Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"
Оценка 4.9

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
воспитательная работа
9 кл
14.01.2017
Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"
Экологическое воспитание занимает одно из центральных мест в образовательном процессе. Цель мероприятия: показать красоту леса в разные поры года; рассказать о том, как русские писатели воспевали красоту леса в своих произведениях; воспитывать любовь и бережное отношение к лесу. В сценарии приводится тексты стихов о лесе.Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"
чудесна палитра волшебного леса.doc111111111.doc
Одной из ведущих тем в нравственном развитии учащихся является  тема «Природа и человек». «Для всего, что существует в природе…в русском  языке  есть великое множество хороших слов и названий», ­ писал К.  Паустовский. И свою задачу я вижу в том, чтобы научить детей видеть,  чувствовать, понимать, любить природу и, что не менее важно, выражать  «хорошими словами» свое отношение к ней. Я часто возвращаюсь к словам Н.  Рыленкова: «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце». А научить видеть, полюбить прекрасное в мире, научить беречь это прекрасное – трудная, но важная задача: воспитание любви к  природе – это и воспитание чувств.  «Чудесна палитра волшебного леса…» (литературная гостиная)  Цели мероприятия: 1)познакомить учащихся с произведениями художественной  литературы, музыкального и изобразительного искусства о лесе; 2)учить ребят  эмоционально – эстетическому восприятию произведений литературы, живописи и  музыкального искусства о лесе; 3)воспитывать бережное отношение к природным  богатствам родной земли. Оборудование: на классной доске и на стендах – репродукции картин И. Левитана,  И. Шишкина, А. Пластова, Б. Щербакова, В. Цвирко, В. Бялыницкого­Бирули, И. Грабаря,  К. Юона.                                       Высказывания писателей о природе 1.Любовь к природе – один из  вернейших признаков любви к своей стране (К. Паустовский) 2.Большой патриотизм начинается с малого, с любви к тому месту, где живёшь (Л.Леонов) 3.Для каждого человека  дорога та природа,  в которой он родился, рос, набирался знаний  о мире, учился радоваться его красоте (Ю. Нагибин) 4. Мы любим и бережём нашу Родину, научимся же беречь нашу природу (М. Пришвин) 5.Любовь к природе – частица любви к Родине. (М. Горький) 6.Человека не может не занимать природа: он связан с ней тысячью неразрывных нитей, он  сын её. (И.Тургенев) Ход мероприятия Ведущий 1  Велика и многообразна роль природы в жизни современного человека.  Во все  времена  люди восхищались величавой красотой леса, его не уставали воспевать поэты  и  писатели, художники и музыканты. Лес изумителен во все времена года. Весной начинают   пробуждаться травы, строят гнёзда пернатые, обзаводятся потомством зайцы, лоси и  другие жители. Летом  наливаются спелым румянцем ягоды, появляются грибы, пчёлы  спешат заполнить ульи сладким нектаром и пыльцой. Осенью лес привлекает нас  отливающей золотом красок падающей с деревьев листвой, зимой – сверкающим  на  солнце белоснежным убором ветвей, незабываемым рисунком кустистых ледяных кристаллов. Ведущий 2 Величайшие мастера русского слова оставили свои восторженные воспоминания об  эстетическом наслаждении и нравственном удовлетворении от общения с лесом. Например, А.С.Пушкин  писал: « Моё воображение живо работает, когда я брожу по лесу, и никто не  мешает мне при этом думать». А писатель М. Горький сказал: «Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта: в  этом чувстве исчезли мои огорчения, забылось неприятное». Чтец  Мне смолоду любы леса ­  Таинственный шорох  в зелёных хоромах, Косматые дебри, а в них буреломы, Где вихри кружились и рушились громы, Где вихрем хлестала гроза. Учил меня лес понимать Великие песни и думы природы, Весенних пернатых пиры, хороводы, Криниц потаенных прозрачные воды, Рожденных, чтоб край умывать. Чтец Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, Я. Колас В белёном сарафанчике, С платочками в карманчиках, С зелёными серёжками. Люблю её, нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Ведущий 1 А. Прокофьев   Читаешь это стихотворение А. Прокофьева – и видишь картину «Берёзовая роща»   И. Левитана. Послушайте, что рассказывает об этой картине народный художник  Б. Иогансон:   «Когда   я   увидел  «Берёзовую   рощу»   Левитана,   я   был   буквально   ошеломлён.   Мне показалось   это   каким   –   то   чудом.   В   этом   небольшом   полотне   как   будто сконцентрировались   все   мои   ощущения,   которые   остались   у   меня   с   детства,   когда   я собирал подберёзовики в великолепной берёзовой роще на берегу Истры. Это было так разительно   точно,   что   мне   даже   казалось,   будто   бы   я   начинаю   ощущать   аромат   трав, слушать негромкий шум листвы берёз, перебираемых ласковым летним ветром, что я вижу этот зайчик, этот солнечный свет, пронизывающий  всю листву и падающий на солнечную траву, он сейчас захватит и мою руку, и я буду ловить этот солнечный зайчик,    У меня было такое ощущение, что я сейчас вхожу в этот лес и я буду долго идти и вдыхать в себя весь этот лесной аромат, этот солнечный свет, который искрится, дрожит; прячется   и   вновь   возникает,   как   будто   играя   в   прятки,   этот   удивительный   зелёный солнечный свет, который создаёт в душе какое­то необыкновенное веселье, радость, и эти ослепительные в белом солнечном свете белые нарядные стволы берёз, скрывающиеся в зелени и снова возникающие и манящие уйти вглубь и вглубь, как можно дальше в этот лес».  Чтец (читает стихотворение И. Никитина) Шуми, шуми, зелёный лес! Знаком мне шум твой величавый, И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой. Я с детства понимать привык Твоё молчание немое  И твой таинственный язык, Как что­то близкое, родное.  Ведущий 2 Пустой   тёмной   зеленью   покрывается   весь   лес.   Сколько   цветов   расцветает   на   лесной полянке! Синие колокольчики, белые глазастые ромашки, золотисто­жёлтые одуванчики. И над всем этим, тоже будто живые цветы, порхали в воздухе разноцветные бабочки.  А набежит ветерок – и по всей поляне крепко – крепко запахнет мёдом от белых мохнатых цветов медуниц.  Чтец Белой ромашки полотна Алой расшиты гвоздикой Стелется лютик болотный Обок с травой повиликой. Всюду цветы за цветами; Зреют, колышутся травы; Бьёт мне поклоны ветвями Лес многошумно ­ кудрявый  Вот  колокольчики строем; А по зелёным по склонам Всё заросло зверобоем, Золотом зрея червонным.                                                      А.Коринфский Ведущий 1  Лес – самое древнее украшение земли, небывалый источник радости для человека, потому  что в это понятие мы вкладываем озера и родники с хрустально­чистой и холодной водой,  изумрудное богатство разнотравья, прозрачный, необыкновенно пьянящий своей чистотой  воздух.  Песня «Живи, родник» рассказывает о любви человека к «земле навек родной». Слушая  её, невольно обращаешь внимание на картину И. Шишкина «Родник в лесу» и видишь, что  художник, изображая этот уголок природы, также говорит о любви к Родине.  (Учащиеся слушают песню «Живи, родник»,  муз. В. Добрынина, сл. В. Дюкова) Ведущий 2 Все ли помнят о том, сколько добра приносит лес людям, когда они приходят к нему в  гости. Украшая землю, лес учит видеть и ценить прекрасное, создаёт определённое  настроение, помогает мыслить, побуждать к творческой деятельности. Сын Л.Н.Толстого в своих воспоминаниях рассказывал, что Лев Николаевич удалялся от повседневной суеты в  огромный лес, который привлекал его своей дикостью, безлюдием и богатой  растительностью. Там он любовался природой, там он мыслил.  Когда П.И.Чайковский писал «Времена года», он часто бывал в лесу, природа  подсказывала ему мотивы музыкальных сочинений. Великий композитор утверждал, что  лес есть главный источник наслаждения от природы и что нет никаких слов, чтобы  передать очарование его красотой.  (Звучит «Октябрь – Осенняя песня» из музыкального альбома «Времена года»  П.И.Чайковского)  Чтец (читает стихотворение И.Бунина) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют,  А между клёнами синеют То там, то здесь, в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца. И осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. Ведущий 1  Осень подходит незаметно, вкрадчиво, ей ещё не нравится её холодное имя, и вначале она  зовется «бабьим летом». Но кусты уже пожелтели, а на берёзах появились жёлтые пряди. И вот  уже лес становится зелёно­бурым, а потом приходит классическая пора года –  «золотая осень». «Золотая осень», «В багрец и золото одетые леса», «Отговорила роща золотая»… Всё это  так и есть, и лучше не скажешь…  Чтец В лесу еловом всё неброско, Приглушены его тона,  И вдруг белым ­ бела берёзка  В угрюмом ельнике одна. Известно, смерть на людях проще.  Видал и сам я час назад,  Как начинался в дальней роще Весёлый дружный листопад. А здесь она роняет листья Вдали от близких и подруг. Как от огня в чащобе мглистой Светло на сто шагов вокруг. И непонятно старым елям, Собравшимся  ещё тесней: Что с ней? Ведь вместе зеленели Совсем недавно. Что же с ней? И вот задумчивы, серьёзны, Как бы потупив в землю взгляд, Над угасающей берёзой  Они в молчании стоят.                                      В.Солоухин  Чтец (читает стихотворение Д.Кедрина) Скинуло кафтан зелёный лето, Отзвенели жаворонки всласть! Осень, в шубу жёлтую одета, По лесам с метёлкою прошлась, Чтоб вошла рачительной хозяйкой В снежные лесные терема Щеголиха в белой разлетайке ­ Русская румяная зима. Ведущий 2  Здравствуй, русская молодка,  Раскрасавица – душа,  Белоснежная лебёдка,  Здравствуй, матушка – зима! О « русской молодке, белоснежной лебёдке» написаны картины И. Шишкина, К. Юона,  В. Васнецова, И. Грабаря. Ведущий 1  Когда смотришь на картину «Иней» художника И. Шишкина, хочется прочесть стихи  Г. Скребицкого:   Кругом всё белое и синее,   Всё в тонком кружеве теней,   А лес укрыт пушистым инеем,   Уснул до первых вешних дней. Иней разукрасил каждую веточку величественных деревьев, каждый кустик. От играющих  солнечных бликов его различные рисунки похожи  на цветные кружева. Ведущий 2 Игорь Грабарь  ­ ученик И. Репина  и современник И. Левитана, выдающийся педагог,  академик, автор исследований по истории искусства. Несколько лет художник жил за  границей. «Вернувшись в Россию , ­ писал Грабарь, ­ я был несказанно потрясён красотой  русского пейзажа. Нет нигде таких чудесных берёзовых рощ, таких восхитительных вёсен,  золотых осеней, сверкающих инеев». Картины Игоря Грабаря проникнуты чувством любви  к родной природе.  Об истории создания картины «Февральская лазурь» художник писал: «В то необычное  утро природа праздновала какой– то небывалый праздник – праздник лазоревого неба,  жемчужных берёз, коралловых веток,  и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял  около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей.  Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на  верхушку берёзы,  снизу с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то  перезвоны и перекликания всех цветов  радуги, объединённые голубой эмалью неба!» Ведущий 1 В картине «Февральская лазурь» вылилось всегда жившее в художнике  восхищение  русской природой и символом её – могучим великолепием могучей берёзы. Он  изобразил  её  сильными, контрастными красками, стараясь применять чистые, несмешанные цвета :  белый, синий, зелёный. А небо, чтобы  показать его яркость и переливчатость, художник  пишет резкими синими полосками по белому фону. Ветви великолепных берёз устремляются вверх, словно в радостном шумном порыве  приветствуют солнечное морозное утро. Чтец Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит ­ И под снежной бахромою, Неподвижною ,немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он околдован,­ Не мертвец и не живой ­ Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой. Солнце зимнее ли мещет  На него свой луч косой ­ В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.                                               Ф. Тютчев Ведущий 2 Присмирел, затих, словно уснул, зимний лес, погруженный в белое безмолвие. В эти дни он  кажется осиротевшим и печальным… И все же жизнь природы ни на мгновение не  замирает. В это время она более ярко проявляется в самых угрюмых темно – хвойных  местах. Сюда, под защиту пушистых лап елей, собираются птицы и звери… Для них у  пушистой ели, особенно нарядной среди снежной белизны, находятся приют и ласка. Недаром зимняя красавица  ­ ель считается символом Нового года и новой жизни… Зимний лес, несмотря на свою внешнюю угрюмость, полон жизни и звуков, к которым стоит  прислушаться, чтобы полней и ближе узнать и понять нашу природу. И тогда белое  безмолвие зазвучит десятками и сотнями голосов. ( Звучит музыкальная пьеса «На тройке» из «Времен года» П.И. Чайковского) Чтец Танцует белка на сосне,   И лес простукивает дятел,  И празднично смеется снег  На медленном своем закате… Еще мороз утрами жжет,  Но слышат скованные воды:  Опять задумала природа  К весне негласный переход.                                             И. Савельев ( Звучит романс «Весенние воды» С. Рахманинова на стихи Ф. Тютчева) Ведущий 1 Нет ничего красивее подснежников – первых лесных цветов. О них сложены целые легенды, сказания, их воспевают в стихах.                  Снег во рву лежит гусыней,                   А в чащобе сквозь валежник,                   Тонконогий, нежный, синий                  Подмигнул глазком подснежник.                  Он, кивнув головкой,                  Вдруг спросил: « А не опасно?»                  И потом сказал с улыбкой:                  «На земле – то  как прекрасно!»                                            Л.. Кондырев Ведущий 2 Самый изящный и самый ароматный из ранних весенних цветов – ландыш – в переводе с  латинского означает: «лилия долин, цветущая в мае». Этому поэтическому названию  вполне соответствует внешний вид растения: на стройном стебельке свисают кистью, как  крупный жемчуг, ослепительно белые, с необычным ароматом цветки. После опыления появляются зеленые, потом ярко­ красные шарики ягод. По существующей легенде, ландыш оплакивал ушедшую весну такими горючими слезами,  что кровь выступала из его сердца и окрасила слёзы – ягоды в ярко – красные. Нежный  задумчивый цветок дорог сердцу каждого. Редко встретишь человека, который относился  бы к нему равнодушно. Чтец Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины  От ветра каждого дрожат. Бубонов круглые бубенчики  Ещё закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики  У колокольчиков весны. Природой  бережно спеленутый, Завёрнутый в широкий лист, Растёт цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И всё своё благоухание Он отдал горькому цветку.                                            С.Маршак Ведущий 1 «Зелёный друг» ­ так пишем мы подчас и говорим про лес. И в час досуга  мы навестить всегда готовы друга: ­ В лес, в лес! – И он одаривает нас всем, чем богат. Там травы до колен, а там грибы… Не сбейся только с круга. Но честно ль это: все забрать у друга и ничего не дать ему взамен?! Ведущий 2  Сегодня каждый из нас должен задуматься  над тем, как сохранить берёзовую рощу,  целебный запах соснового бора и душистой липы, могучий дуб, красную калину ,стройный  тополь, развесистый клён,  пьянящий тонкий аромат лесного ландыша, белой акации,  цветущей сирени . Наш долг – охранять и приумножать бесценные сокровища природного  мира. Ведущий 1 Чтоб с рассвета до заката Звенели птичьи голоса, Храни леса, храни леса. Ведущий 2 Чтоб воздух был всегда целебным, Упруги лёгких паруса, Храни леса, храни леса. Ведущий 1 Чтоб жизнь поэзией сверкала, Как утром на цветах роса, Храни леса, храни леса. Ведущий 2  Чтоб радовала рожью зрелой Твоих потомков  полоса, Храни леса. Сведения об учителе Попко   Галина   Анатольевна,   учитель   русского   языка   и   литературы высшей   категории   ГУО   «Средняя   школа   №7   г.   Слонима»   Гродненской области. Домашний адрес: г. Слоним, ул. 1 Семилетки, д. 18, кв. 12, моб. тел.: +375291501488, дом. тел.: 3­13­95. Паспортные данные: КН1583433, выдан Слонимским РОВД 13.03.2007, личный   номер   –   4170262К010РВ3,   адрес   регистрации   –   г.   Слоним,   ул.   1 Семилетки, д. 18, кв. 12.

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"

Музыкально-литературная композиция "Чудесна палитра волшебного леса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017