Волшебная страна гномов
Оценка 4.9

Волшебная страна гномов

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка +1
4 кл—11 кл +1
11.10.2018
Волшебная страна гномов
Эдвард Григ - композитор, живший в северной стране Норвегии, где очень красива природа. Норвегия - это страна диких скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов-фьордов. Издавна норвежский народ населил леса и горы фантастическими существами, добрыми и злыми духами: гномами, эльфами, кобольдами, троллями, сочинил множество прекрасных сказок. Норвежский композитор, музыкальный деятель, пианист, дирижёр Эдвард Григ очень любил природу и сказки, любил мечтать и фантазировать. Однажды, когда он был ещё маленьким ребёнком, они вместе с отцом отправились на прогулку. Дорога шла вдоль ущелья. Вдруг Эдвард остановился у сосны, выглядывающей из глубины ущелья. Сосна вросла прямо в трещину камня. Мальчик долго смотрел на сосну. Потом, повернувшись к отцу, спросил: - А где же гномы? Где они могут прятаться? Отец подумал: сын растёт большим фантазёром и, посмотрев на него внимательно, сказал: - Ты спрашиваешь, где живут гномы? В сказках, мой милый, в старых норвежских сказках.
332.docx
В сказочной стране гномов Содержание: 1. Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э  Григ «Шествие гномов». 2. Воплощение музыкального содержания в  трёхчастной форме. 3. Специфические особенности трёхчастности:  сходство крайних разделов, серединный контраст. Музыкальный материал: 1. 2. Э. Григ. «Шествие гномов» (слушание); Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии.  «Тролли» (пение); 3. А. Журбин, стихи П. Синявского. «Смешной  человечек» (пение, импровизация). Характеристика видов деятельности: 1. Наблюдать за процессом и результатом  музыкального развития на основе сходства и различия  тем, образов. 2. Распознавать художественный смысл трехчастной  формы. 3. Импровизировать в форме театрализации в  соответствии с заданным музыкальным образом. Живут волшебники земные, Тепло своих сердец даря. И где­то рядом сказки бродят, Когда звучат их голоса. Волшебники приходят, Приходят и уходят, Но остаются чудеса… М. Пляцковский Эдвард Григ ­ композитор, живший в северной стране  Норвегии, где очень красива природа. Норвегия ­ это  страна диких скал, густых лесов, узких извилистых  морских заливов­фьордов. Издавна норвежский народ  населил леса и горы фантастическими существами,  добрыми и злыми духами: гномами, эльфами,  кобольдами, троллями, сочинил множество прекрасных сказок. Норвежский композитор, музыкальный деятель,  пианист, дирижёр Эдвард Григ очень любил природу и  сказки, любил мечтать и фантазировать. Однажды, когда он был ещё маленьким ребёнком, они  вместе с отцом отправились на прогулку. Дорога шла  вдоль ущелья. Вдруг Эдвард остановился у сосны,  выглядывающей из глубины ущелья. Сосна вросла  прямо в трещину камня. Мальчик долго смотрел на  сосну. Потом, повернувшись к отцу, спросил: ­ А где же гномы? Где они могут прятаться? Отец подумал: сын растёт большим фантазёром и,  посмотрев на него внимательно, сказал: ­ Ты спрашиваешь, где живут гномы? В сказках, мой  милый, в старых норвежских сказках. Но Эдвард не поверил отцу. Он был уверен, что гномы  живут среди скал, в горах, в лесах или в корнях старых  сосен. Для мальчика природа действительно была живой. И  сам он жил в мире сказки не только, когда был  ребёнком, но и тогда, когда стал взрослым. А знаете ли вы, кто такие гномы? Это – маленькие  бородатые существа, обитающие глубоко под землёй, в  горах, лесу. В недрах земли они хранят несметные  сокровища – золото и драгоценные камни. Несмотря на малый рост, гномы наделены  сверхъестественной силой. Они могут выковать  волшебные кольца и мечи. Гномы умеют колдовать. Их колдовство бывает добрым и безобидным. Но если гномы рассердятся, то  непременно отомстят обидчику. Эдвард Григ в своих музыкальных произведениях  отразил образы природы, народные сказания родной  страны. Одна из фортепианных пьес Э. Грига называется «Шествие гномов». Слово «марш» в  переводе с французского означает «шествие». Слушание: Э. Григ. «Шествие гномов».    Как вам кажется, про каких гномов рассказывается  в пьесе Э. Грига, про добрых или злых? (Про злых.) А почему вы так решили? (Музыка таинственная,  иногда страшная, злая.) Почему пьеса Э. Грига называется «Шествие  гномов», что такое шествие? (Музыка похожа на  марш.) Марш необычный, сказочный. Слышны внезапные,  неожиданные акценты, прыжки, ужимки, будто гномы  прихрамывают, ковыляют, даже подтанцовывают.  Прислушайтесь, эта музыка похожа не только на марш,  но и на фантастический танец. Пьеса состоит из трёх, отчётливо различаемых частей  (трёхчастная форма). Обратите внимание: начальный и  заключительный разделы пьесы по звучанию совпадают. А средний раздел значительно отличается от них. Повторное слушание пьесы Э. Григ. «Шествие гномов»  по частям Начальный раздел. Пьеса Грига «Шествие гномов»  изображает причудливый марш гномов, которые  двигаются пёстрой, шумной толпой, прыгая и  приплясывая на ходу. Постепенно шум и свист умолкают, шествие удаляется, последние гномы исчезают... Начинается средний раздел пьесы. Здесь характер  музыки резко меняется: звучит мягкая, спокойная, по­ народному простая и выразительная мелодия. Нежный, лирический напев этой сельской песни  воскрешает в нашем воображении картины норвежской  природы: чистое, как кристалл, горное озеро, скалы,  отражённые в его холодных водах, прибрежный тёмный еловый бор. Но эта картина представляется нам  недолго. Полная безмятежного покоя песня скоро  кончается, её сменяют лёгкие, порхающие звуки,  образующие подвижные, взлетающие вверх пассажи.  Кажется, будто мимо нас проносится лёгкий рой  воздушных эльфов, а может быть, это причудливое,  игривое порхание бабочек, носящихся от цветка к  цветку? Музыка начала средней части повторяется ещё раз на  несколько ступеней выше (в другом, более высоком  регистре), что сообщает всей этой части ещё более  прозрачный, лёгкий, какой­то невесомый характер. Заключительный раздел пьесы является повторением  первой (реприза). Исчезает картина норвежского  пейзажа, снова музыка воссоздаёт фантастический  танец­шествие гномов. И на этот раз шествие  постепенно приближается, музыка становится громче и  громче, слышится шум, топот, свист... ­ но потом всё  постепенно успокаивается и стихает: гномы удаляются  и, наконец, совсем скрываются вдали... В конце пьесы, когда звучность затихает, гномы  удаляются, внезапно раздаются два громких, сердитых  возгласа, Жёсткие, угрожающие аккорды заканчивают  эту сказочную пьесу. Запомни! Резкая смена звучания в музыкальном произведении называется контрастом. Трёхчастная форма   Вопросы и задания: 1. Почему Э. Григ назвал свою пьесу именно  шествием? 2. Какие картины возникают в вашем воображении  при прослушивании среднего раздела пьесы? Что  происходит с музыкальным звучанием? Как  изменяются средства музыкальной выразительности? «Рождество Твое, Христе Боже наш…» Содержание: 1. Праздник Рождества Христова. Его история, атрибуты. 2. 3. Обычаи празднования Рождества на Руси. 4. Музыкальный материал: 1. А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш...»  Знакомство с жанром колядок. (слушание); 2. Н. Римский­Корсаков. «Колядка дивчат» из оперы  «Ночь перед Рождеством». I действие (слушание); 3. 4. В. Алеев, стихи Т. Науменко. «Если дети верят в  чудо» из детского спектакля «Щелкунчик» (пение); Е. Птичкин, стихи В. Степанова. «Художник Дед  Мороз» (пение); 5. Е. Крылатов, стихи Л. Дербенёва. «Песенка о  снежинке» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Определять жизненную основу музыкальных  интонаций. 2. Воплощать художественно­образное содержание  музыкального народного творчества в песнях. 3. Обнаруживать общность истоков народной и  профессиональной музыки. 4. Выражать своё эмоциональное отношение к образам исторического прошлого в рисунке.  Праздник Рождества Христова отмечают миллионы  людей во всём мире. В это время повсюду на земле  зажигаются рождественские ёлки, и все ждут  исполнения своих заветных желаний. А известно ли вам, почему праздник Рождества  называется именно так? Более двух тысяч лет тому назад родился Иисус  Христос – Сын Божий. Именно Он, Спаситель мира,  принёс людям свет и надежду.  Слушание: Ф. Грубер. «Тихая ночь». Согласно легенде младенец Христос родился в пещере,  в которой заночевали его родители – Мария и Иосиф. В пещере скрывались от непогоды животные, которых во  время ненастья загоняли пастухи.  Мария, мать Иисуса, спеленала младенца и бережно  уложила его в ясли. Ясли, в которые животным  насыпали корм, стали первой колыбелью младенца.  Домашние звери согревали младенца своим тёплым  дыханием.  В яслях спал на свежем сене Тихий крошечный Христос. Месяц, вынырнув из тени, Гладил лён его волос... Бык дохнул в лицо младенца И, соломою шурша, На упругое коленце Засмотрелся, чуть дыша, Воробьи сквозь жерди крыши К яслям хлынули гурьбой, А бычок, прижавшись к нише, Одеяльце мял губой. Пёс, прокравшись к тёплой ножке, Полизал её тайком. Всех уютней было кошке В яслях греть дитя бочком... Присмиревший белый козлик На чело его дышал, Только глупый серый ослик Всех беспомощно толкал. «Посмотреть бы на ребёнка Хоть минуточку и мне!» И заплакал звонко­звонко В предрассветной тишине... А Христос, раскрывши глазки, Вдруг раздвинул круг зверей И с улыбкой, полной ласки, Прошептал: «Смотри скорей!..» (С. Чёрный)  После рождения Иисуса первыми из людей Ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии  явлением ангела.  В ту ночь на небе зажглась необыкновенно большая и  яркая звезда, возвещавшая рождение Спасителя,  которая привела к младенцу Иисусу волхвов  (мудрецов). Слушание: А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже  наш...» Они преподнесли Христу царские дары – золото, ладан  и смирну.  В старину на Руси был обычай – заранее готовиться к  празднованию Рождества. Люди убирали дома. Детские  рождественские рисунки вывешивали в комнатах.  Накануне Рождества, в Сочельник, молодые девушки и  парни ходили по домам и пели обрядовые песни –  колядки. В них прославляли хозяев, желая им счастья,  здоровья и удачи. Хозяева щедро угощали  колядовщиков пирогами, колбасами, сладостями. Слушание: Н. Римский­Корсаков. «Колядка дивчат» из  оперы «Ночь перед Рождеством».  А в день самого Рождества наряжалась праздничная  ёлка. На верхушке обязательно укрепляли звезду – в память о Рождественской звезде. Все гости,  навещавшие хозяев дома. В этот день были желанными.  Ведь Рождество – это праздник доброты и милосердия.  В рождественскую ночь совершается торжественная  служба, дома и храмы заранее украшают еловыми  ветками, которые символизируют древо жизни. Главные торжества в России проходят в храме Христа  Спасителя в Москве. Колядки Пришла коляда накануне Рождества, Дайте коровку, масляну головку. Наделил бы вас Господь И житьём, и бытиём, и богатством. И создай вам, Господи, ещё лучше того! Тётенька добренька, Дай кулички сдобненькой. Коляда, моляда, накануне Рождества Подавай, не ломай, Всё по целой подавай. Если крошечку уронишь, То и Бога не замолишь. Не подашь лепёшки – разобьём окошки. Не подашь пирога – уведём корову за рога. Вопросы и задания: 1. Как в старину на Руси Отмечали Рождество? 2. Послушайте, как звучит колядка в опере Н.  Римского­Корсакова из оперы «Ночь перед  Рождеством». Загадки Среди зимы – большое торжество. Великий праздник – … (Христово Рождество) Его ждут все – от малышей, до пап и мам и все нарядные спешат на службу … (в храм). Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан, Перед иконами горят … (лампады). И, распушив зелёные иголочки красуются рождественские … (ёлочки). Чтобы с молитвою прошёл сегодня вечер, Все люди в храме зажигают … (свечи). И службе праздничной все радостно внимают, а после ­ с Рождеством друг друга … (поздравляют). Здесь торжеством и тайной веет отовсюду И сердце замирает в ожиданьи … (чуда). Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось – На земле родился… (Иисус Христос).  «На Руси родной, на Руси большой не бывать  врагу...» Содержание: 1. Историческая, музыкально­патриотическая тема. 2. Отражение патриотических черт русского  характера в музыке хора «Вставайте, люди русские!»  из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». 3. Контраст образов ­ русских освободителей и  немецких рыцарей­крестоносцев ­ в музыке  Прокофьева; Знакомство с жанром кантаты. 4. Музыкальный материал: 1. С. Прокофьев. «Вставайте, люди русские!»,  «Ледовое побоище», «Мёртвое поле», «Въезд  Александра во Псков» из кантаты «Александр  Невский» (слушание); 2. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. «Край, в котором ты  живёшь» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Наблюдать за процессом музыкального развития на  основе сходства и различия интонаций, тем, образов. 2. Применять знания основных средств музыкальной  выразительности при анализе прослушанного  произведения. «Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть  сильны могучи богатыри» ­ так говорил Илья Муромец  о доблестных защитниках земли Русской. В минуты тяжёлых испытаний в Росси всегда  находились великие герои, ведущие народ на борьбу с  врагом. Князь Игорь, Александр Невский, Александр  Суворов, Михаил Кутузов… Имена этих русских  полководцев навсегда вошли в историю Российского  государства. «Кто с мечом к нам войдёт ­ от меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет русская земля!»  Александр Невский Перелистаем страницы русской истории Итак, начало XIII в. Русь задыхается под татаро­ монгольским игом. Вся южная часть Русского  государства изнемогает от жестокости завоевателей. А  с севера новая беда – шведы да немцы. В 1240 г. Князь Александр Ярославич наголову разбил  отряд шведских рыцарей. Битва эта произошла на реке  Неве, и победитель получил за это прозвище Невский.  О том в народе даже песни складывают. «А и было дело на Неве­реке, На Неве­реке. На большой воде. Там рубились в войске воинском За великую землю Русскую. За собою войско вёл Александр. Были силы в войске богатырские, Как налево махнут – станет улица, А направо махнут – переулочек. Не уступим мы землю Русскую, Кто придёт на Русь, будет побеждён!» Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей­крестоносцев. Чёрными крестами  были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на  щитах рыцарей. Строй крестоносцев русские прозвали  «железной свиньёй». Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось  кровавое побоище. «Александр Невский был в самого гуще боя… Сеча  (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало  жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться  без ярости, когда позади остались дети и жёны,  остались сёла и города, осталась родная земля с  коротким и звучным названием ­ Русь…» О.  Тихомиров. Русские войска, сражаясь, загнали врагов на лёд  Чудского озера, лёд проломился, и тяжёлые доспехи  увлекли захватчиков под воду. Художники и композиторы воплотили облик  героического князя и его подвиг в своих картинах и в  музыке. Живопись На картине П. Д. Корина «Александр Невский» князь  изображён во всю высоту полотна, опираясь обеими  руками на огромный тяжёлый меч в ножнах. Он как бы  возвышается над нами, это придаёт образу особое  величие. Полководец изображён в боевых доспехах – в  кованом шлеме, в стальной кольчуге, рукавицах,  наколенниках – на фоне красного плаща и тёмного  знамени с ликом Спасителя. Князь Александр Невский  грозно смотрит перед собой. Взгляд его суров и  неприступен. Весь его облик говорит: «Кто на Русь с  мечом пойдёт, тот и от меча погибнет!» На дальнем плане, за фигурой князя, мы видим  белоснежные церкви Великого Новгорода. Отражение  русского города в картине символизирует Великую  Русь. Звуки музыки С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» Композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал  кантату к художественному фильму под названием  «Александр Невский», в котором показывают битву на  Чудском озере. Именно кантатой, то есть музыкальным произведением  для пения, а не сюитой из музыки к фильму назвал своё  сочинение Сергей Сергеевич Прокофьев. Почти 300 лет назад появилась многоголосая бытовая  песня – «кант». Слово это в переводе с латинского  означает «песня», «пение» и созвучно итальянскому  слову «кантаре», что означает «петь». Авторами кантов были учителя пения, студенты,  певчие церковных хоров. Канты посвящались разным событиям. В них воспевали победу и скорбели о  погибших, осуждали предательство и высмеивали  глупость. При Петре I канты сочиняли для торжеств по  случаю победы. Кантата – это большое произведение, состоящее из  нескольких частей. Она исполняется в концертном зале  хором, оркестром и певцами­солистами. На сцене не будет декораций. Займут свои места  оркестранты во фраках, выйдет и построится хор ­  чёткие ряды женщин в длинных платьях и мужчин в  чёрных костюмах. Дирижёр подаст знак ­ и линия  белых листков прочертит эти стройные ряды: хористы  приготовят ноты. Но начнётся музыка ­ и всё исчезнет.  Перед нами встанет измученная, разорённая монголами  Русь, собирающая силы для борьбы с новым врагом. «Вставайте, люди русские! На славный бой, на смертный бой!»   Мощно и грозно звучит призыв; то низко, рокочуще, то  высоко и звонко ведут они мелодию песни. Вот слились  вместе, будто идущие из разных мест ополченцы  собрались в единую могучую рать: «Вставайте, люди честные, За нашу землю русскую!» Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!»  из кантаты «Александр Невский» (1 часть хора). 1. 2. Какой музыкальный инструмент звучит во  Есть ли в этом хоре инструментальное вступление? вступлении? (Колокол.) 3. Каков характер звучания колокола? (Тревожный,  призывный, беспокойный.) 4. Какой характер звучания хора? (Энергичный,  смелый, напряжённый.) У композитора в нотном тексте имеется указание:  «решительно, мужественно». 1. Какой хор звучал в этом отрывке – мужской,  женский, детский или смешанный? (Смешанный –  слышны были мужские и женские голоса.) 2. Кто ещё, кроме смешанного хора, исполнял этот  отрывок? (Симфонический оркестр.) В какой динамике звучит весь отрывок? (Форте.) В каком темпе звучит отрывок? (В быстром.) 3. 4. 5. Какому музыкальному жанру близок этот отрывок? (Маршу.) Вы послушали начальный отрывок. А теперь  послушайте полностью хор «Вставайте, люди  русские!». Обратите внимание на его среднюю часть – изменится ли характер музыки, кто её будет  исполнять? Вернётся ли в конце музыкальная тема  начала? Слушание: С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!»  из кантаты «Александр Невский» (полностью). 1. Отличалась ли по своему звучанию средняя часть  хора? (Да.) 2. Какой был характер в этой части? (Распевный,  плавный, мягкий.) 3. Кто исполнял среднюю часть? (Женский хор и  симфонический оркестр.) Послушайте текст, который поёт женский хор. Широко и плавно разлилась вдруг мелодия, зазвенела  прекрасная высоким, чистым звоном. «На Руси большой, На Руси родной Не бывать врагу!» И снова клич по всей Руси: «Вставайте, люди русские!» Теперь уже поёт весь хор, и женщины, и мужчины, ­ ещё мощнее, и уже совсем грозно зазвучала песни, сзывая  всех на битву с врагом. «На Руси родной, На Руси большой Не бывать врагу. Поднимайся, встань, Мать родная Русь.» 1. Почему среднюю часть произведения с этими  словами поёт именно женский хор? (Создаётся  впечатление, что женщины провожают своих мужей на  борьбу с врагом или, что сама Русь просит подмоги у  защитников.) 2. Повторялась ли в конце начальная тема хора? (Да.) 3. Каков характер финала произведения?  (Возвышенный, мощный, торжественный.) 4. Сколько частей было в хоре «Вставайте, люди  русские!»? (Три части.) 5. Каким словом в музыке называется повторение?  (Реприза) А знаете ли вы, мои дорогие друзья, что в самые первые дни Великой Отечественной войны, когда не было и не  могло ещё быть песен, зовущих на правое и святое дело  ­ на битву с фашизмом (а как нужны были также песни  сразу же, сейчас же!), когда не была ещё создана  прекрасная и суровая песня­призыв «Вставай, страна  огромная!»,­ в эти самые первые дни по радио во всех  уголках нашей страны звучал именно этот хор из  кантаты Сергея Прокофьева. «Вставайте, люди русские, на великий бой с  захватчиками нашей Родины, за нашу землю», ­ сзывала  советских людей мужественная песня. И могучая,  жизнеутверждающая энергия, заключённая в музыке,  вселяла уверенность, рождала волю к победе. Но вернёмся снова к кантате. В музыке кантаты «Александр Невский» С. Прокофьев  создал не только русские героические образы, но и  образы захватчиков. …Мглистый, туманный рассвет над ледяным полем.  Затаённо, тихо начинается «тема нашествия» немецких  рыцарей. К засевшим в засаде русским войскам  приближается непобедимый доселе стальной клин  тевтонской «свиньи». Лязгает, громыхает броня, и  сквозь лязг прорываются высокие, резкие голоса ­ это  монахи исступлённо поют свои католические молитвы.  Но и молитвы, и страшный лязг доспехов ­ всё заглушает песня, боевая песня русских воинов.  Мужественно и грозно звучат низкие, мощные голоса  русских богатырей... В бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается  русская атака. Её сопровождает новая стремительная,  удалая тема. Эти темы, как противники в бою, сталкиваются друг с  другом. Потом вражеская тема слабеет, искажается.  Завершает эту часть тихая и светлая тема среднего  раздела четвертой части «На Руси родной, на Руси  большой не бывать врагу». На освобождённую русскую землю пришли мир и  тишина. Слушание: С. Прокофьев «Ледовое побоище» из  кантаты «Александр Невский». Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно  ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в  темноте. Женщины разыскивают воинов, не  вернувшихся с битвы. «Я пойду по полю чистому...» ­  одиноко плывёт над снежным простором низкий,  глубокий женский голос. В мелодии, невыразимо  печальной, распетой широко, как протяжные  крестьянские песни,­ не бессильное отчаяние, а  сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе  сохраняет величавое достоинство русская женщина ­  мать, жена, невеста. «Песней невесты» и названа эта  часть кантаты. Поёт песню один голос. Но этот  одинокий голос звучит как скорбный реквием всего  народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече.  После мощной, яркой, многообразной музыкальной  картины ледового побоища, после шума и грохота этот  одинокий голос не только не нарушает, но ещё сильнее подчёркивает застывшую, мёртвую тишину ледяного  поля. Послушайте, какими словами начинается отрывок  «Мёртвое поле». «Я пойду, пойду по полю белому, Полечу по полю смертному, Поищу я славных соколов, Женихов моих, добрых молодцев. Кто лежит, мечами порубленный, Кто лежит, стрелой пораненный. Напоили они кровью алою Землю честную, землю русскую…» Слушание: С. Прокофьев «Мёртвое поле» из кантаты  «Александр Невский». 1. Какой характер у этой музыки? (Протяжный,  мрачный, тоскливый.) 2. Какому жанру народной песни близка мелодия этой части кантаты? (Плачу.) 3. Кто исполнял эту часть кантаты? (Симфонический  оркестр и певица­солистка.)  Псков встречает победителей. Снова песня ­  счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются  вокруг её мелодии высокие звенящие подголоски,  чудесно сливаясь с малиновым перезвоном  праздничных колоколов. «На Руси большой, На Руси родной Не бывать врагу!» Мы слышим знакомые мелодии ­ все они уже звучали в  кантате. Чудесно преображённые, словно одетые в  праздничный наряд, они не потеряли, однако, своей  могучей силы ... Слушание: С. Прокофьев «Въезд Александра во Псков» из кантаты «Александр Невский». Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт ­ от  меча и погибнет. На том стоит, и стоять будет русская  земля». Кантата окончена. 1. Как называется кантата, музыку из которой вы  прослушали? 2. Какой композитор написал кантату «Александр  Невский»? (Сергей Прокофьев.) 3. Произведение о каком герое написал С.  Прокофьев? (Об Александре Невском.) 4. Чем прославился Александр Невский, почему он  получил такое прозвище – Невский? (Под его  командованием русское войско разбило шведов на  реке Неве.) 5. Какое ещё большое сражение он выиграл? (Разбил  немцев на Чудском озере.) 6. Какие слова Александра Невского стали  крылатыми? («Кто с мечом к нам войдёт ­ от меча и  погибнет») 7. Как называется произведение, в котором  композитор С. Прокофьев рассказал о подвигах  Александра Невского? («Александр Невский».) 8. В каком жанре создано это произведение? (В жанре  кантаты.) 9. Расскажите, что представляет собой жанр кантаты? (Это произведение для симфонического оркестра,  хора и солистов.) Наша страна всегда высоко ценила подвиги Александра Невского. Он причислен к лику святых. В ХХ веке, как вы уже знаете, о знаменитом сражении на Чудском  озере был снят фильм, создана кантата. В 1942 году был учреждён орден Александра Невского, которым награждали крупных военачальников за  проведение боевых действий, в которых было  разгромлено много сил противника. Вопросы и задания: 1. Какие черты русского характера отразил С.  Прокофьев в музыке хора «Вставайте, люди русские»? 2. Сравните звучание двух мелодий – русских  освободителей и немецких рыцарей. Что в них  общего? Чем они отличаются? 3. Каким музыкальным термином можно определить  развитие музыки в «Ледовом побоище»? Слова для  справок: крещендо, диминуэндо. Почему? Осень: поэт ­ художник ­ композитор Содержание: 1. Междисциплинарная тема. 2. Произведения искусства и их создатели ­ поэты,  художники, композиторы. 3. Отражение в произведениях искусства темы осени. 4. Сравнение настроений и характеров изучаемых  произведений. Художественный материал: 1. П. Чайковский. Октябрь «Осенняя песнь» из цикла  «Времена года» (2 вида исполнения) (слушание); 2. С. Прокофьев. «Вариации Феи Осени» из балета  «Золушка» (слушание); 3. И. Левитан. «Осень», «Лето»; 4. И. Грабарь. «Рябинка»; 5. В. Поленов. «Золотая осень»; 6. В. Нестеренко. «Последние листья»; 7. Стихи поэтов: А. Пушкина, А. Плещеева, Е.  Трутневой. Песенный репертуар: 1. Г. Попатенко, стихи Е. Авдиенко. «Листопад»  (пение); 2. Д. Васильев­Буглай, стихи А. Плещеева. «Осенняя  песенка» (пение) Характеристика видов деятельности: 1. Иметь представления о роде деятельности  представителей искусства ­ поэтов, художников,  композиторов. 2. Сравнивать образное содержание произведений  музыки, поэзии, живописи на уровне темы, выявлять  признаки сходства и отличия. Жила­была хозяйка Осень В волшебном замке золотом, Бродила вдоль притихших просек Дружила с ветром за окном. Кроила сказки из тумана И шила нитками дождя, В мир удивительный и странный Всех за собою уводя… ­ Ребята, тема нашего урока ­ Осень. Осень  вдохновляла художников, композиторов, поэтов  создавать прекрасные произведения, рассказывая об  осени краской, музыкой, словами. ­ Вот и закончилось лето с длинными жаркими днями и  короткими звёздными ночами, с грозами и ливнями, с  разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами,  грибами, цветами. Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой. Ребята, вам хочется,  чтобы наступила осень? (Ответы детей). ­ Верно, ребята. Нам грустно расставаться с летом. Но  осень будет радовать нас своими чудесами.  Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и  узнайте, какой настроение было у автора, когда она  писала это стихотворение. Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах, ­ Это платье золотое У берёзы на плечах. Утром мы во двор идём, ­ Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят… летят… летят… И высоко от земли Пролетели журавли. Всё летит! Должно быть это Улетает наше лето… ­ Ребята, какое настроение автора вы почувствовали?  (Радость, удивление, восхищение, немного грусти…) ­ Послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень  наступила» и попробуйте догадаться о настроении  другого автора. Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Тучи небо кроют, солнце не блестит, Ветер в поле воет, дождик моросит. Воды зашумели быстрого ручья, Птички улетели в тёплые края… ­ Какие чувства были у автора. Когда он писал это  стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска…) ­ Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин  каждый год восхищался осенью. Осень была любимой  порой поэта. Послушайте отрывок из его  стихотворения «Осень». Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий луч, и первые морозы. И отдалённые седой зимы угрозы. 1. Какими словами поэт называет осень? Какие слова  подбирает для её описания? (В багрец, золото одетые  леса; редкий солнца луч; первые морозы…) 2. А если бы вы были поэтами, какие бы слова вы  подобрали, чтобы рассказать о волшебной поре –  осени? (Рассказы детей.) 3. Ребята, а если бы вы были композиторами, какую  бы вы сочинили музыку об осени: грустную или  весёлую? (Ответы детей.) ­ Ребята, как вы думаете, а по музыкальному  произведению можно догадаться о настроении  композитора? Давайте попробуем. Музыку написал  русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Слушание произведения «Осенняя песнь» П.  Чайковского из цикла «Времена года». 1. Какая музыка прозвучала: весёлая или грустная? 2. Какие чувства, настроение она у вас вызвала?  (Грусть, печаль.) 3. Какие явления природы передал композитор в  «Осенней песне»? (Порывы ветра, опадание листвы.) 4. Какой композитор сочинил эту музыку? Эта пьеса из сборника Петра Ильича Чайковского  «Времена года». Пьес там двенадцать, по числу месяцев в году, и каждая носит название месяца. Есть пьесы и  про осень – «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». Но у  каждой пьесы есть свой подзаголовок, например,  «Октябрь. Осенняя песня». В ней композитор рисует  картину осенней природы, рисует, как шелестит  ветерок, срывает листочки и они, кружась опускаются  на землю. 1. А если бы вы были художниками, какими бы  красками вы рисовали осенние пейзажи? (Ответы  детей.) 2. Ребята, а с помощью рисунка можно выразить своё  настроение? (Ответы детей.) ­ Правильно. По рисунку также можно догадаться о  настроении художника, о его чувствах, мечтах. Просмотр картины И. Левитана «Золотая осень». ­ Ребята, посмотрите внимательно на картину: на луг,  на речку, на золотые листочки берёз, на пожелтевшую,  почти высохшую траву, на одинокий полуувядший  цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое  солнечное небо над ним. 1. А вы бы хотели оказаться на этом лугу? 2. Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.) Исаак Левитан выбрал для своей картины название  «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы  детей.) ­ Правильно. Всё на этой картине как будто золотое:  пышное убранство берёз, яркий солнечный свет  осеннего дня… 1. Какие приметы осени вы видите на этой картине? 2. Какое небо? (Яркое, солнечное, голубое,  прохладное.) 3. Какой день изображён на картине: ясный или  пасмурный? (Ясный.) 4. Есть ли на небе облака? Какие они? (Белое  облачко.) 5. Как вы думаете, какое настроение у берёз?  (Весёлое, радостное, они гордятся своими золотыми  платьями.) ­ А вы заметили одинокий цветок у ручья? Как вы  думаете, какое настроение у цветка? (Он радуется  яркому солнцу: радуется, что он такой красивый, но  немного грустит, потому что остался совсем один и  скоро будет холодно.) ­ А теперь отгадаем, с каким настроение художник  рисовал эту картину. (С хорошим, весёлым. Радостным, светлым, восторженным и немного грустным.) ­ Ребята, давайте попробуем придумать по этой  картине рассказ. Придумайте название своему рассказу. Расскажите об осеннем дне, небе, об облаках, о солнце,  о берёзах, об одиноком цветке и о голубом ручейке.  (Рассказы детей.) ­ Мы слушали стихи, музыку, рассматривали картины.  Стихи, картины, музыкальные пьесы – всё это  произведения искусства.  Поэт сочиняет стихи.  Художник пишет картины.  Композитор сочиняет музыку. Замечательный русский композитор Сергей Сергеевич  Прокофьев писал не только сложнейшие произведения  для взрослых, но и детскую музыку, предназначенную  для самых маленьких. Он очень любил сказки.  «Вариации Феи Осени» – отрывок из балета «Золушка», написанного на сюжет известной сказки Ш. Перро.  Помните, когда после отъезда на бал мачехи с сестрами Золушка остается одна и мечтает? В сказке­балете  Прокофьева к ней на помощь приходят не только  волшебница крёстная, но и феи всех времён года,  которые преподносят Золушке свои дары. А характер у  фей такой разный, под стать временам года… Итак,  знакомьтесь: Фея Осени! Послушайте «Вариацию Феи Осени» С. Прокофьева. Слушание: С. Прокофьев. «Вариация Феи Осени». 1. Вы знаете эту сказку? 2. Назовите главных героев этой сказки. 3. Куда отправилась главная героиня этой сказки? (На бал.) 4. Какой показана осень в музыкальном  произведении? 5. Отрывок из какого балета мы сейчас слушали? 6. Какой композитор сочинил музыку к этому балету? Запомни!  Поэт  Художник  Композитор  Произведение искусства На этом уроке мы увидели, услышали, как изображают  осень поэты, художники, композиторы в своих  произведениях искусства. Наш урок закончен, но осень  продолжает дарить нам много удивительных сюжетов  для новых творческих открытий. Примерный  рассказ Наступила осень. Тоненькие берёзки с белыми  стволами нарядились в ярко­жёлтые платья. Дует  лёгкий ветерок, листики обрываются с веток и летят,  кружась в медленном танце. Смотришь на берёзы и  удивляешься, как это зелёные листочки превратились в  золотые. По лугу протекает тёмно­синяя река. Вода уже стала холодная. На изгибе реки стоит одинокая  красавица берёза, ярко­жёлтая и ровная, как свечка.  Вдалеке виднеются зелёно­коричневые деревья, ярко­ зелёное поле и несколько деревенских домиков. Небо голубое­голубое с лёгким облачком. Солнца не  видно, но его присутствие чувствуется во всём: словно  горит и переливается золотом листва, играя в  солнечных лучах. А от деревьев падает тень. По тени  можно догадаться, в какой стороне находится солнце. На берегу реки расцвёл осенний цветок. Он радуется  сам яркому лучистому солнцу и радует всех своей  красотой. Только жаль, что он остался один. Наверное,  все цветы уже отцвели. Описание картины Игоря Грабаря «Рябинка» Красота русской природы всегда находила отклик в  сердцах творческих людей. Много строк посвятили  поэты и писатели бескрайним просторам русских  равнин, много художников запечатлели красивейшие  уголки России. Одним из таких художников является  Игорь Грабарь ­ тонкий ценитель очарования красок  природы. С большой любовь написана картина  «Рябинка», изящно играют цвета на ней, мастерски  художником создаётся ощущение присутствия в  необычайно красивом месте. На переднем плане картина художник изобразил  главную героиню ­ рябинку. Стоит осень, дерево  приготовилось сбросить листву. Наливаются соком  красные ягоды, этот цвет олицетворяет приход времени подведения итогов, сбора урожая. На заднем плане  виднеется небольшая деревня, где должна кипеть жизнь ­ время подготовки к зиме, делаются последние  приготовления. Художник использует  противопоставление суетливой человеческой  деятельности и торжественного спокойствия леса и  природы. Рядом с главной героиней картины ­ рябинки, стоят две берёзки, которые неё уступают ей ни в красоте, ни в  изяществе. Такую красоту трудно передать словами, и  тогда на помощь приходят средства изобразительного  искусства, которыми в совершенстве владел Игорь  Грабарь. «Балло» означает «танцую» Содержание: 1. Знакомство с жанром балета (на примере балета С.  Прокофьева «Золушка»). 2. Музыкальные персонажи в движении. 3. Родственность слов балет и бал. Музыкальный материал: 1. С. Прокофьев. «Па де шаль», «Вальс», «Полночь»,  «Урок танца. Гавот» из балета «Золушка» (слушание); 2. Т. Попатенко, стихи В. Викторова. «Котёнок и  щенок» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Устанавливать ассоциации между музыкальными и  изобразительными образами. 2. Проявлять основы ориентации в нравственном  содержании и смысле поступков музыкальных  персонажей. Балет ­ загадка, что не знает слов... Знакомство с жанром балета Что же такое балет?  Волшебный мир сказок, мир наших грёз и сновидений  наиболее совершенно способен воплотить балет.  Основа балета ­ танец. Слово «балет» происходит от  итальянского «ballo», что значит «танцую».  С чем у вас связывается слово «бал»? Со сказкой?  Должно быть, вы любили в детстве «Золушку»! Но вы  правы, потому что бал ­ время волшебства. На придворные балы приглашалось только избранное  общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал  надевали самые красивые и дорогие наряды, что понятно: праздник ведь. Тогда же родились балы­ маскарады ­ прекрасная возможность побыть маской,  ощутить себя кем­то другим. Именно в Италии, более 400 лет назад, и родилось  искусство балета. В этой стране издавна любили не  просто танцы, а танцевальные сценки, которые  исполнялись в народных комедиях, на карнавалах,  балах и других празднествах. Слова «бал» и «балет» ­ родственные.  Бал – большой  танцевальный вечер, а балет – большой музыкальный  спектакль. Балет – это обязательное сочетание танца и музыки.  Музыка и танец дружат с незапамятных времён. Оба  этих искусства объединяет то, что они умеют говорить  без слов, причём говорить очень ярко, взволнованно и  поэтично. Как и в любом музыкальном спектакле, в балете есть  сюжет, действующие лица. Его герои наделены  человеческими чувствами. Они действуют, думают,  радуются и страдают. Но их действия и чувства  раскрыты не с помощью слов или пения, а посредством  танцевальных движений под музыку. Кроме танцев, важную роль в балете играет пантомима,  то есть немая актёрская игра, состоящая из  выразительных жестов и мимики. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия.  Изначально танец был неотъемлемой частью  сценического представления, в котором пели и  декламировали текст, а актёры выступали в туфлях на  каблуках. Примерно два столетия назад танцоры начали носить специальную одежду и особые тапочки –  пуанты. Они позволяют танцевать на кончиках пальцев, делают  движения более воздушными и лёгкими. Создатели балетного спектакля: композитор,  либреттист (автор сценария), хореограф (постановщик  танцев), а также художник­декоратор и художник по  костюмам. Роль хореографа очень важна в балете. Он  разрабатывает движения, соответствующие сюжету,  выстраивает драматургию и соотносит всё это с  музыкой. В исполнении балета участвует балетная  группа (балерины и балероны), дирижёр и  симфонический оркестр. Чтобы понимать и любить балет, нужно разбираться в  танцевальном искусстве, которое является его основой. Балетный язык – это мир выразительных танцевальных  движений, жестов и мимики. Движения в балете очень  красивы, возвышенны и благородны. Знакомство с балетом С. Прокофьева «Золушка»  Талант С. С. Прокофьева проявился очень рано, музыку он сочинял с детства. А когда ему исполнилось 13 лет,  он пришёл на экзамен в Санкт­Петербургскую  консерваторию. Представьте себе, в кабинете консерватории сидит  серьёзная приёмная комиссия, в которой известные  композиторы – Н. А. Римский­Корсаков, А. К.  Глазунов, А. К. Лядов. И вот туда, сгибаясь под  тяжестью больших папок с нотами, вошёл 13­летний  мальчик. Вот мои сочинения», ­ сказал он. И тогда Н. А. Римский­Корсаков воскликнул: «Это мне нравится!» Юный Серёжа Прокофьев был принят в консерваторию, которую он отлично закончил по двум отделениям –  как пианист и как композитор. Прошли годы и его творчество приобрело широчайшую известность. В  театрах всего мира ставят его оперы и балеты,  оркестры исполняют его симфонии, пианисты и  скрипачи играют его концерты и пьесы. Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский так  сказал об этом композиторе: «Дети особенно должны  быть благодарны Сергею Прокофьеву, ибо никто из  композиторов не посвятил детям столько прекрасных  произведений». Юные пианисты играют маленькие  произведения из его сборника «Детская музыка»,  сказка «Петя и волк» знакомит слушателей с  инструментами симфонического оркестра. Одним из самых известных его сочинений является  балет «Золушка». 1. Вы знаете эту сказку? 2. Знаете ли вы писателя, который написал эту  сказку? (Шарль Перро.) 3. Назовите главных героев этой сказки. 4. Куда отправилась главная героиня этой сказки» (На бал.) Композитор С. С. Прокофьев тоже любил сказки, и на  сюжет сказки Шарля Перро «Золушка» он сочинил  балет. Впервые балет «Золушка» был показан в Большом  театре в 1945 году, когда наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне. Впоследствии  «Золушку» ставили во многих других театрах нашей  страны и в различных странах мира.  Главную роль в этом балете исполняли разные  балерины. Запомните имя одной из них – Галина  Уланова.

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов

Волшебная страна гномов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2018