Экологическое воспитание занимает одно из центральных мест в образовательном процессе. Цель мероприятия: показать красоту леса в разные поры года; рассказать о том, как русские писатели воспевали красоту леса в своих произведениях; воспитывать любовь и бережное отношение к лесу. В сценарии приводится тексты стихов о лесе.Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"
чудесна палитра волшебного леса.doc111111111.doc
Одной из ведущих тем в нравственном развитии учащихся является
тема «Природа и человек». «Для всего, что существует в природе…в русском
языке есть великое множество хороших слов и названий», писал К.
Паустовский. И свою задачу я вижу в том, чтобы научить детей видеть,
чувствовать, понимать, любить природу и, что не менее важно, выражать
«хорошими словами» свое отношение к ней. Я часто возвращаюсь к словам Н.
Рыленкова: «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью
наполнилось сердце». А научить видеть, полюбить прекрасное в мире, научить
беречь это прекрасное – трудная, но важная задача: воспитание любви к
природе – это и воспитание чувств.
«Чудесна палитра волшебного леса…»
(литературная гостиная)
Цели мероприятия: 1)познакомить учащихся с произведениями художественной
литературы, музыкального и изобразительного искусства о лесе; 2)учить ребят
эмоционально – эстетическому восприятию произведений литературы, живописи и
музыкального искусства о лесе; 3)воспитывать бережное отношение к природным
богатствам родной земли.
Оборудование: на классной доске и на стендах – репродукции картин И. Левитана,
И. Шишкина, А. Пластова, Б. Щербакова, В. Цвирко, В. БялыницкогоБирули, И. Грабаря,
К. Юона.
Высказывания писателей о природе
1.Любовь к природе – один из вернейших признаков любви к своей стране
(К. Паустовский)
2.Большой патриотизм начинается с малого, с любви к тому месту, где живёшь (Л.Леонов)
3.Для каждого человека дорога та природа, в которой он родился, рос, набирался знаний
о мире, учился радоваться его красоте (Ю. Нагибин)
4. Мы любим и бережём нашу Родину, научимся же беречь нашу природу (М. Пришвин)
5.Любовь к природе – частица любви к Родине. (М. Горький)
6.Человека не может не занимать природа: он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он
сын её. (И.Тургенев) Ход мероприятия
Ведущий 1
Велика и многообразна роль природы в жизни современного человека. Во все
времена люди восхищались величавой красотой леса, его не уставали воспевать поэты и
писатели, художники и музыканты. Лес изумителен во все времена года. Весной начинают
пробуждаться травы, строят гнёзда пернатые, обзаводятся потомством зайцы, лоси и
другие жители. Летом наливаются спелым румянцем ягоды, появляются грибы, пчёлы
спешат заполнить ульи сладким нектаром и пыльцой. Осенью лес привлекает нас
отливающей золотом красок падающей с деревьев листвой, зимой – сверкающим на солнце
белоснежным убором ветвей, незабываемым рисунком кустистых ледяных кристаллов.
Ведущий 2
Величайшие мастера русского слова оставили свои восторженные воспоминания об
эстетическом наслаждении и нравственном удовлетворении от общения с лесом. Например,
А.С.Пушкин писал: « Моё воображение живо работает, когда я брожу по лесу, и никто не
мешает мне при этом думать». А писатель М. Горький сказал: «Лес вызывал у меня чувство
душевного покоя и уюта: в этом чувстве исчезли мои огорчения, забылось неприятное».
Чтец
Мне смолоду любы леса
Таинственный шорох в зелёных хоромах,
Косматые дебри, а в них буреломы,
Где вихри кружились и рушились громы,
Где вихрем хлестала гроза.
Учил меня лес понимать
Великие песни и думы природы,
Весенних пернатых пиры, хороводы,
Криниц потаенных прозрачные воды,
Рожденных, чтоб край умывать.
Чтец
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
Я. Колас В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С зелёными серёжками.
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Ведущий 1
А. Прокофьев
Читаешь это стихотворение А. Прокофьева – и видишь картину «Берёзовая роща»
И. Левитана. Послушайте, что рассказывает об этой картине народный художник
Б. Иогансон:
«Когда я увидел «Берёзовую рощу» Левитана, я был буквально ошеломлён. Мне
показалось это каким – то чудом. В этом небольшом полотне как будто
сконцентрировались все мои ощущения, которые остались у меня с детства, когда я
собирал подберёзовики в великолепной берёзовой роще на берегу Истры. Это было так
разительно точно, что мне даже казалось, будто бы я начинаю ощущать аромат трав,
слушать негромкий шум листвы берёз, перебираемых ласковым летним ветром, что я вижу
этот зайчик, этот солнечный свет, пронизывающий всю листву и падающий на солнечную
траву, он сейчас захватит и мою руку, и я буду ловить этот солнечный зайчик,
У меня было такое ощущение, что я сейчас вхожу в этот лес и я буду долго идти и
вдыхать в себя весь этот лесной аромат, этот солнечный свет, который искрится, дрожит;
прячется и вновь возникает, как будто играя в прятки, этот удивительный зелёный
солнечный свет, который создаёт в душе какоето необыкновенное веселье, радость, и эти
ослепительные в белом солнечном свете белые нарядные стволы берёз, скрывающиеся в
зелени и снова возникающие и манящие уйти вглубь и вглубь, как можно дальше в этот
лес».
Чтец (читает стихотворение И. Никитина)
Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык Твоё молчание немое
И твой таинственный язык,
Как чтото близкое, родное.
Ведущий 2
Пустой тёмной зеленью покрывается весь лес. Сколько цветов расцветает на лесной
полянке! Синие колокольчики, белые глазастые ромашки, золотистожёлтые одуванчики. И
над всем этим, тоже будто живые цветы, порхали в воздухе разноцветные бабочки.
А набежит ветерок – и по всей поляне крепко – крепко запахнет мёдом от белых мохнатых
цветов медуниц.
Чтец
Белой ромашки полотна
Алой расшиты гвоздикой
Стелется лютик болотный
Обок с травой повиликой.
Всюду цветы за цветами;
Зреют, колышутся травы;
Бьёт мне поклоны ветвями
Лес многошумно кудрявый
Вот колокольчики строем;
А по зелёным по склонам
Всё заросло зверобоем,
Золотом зрея червонным.
А.Коринфский
Ведущий 1
Лес – самое древнее украшение земли, небывалый источник радости для человека, потому
что в это понятие мы вкладываем озера и родники с хрустальночистой и холодной водой,
изумрудное богатство разнотравья, прозрачный, необыкновенно пьянящий своей чистотой
воздух.
Песня «Живи, родник» рассказывает о любви человека к «земле навек родной». Слушая
её, невольно обращаешь внимание на картину И. Шишкина «Родник в лесу» и видишь, что
художник, изображая этот уголок природы, также говорит о любви к Родине.
(Учащиеся слушают песню «Живи, родник», муз. В. Добрынина, сл. В. Дюкова)
Ведущий 2 Все ли помнят о том, сколько добра приносит лес людям, когда они приходят к нему в
гости. Украшая землю, лес учит видеть и ценить прекрасное, создаёт определённое
настроение, помогает мыслить, побуждать к творческой деятельности. Сын Л.Н.Толстого в
своих воспоминаниях рассказывал, что Лев Николаевич удалялся от повседневной суеты в
огромный лес, который привлекал его своей дикостью, безлюдием и богатой
растительностью. Там он любовался природой, там он мыслил.
Когда П.И.Чайковский писал «Времена года», он часто бывал в лесу, природа
подсказывала ему мотивы музыкальных сочинений. Великий композитор утверждал, что
лес есть главный источник наслаждения от природы и что нет никаких слов, чтобы
передать очарование его красотой.
(Звучит «Октябрь – Осенняя песня» из музыкального альбома «Времена года»
П.И.Чайковского)
Чтец (читает стихотворение И.Бунина)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Ведущий 1
Осень подходит незаметно, вкрадчиво, ей ещё не нравится её холодное имя, и вначале она
зовется «бабьим летом». Но кусты уже пожелтели, а на берёзах появились жёлтые пряди. И
вот уже лес становится зелёнобурым, а потом приходит классическая пора года –
«золотая осень». «Золотая осень», «В багрец и золото одетые леса», «Отговорила роща золотая»… Всё это
так и есть, и лучше не скажешь…
Чтец
В лесу еловом всё неброско,
Приглушены его тона,
И вдруг белым бела берёзка
В угрюмом ельнике одна.
Известно, смерть на людях проще.
Видал и сам я час назад,
Как начинался в дальней роще
Весёлый дружный листопад.
А здесь она роняет листья
Вдали от близких и подруг.
Как от огня в чащобе мглистой
Светло на сто шагов вокруг.
И непонятно старым елям,
Собравшимся ещё тесней:
Что с ней? Ведь вместе зеленели
Совсем недавно. Что же с ней?
И вот задумчивы, серьёзны,
Как бы потупив в землю взгляд,
Над угасающей берёзой
Они в молчании стоят.
В.Солоухин
Чтец (читает стихотворение Д.Кедрина)
Скинуло кафтан зелёный лето,
Отзвенели жаворонки всласть!
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась,
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке Русская румяная зима.
Ведущий 2
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка – зима!
О « русской молодке, белоснежной лебёдке» написаны картины И. Шишкина, К. Юона,
В. Васнецова, И. Грабаря.
Ведущий 1
Когда смотришь на картину «Иней» художника И. Шишкина, хочется прочесть стихи
Г. Скребицкого:
Кругом всё белое и синее,
Всё в тонком кружеве теней,
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней.
Иней разукрасил каждую веточку величественных деревьев, каждый кустик. От играющих
солнечных бликов его различные рисунки похожи на цветные кружева.
Ведущий 2
Игорь Грабарь ученик И. Репина и современник И. Левитана, выдающийся педагог,
академик, автор исследований по истории искусства. Несколько лет художник жил за
границей. «Вернувшись в Россию , писал Грабарь, я был несказанно потрясён красотой
русского пейзажа. Нет нигде таких чудесных берёзовых рощ, таких восхитительных вёсен,
золотых осеней, сверкающих инеев». Картины Игоря Грабаря проникнуты чувством любви
к родной природе.
Об истории создания картины «Февральская лазурь» художник писал: «В то необычное
утро природа праздновала какой– то небывалый праздник – праздник лазоревого неба,
жемчужных берёз, коралловых веток, и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял
около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей.
Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на
верхушку берёзы, снизу с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликания всех цветов
радуги, объединённые голубой эмалью неба!»
Ведущий 1
В картине «Февральская лазурь» вылилось всегда жившее в художнике восхищение
русской природой и символом её – могучим великолепием могучей берёзы. Он изобразил
её сильными, контрастными красками, стараясь применять чистые, несмешанные цвета :
белый, синий, зелёный. А небо, чтобы показать его яркость и переливчатость, художник
пишет резкими синими полосками по белому фону.
Ветви великолепных берёз устремляются вверх, словно в радостном шумном порыве
приветствуют солнечное морозное утро.
Чтец
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною ,немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован,
Не мертвец и не живой
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Ф. Тютчев
Ведущий 2
Присмирел, затих, словно уснул, зимний лес, погруженный в белое безмолвие. В эти дни он
кажется осиротевшим и печальным… И все же жизнь природы ни на мгновение не
замирает. В это время она более ярко проявляется в самых угрюмых темно – хвойных
местах. Сюда, под защиту пушистых лап елей, собираются птицы и звери… Для них у
пушистой ели, особенно нарядной среди снежной белизны, находятся приют и ласка. Недаром зимняя красавица ель считается символом Нового года и новой жизни… Зимний
лес, несмотря на свою внешнюю угрюмость, полон жизни и звуков, к которым стоит
прислушаться, чтобы полней и ближе узнать и понять нашу природу. И тогда белое
безмолвие зазвучит десятками и сотнями голосов.
( Звучит музыкальная пьеса «На тройке» из «Времен года» П.И. Чайковского)
Чтец
Танцует белка на сосне,
И лес простукивает дятел,
И празднично смеется снег
На медленном своем закате…
Еще мороз утрами жжет,
Но слышат скованные воды:
Опять задумала природа
К весне негласный переход.
И. Савельев
( Звучит романс «Весенние воды» С. Рахманинова на стихи Ф. Тютчева)
Ведущий 1
Нет ничего красивее подснежников – первых лесных цветов. О них сложены целые легенды,
сказания, их воспевают в стихах.
Снег во рву лежит гусыней,
А в чащобе сквозь валежник,
Тонконогий, нежный, синий
Подмигнул глазком подснежник.
Он, кивнув головкой,
Вдруг спросил: « А не опасно?»
И потом сказал с улыбкой:
«На земле – то как прекрасно!»
Л.. Кондырев
Ведущий 2
Самый изящный и самый ароматный из ранних весенних цветов – ландыш – в переводе с
латинского означает: «лилия долин, цветущая в мае». Этому поэтическому названию
вполне соответствует внешний вид растения: на стройном стебельке свисают кистью, как
крупный жемчуг, ослепительно белые, с необычным ароматом цветки. После опыления появляются зеленые, потом ярко красные шарики ягод.
По существующей легенде, ландыш оплакивал ушедшую весну такими горючими слезами,
что кровь выступала из его сердца и окрасила слёзы – ягоды в ярко – красные. Нежный
задумчивый цветок дорог сердцу каждого. Редко встретишь человека, который относился
бы к нему равнодушно.
Чтец
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бубонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Природой бережно спеленутый,
Завёрнутый в широкий лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И всё своё благоухание
Он отдал горькому цветку.
С.Маршак
Ведущий 1
«Зелёный друг» так пишем мы подчас и говорим про лес. И в час досуга
мы навестить всегда готовы друга:
В лес, в лес! – И он одаривает нас
всем, чем богат. Там травы до колен,
а там грибы… Не сбейся только с круга.
Но честно ль это: все забрать у друга
и ничего не дать ему взамен?! Ведущий 2
Сегодня каждый из нас должен задуматься над тем, как сохранить берёзовую рощу,
целебный запах соснового бора и душистой липы, могучий дуб, красную калину ,стройный
тополь, развесистый клён, пьянящий тонкий аромат лесного ландыша, белой акации,
цветущей сирени . Наш долг – охранять и приумножать бесценные сокровища природного
мира.
Ведущий 1
Чтоб с рассвета до заката
Звенели птичьи голоса,
Храни леса, храни леса.
Ведущий 2
Чтоб воздух был всегда целебным,
Упруги лёгких паруса,
Храни леса, храни леса.
Ведущий 1
Чтоб жизнь поэзией сверкала,
Как утром на цветах роса,
Храни леса, храни леса.
Ведущий 2
Чтоб радовала рожью зрелой
Твоих потомков полоса,
Храни леса.
Сведения об учителе
Попко Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы
высшей категории ГУО «Средняя школа №7 г. Слонима» Гродненской
области.
Домашний адрес: г. Слоним, ул. 1 Семилетки, д. 18, кв. 12, моб. тел.:
+375291501488, дом. тел.: 31395.
Паспортные данные: КН1583433, выдан Слонимским РОВД 13.03.2007,
личный номер – 4170262К010РВ3, адрес регистрации – г. Слоним, ул. 1
Семилетки, д. 18, кв. 12.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.