МБНОУ «ЛИЦЕЙ №3(искусств)». Музыкальное отделение. |
Зимние мотивы |
Музыкально-художественный проект по программе «Музей и музыка» в музее П. Крылова |
|
Руководитель музыкальной части проекта зав. музыкальным отделением МБНОУ «Лицей №3(искусств)» Крючкова Тамара Юрьевна. |
18.02.2015 |
Музыкальные впечатления зимних пейзажей русских художников. |
И.И. Шишкин. «Зима». «Чародейкою зимою околдован лес стоит…»
Термины в живописи, поэзии и музыке часто похожи. Так, картину Ивана Шишкина можно охарактеризовать, как «спокойное повествование». Художник хотел высказать то, что у него было в душе, на уме: раздолье, простор, божья благодать. Почти всегда у И.Шишкина глубины леса озарены солнцем, уничтожающим мрак. В центре-стефаж в виде маленькой птички. Именно этот нюанс придаёт мажорное настроение и оживление. Послушаем повествование с мажорным оживлением , пением птиц и зимним загадочным солнцем, которое вдохновляет нас на радость общения с природой. Звучит пьеса «Вдохновение» Т.Смирновой в исполнении Софии Лавровой. |преподаватель Конова Ольга Сергеевна
И. Грабарь «Зимнее утро». В белоснежном зимнем покрове художник находит поразительное богатство цвета, множества оттенков голубого, сиреневого, розового, синего, оранжевого… По снегу бегут, «танцуют» блики. Стройные деревья образуют узор, который радует глаз. Кстати, Грабарь сам себя называл «жизнерадостником». Сегодня мы сравним танец красок на зимнем балу с танцем композитора Косенко. Назвал он его «Скерцино», в переводе с итальянского scherzo. – шутка.
Исполнит на скрипке Полина Лаврова, преподаватель Юдина Наталья Николаевна, концертмейстер Якушина Марина Родионовна.
К. Коровин «Зимой».
Очень обаятельный пейзаж, написан свежо, сочно. В биографии Константина Коровина есть интересный факт. В возрасте 24 лет он был приглашён Савой Мамонтовым (известным русским меценатом) оформлять декорации к операм Верди «Аида» и Безе «Кармен». Именно эти декорации усиливали художественную и музыкальную выразительность спектаклей. Вы заметили, какие тонкие переходы цветов! Внимательный глаз художника замечает едва ощутимые изменения в тоне. Художник работал в направлении «импрессионизм» (в переводе впечатление). Эта картина является впечатлением от поездки с В. Серовым на север. Художник К.Коровин и композитор Н.Мясковский создали свои произведения в одну эпоху, которую называют Серебряным веком. Стиль музыки Мясковского суров и одновременно красив и лиричен. В его творчестве собственные музыкальные идеи органично взаимосвязаны с элементами позднего романтизма и импрессионизма. Смотрим на чудесный русский пейзаж и слушаем пьесу Н.Мясковского для фортепиано «Причуда» в исполнении Полины Ивановой. Преподаватель Крючкова Тамара Юрьевна.
Г. Кондратенко «Зима».
Вновь обратимся к связи живописи, поэзии и музыки. /Диалог с залом, дети читают стихи поэтов о зиме в России/
Художник в этой картине передал эффекты лунного освещения. Завараживающий огонёк в окнах избушек зовёт нас в сказку. Даже зимняя природа роскошна и сказочно красива. Вместе с музыкой пофантазируем. /Звучит запись музыки А. Вивальди/
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег. /А. Фет.
К. Крыжицкий «Дубы».
Картина наполнена свежим воздухом! На ней господствует солнечный свет. Кажется, что природа реальна! Вот сейчас, среди стройных и мудрых дубов пробежит белочка или поиграют зайчики в «догонялки», или, вдруг, подует ветер и унесёт оставшиеся листочки с веток деревьев…К теме природы часто обращались композиторы. Используя в музыке выразительные средства , такие как: быстрая смена форте (громкое звучание), пьяно (тихий оттенок); крещендо (постепенное усиление звука) и дименуэндо (постепенное ослабление звука)на протяжении одной фразы; переходы и модуляции с ярко окрашенными аккордами, хроматические гаммы, а также изменение в темпах от «allegro»( быстрый темп) до «largo»(медленно, широко) с ускорением и замедлением, композиторы, как и живописцы, передают характер и настроение произведения. В исполнении ансамбля скрипачей в составе: Валерии Листаховой, Натальи Мочалиной , Кристины Корабельской прозвучит старинный танец В.А.Моцарта.
К. Юон «Конец зимы. Полдень».
Одной из ярких особенностей работ Юона является обилие солнца. Картина, отличающаяся сочным, декоративным звучанием красок, покоряет духом жизнеутверждения, оптимизмом. Средствами композиции и колорита художник утверждает вечную жизнь природы и её воздействия на чувства и мысли человека. Жаль расставаться с зимой, но впереди новые впечатления, новое время года- весна (диалог с залом). Настроение отличное!! Музыка нам поможет совершить путешествие в мир ярких впечатлений. Фортепианный ансамбль( София Лаврова, Диана Тордия) исполнит пьесу Подгорной «Отличное настроение». Преподаватель Конова О.С.
Б. Кустодиев «Морозный
день».
Работа художника театральна, сюжет вызывает улыбку и хорошее настроение. На этой картине Кустодиев изобразил тихую заснеженную улицу с пролетающими мимо санями. Здесь царит оптимистическая атмосфера, созданная праздничным колоритом. Ощущения уюта жёлтых, зелёных, малиновых строений передано с особым простодушием. Это «фантазии по поводу» с особой и неповторимой ироничной интонацией. Слушаем музыкальные фантазии на темы хорошего настроения в музыке. Ансамбль «Грациозо» (Полина Лаврова, Софья Жулёва, Полина Иванова, Дарья Кузнецова)исполнит «Рэгтайм» Джоплина. Руководители ансамбля Крючкова Т.Ю., Юдина Н.Н.
В. Суриков «Взятие снежного городка».
Самой сильной стороной творчества художника является колорит. С цветом и светом он работает как композитор-симфонист.
Симфония в переводе с греческого – созвучие, это многочастное музыкальное сочинение для оркестра. Слушая сложные концертные произведения и анализируя картины Сурикова, мы испытываем не только сильные чувства, но и неповторимые физические ощущения мороза, быстрого движения. Стихийный взлёт коня можно сравнить с пассажем, движение саней, восторг людей, смена декораций-в музыке смена регистров, динамических оттенков, модуляции. В исполнении Кузнецовой Екатерины /преподаватель Крючкова Т.Ю./звучит «Концертный этюд» К.Черни.
Сегодня мы вновь подтвердили связь живописи и музыки. Аналогии между музыкальной и живописной гаммой, между общей тональностью, эмоциональным строем живописных и музыкальных сочинений закономерен. «Живопись и музыка…сёстры…» Так сказал Леонардо да Винчи. Да, они желанны всем, понятны. Ведь можно не знать языка, на котором говорили композиторы или художники, надо только слушать, смотреть….и размышлять! Спасибо за внимание. До новых встреч с живописной музыкой и музыкальной живописью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.