Музыкально-эстетическое образование младших школьников.
Оценка 4.6

Музыкально-эстетическое образование младших школьников.

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
02.04.2020
Музыкально-эстетическое образование младших школьников.
Музыкально-эстетическое образование младших школьников..docx

Министерство науки и высшего образования РФ  

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Шадринский государственный педагогический университет»

Управление дополнительного образования

 

 

 

 

Реализация музыкально-эстетического образования младших школьников на уроках музыки

 

Реферат

по дисциплине «Музыкально-эстетическое образование младших школьников»

Программа профессиональной переподготовки «Начальное образование»

 

 

 

 

 

 

 

      Выполнила:

      Вдовиной Светланы Викторовны

     

 

 

 

                                  Шадринск 2020

Содержание

Введение. 3

1. Понятие и сущность эстетического воспитания младших школьников. 4

2. Использование музыки в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников как психолого-педагогическая проблема. 7

Заключение. 14

Список литературы. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Эстетическое воспитание  занимает в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте. Школьники ценят общение со взрослыми и сверстниками, которые, с их точки зрения, обладают лучшими духовно – эстетическими качествами. В этих условиях особенно важно предупредить увлечение детей ложными идеалами, ложной красотой, показать, в чем заключается подлинная красота человека. И главное сегодня в том, чтобы повысить качество эстетического воспитания в школе.

         В настоящее время трудно переоценить значение музыки в эстетическом воспитании младших школьников. Музыка отражает действительность в звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. С особенной яркостью музыка раскрывает внутренний мир человека. Развиваясь во времени, она передает движение чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках. Исключительная эмоциональная насыщенность музыки воздействует на человека больше, чем все другие виды искусства.

Но, несмотря на то, что проблеме  эстетического воспитания младших школьников средствами музыки  уделялось огромное внимание, она остается актуальной и сегодня.

Цель исследования: изучить теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников средствами музыки.

          Задачи исследования:

1.                 рассмотреть понятие и сущность эстетического воспитания младших школьников;

2.                 выявить специфику музыки (понятие, жанры) и ее педагогические возможности.

 Методы исследования: наблюдение, анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение передового педагогического опыта.

1. Понятие и сущность эстетического воспитания младших школьников

 

Воспитание, как общественное явление,  - сложный и противоречивый социально – исторический процесс передачи новым поколениям общественно – исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, общеобразовательными учреждениями разного уровня и направленности. Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений [5, 49].

Воспитание, как педагогическое явление, - целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.

Бабанский Ю.К. подразумевает под эстетическим воспитанием воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности [3, 299].

Формируемые в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально – смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности.  В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно – чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретение умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идет накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентациями, развитие личностных мотивов общения с       эстетическими и художественными объектами, формируются эмоционально - психологические установки, оценочно – вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно – эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.

Как показывает изучение литературы и практики, решение этой кардинальной задачи возможно лишь на путях последовательного осуществления системного подхода к педагогической деятельности. Такой подход является общеметодологическим принципом науки, всех отраслей [2, 7].

Эстетическое воспитание, в свете концепции его системного понимания, имеет, как и любая другая частичная система, определенную структуру. В нее входят:

1.                 Специфические задачи формирования тех или иных сторон личности.

2.                 Соответствующие этим задачам средства и формы воспитания.

3.                 Специфические методы эстетического воспитания – как своеобразное преломление общих методов воспитания к решению его задач.

Все  эти  компоненты  системы  эстетического  воспитания органическисвязаны между собой. Ведущими среди них выступают задачи эстетического воспитания. Они предопределяют содержание этого аспекта воспитательного процесса, виды деятельности, в которых это содержание в наибольшей мере реализуется и те средства, которые при этом должны использоваться. Это задает и методы эстетического воспитания как определенные сочетания деятельности воспитателей и воспитанников, несущие наибольшие возможности для их решения [2, 9].

Задачи эстетического воспитания младших школьников:

1.                 Формирование системы эстетических представлений, взглядов, убеждений.

2.                 Развитие стремления, готовность и умение вносить элементы прекрасного в жизнь.

3.                 Расширение художественного кругозора.

4.                 Эстетически воспитывать детей, развивать художественный вкус, одновременно формировать мировоззрение.

5.                 Помогать детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучая логически мыслить, осознавать виденное [5, 18].

Средства эстетического воспитания: методические рекомендации, наглядные пособия, краеведческий материал, произведения искусств, природа, видеофильмы и другие.

Формы эстетического воспитания: урок, беседа, экскурсии, творческие кружки, театральные студии, школьные вечера, олимпиады и др.

Методы эстетического воспитания:

1.                 Демонстрация, показ или исполнение художественных произведений. Вне прямых контактов с искусством, звукового или зрительного его восприятия трудно рассчитывать на успех эстетического воспитания. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы максимально расширить сферу непосредственного общения детей с явлениями искусства.

2.                 Анализ   работы,   разбор   и   оценка   художественных   произведений.

Эстетический вкус не сводится к способности находить удовольствие от произведений искусств хорошего качества. Необходимо воспитание оценивающего отношения к явлениям красоты, выработка системы оценок и обоснованных эстетических суждений.

3.                 Сообщение искусствоведческих знаний. Учащиеся должны получить определенный запас сведений, характеризующих выразительные средства, историю и теорию различных видов искусств.

4.                 Организация творческой и исполнительской деятельности учащихся. Упражняясь в разнообразных формах эстетической деятельности, учащиеся развивают творческие способности, умения и навыки для самостоятельного воспроизведения предметов и явлений действительности средствами искусства [4, 208].

Усилия педагогов в любом учебно-воспитательном учреждении, будь то школа, профессиональное училище или институт, должны быть направлены не на решение каких-то отдельных задач эстетического воспитания и тем более проведение разрозненных мероприятий с эстетическим содержанием, при всей их важности. Они должны быть направлены на обеспечение оптимального функционирования эстетического воспитания в целом [4, 78].

Одним из путей повышения эффективности эстетического воспитания является дифференцированный подход.

Опираясь на трактовку слов, составляющих термин «дифференцированный подход», можно утверждать, что под ним в педагогике понимается совокупность приемов и способов воздействия на воспитанников, учитывающая различие их отдельных групп, возникающих при мысленном членении какой-то группы, класса, школы, других воспитательных коллективов на части. Основания для этого членения или классификации могут быть различные. Это – самые разнообразные качества, которые в той или иной степени развиты у личности, уровень успеваемости, тип темперамента и т.д. [1, 29].

Преодолеть сложившиеся трудности и повысить эффективность музыкально – эстетического воспитания младших школьников помогают альтернативные программы, в которых главной целью музыкально – эстетического воспитания является формирование у детей заинтересованного и ответственного отношения ко всему, что окружает их в жизни. Такое отношение лежит в основе искусства и может быть развито у детей в процессе ознакомления с искусством и их участия в различных видах музыкально – творческой деятельности.

 

2. Использование музыки в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников как психолого-педагогическая проблема

 

Младший школьный возраст – это особенный возраст. Ребенок в этом возрасте оптимистичен, любознателен. Еще весьма подвижен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Ему присуща быстрая смена настроения. Вместе с тем, это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Мастерство педагога проявляется в том, насколько он способен увлечь своих воспитанников искусством. Научить их чувствовать и сопереживать, быть с ними в психологическом контакте. Возраст 7-10 лет, как указывают психологи, характеризуется наличием психологических новообразований [3, 144].

Огромное влияние на процесс эстетического восприятия оказывает музыкальное искусство.

Термин «музыкальное восприятие», как отмечает Е.В.Назайкинский, имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности на уроке – хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально – ритмического движения. Другое значение термина, более узкое, подразумевает непосредственно слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных жанров и стилей, композиторами, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития младших школьников – восприятие музыки и собственно творчество – неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга [5, 192].

В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс   вычленения  в  произведениях  музыкального  искусства  свойств  икачеств, пробуждающих эстетические чувства [2, 22].

Слушать музыку – значит не только эмоционально откликаться на нее, но и понимать и переживать музыку, ее содержание, хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание. Поэтому восприятие музыки – это способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно – образное отражение действительности, а не механическую сумму разных звуков [5, 192].

Просто слушание музыки мало что дает, пониманию музыки надо учить. Начинать становление процесса музыкального восприятия у младших школьников следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально – эстетической культуры [5, 193].

Необходимыми условиями полноценного музыкального восприятия являются: систематическое педагогическое руководство, эмоциональная открытость педагогов и детей (выражение радости, удивления, восхищения музыкой), интересная форма подачи музыкальных знаний; небольшие объемы музыкальных произведений.             

Условно выделяют следующие этапы в организации процесса слушания музыки:

1.                 Знакомство с музыкальным произведением в форме вступительного слова учителя (необходимо направить внимание учащихся, заинтересовать их, рассказать о композиторе).

2.                 Исполнение произведения учителем или слушание музыки в грамзаписи (первоначальное прослушивание музыки в полной тишине).

3.                 Анализ – разбор произведения (восприятие отдельных эпизодов, концентрация внимания учащихся на выразительных средствах, сравнение произведения с другими, уже известными). Трудность этого этапа – в сохранении эмоционального отношения к прослушанному произведению.

4.                 Повторное прослушивание произведения, для того чтобы его запомнить, обогатить новыми наблюдениями. Восприятие произведения при повторном слушании осуществляется на более высоком уровне, на основе полученного музыкально опыта.

5.                 Слушание музыкального произведения на последующих уроках с целью повторения, закрепления, сравнения его с новыми произведениями (сравнение музыкальных образов) [5, 193].

          Следует выделить приемы активизации внимания младших школьников в процессе восприятия музыки:

·        прием новизны (учитель заинтересовывает учеников сообщением новой информации);

·        прием персонификации (учитель использует предрасположенность детей к сопереживанию);

·        прием соучастия (учитель моделирует определенную знакомую детям ситуацию:«Представьте, что вы находитесь в концертном зале…»);

·        прием игры голосом (выразительная речь учителя) [10, 74].

Изучая музыкальное искусство, дети знакомятся с культурой, с великими личностями, которые внесли вклад в развитие культуры данного искусства всего мира. Цель таких уроков по музыке – создать благоприятный интеллектуальный фон для развития, формирования у младших школьников эстетических суждений и представлений, культуры и эрудиции [1, 8].

Исключительно острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике, является формирование у учащихся младших классов полноценных художественных вкусов, умения отличать подлинные высокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества, от художественных подделок. Это особенно относится к музыке. Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой информации, радио, телевидение и видеотеки слишком широко популяризируют западную музыку и кинофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть эту трудность можно только одним путем – широким использованием классической литературы, лучших образцов современной музыки и художественного творчества [5, 340].

Эстетический вкус развивается у ребенка начиная с первых опытов общения и познания окружающего. Наиболее интенсивный период его формирования – годы обучения в школе, где он имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства, где активно развиваются его художественно-творческие способности. Учитель в учебной или воспитательной работе акцентирует внимание младшего школьника на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Надо сказать, что младший школьник более, чем взрослый, способен непосредственно и эмоционально оценивать все то, что он воспринимает. Выбор у него решается просто: нравится или нет. Постепенно у детей развивается комплекс представлений, характеризующих его личное предпочтение, симпатии. Выбор тех произведений, которые нравятся ребенку более других, является показателем его эстетического вкуса. Эстетический вкус по сравнению с другими показателями эстетического развития младшего школьника является наиболее определенным и педагогически управляемым. Опираясь на знания о художественных или более широких эстетических предпочтениях школьников в настоящее время, учитель всегда имеет возможность показать ученику перспективу совершенствования его вкуса [4, 179].

Развитие интереса и потребности в музыке, накопление запаса музыкальных впечатлений от близких и доступных восприятию высокохудожественных произведений музыкального искусства имеет результатом воспитание художественно – музыкального вкуса [3, 46].

Музыкальный вкус мы понимаем как определенный уровень музыкально – поэтических представлений, который дает возможность отличать и ценить прекрасное в музыке, то есть ее идейность и содержательность, правдивость и искренность чувств, яркость и убедительность музыкальных образов и всех выразительных средств музыкального произведения. На основе этих навыков активного восприятия и первого критического суждения проявляется большой интерес и удовлетворение от подлинно художественной музыки во всех ее видах, включая сюда и образцы народного творчества, и доступные произведения великих композиторов прошлого  и самую разнообразную по жанрам, но высококачественную музыку современных композиторов – близкую детским интересам, разносторонне отражающую всю многогранность его мыслей и чувств.

Развитой музыкальный вкус помогает младшим школьникам предпочитать все упомянутое пустым и обыденным «песням – однодневкам», которые часто имеют очень широкое распространение среди учащихся [3,9].

Младший школьник способен ответить на вопрос, какое музыкальное произведение больше всего нравится ему. Он называет музыкальные произведения, которые являются показателем его музыкального вкуса, и даже дают ключ к пониманию его идеалов.

Эстетический идеал – представление человека о совершенстве явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира. Часто полагают, что эстетический идеал носит конкретный и чувственный образ. Однако достаточно редко можно встретить человека, который высшую меру совершенства связывает с конкретными эстетическими или художественными явлениями. Как правило, у большинства младших школьников эстетический идеал является феноменом, еще не имеющим ясных и четких параметров, достаточно абстрактным и расплывчатым. Это объясняется не только недостаточным жизненным опытом ребенка, но и недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования эстетического идеала [4, 182].

Углубление содержания идеалов, изменение с учетом возраста форм их выражения – это главное, что характеризует эффективный воспитательный процесс. Формирование идеалов у младших школьников как части их мировоззрения, как стимула поведения – сложный и длительный процесс, требующий внимательного учета возрастных особенностей детей.

Это нашло отражение в  содержании современных программах по музыке. Согласно стандарту начального общего образования по искусству, изучение музыки на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

·                       формирование основ музыкальной культуры;

·                       развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, дикции, певческого голоса, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

·                       освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

·                       овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

·                       воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Итак, из всего выше изложенного можно сделать следующие выводы. Организуя эстетическое воспитание, необходимо учитывать психологические закономерности и возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста. Особенно процесс восприятия и мышления. Младшие школьники способны воспринимать произведения различных видов искусства, где не последнее место занимает музыка. Именно она оказывает огромное влияние на процесс эстетического восприятия, формирования эстетических представлений, суждений, вкусов и идеалов. Музыкально – эстетические вкусы и идеалы развиваются у ребенка, начиная с первых опытов общения и познания окружающего, а наиболее интенсивный период их формирования – годы обучения в школе, где школьники имеют возможность систематически знакомиться с явлениями музыкального искусства.

 

 

 

 

 

Заключение

 

          Рассмотренная в данной работе проблема является актуальной. Сегодня эстетическому воспитанию учащихся уделяется все большее внимание. Это, несомненно, связано с тем, что культурный уровень нашего общества вырос.  Сейчас учащимся в школе предоставлена возможность приобрести обширные и глубокие знания, умения и навыки, связанные с художественной деятельностью в самых разных ее проявлениях. Учитель несет детям знания, но если у них не развиты чувства, если они не умеют сопереживать, эти знания не дадут им полного представления о красоте окружающего мира, о красоте жизни, которую нужно прожить с пользой не только для себя, но и для других людей.

          Такое эмоциональное отношение к красоте воспитывается долго, кропотливо и целенаправленно. Школьникам нужно унести с собой во взрослую жизнь не только умение понимать и любоваться прекрасным, они должны стремиться сами к новым встречам с прекрасным. Эстетическое восприятие действительности должно стать для них естественным. А самое главное, дети должны сами стать творцами красоты, не бессознательно, а с верой в прекрасное, со стремлением вносить его во все сферы жизни: в дом, в семью, в отношения с близкими, в воспитание своих детей, в свой труд.

          Эстетическое воспитание средствами музыки является не просто одной из составляющих частей целостной системы воспитания, а силой, возвышающей и облагораживающей другие формы воспитания и самовоспитания. Значимость музыкально-эстетического воспитания поддерживали и развивали передовые педагоги-музыканты.

          Основная цель эстетического воспитания средствами музыки – развитие музыкальной культуры школьников. Кроме того, музыкально-эстетическое воспитание является средством активизации духовного потенциала личности, компенсирующим недостаток его проявления в других областях социальной духовной жизни; это универсальное средство духовного развития человеческой личности, в определенной мере способствующее гармонизации ее общественного бытия.

          Главное сегодня в том, чтобы повысить качество музыкально-эстетического воспитания младших школьников. Ведь благодаря интенсивному развитию средств массовой информации, изменению материального состояния людей стало возможным частое общение с музыкальным искусством, в том числе и детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.                 Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416с.

2.                 Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. – М.: Педагогика, 1986. – 126с.

3.                 Кубанцева Е. Философские основания музыкально – эстетического воспитания //Искусство и образование. – 2001. - №3. – С.12-20.

4.                 Музыкальное образование в школе: Учеб.пособие для студ. /Под. ред. Л.В.Школяр. – М.: Академия, 2001. - 232с.

5.                 Сластенин В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. - 576с.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство науки и высшего образования

Министерство науки и высшего образования

Содержание Введение . 3 1

Содержание Введение . 3 1

Введение Эстетическое воспитание занимает в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности

Введение Эстетическое воспитание занимает в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности

Понятие и сущность эстетического воспитания младших школьников

Понятие и сущность эстетического воспитания младших школьников

Как показывает изучение литературы и практики, решение этой кардинальной задачи возможно лишь на путях последовательного осуществления системного подхода к педагогической деятельности

Как показывает изучение литературы и практики, решение этой кардинальной задачи возможно лишь на путях последовательного осуществления системного подхода к педагогической деятельности

Помогать детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучая логически мыслить, осознавать виденное [5, 18]

Помогать детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучая логически мыслить, осознавать виденное [5, 18]

Они должны быть направлены на обеспечение оптимального функционирования эстетического воспитания в целом [4, 78]

Они должны быть направлены на обеспечение оптимального функционирования эстетического воспитания в целом [4, 78]

Ему присуща быстрая смена настроения

Ему присуща быстрая смена настроения

Просто слушание музыки мало что дает, пониманию музыки надо учить

Просто слушание музыки мало что дает, пониманию музыки надо учить

Представьте, что вы находитесь в концертном зале…»); · прием игры голосом (выразительная речь учителя) [10, 74]

Представьте, что вы находитесь в концертном зале…»); · прием игры голосом (выразительная речь учителя) [10, 74]

Выбор у него решается просто: нравится или нет

Выбор у него решается просто: нравится или нет

Развитой музыкальный вкус помогает младшим школьникам предпочитать все упомянутое пустым и обыденным «песням – однодневкам», которые часто имеют очень широкое распространение среди учащихся [3,9]

Развитой музыкальный вкус помогает младшим школьникам предпочитать все упомянутое пустым и обыденным «песням – однодневкам», которые часто имеют очень широкое распространение среди учащихся [3,9]

Итак, из всего выше изложенного можно сделать следующие выводы

Итак, из всего выше изложенного можно сделать следующие выводы

Заключение Рассмотренная в данной работе проблема является актуальной

Заключение Рассмотренная в данной работе проблема является актуальной

Главное сегодня в том, чтобы повысить качество музыкально-эстетического воспитания младших школьников

Главное сегодня в том, чтобы повысить качество музыкально-эстетического воспитания младших школьников

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2020