниле  борьбы. Свободно и плавно течёт мелодия,  возвышенная, как сама борьба,  развернувшаяся в первой части, и  благородная, как цель, ради которой она  велась. Третья часть. Rondo Allegro Третья, заключительная, часть сонаты ­ само  движение. Оно вскипает с первых же тактов и  стихает только с последними аккордами. Если вслушаться в стремительный взлёт главной  темы ­ лёгкой и воздушной, нетрудно угадать  знакомые черты побочной темы первой части.  Но здесь она преображена. Нет ни горечи, ни  страдания. На смену пришло веселье... И, наконец, короткий, энергичный финал.  «Патетическая» соната пронизана пафосом  революционной борьбы. Её образы овеяны  пафосом революции. Главной темой многих произведений  Бетховена была борьба людей за своё счастье  и стремление к свободе. Герой Бетховена, как и он сам, ­ неистовый борец, мыслитель,  личность, обладающая богатым внутренним  миром. Высшее предназначение своего искусства,  которому он следовал до конца жизни,  Бетховен выразил всего одной фразой:  «Музыка должна высекать огонь из сердец  человеческих». Запомни! Соната Вопросы и задания: 1. Как вы думаете, слова «героизм»,  «героический» можно отнести к творчеству  Л. Бетховена или также к обстоятельства его жизни? Почему? 2. Преимущественно для какого  музыкального инструмента создавали сонаты  венские классики? Что означает слово «соната»? 3. 4. Музыка Бетховена отличается резкой  контрастностью – динамической, темповой,  регистровой… Ощутимы ли контрасты в  «Патетической» сонате? Подумайте, с какой  целью они применяются. 5. Итальянскому музыканту Радичьотти  принадлежит следующее высказывание:  «Бетховен титан (гигант), он часто бьёт нас  кулаками; Моцарт же всегда прекрасен!»  Какой смысл, по­вашему, заключён в этих  словах? В. А. Моцарт. Симфония № 40 – 4 класс Содержание: 1. Индивидуально­характерные стилевые  особенности творчества композиторов ­  венских классиков. Лирические образы в музыке В. А.  Моцарта. Роль мелодического начала в его  сочинениях. 2. 3. 4. Знакомство с жанром симфонии:  композиционное строение, исполнительский  коллектив (симфонический оркестр). Музыкальный материал: 1. В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть.  Экспозиция (слушание); 2. В. А. Моцарт. Хор «Послушай, как звуки  хрустально чисты» из оперы «Волшебная  флейта» (слушание, пение). Характеристика видов деятельности: Анализировать и обобщать жанрово­ 1. стилистические особенности композиторов ­  венских классиков (в соответствии с  критериями, представленными в учебнике). Обнаруживать и выявлять характерные  свойства музыки В. А. Моцарта. Исполнять ритмический аккомпанемент к 2. 3. вокальной партии. Мелодия Моцарта льётся для меня  совершенно естественно, как льётся какой­нибудь прекрасный ручей  или источник. И. Тургенев Творчество Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л.  Бетховена мы ценим за жизнеутверждающий  характер, ясность и выразительность  музыкального языка. При этом музыка каждого из этих композиторов имеет свои  яркие особенности. Так, в произведениях Гайдна преобладают  светлые, радостные настроения, у Бетховена – настроения драматические, отражающие  борьбу, стремление к победе. У Моцарта особенной глубиной отличаются  лирические образы. И радость, и печаль  запечатлены у композитора в ярких  запоминающихся мелодиях, передающих  чувства человека, его душевные переживания. «Сущность музыки – в мелодии», ­ писал  Моцарт. И в каком бы жанре не были созданы  его произведения, будь то опера, симфония,  соната, ­ всегда по выразительности мелодии  мы безошибочно угадываем: звучит музыка  Моцарта. В. А. Моцарт прожил недолгую жизнь, но  успел создать огромное число музыкальных  произведений – около 600. Это ­ оперы,  симфонии, сонаты, песни. На этом уроке мы познакомимся с  выдающимся произведением Моцарта,  известным во всём мире, ­ Симфонией № 40.  Её музыка отличается вдохновенностью и  лиричностью, с необычайной искренностью в  ней раскрывается глубина чувств и  переживаний человека. Слово «симфония» в переводе с греческого  означает «созвучие». Это крупное  музыкальное произведение, состоящее из  четырёх частей, объединённых одним общим  замыслом. Чаще всего композиторы выбирали  именно жанр симфонии, чтобы рассказать  слушателям о тех событиях, которые во все  времена волновали человека. Музыка  симфоний говорила о добре и зле, красоте и  уродстве, войне и мире. Темами многих  симфоний становились любовь, героизм,  подвиги народа.  Симфония звучит в исполнении  симфонического оркестра. Сегодня мы послушаем первую часть  Симфонии № 40 и поговорим о ней  подробнее. Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, 1­ая  часть (экспозиция). 1. В каком темпе начинается симфония? (В  быстром.) 2. 3. 4. Какой характер в начале произведения?  (Взволнованный, напряжённый, порывистый.) Какие инструменты играют начальную  мелодию? (Струнные – скрипки.) Появлялась ли в этой музыке позднее  другая мелодия? (Да.) 5. Каким стал характер музыки во время  звучания второй темы? (Неторопливым,  более спокойным.) 6. Какие музыкальные инструменты  исполняли вторую тему? (Духовые – гобои.) Первая часть симфонии состоит из трёх  разделов.  В первом разделе композитор показывает нам  основные темы ­ мелодии, каждая из них  имеет свой характер. Этот раздел называется  экспозиция, что означает ­ показ. Вы,  наверное, слышали выражение: «экспозиция  картин на выставке», то есть показ картин. В  экспозиции симфонии все основные темы (а  их, как правило, четыре) предстают перед  нами. Основные темы экспозиции называются так:  главная партия, связующая, побочная и  заключительная. Главная и побочная партии  контрастны между собой, между ними ­  связующая. Заключительная партия часто  перекликается по характеру с главной. Она  завершает экспозицию. Второй раздел называется разработка. В нём  темы развиваются, варьируются,  разрабатываются, сталкиваясь друг с другом. Последний, третий раздел ­ реприза повторяет первый (экспозицию), с некоторыми  изменениями. Давайте послушаем основные темы  экспозиции (главную и побочную темы)  первой части симфонии и постараемся  различить характер основных тем. Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, 1­ая  часть (главная и побочная партии). Тема главной партии напоминает  взволнованную речь человека. Кажется, что  он, едва переводя дыхание, спешит рассказать  о своих душевных переживаниях. Короткие,  прерывистые мотивы скрипок звучат  необыкновенно трепетно и жалобно. Тема побочной партии – мягкая, нежная.  Кажется, что в своих мыслях человек  ненадолго уходит от действительности,  погружаясь в мир светлых грёз и  воспоминаний. Экспозиция завершается оркестровым forte  радостного, энергичного характера. Музыка Моцарта ослепляет солнечностью и  заставляет плакать людей, говорящих на  разных языках, но одинаково чувствующих  красоту и любящих музыку. 1. Музыку какого композитора вы сегодня  слушали? 2. 3. Какое произведение называется?  (Симфония № 40.) Поясните, что такое симфония? 4. Каков был характер главной партии  Симфонии № 40? (Взволнованный,  трепетный.) 5. Каков был характер побочной партии  Симфонии № 40? (Мягкий, нежный,  неторопливый.) 6. На уроках музыки мы часто называем  произведения словом «шедевр». Кто помнит,  что означает это слово? (Вершина  творчества, лучший образец произведения.) 7. Подходит ли к Симфонии № 40 слово  «шедевр» и почему? 8. Как вы думаете, что принесло музыке  Моцарта такую популярность? (Красивая  мелодия, которая легко запоминается.) Запомни! Симфония Вопросы и задания: 1. В чём заключаются главные  отличительные особенности произведений  композиторов – венских классиков? 2. 3. Что означает слово «симфония»? Из  скольких частей состоит симфония? Какое средство выразительности прежде  всего определяет образ 1 части Сорокой  симфонии В. А. Моцарта? Поэт ­ художник – композитор  (время года Осень) – 2 класс Содержание: 1. Междисциплинарная тема. 2. Произведения искусства и их создатели ­  поэты, художники, композиторы. 3. 4. Отражение в произведениях искусства  темы осени. Сравнение настроений и характеров  изучаемых произведений. Художественный материал: 1. П. Чайковский. Октябрь «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» (2 вида исполнения) (слушание); 2. 3. 4. 5. 6. 7. С. Прокофьев. «Вариации Феи Осени» из  балета «Золушка» (слушание); И. Левитан. «Осень», «Лето»; И. Грабарь. «Рябинка»; В. Поленов. «Золотая осень»; В. Нестеренко. «Последние листья»; Стихи поэтов: А. Пушкина, А. Плещеева,  Е. Трутневой. Песенный репертуар: 1. Г. Попатенко, стихи Е. Авдиенко.  «Листопад» (пение); 2. Д. Васильев­Буглай, стихи А. Плещеева.  «Осенняя песенка» (пение) Характеристика видов деятельности: 1. Иметь представления о роде  деятельности представителей искусства ­  поэтов, художников, композиторов. Сравнивать образное содержание  2. произведений музыки, поэзии, живописи на  уровне темы, выявлять признаки сходства и  отличия. Жила­была хозяйка Осень В волшебном замке золотом, Бродила вдоль притихших просек Дружила с ветром за окном. Кроила сказки из тумана И шила нитками дождя, В мир удивительный и странный Всех за собою уводя… ­ Ребята, тема нашего урока ­ Осень. Осень  вдохновляла художников, композиторов,  поэтов создавать прекрасные произведения, рассказывая об осени краской, музыкой,  словами. ­ Вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и короткими звёздными ночами, с  грозами и ливнями, с разноцветной радугой и  утренней росой, с ягодами, грибами, цветами.  Неужели с уходом лета и настроение теперь  будет грустное? Осенью погода бывает  пасмурной, хмурой, дождливой. Ребята, вам  хочется, чтобы наступила осень? (Ответы  детей). ­ Верно, ребята. Нам грустно расставаться с  летом. Но осень будет радовать нас своими  чудесами. Послушайте стихотворение Е.  Трутневой «Осень» и узнайте, какой  настроение было у автора, когда она писала  это стихотворение. Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах, ­ Это платье золотое У берёзы на плечах. Утром мы во двор идём, ­ Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят… летят… летят… И высоко от земли Пролетели журавли. Всё летит! Должно быть это Улетает наше лето… ­ Ребята, какое настроение автора вы  почувствовали? (Радость, удивление,  восхищение, немного грусти…) ­ Послушайте стихотворение А. Плещеева  «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора. Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Тучи небо кроют, солнце не блестит, Ветер в поле воет, дождик моросит. Воды зашумели быстрого ручья, Птички улетели в тёплые края… ­ Какие чувства были у автора. Когда он писал это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние,  разочарование, тоска…) ­ Великий русский поэт Александр Сергеевич  Пушкин каждый год восхищался осенью.  Осень была любимой порой поэта.  Послушайте отрывок из его стихотворения  «Осень». Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий луч, и первые морозы. И отдалённые седой зимы угрозы. 1. Какими словами поэт называет осень?  Какие слова подбирает для её описания? (В  багрец, золото одетые леса; редкий солнца  луч; первые морозы…) 2. А если бы вы были поэтами, какие бы  слова вы подобрали, чтобы рассказать о  волшебной поре – осени? (Рассказы детей.) 3. Ребята, а если бы вы были  композиторами, какую бы вы сочинили  музыку об осени: грустную или весёлую?  (Ответы детей.) ­ Ребята, как вы думаете, а по музыкальному  произведению можно догадаться о настроении композитора? Давайте попробуем. Музыку  написал русский композитор Пётр Ильич  Чайковский. Слушание произведения «Осенняя песнь» П.  Чайковского из цикла «Времена года». 1. Какая музыка прозвучала: весёлая или  грустная? 2. 3. Какие чувства, настроение она у вас  вызвала? (Грусть, печаль.) Какие явления природы передал  композитор в «Осенней песне»? (Порывы  ветра, опадание листвы.) 4. Какой композитор сочинил эту музыку? Эта пьеса из сборника Петра Ильича  Чайковского «Времена года». Пьес там  двенадцать, по числу месяцев в году, и каждая носит название месяца. Есть пьесы и про осень – «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». Но у  каждой пьесы есть свой подзаголовок,  например, «Октябрь. Осенняя песня». В ней  композитор рисует картину осенней природы,  рисует, как шелестит ветерок, срывает  листочки и они, кружась опускаются на  землю. 1. А если бы вы были художниками, какими  бы красками вы рисовали осенние пейзажи?  (Ответы детей.) 2. Ребята, а с помощью рисунка можно  выразить своё настроение? (Ответы детей.) ­ Правильно. По рисунку также можно  догадаться о настроении художника, о его  чувствах, мечтах. Просмотр картины И. Левитана «Золотая  осень». ­ Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, на золотые листочки берёз,  на пожелтевшую, почти высохшую траву, на  одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над  ним. 1. А вы бы хотели оказаться на этом лугу? 2. Как бы вы назвали эту картину? (Ответы  детей.) Исаак Левитан выбрал для своей картины  название «Золотая осень». Как вы думаете,  почему? (Ответы детей.) ­ Правильно. Всё на этой картине как будто  золотое: пышное убранство берёз, яркий  солнечный свет осеннего дня… 1. Какие приметы осени вы видите на этой  картине? 2. 3. 4. 5. Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое,  прохладное.) Какой день изображён на картине: ясный  или пасмурный? (Ясный.) Есть ли на небе облака? Какие они?  (Белое облачко.) Как вы думаете, какое настроение у  берёз? (Весёлое, радостное, они гордятся  своими золотыми платьями.) ­ А вы заметили одинокий цветок у ручья?  Как вы думаете, какое настроение у цветка?  (Он радуется яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но немного грустит, потому  что остался совсем один и скоро будет  холодно.) ­ А теперь отгадаем, с каким настроение  художник рисовал эту картину. (С хорошим, весёлым. Радостным, светлым, восторженным  и немного грустным.) ­ Ребята, давайте попробуем придумать по  этой картине рассказ. Придумайте название  своему рассказу. Расскажите об осеннем дне,  небе, об облаках, о солнце, о берёзах, об  одиноком цветке и о голубом ручейке.  (Рассказы детей.) ­ Мы слушали стихи, музыку, рассматривали  картины. Стихи, картины, музыкальные пьесы  – всё это произведения искусства.    Поэт сочиняет стихи. Художник пишет картины. Композитор сочиняет музыку. Замечательный русский композитор Сергей  Сергеевич Прокофьев писал не только  сложнейшие произведения для взрослых, но и  детскую музыку, предназначенную для самых  маленьких. Он очень любил сказки.  «Вариации Феи Осени» – отрывок из балета  «Золушка», написанного на сюжет известной  сказки Ш. Перро. Помните, когда после  отъезда на бал мачехи с сестрами Золушка  остается одна и мечтает? В сказке­балете  Прокофьева к ней на помощь приходят не  только волшебница крёстная, но и феи всех  времён года, которые преподносят Золушке  свои дары. А характер у фей такой разный, под стать временам года… Итак, знакомьтесь: Фея Осени! Послушайте «Вариацию Феи Осени» С.  Прокофьева. Слушание: С. Прокофьев. «Вариация Феи  Осени». 1. 2. 3. Вы знаете эту сказку? Назовите главных героев этой сказки. Куда отправилась главная героиня этой  сказки? (На бал.) 4. 5. 6. Какой показана осень в музыкальном  произведении? Отрывок из какого балета мы сейчас  слушали? Какой композитор сочинил музыку к  этому балету? Запомни! Поэт Художник Композитор Произведение искусства     На этом уроке мы увидели, услышали, как  изображают осень поэты, художники,  композиторы в своих произведениях  искусства. Наш урок закончен, но осень продолжает дарить нам много удивительных  сюжетов для новых творческих открытий. Примерный рассказ Наступила осень. Тоненькие берёзки с белыми стволами нарядились в ярко­жёлтые платья.  Дует лёгкий ветерок, листики обрываются с  веток и летят, кружась в медленном танце.  Смотришь на берёзы и удивляешься, как это  зелёные листочки превратились в золотые. По  лугу протекает тёмно­синяя река. Вода уже  стала холодная. На изгибе реки стоит  одинокая красавица берёза, ярко­жёлтая и  ровная, как свечка. Вдалеке виднеются  зелёно­коричневые деревья, ярко­зелёное поле и несколько деревенских домиков. Небо голубое­голубое с лёгким облачком.  Солнца не видно, но его присутствие  чувствуется во всём: словно горит и  переливается золотом листва, играя в  солнечных лучах. А от деревьев падает тень.  По тени можно догадаться, в какой стороне  находится солнце. На берегу реки расцвёл осенний цветок. Он  радуется сам яркому лучистому солнцу и  радует всех своей красотой. Только жаль, что  он остался один. Наверное, все цветы уже  отцвели. Описание картины Игоря Грабаря  «Рябинка» Красота русской природы всегда находила  отклик в сердцах творческих людей. Много  строк посвятили поэты и писатели  бескрайним просторам русских равнин, много  художников запечатлели красивейшие уголки  России. Одним из таких художников является Игорь Грабарь ­ тонкий ценитель очарования  красок природы. С большой любовь написана  картина «Рябинка», изящно играют цвета на  ней, мастерски художником создаётся  ощущение присутствия в необычайно  красивом месте. На переднем плане картина художник  изобразил главную героиню ­ рябинку. Стоит  осень, дерево приготовилось сбросить листву.  Наливаются соком красные ягоды, этот цвет  олицетворяет приход времени подведения  итогов, сбора урожая. На заднем плане  виднеется небольшая деревня, где должна  кипеть жизнь ­ время подготовки к зиме,  делаются последние приготовления.  Художник использует противопоставление  суетливой человеческой деятельности и  торжественного спокойствия леса и природы. Рядом с главной героиней картины ­ рябинки,  стоят две берёзки, которые неё уступают ей  ни в красоте, ни в изяществе. Такую красоту  трудно передать словами, и тогда на помощь  приходят средства изобразительного искусства, которыми в совершенстве владел  Игорь Грабарь. Описание картины Исаака Ильича  Левитана «Золотая осень» Среди работ Исаака Ильича Левитана своим  оптимизмом, мажорными нотами и светлостью восприятия выделяется картина «Золотая  осень». На картине изображена золотая осенняя пора.  Солнце освещает приятный взгляду пейзаж:  тихая, спокойная речка с поросшими высокой  травой берегами, ещё зеленый травяной  покров, желтый, красный, оранжевый лес. От  слабого ветерка листва на деревьях трепещет,  переливается солнечным блеском. Небо ясное, голубое, но на горизонте оно светлеет,  появляются облака. Что характерно, на  первом плане изображены тоненькие,  стройные берёзки в драгоценном золотом  уборе. Они представляют собой саму Русь:  статную, легкую, красивую и задают тон всей  картине. На заднем плане можно разглядеть  деревенские домики, широкое зелёное поле.  На этой картине главенствующее место  отведено природе, деревня не подавляет её, а  наоборот, гармонично вписывается в  окружающую действительность. В целом, полотно производит самые приятные, радостные впечатления.  Невозможно оторвать глаз от стройных  красавиц­березок, и, кажется, слышишь, как  колышется их листва, а в реке плещутся,  живут своей незаметной жизнью её  многочисленные обитатели. Описание картины Василия Поленова  «Золотая осень» Картина написана художником неподалёку от  его усадьбы на реке Оке в Тульской губернии  и изображает солнечный осенний день. Взор  зрителя сразу приковывает река, тёмной змеёй выделяющаяся на фоне золотых деревьев и  холмов. Не сразу замечается, но надолго  врезается в память сияние солнца на крышах  монастыря у излучины реки. Василий Поленов изобразил самое начало  осени ­ жёлтый цвет ещё не полностью  захватил пространство картины, пример тому  ­ огромное дерево на переднем плане с ещё  зелёной кроной. Но все внимание, конечно,  забирает себе река. Чистая вода отражает  солнечные блики, небо, солнце и деревья, на  отмелях кружит жёлтая палая листва. Что такое балет.  – 2 класс Содержание: 1. Знакомство с жанром балета (на примере  балета С. Прокофьева «Золушка»). Родственность слов балет и бал. 2. Музыкальные персонажи в движении. 3. Музыкальный материал: 1. С. Прокофьев. «Па де шаль», «Вальс»,  «Полночь», «Урок танца. Гавот» из балета  «Золушка» (слушание); 2. Т. Попатенко, стихи В. Викторова.  «Котёнок и щенок» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Устанавливать ассоциации между  музыкальными и изобразительными образами. 2. Проявлять основы ориентации в  нравственном содержании и смысле  поступков музыкальных персонажей. Балет ­ загадка, что не знает слов... Знакомство с жанром балета Что же такое балет?  Волшебный мир сказок, мир наших грёз и  сновидений наиболее совершенно способен  воплотить балет. Основа балета ­ танец. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo»,  что значит «танцую».  С чем у вас связывается слово «бал»? Со  сказкой? Должно быть, вы любили в детстве  «Золушку»! Но вы правы, потому что бал ­  время волшебства. На придворные балы приглашалось только  избранное общество. И совсем как в сказке  про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, что понятно: праздник  ведь. Тогда же родились балы­маскарады ­  прекрасная возможность побыть маской,  ощутить себя кем­то другим. Именно в Италии, более 400 лет назад, и  родилось искусство балета. В этой стране  издавна любили не просто танцы, а  танцевальные сценки, которые исполнялись в  народных комедиях, на карнавалах, балах и  других празднествах. Слова «бал» и «балет» ­ родственные.  Бал –  большой танцевальный вечер, а балет –  большой музыкальный спектакль. Балет – это обязательное сочетание танца и  музыки. Музыка и танец дружат с  незапамятных времён. Оба этих искусства  объединяет то, что они умеют говорить без  слов, причём говорить очень ярко,  взволнованно и поэтично. Как и в любом музыкальном спектакле, в  балете есть сюжет, действующие лица. Его  герои наделены человеческими чувствами.  Они действуют, думают, радуются и  страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов или пения, а посредством  танцевальных движений под музыку. Кроме танцев, важную роль в балете играет  пантомима, то есть немая актёрская игра,  состоящая из выразительных жестов и  мимики. Пантомима связывает отдельные  танцы, помогает развитию действия.  Изначально танец был неотъемлемой частью  сценического представления, в котором пели  и декламировали текст, а актёры выступали в  туфлях на каблуках. Примерно два столетия  назад танцоры начали носить специальную  одежду и особые тапочки – пуанты.  Они позволяют танцевать на кончиках  пальцев, делают движения более воздушными  и лёгкими. Создатели балетного спектакля: композитор,  либреттист (автор сценария), хореограф  (постановщик танцев), а также художник­ декоратор и художник по костюмам. Роль  хореографа очень важна в балете. Он  разрабатывает движения, соответствующие  сюжету, выстраивает драматургию и  соотносит всё это с музыкой. В исполнении  балета участвует балетная группа (балерины и балероны), дирижёр и симфонический  оркестр. Чтобы понимать и любить балет, нужно  разбираться в танцевальном искусстве,  которое является его основой. Балетный язык  – это мир выразительных танцевальных движений, жестов и мимики. Движения в  балете очень красивы, возвышенны и  благородны. Знакомство с балетом С. Прокофьева  «Золушка»  Талант С. С. Прокофьева проявился очень  рано, музыку он сочинял с детства. А когда  ему исполнилось 13 лет, он пришёл на экзамен в Санкт­Петербургскую консерваторию. Представьте себе, в кабинете консерватории  сидит серьёзная приёмная комиссия, в  которой известные композиторы – Н. А.  Римский­Корсаков, А. К. Глазунов, А. К.  Лядов. И вот туда, сгибаясь под тяжестью  больших папок с нотами, вошёл 13­летний  мальчик. Вот мои сочинения», ­ сказал он. И  тогда Н. А. Римский­Корсаков воскликнул:  «Это мне нравится!» Юный Серёжа Прокофьев был принят в  консерваторию, которую он отлично закончил  по двум отделениям – как пианист и как  композитор. Прошли годы и его творчество  приобрело широчайшую известность. В  театрах всего мира ставят его оперы и балеты, оркестры исполняют его симфонии, пианисты  и скрипачи играют его концерты и пьесы. Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский так сказал об этом композиторе: «Дети  особенно должны быть благодарны Сергею Прокофьеву, ибо никто из композиторов не  посвятил детям столько прекрасных  произведений». Юные пианисты играют  маленькие произведения из его сборника  «Детская музыка», сказка «Петя и волк»  знакомит слушателей с инструментами  симфонического оркестра. Одним из самых известных его сочинений  является балет «Золушка». Вы знаете эту сказку? 1. 2. Знаете ли вы писателя, который написал  эту сказку? (Шарль Перро.) 3. 4. Назовите главных героев этой сказки. Куда отправилась главная героиня этой  сказки» (На бал.) Композитор С. С. Прокофьев тоже любил  сказки, и на сюжет сказки Шарля Перро  «Золушка» он сочинил балет. Впервые балет «Золушка» был показан в  Большом театре в 1945 году, когда наша  страна одержала победу в Великой  Отечественной войне. Впоследствии  «Золушку» ставили во многих других театрах  нашей страны и в различных странах мира.  Главную роль в этом балете исполняли разные балерины. Запомните имя одной из них –  Галина Уланова. С. Прокофьев – мастер музыкальных  портретов героев. Вы помните, что в его  симфонической сказке «Петя и волк» каждый  персонаж имел свою тему: Петя, дедушка,  птичка, кошка, утка. Вот и для каждого героя  балета «Золушка» композитор нашёл особые  средства выразительности. Образ Золушки  рисуют певучие, плавные мелодии. А в  музыке, которая рисует сестёр и мачеху,  звучат колючие, короткие мотивы и острые,  стучащие ритмы. Всё это хорошо слышно с  самого начала балета.  Первая сцена балета называется «Па де шаль», что означает «танец с шалью». Действие  происходит в доме отца Золушки. Сёстры  вышивают шаль, а мать наблюдает за ними.  Золушка работает у очага. Но вот сёстры  начинают ссориться. В эпизоде их ссоры  музыка основана на мелких «царапающих»  мелодиях. Так и видишь цепкие движения,  резкие жесты сестёр, слышишь их визгливые  выкрики… Недаром сёстрам Золушки в  балете даны красноречивые имена – Кривляка и Злюка. Слушание: «Па де шаль». 1. Каким был характер музыки, рисующей  образы сестёр Золушки? (Злым, острым,  резким, колючим, быстрым.) 2. Кто исполнял музыку? (Симфонический  оркестр.)  Вначале балета «Золушка» появляется  персонаж, которого нет в сказке Ш. Перро.  Это учитель танцев. По сюжету мачеха и  сёстры собираются на бал, и к ним приходит  учитель танцев, который разучивает с ними  старинный танец гавот. Танец под названием «гавот» возник во  Франции. Это грациозный и изящный танец с  поклонами и неторопливыми движениями. Слушание: «Урок танца. Гавот». 1. Какие музыкальные инструменты  исполняли главный мотив «урока танцев»?  (Струнные.) 2. Как звучала музыка? (Музыкальный язык  яркий, острый. Композитор слегка  посмеивается над важным, чопорным  старинным танцем.)  Для этого балета композитор написал  необычную музыку – партию часов, которые  должны были напомнить Золушке о том, что  пришло время уезжать с бала. В балете  придуман такой ход: в полночь из часов  выйдут карлики, которые будут показывать  нужное время. Послушайте отрывок из  балетного либретто. И вот появляется Золушка. Она так хороша,  что все взоры устремляются к ней. Танцы  прерываются. Очарованный принц не может  отвести от неё глаз. Но и сам он своей  красотой, мужественностью пленяет сердце  девушки. Золушка чувствует себя во дворце  легко и свободно. Она подходит к сёстрам,  которые не узнают замарашки в её  великолепном наряде. Начинается вальс, который Золушка танцует с принцем. Среди веселья и танцев счастливая  Золушка совсем забывает о времени. Но вдруг появляются карлики: «Пора, Золушка!» ­  напоминают ей часы. «Пора!» ­ неумолимо  стучит маятник, и Золушка стремглав бежит  из дворца. Бьёт полночь. По белой широкой лестнице  бежит Золушка, покидая дворец. В спешке она теряет хрустальную туфельку. Принц  бросился за ней, но её и след простыл. Только  на ступеньке лестницы лежала маленькая  хрустальная туфелька. Обратите внимание на то, как после 12­того  удара часов композитор рисует превращение  Золушки опять в замарашку. Это покажет  музыка – она станет грустной. Но, в тоже  время, мы услышим в ней надежду на то, что  эта сказка закончится хорошо. Слушание: «Полночь». 1. 2. 3. В каком музыкальном жанре создал  композитор тему часов? (В жанре марша.) Какой вам показалась эта музыка? (Злой,  очень громкой.) Что передают звуки симфонического  оркестра? (Тиканье и бой часов.)  Образ Золушки рисуется, прежде всего,  мелодией «Вальса», которая будет звучать в  балете неоднократно. Обратите внимание на  то, как будет меняться музыка. Сначала  звучит главная мелодия вальса. Потом она  становится всё более торжественной,  громкой, рисуя счастье Золушки на балу. Но в самом громком месте внезапно возникает тема часов. И после неё мелодия будет печальной,  разочарованной. Слушание: «Вальс». 1. Какой была музыка в самом начале?  (Спокойной, напевной, мелодичной.) 2. 3. Как изменилась музыка в конце отрывка?  (Стала грустной, безрадостной.) Как по­вашему, что происходит в этот  момент на балетной сцене? (Платье Золушки  превращается в старое, исчезают карета,  кони, кучер.) Но не надо расстраиваться, ведь вы все читали эту сказку и знаете, что она закончится хорошо. Принц и Золушка обретут своё  счастье. Смысл сказки о Золушке заключается в  утверждении доброго и человеческого  отношения к жизни в противоположность  злобе, зависти и эгоизму. Своей музыкой С. С. Прокофьев воспевает добрые человеческие  качества и осуждает душевную чёрствость и  злобу. Такое противопоставление характеров  в искусстве называется «контраст». 1. Встречается ли в «Вальсе» контраст?  (Да.) 2. 3. Какие образы контрастны? (Образ  Золушки и образ часов.) Как проявляется контраст в мелодиях?  (Мелодия Золушки нежная, праздничная,  мелодия часов резкая, злая.) 4. Какие музыкальные жанры использованы,  чтобы подчеркнуть контраст между этими  образами? (Танец вальс и марш.) Познакомившись с музыкой к балету  «Золушка», вы убедились в том, что  композитор С. С. Прокофьев сумел  разглядеть в сказке глубину и мудрость,  прославил чистоту и прелесть трудолюбивой  девушки Золушки, скромностью, добротой,  побеждающей все невзгоды своей жизни, и  высмеял мещанский, корыстный духовный мирок её злой мачехи и жадных, завистливых  сестёр. Любовь к сказке объясняется ещё одной  особенностью характера композитора: до  конца своих дней он сохранил свежесть  восприятия мира, способность радоваться  жизни. Вопросы и задания: 1. Обратите внимание на слова «бал» и  2. 3. «балет». Как вы думаете, что их объединяет? Какой танец на балу исполняла Золушка?  Какой характер этого танца? Внимательно послушайте фрагмент  «Полночь» из балета С. Прокофьева  «Золушка». Согласны ли вы с композитором,  который дал такое название? Какое в ней  настроение? Как вы думаете, почему? Его величество орган  ­ 2 класс   Содержание: 1. Знакомство по изображению и по  звучанию с органом. 2. 3. Устройство органа. Возможности органа в воплощении  различных тембровых звучаний. Музыкальный материал: 1. И. С. Бах. Токката ре минор из цикла  «Токката и фуга» для органа. Фрагмент  (слушание); 2. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия  «И сонм ангелов спустился с небес» ВWV  607; 3. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия  «О, как ничтожно мало, как мимолётно»  ВWV 644 (слушание); 4. И. С. Бах, русский текст Д. Тонского. «За  рекою старый дом» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Узнавать по изображению музыкальный  инструмент орган, отличать на слух его  тембровую окраску. 2. Иметь представления о роли органа в  творчестве И. С. Баха Доводилось ли вам слышать звучание органа?  Оно поражает нас силой, мощью и величием.  Его называют королём музыкальных  инструментов и обращаются к нему: «Его  величество орган». Орган ­ один из древнейших музыкальных  инструментов. Его история насчитывает  несколько тысяч лет. Орган ­ самый большой музыкальный  инструмент. На нём играют как на  фортепиано, нажимая клавиши. Вот только инструмент этот не струнный, а духовой. Его  прародителем была дудочка. В древние времена, когда сложных  музыкальных инструментов ещё не было,  несколько тростниковых дудочек разной  величины стали соединять вместе.  Инструмент этот древние греки называли  флейтой Пана. Считалось, что придумал его  бог лесов и рощ Пан. На одной дудочке играть легко: ей нужно  немного воздуха. А вот играть на нескольких  сразу значительно труднее – не хватает  дыхания. Поэтому уже в глубокой древности  люди искали механизм, заменяющий  человеческое дыхание. Такой механизм  нашли: нагнетать воздух стали мехами,  такими же как те, которыми кузнецы  раздували огонь в горне. Во втором веке до новой эры, в Александрии,  изобрели гидравлический орган. В нём воздух  нагнетался не мехами, а водяным прессом.  Поэтому он поступал равномернее, и звук  получался лучше ­ ровнее и красивее. Первые органные клавиши были огромными и  очень тяжёлыми. Музыкант играл не  пальцами, а сжатыми кулаками и даже  локтями! Чтобы рукам не было больно  музыкант надевал кожаные перчатки. Позже  клавиши стали маленькими и лёгкими. Рекомендуется просмотр фото органов  разных городов мира (даны в презентации). В Средние века органами заинтересовалась  церковь. Во всех католических соборах и  больших церквях были построены органы. Их  торжественное и мощное звучание как нельзя  лучше подходило к архитектуре соборов с  уходящими вверх линиями, высокими  сводами. Каждый орган неповторим и строится по  специальному проекту. Внутри него есть  комнаты, лестницы, потолки. Сто лет назад в  этих помещениях трудились рабочие во время концерта, они вручную качали огромные меха. В наше время эту работу выполняют  электромоторы. В современных органах тысячи труб! Самые  большие высотой более 10 метров, а самые  маленькие – 10 миллиметров. Исполнитель – органист – сидит на длинной  скамье. Перед ним множество кнопок, ручек и переключателей, несколько клавиатур для рук и одна педаль для ног, имеющая набор клавиш диапазоном от 5 до 32 (обычно 32). Играть на органе очень сложно. Рядом с  исполнителем обычно находится помощник. Звучание органа производит огромное  впечатление. Орган заменяет целый оркестр.  Голос этого музыкального инструмента подобен то нежному звуку флейты, то  мягкому звучанию скрипки, то величавому  пению капеллы. Музыку для органа писали многие  композиторы. Самые замечательные  произведения для этого музыкального  инструмента были созданы Иоганном  Себастьяном Бахом. Посмотрите на портрет композитора.  Обратите внимание на то, как необычно  одевались музыканты тех времён. На его  голове парик с буклями. Он одет в тёмный  кафтан, на шее повязан белый платок.  Композитор глядит на нас через три века. Его  взгляд серьёзен, губы твёрдо сомкнуты,  словно он предвидит все испытания, которые  выпадут на его долю, но он готов к  превратностям судьбы. И. С. Бах родился в Германии. Родился он в  семье музыканта. Отец учил его игре на  скрипке и клавесине. Мальчик уже с 10 лет  сам заботился о себе, он прекрасно играл на  скрипке и органе, пел в хоре, сочинял  изумительную музыку. Иоганн не упускал случая изучать творения  великих мастеров прошлого. Например, у его  брата были ноты старинных композиторов,  которыми он очень дорожил, настолько, что  не давал по ним заниматься Иоганну. И мальчик по ночам переписывал эти ноты при  лунном свете. Его упорство в овладении  музыкальным искусством было безгранично! Когда он услышал, что в соседний город  приезжает знаменитый композитор, чтобы  давать свои концерты, то пешком отправился  в соседний город. А он находился почти за  100 километров, и весь этот путь молодой  Иоганн туда и обратно проделал пешком! Слово «бах» в переводе с немецкого языка  означает ручей. Используя эту игру слов,  очень точно сказал о Бахе Бетховен: «Не  Ручей! ­ Море должно быть его имя...»  Действительно, музыка Баха – это море, даже целый океан человеческих чувств,  переживаний и размышлений. Вся жизнь Баха  ­ служение Музыке. Одна из главных особенностей музыки Баха ­  её глубокая человечность, беззаветная любовь  композитора к людям. В своих произведениях  Бах сострадает людям в их горе, разделяет их  радость, поддерживает их стремление к  правде и справедливости. Он всегда желал  показать всё самое лучшее и прекрасное в  человеке. Как уже было сказано, у органа, кроме  нескольких ручных клавиатур, есть ещё и  ножная — ряд педалей, на которых можно ногами исполнять несложные мелодии. Но  Бах при помощи одних только ног мог  разыгрывать такие пьесы, которые даже  умелым органистам не под силу было сыграть  и всеми десятью пальцами. Однажды его пригласили выступить перед  наследным принцем, будущим королём  Швеции. Ноги органиста, как птицы, метались с одной педали на другую, рождая  величественные звуки, гулкие, как раскаты  грома. Это дивное виртуозное соло повергло  принца в такое изумление и восхищение, что  он снял с пальца кольцо с драгоценным  камнем и подарил его музыканту. В течение жизни Бах работал органистом в  различных городах Германии. Через орган он  мог общаться с широкой аудиторией и  передавать ей свои мысли и чувства. При жизни его почитали как непревзойдённого органиста. Но собственные сочинения Баха не  пользовались особым успехом, поскольку  были слишком сложны для исполнения. И  лишь спустя много десятилетий после его  смерти уже другие великие музыканты  открыли для себя и для всего мира  фантастический, невероятный мир музыки  Баха. Орган Великий чародей орган, Звучит в нём словно океан, Поёт многоголосье рек, И замирает человек. И затихает в нём душа, И вдруг восходит, не спеша, В сосредоточье звуков­волн, И там её встречает челн. На нём душа плывёт туда, Где светит яркая звезда, Где тени нет и пустоты, Где исполняются мечты. Послушайте органные произведения И. С.  Баха. Как звучит орган в каждом из них? 1. И. С. Бах. Токката ре минор из цикла  «Токката и фуга» для органа. Фрагмент  (слушание); 2. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия  «И сонм ангелов спустился с небес» ВWV  607; 3. И. С. Бах. Органная хоральная прелюдия  «О, как ничтожно мало, как мимолётно»  ВWV 644 (слушание). Послушайте песню «За рекою старый дом» на  музыку И. С. Баха. Обратите внимание на  мелодию этой песни: её звуки как будто  плавно перетекают из одного в другой. 1. Каков характер песни «За рекою старый  дом»? (Плавный, величественный.) 2. Каким песням близок характер мелодии – тихий, осторожный? (Колыбельным.) Композитор И. С. Бах сочинял разную музыку – и величественную, и танцевальную, и  колыбельную. И каждое его произведение  можно слушать много раз. Запомни! Клавиатура Клавиши Педаль Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете слова композитора  Людвига ван Бетховена об Иоганне  Себастьяне Бахе: «Не Ручей! ­ Море должно  быть его имя...» Почему в мире любят музыку Баха, хотя  ей уже почти 300 лет? Какое из произведений Баха вам  понравилось больше всего? Нарисуйте образ музыки органа,  описанный в стихотворении. 2. 3. 4. Музыкальные картины природы Содержание: 1. Звуки природы, как источник  вдохновения творчества композиторов (на  примере прелюдий «Паруса», «Ветер на  равнине» К. Дебюсси). Знакомство с жанром прелюдии. 2. Музыкальный материал: 1. К. Дебюсси. Прелюдии «Ветер на  равнине», «Паруса» 2. Звуки природы: «Дождь в лесу»,  «Концерт рано утром», «Плеск воды». Характеристика деятельности: 1. Наблюдать за звучанием природы;  различать настроения и чувства, выраженные  в музыке. 2. Выражать эмоциональное отношение к  музыкальному образу в пластическом  движении. Трудно назвать композитора, который не  отразил бы в музыке своё восхищение  образами природы. Шум дождя, птичье  пение, переливы искрящихся на солнце  водных струй… Все эти звуки природы  вдохновляли композиторов к созданию  музыкальных произведений. Послушай, музыка вокруг… Она во всём – в самой природе. И для бесчисленных мелодий Она сама рождает звук. Ей служат ветер, плеск волны, Раскаты грома, звук капели, Птиц несмолкаемые трели Среди зелёной тишины. И дятла дробь, и поездов гудки, Чуть слышные в дремоте, И ливень ­  песенкой без слов Всё на одной весёлой ноте… (М. Ивенсен) Музыка часто вызывает в нашем воображении  разные картины природы. Природа и  искусство неразделимы одно от другого,  потому что природа с детства и навсегда  входит в жизнь каждого человека. Если вчитываясь в книги, вглядываясь в  картины, вслушиваясь в музыку, мы будем  обращать внимание в них на всё, что связано с  природой, мы, может быть, даже удивимся  тому, как часто и глубоко проникает природа  в искусство, как тесно они связаны друг с  другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе – очень  близкие и родственные чувства. У Э. Успенского есть стихотворение, которое  поможет разобраться в жанрах живописи. Если видишь на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная лавина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ. Если видишь на картине чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, или розу в  хрустале, Или бронзовую воду, или грушу, или торт, Или все предметы сразу, знай, что это –  НАТЮРМОРТ.  Если видишь, что с картины смотрит кто­ нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина называется – ПОРТРЕТ. Музыканты, художники и поэты всегда  стремились передать удивительную красоту  мира в своих произведениях. На полотнах  художников природа никогда не выглядит  мёртвой и молчаливой. Вглядываясь в  живописный пейзаж, мы обязательно услышим навеянные живой природой звуки.  Творчество Клода Дебюсси – великого  французского композитора, дирижёра,  пианиста – одно из самых ярких страниц  истории французской музыки. Клод Дебюсси  был выдающимся мастером звуковой  живописи.  Глубокое воздействие на  композитора оказывала не только музыка, но  и живопись, поэзия. В поисках новых средств музыкальной  выразительности Клод Дебюсси сделал много  открытий в области гармонии. С помощью новых необычных приёмов композитор  передаёт тонкие состояния природы – игру  света и тени, солнечные блики, плеск водяных струй. Слушание прелюдии К. Дебюсси «Ветер на  равнине». Слово «прелюдия» на латинском языке  означает «вступление». Прелюдиями иногда  называют небольшие инструментальные  произведения. Например, прелюдия для  фортепиано. Используя музыкальную палитру,  композиторы передают игру света и тени,  сверкание солнечных бликов, радужное  сиянье водяных струй и чистую прозрачность  голубого неба. Каждый человек в душе –  художник. Красота жизни, дотронувшись до  человеческой души, рождает в ней мелодию. Слушание прелюдии К. Дебюсси «Паруса». Вопросы и задания: 1. Послушайте прелюдию К. Дебюсси  «Ветер на равнине». Выберите из  словосочетаний те, которые наиболее точно  передают характер музыки: злой ветер – лёгкий ветерок; шелест ветра – свист ветра; ветер ревёт – ветер играет. 1. Какие впечатления вызывают у вас после  прослушивания прелюдии К. Дебюсси  «Паруса» Каким предстаёт образ моря? В  ответе можно использовать слова  композитора, встречающиеся в нотах: «очень  нежно», «очень мягко», «очень легко».  Там где живут гномы – 3  класс Содержание: 1. Отражение мифологических сюжетов в  музыке: Э Григ «Шествие гномов». Воплощение музыкального содержания в  трёхчастной форме. Специфические особенности  2. 3. трёхчастности: сходство крайних разделов,  серединный контраст. Музыкальный материал: 1. 2. Э. Григ. «Шествие гномов» (слушание); Г. Гладков, стихи из норвежской  народной поэзии. «Тролли» (пение); 3. А. Журбин, стихи П. Синявского.  «Смешной человечек» (пение,  импровизация). Характеристика видов деятельности: 1. Наблюдать за процессом и результатом  музыкального развития на основе сходства и  различия тем, образов. Распознавать художественный смысл  трехчастной формы. Импровизировать в форме театрализации  2. 3. в соответствии с заданным музыкальным  образом. Живут волшебники земные, Тепло своих сердец даря. И где­то рядом сказки бродят, Когда звучат их голоса. Волшебники приходят, Приходят и уходят, Но остаются чудеса… М. Пляцковский Эдвард Григ ­ композитор, живший в северной стране Норвегии, где очень красива природа.  Норвегия ­ это страна диких скал, густых  лесов, узких извилистых морских заливов­ фьордов. Издавна норвежский народ населил  леса и горы фантастическими существами,  добрыми и злыми духами: гномами, эльфами,  кобольдами, троллями, сочинил множество  прекрасных сказок. Норвежский композитор, музыкальный  деятель, пианист, дирижёр Эдвард Григ очень  любил природу и сказки, любил мечтать и  фантазировать. Однажды, когда он был ещё маленьким  ребёнком, они вместе с отцом отправились на  прогулку. Дорога шла вдоль ущелья. Вдруг  Эдвард остановился у сосны, выглядывающей  из глубины ущелья. Сосна вросла прямо в  трещину камня. Мальчик долго смотрел на  сосну. Потом, повернувшись к отцу, спросил: ­ А где же гномы? Где они могут прятаться? Отец подумал: сын растёт большим  фантазёром и, посмотрев на него внимательно, сказал: ­ Ты спрашиваешь, где живут гномы? В  сказках, мой милый, в старых норвежских  сказках. Но Эдвард не поверил отцу. Он был уверен,  что гномы живут среди скал, в горах, в лесах  или в корнях старых сосен. Для мальчика природа действительно была  живой. И сам он жил в мире сказки не только,  когда был ребёнком, но и тогда, когда стал  взрослым. А знаете ли вы, кто такие гномы? Это –  маленькие бородатые существа, обитающие  глубоко под землёй, в горах, лесу. В недрах  земли они хранят несметные сокровища –  золото и драгоценные камни. Несмотря на малый рост, гномы наделены  сверхъестественной силой. Они могут  выковать волшебные кольца и мечи. Гномы умеют колдовать. Их колдовство  бывает добрым и безобидным. Но если гномы  рассердятся, то непременно отомстят  обидчику. Эдвард Григ в своих музыкальных  произведениях отразил образы природы,  народные сказания родной страны. Одна из    фортепианных пьес Э. Грига называется  «Шествие гномов». Слово «марш» в переводе  с французского означает «шествие». Слушание: Э. Григ. «Шествие гномов». Как вам кажется, про каких гномов  рассказывается в пьесе Э. Грига, про добрых  или злых? (Про злых.) А почему вы так решили? (Музыка  таинственная, иногда страшная, злая.) Почему пьеса Э. Грига называется  «Шествие гномов», что такое шествие?  (Музыка похожа на марш.) Марш необычный, сказочный. Слышны  внезапные, неожиданные акценты, прыжки,  ужимки, будто гномы прихрамывают,  ковыляют, даже подтанцовывают.  Прислушайтесь, эта музыка похожа не только  на марш, но и на фантастический танец. Пьеса состоит из трёх, отчётливо различаемых частей (трёхчастная форма). Обратите  внимание: начальный и заключительный  разделы пьесы по звучанию совпадают. А  средний раздел значительно отличается от  них. Повторное слушание пьесы Э. Григ. «Шествие гномов» по частям Начальный раздел. Пьеса Грига «Шествие  гномов» изображает причудливый марш гномов, которые двигаются пёстрой, шумной  толпой, прыгая и приплясывая на ходу. Постепенно шум и свист умолкают, шествие  удаляется, последние гномы исчезают... Начинается средний раздел пьесы. Здесь  характер музыки резко меняется: звучит  мягкая, спокойная, по­народному простая и  выразительная мелодия. Нежный, лирический напев этой сельской  песни воскрешает в нашем воображении  картины норвежской природы: чистое, как  кристалл, горное озеро, скалы, отражённые в  его холодных водах, прибрежный тёмный  еловый бор. Но эта картина представляется  нам недолго. Полная безмятежного покоя  песня скоро кончается, её сменяют лёгкие,  порхающие звуки, образующие подвижные,  взлетающие вверх пассажи. Кажется, будто  мимо нас проносится лёгкий рой воздушных  эльфов, а может быть, это причудливое,  игривое порхание бабочек, носящихся от  цветка к цветку? Музыка начала средней части повторяется  ещё раз на несколько ступеней выше (в  другом, более высоком регистре), что  сообщает всей этой части ещё более  прозрачный, лёгкий, какой­то невесомый  характер. Заключительный раздел пьесы является  повторением первой (реприза). Исчезает  картина норвежского пейзажа, снова музыка  воссоздаёт фантастический танец­шествие  гномов. И на этот раз шествие постепенно  приближается, музыка становится громче и  громче, слышится шум, топот, свист... ­ но  потом всё постепенно успокаивается и  стихает: гномы удаляются и, наконец, совсем  скрываются вдали... В конце пьесы, когда звучность затихает,  гномы удаляются, внезапно раздаются два  громких, сердитых возгласа, Жёсткие,  угрожающие аккорды заканчивают эту  сказочную пьесу. Запомни! Резкая смена звучания в музыкальном  произведении называется контрастом. Трёхчастная форма   Вопросы и задания: 1. Почему Э. Григ назвал свою пьесу именно  шествием? 2. Какие картины возникают в вашем  воображении при прослушивании среднего  раздела пьесы? Что происходит с  музыкальным звучанием? Как изменяются  средства музыкальной выразительности? Празднования Рождества на Руси  (колядки) ­3 класс Праздник Рождества Христова. Его история, атрибуты. Обычаи празднования Рождества на Руси. Знакомство с жанром колядок. Содержание: 1. 2. 3. 4. Музыкальный материал: 1. А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...» (слушание); 2. Н. Римский­Корсаков. «Колядка дивчат»  из оперы «Ночь перед Рождеством». I  действие (слушание); 3. В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Если дети  верят в чудо» из детского спектакля  «Щелкунчик» (пение); Е. Птичкин, стихи В. Степанова.  «Художник Дед Мороз» (пение); Е. Крылатов, стихи Л. Дербенёва.  4. 5. «Песенка о снежинке» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Определять жизненную основу  музыкальных интонаций. 2. Воплощать художественно­образное  содержание музыкального народного  творчества в песнях.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки Л. Бетховена.

Героико-драматический пафос музыки  Л. Бетховена.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2018