Музыкально-песенный фольклор в процессе воспитания дошкольников
Оценка 4.9

Музыкально-песенный фольклор в процессе воспитания дошкольников

Оценка 4.9
docx
30.11.2020
Музыкально-песенный фольклор в процессе воспитания дошкольников
Музыкально-песенный фольклор в процессе воспитания дошкольников.docx

Финицких Галина Николаевна

студентка факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Горев Павел Михайлович

заведующий базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

 

Музыкально-песенный фольклор в процессе воспитания дошкольников

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся практической значимости музыкально-песенного фольклора в вопросах воспитания дошкольников и приобретения ими народно-певческих умений и навыков в условиях современного музыкального образования.

Ключевые слова: музыкально-песенный фольклор, народно-певческое воспитание, певческие и художественно-творческие умения и навыки, формы и методы работы с дошкольниками.

 

 

Музыкально-песенный имеет большое значение в воспитании дошкольников. Произведения традиционной вокальной музыки наряду с другими фольклорными жанрами, являются творческой сферой, в которой народ воплотил художественное богатство своего музыкально-поэтического языка, образного мышления, исторического бытия.

Как верно подмечают Е. В. Купальная, Е. И. Шкатула «работу по воспитанию любви к музыкальному воспитанию дошкольников для доступности удобнее и проще строить на основе народного календаря. Главная особенность такого подхода – прослеживание сезонного труда взрослых в песнях (игровых, шуточных, лирических), танцах, хороводах, игре на музыкальных народных инструментах. Особенно нравятся дошколятам игры с незамысловатыми правилами и текстом, где можно проявит свою индивидуальность. Так дети в доступной форме с удовольствием знакомятся с этническими ценностями родной культуры, в их представлении создаются яркие образы, воспитывается вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять, стать ближе к своему народу. В итоге – у дошколят остается детство с красотой, радостью, неподдельным весельем и положительным эмоциональным фоном [4, с. 26].

Работа по приобщению дошколят к фольклору определяет решение следующих задач:

‒ познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора и развитие интереса к нему;

‒ накопление эстетического опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений;

‒ расширение знаний и представлений детей о национальной культуре и традиции народа;

‒ развитие всех музыкальных способностей воспитанников.

Е. В. Купальная, Е. И. Шкатула добавляют, что «в основе содержания данной системы работы является формирование основ фольклора в музыкальной деятельности детей. Это эмоциональная, познавательная и социально-личностная деятельности.

Эмоциональная – обусловлена спецификой фольклорного искусства, его яркостью, эмоциональной выразительностью и предполагает осознание ребенком одной из важных функций фольклора, которая связана с передачей различных оттенков чувств, настроений, выраженных средствами музыкального языка, музыкальной речи.

Познавательная деятельность связана с расширением знаний и представлений детей о музыкальном и поэтическом фольклоре, с элементарными понятиями фольклора, в рамках, доступных пониманию дошкольников. На основе получаемой информации у воспитанников развиваются активность, интерес к музыке, художественному слову, игре на народных инструментах, возникают личностные предпочтения, связанные с восприятием тех или иных музыкальных произведений. Процесс музыкального развития ребенка происходит в разнообразной музыкальной деятельности: восприятие-слушание, пение, музыкально – ритмическая, игра на детских музыкальных инструментах, где каждый из видов деятельности имеет самостоятельное значение. Воспитанники овладевают необходимыми умениями для успешного проявления своих способностей в пении, движениях под музыку, игре на детских музыкальных инструментах» [4, с. 27].

Социально-личностный компонент предполагает развитие у детей интереса к фольклору, желание его слушать, сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, песни, танцы, способность давать собственную оценку воспринимаемым произведениям. Дети с удовольствием включаются в процесс музыкальной деятельности, на занятиях, фольклорных праздниках, что в дальнейшем послужит базой для установления положительных взаимоотношений каждого ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, умение выполнять движения со сменой характера музыки, менять ритм, темп приходят во время постановки народных танцев.

А еще вместе с воспитателями и ребятами мы расписываем элемент костюмов, в том числе кокошники, вырезанные из картона, пояса из ткани, наряд для любимых кукол, которые бывают на наших занятиях, а также различные инструменты шумового оркестра, сделанные вместе с родителями дома (после проведенного мастер-класса). И как потом приятно детям выступать с концертами зная, что они тоже участвовали в изготовлении народных костюмов.

Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, и мы стараемся вместе с воспитателями закреплять разученные игры на прогулке, ведь в большинстве случаев они не требуют музыкального сопровождения, а сколько радости доставляет участие в них младших воспитанников. И тогда дети наперебой рассказывают правила игры и помогают малышам их усвоить.

Ни один обрядовый праздник не обходиться без игры на музыкальных инструментах. Обучать игре на ложках, свистульках, колокольчиках возможно с самого раннего возраста. Ребят постарше знакомим с другими народными инструментами, такими, как дудка, гусли, балалайка. Непременно используем музыкальные инструменты, сделанные в группе и дома вместе с родителями. Как не покрасоваться перед друзьями!

Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась во вселенной душа народа. Так же, как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных праздников. Петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда, даже, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы [4, с. 27].

Л. П. Баркова, Н. Г. Волкова подчеркивают, что «малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа» [1, с. 14].

В настоящее время в условиях городской среды роль народно-певческого воспитания возлагается на учителей, имеющих профильное образование, владеющих знаниями, умениями и навыками в области теории и методики обучения народному пению, теории и практики народно-певческой педагогики. Одна из основных задач педагога в этом процессе – научить воспитанника правильному владению живым музыкальным инструментом – голосом. То есть «воспитать певческий голос ребенка путем определенного метода, который включает в себя совокупность определенных знаний, советов, постоянное усвоение которых приведет, в свою очередь, к выявлению определенных певческих навыков (вокально-технических), обеспечивающих желаемые диапазон, силу и тембр голоса при не утомляемости голосового аппарата» [5, с. 14].

По мнению Л. В. Шаминой «в традиционной и современной образовательной среде основным обучающим материалом выступает музыкально-песенный фольклор, предназначенный для детей (пестушки, прибаутки, скоморошины, небывальщины, музыкальные сказки и др.) и заимствованный у взрослых (колыбельные, лирические, протяжные, эпические и др.). Являясь средством коллективного общения (трудового, бытового, творческого), практика освоения фольклора способствует решению таких социально важных задач, как «развитие контактных качеств, умений гармонично складывать межличностные отношения, навыков координации и самоконтроля, этики поведения и самоотдачи, собранности и воли» [6, с. 192].

Богатейшее наследие традиционной вокальной музыки позволяет сделать правильный подбор попевочного материала. На его основе формируется комплекс вокальных упражнений для развития вокально-технических и творческо-исполнительских умений и навыков, эмоционально-образного мышления воспитанника с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей.

Музыкально-песенный фольклор становится ключом и проводником для достижения целей и задач в процессе музыкального, эстетического, творческого воспитания детей и обучения их народному пению, так как «со знанием народных художественных традиций в детей закладываются основы национального мышления, на базе которого формируется фундамент культуры нации» [6, с. 192].

Синкретический характер музыкально-песенного фольклора (единство музыкального, вокального, инструментального, драматического творчества) дает возможность внедрять различные формы и методы работы с детьми по освоению музыкально-песенных образцов (ролевые и музыкально-ритмические игры, игра на музыкальных и шумовых народных инструментах, освоение песенного репертуара и элементов народной хореографии, работа с аудио- и видеоматериалами, посещение концертов и мастер-классов); способствует формированию у детей необходимых певческих (вокального дыхания, звукообразования, резонирования, певческой орфоэпии, культуры и логики певческой речи) и художественно-творческих (интонационно-речевого и эмоционально-образного мышления; актерской и хореографической пластики) умений и навыков.

Следует отметить, что «наиболее благоприятной формой работы с детьми является “игра”. Она дает возможность создать для детей условия психологического и эмоционального раскрепощения. Занятия становятся интересными и разнообразными, что увлекает детей и создает у них яркие впечатления и конкретные образные и музыкальные представления. Это позволяет быстрее и успешнее развивать музыкально-ритмические и вокальные навыки, воспитывать исполнительскую и артистическую свободу, творческую активность» [1, с. 4].

С. В. Колесникова считает, что «основным дидактическим материалом (музыкальным, поэтическим, хореографически-пластическим, драматургическим) в этом творческом процессе выступают игровые, хороводные, плясовые народные песни; обрядовый и календарный музыкально-песенный фольклор. Это могут быть разыгрывание или реконструкция элементов народных гуляний и игр, какого-либо обряда или календарного праздника, ритуалов и других действ, бытовавших у какого-либо народа» [3, с. 133].

Таким образом, можно сделать вывод, что музыкально-песенный фольклор является художественным, эстетическим и духовным национальным наследием, необходимым для народно-певческого воспитания дошкольников.

 

Ссылки на источники

1.     Баркова, Л. П. Народный фольклор – средство развития личности ребёнка / Л. П. Баркова, Н. Г. Волкова. – Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 1 (4). – С. 12-14.

2.     Колесникова, С. В. Формы и методы работы с детьми по развитию навыков народного пения // Учебно-творческая подготовка народного певца: учеб.-метод. разработка / авт.-сост. С. В. Колесникова. – Саранск, 2015. – С. 3–5.

3.     Колесникова, С. В. Музыкально-песенный фольклор как средство народно-певческого воспитания детей / С. В. Колесникова // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 11-4 (23). С. 132-133.

4.     Купальная, Е. В. Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников / Е. В. Купальная, Е. И. Шкатула. – Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). – Краснодар : Новация, 2018. – С. 26-28.

5.     Федонюк, В. В. Детский голос: задачи и методы работы с ним / В. В. Федонюк. – Санкт-Петербург. – 64 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20087061

6.     Шамина Л. В. Основы народно-певческой педагогики: учеб. пособие / Л. В. Шамина. – М., 2020. – 200 с.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Финицких Галина Николаевна студентка факультета педагогики и психологии

Финицких Галина Николаевна студентка факультета педагогики и психологии

Познавательная деятельность связана с расширением знаний и представлений детей о музыкальном и поэтическом фольклоре, с элементарными понятиями фольклора, в рамках, доступных пониманию дошкольников

Познавательная деятельность связана с расширением знаний и представлений детей о музыкальном и поэтическом фольклоре, с элементарными понятиями фольклора, в рамках, доступных пониманию дошкольников

Л. П. Баркова, Н. Г. Волкова подчеркивают, что «малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития

Л. П. Баркова, Н. Г. Волкова подчеркивают, что «малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития

Следует отметить, что «наиболее благоприятной формой работы с детьми является “игра”

Следует отметить, что «наиболее благоприятной формой работы с детьми является “игра”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2020