Музыкально – театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Красноперова Татьяна Николаевна, Музыкальный руководитель,
высшей квалиф.категории
Руководство музыкально – театрализованной деятельностью
Избранная мной тема на современном этапе очевидна: использование элементов театрализации, развития музыкальных творческих способностей, импровизация в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. В своей работе с детьми большое внимание уделяю музыкально – театрализованной деятельности.
Предполагаемые умения и навыки детей:
1. Умеют действовать согласованно;
2. Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц;
3. Запоминают данные позы;
4. Запоминают и описывают внешний вид любого ребёнка;
5. Знают артикуляционные упражнения
6. Умеют строить простейший диалог.
Ожидаемые результаты:
1. Дети научатся инсценировать с помощью педагога знакомую сказку.
2. Дошкольники получат представление о театре и театральной культуре.
3. У детей сформируется устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности, желание участвовать в спектакле по сюжету знакомой сказки.
4. Научатся импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
5. Умение строить ролевые диалоги и согласовывать свои действия с другими детьми в ходе спектакля.
6. Умение свободно держаться на сцене.
7. Дети станут дружнее, зародится чувство партнерства.
8. Повысится интерес родителей к жизни детей в ДОУ
Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие, творчество, игра.
Мною были определены основные принципы, которые легли в основу опыта:
Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи моей работы строятся на единой концепции государственной политики в области дошкольного образования.
Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
Принцип наглядности обучения. Я продумываю:
- дидактические цели исследования наглядности,
- методику показа,
- количество наглядности и последовательность демонстрации,
- сочетание определенных видов наглядности,
- включение детей в анализ наблюдаемых объектов,
- соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.
Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяю ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую. В процессе работы побуждаю детей к самостоятельному поиску импровизации.
Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяю на практике; осуществляя индивидуально – дифференцированный подход в процессе каждого занятия.
Использую различные формы организации театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.
В своей работе я применяла музыкально – театрализованную деятельность на протяжении многих лет, но более углублённо я стала изучать в прошлом году с детьми старшей группы.
В процессе подготовки была использована методика развития детского творчества элементарного музицирования К. Орфа программы Н. А. Ветлугиной, Э. П. Костиной, Е. А. Дубровской, а также методические разработки А. И. Бурениной, Н. Сорокиной, А. В. Щеткиной, Г. П. Новиковой.
Ожидаемые результаты - воспитание любви к музыке и желание развивать свои певческие способности.
Из всего перечисленного можно сделать следующие выводы:
- в процессе занятий пением расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки, действия;
- развиваются и совершенствуются психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, ощущения, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются способности;
- успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка;
- активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений, специфические знания о музыке;
Театрализованная игра должна быть направлена не только на приобретение положительного опыта, но и не следует бояться неудач. Они прекрасно закаляют характер ребенка, учат переживать и воспитывают способность уступать другому, а это так важно в жизни. Взрослый обязательно должен выявить и подчеркнуть положительные качества персонажей сказки и осудить отрицательные. Отрицательный образ потеряет свою привлекательность, если его представить так, чтобы он вызвал всеобщий смех и осуждение. И эти роли лучше всего в спектаклях поручать взрослому
В процессе музыкально-ритмического воспитания использую программу «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, поскольку она направлена на развитие художественно - творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. Программа предполагает богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. Здесь детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Мои дети имеют возможность петь не только любимые песни, такие как: «Антошка», «Чебурашка» В. Шаинского, «Разноцветная игра» Б.Савельева, «Волшебный цветок» Ю. Чичкова, но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.