Музыкальное образование и тенденции его развития.
С древнейших времён и до наших дней музыкальное образование играет большую роль в духовном развитии человека. По тому, как развивалось музыкальное творчество, можно проследить изменения в общественно-политической и культурной жизни населения, проанализировать исторические события, так как в текстах песен и мелодиях отражаются темы, актуальные в определённый период, а также вопросы любви, дружбы, тема Родины, великих личностей и т. д.
В Республике Казахстан прогрессивное развитие и модернизация образования стали возможными благодаря пониманию руководством страны необходимости и важности развития человеческого капитала. Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.
Музыкальное образование в Казахстане имеет богатые и глубокие традиции, но на сегодняшний день нуждается в выработке концепции современного развития на основе синтеза сложившейся национальной образовательной системы и признанного опыта мировых музыкальных учреждений». Проблема духовно-нравственного и музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения в нашей стране всегда волновала общественность. Например, развитие культурного строительства в 20-х годах XX века, настойчиво требовало введения системы музыкального образования. Первостепенной задачей тогда стояла организация учебных заведений, где готовились бы национальные кадры музыкантов и научных работников в области музыкального искусства. В тридцатые годы в музыкальной культуре казахского народа появляются, а затем развиваются оперные, оркестровые, хоровые, песенные и инструментальные жанры. Успешно работали в развитии этих жанров такие казахстанские композиторы, как А.К. Жубанов, Л. Хамиди, М. Тулебаев, Н.А. Тлендиев, К. Кужамьяров, Е. Брусиловский, В.Великанов, Е. Рахмадиев, К. Мусин, М. Койшибаев, С. Мухамеджанов, Г. Жубанова и многие другие.
Прогрессивным фактором развития высшего музыкального образования в республике стало открытие в 1944-м году Алма-Атинской государственной консерватории, первого высшего музыкального учебного заведения.
Социально – экономические условия в жизни общества, зарождение новых форм производства и потребления музыки, изменение акцентов в понимании функций музыкального искусства (от воспитательно-идеологической к креативной), расширение массовой молодежной культуры и другие реалии современного общества поставили академических музыкантов перед выбором приоритетных задач.
Сейчас особо необходимо, чтобы их приоритетом стали пропаганда духовного и культурного просвещения, оказание помощи социальным институтам, семье и всей заинтересованной части населения в воспитании подрастающего поколения средствами искусства. Помимо данной переориентации академических музыкантов, необходимо не забывать, что успешное развитие музыкального образования в целом, и высшего в частности, неразрывно связано с ростом всех очагов музыкальной культуры, одним из которых является Казахская Национальная консерватория имени Курмангазы. В последние годы консерватория целенаправленно продвигает идею о приоритетности художественного образования как важнейшего фактора прогресса в общественном развитии, успешно создавали условия для формирования личностно- профессиональной позиции каждого педагога.
Уникальное учебное заведение, открытое по инициативе и при поддержке Президента РК Н.А. Назарбаева 31 марта 1998 года в г.Астане – Казахская национальная академия музыки (сегодня Казахский национальный университет искусств). КазНУИ учитывает комплексную систему со сквозным непрерывным обучением, в стенах которого воспитывают и обучают новое поколение высокопрофессиональных специалистов в области музыкального искусства. Признанные во всем мире лучшие традиции отечественного образования и воспитания молодежи интегрируются с современными достижениями мирового образовательного процесса. Огромное внимание Университетом искусств уделяется одаренным детям из всех областей и регионов Казахстана, создаются необходимые условия для всестороннего образования и воспитания нового поколения мастеров искусств. Университет стал перспективным культурно-просветительским центром пропаганды мирового искусства и казахской музыки. Все это свидетельствует о том, что есть определенные наработки в области совершенствования среднего и высшего музыкального образования, подготовке высококвалифицированных музыкальных кадров, которые действительно будут способствовать повышению духовно - нравственной культуры учащихся массовых школ, в которых остро стоят проблемы бездуховности, утраты смыслов и ценностей жизни, поиска «негативных увлечений».
Непосредственно в самом музыкальном образовании ещё в ушедшем ХХ веке наметился ряд достаточно острых проблем. Многие из них сохраняют свою актуальность - не случайно их решение до сих пор оказывается крайне затруднённым. Среди этих проблем необходимо отметить:
1) резкую дифференциацию различных специальностей и как следствие -появление труднопреодолимых границ между ними. Так, даже основные термины и понятия современной теории музыки, оказываются для многих исполнителей непонятны. Одновременно далеко не для всех композиторов и теоретиков ясна специфика исполнительской практики, отсюда - барьеры во взаимопонимании. В более широком плане возникает другая проблема - изучение теоретических и исторических предметов на исполнительских факультетах. Представление о том, что исполнителям эти предметы вовсе не нужны, неизбежно приводит к девальвации самого качества образования;
2) субъективизм оценок и как следствие оценка исполнительского или композиторского мастерства также часто обретает субъективный характер. Как правило, оказываются невозможными конкретные и чёткие критерии, позволяющие формулировать объективную оценку, например, в ситуациях приёмных экзаменов, а также любой аттестации. Вообще проблема диагностики музыкальных способностей, реально заложенного творческого потенциала, уровня развития на данном этапе обучения и дальнейших его перспектив остаётся едва ли не самой сложной и трудноразрешимой;
3) разрыв между учебной практикой (исполнительской, у музыковедов - аналитической) и современной художественной ситуацией в музыкальном искусстве. Так, основу репертуара многих исполнителей до сих пор составляет музыка XVIII-XIX веков.
4) значительные сложности в использовании новых технических средств обучения. Средства мультимедиа, ЭВМ уже довольно продолжительное время активно внедряются в учебный процесс. Но если в технических вузах их использование стало нормой, то в музыкальных учебных заведениях они нередко полностью игнорируются.
В результате острой оказывается необходимость объективной оценки сложившейся ситуации. Само обновление образования на сегодняшний день сопровождается резкой ломкой традиций, накопленного опыта.
Очевидны и отрицательные стороны в этой ситуации. Так, повышение роли технических средств в образовании неизбежно, особенно в контексте современной историко-культурной ситуации. Неслыханное по масштабу расширение информационной базы, средств коммуникации требует соответствующей реакции и в образовательной сфере.
Между тем эта реакция требует и значительной осторожности. Так, использование Интернета может резко снизить качественный уровень образования (если иметь в виду многочисленные ошибки на информационных сайтах, возможность лёгкого и бесконтрольного использования готовых заданий - рефератов, курсовых работ и т. д.). Очевидно, что требуются новые методы работы с этими источниками, позволяющие критически отбирать и оценивать информацию, облегчать поиск нужных источников среди необозримого моря существующих и т. д. К тому же эти новые средства информации могут лишь дополнить, но не заменить традиционные.
Следует помнить и о том, что музыкальное образование имеет узконаправленный характер: если выпускник технического вуза может работать в достаточно широкой области, то инструменталист будет иметь крайне ограниченный выбор профессиональной самореализации. Таким образом, все вышеуказанные проблемы продиктованы самой жизненной реальностью, объективными социально - историческими предпосылками.
Очевидно, что эти проблемы требуют комплексного решения, которое предполагает необычайно высокую меру ответственности, значение которой сложно переоценить.
Во-первых, наиболее сложной оказывается проблема соотношения традиции и обновления образования. Сохранение традиций, сложившихся в той или иной исполнительской школе, педагогического опыта, накапливавшегося в течение многих десятилетий, - одна из важнейших задач современного образования. Её значение усиливается благодаря тому, что в культуре последних десятилетий активно происходило и продолжает происходить разрушение привычных систем ценностей, этических ориентиров.
В то же время музыкальное образование не может оставаться лишь в строго определённых и неизменных рамках. Консервативная тенденция должна быть уравновешена обновлением традиций. Учёт опыта западноевропейского образования, расширение информационно-методической базы предполагают смену как самих образовательных стандартов, так и сложившихся стереотипов мышления.
Развитие музыкального искусства ХХ-ХХ1 веков связано с необычайным расширением системы художественных средств. Оно охватывает самые разные параметры музыкального языка. В значительной степени оно коснулось и самой звуковой материи музыки. Радикально меняется отношение к самой сущности музыкального звука. Композиторы активно используют новые технические возможности, связанные с применением компьютерных технологий, позволяющих свободно и в то же время гибко трансформировать разные «координаты» звукового пространства.
Перед музыкантами сегодня стоит сложнейшая задача – пойти нетрадиционным путем, сохранить и развить естественное стремление ребенка к самовыражению в различных видах художественно – творческой деятельности, преодолеть инерцию излишней интенсификации учебного процесса, приводящей нередко к потере интереса, «отсеву» учащихся.
В психологии и педагогике изучались специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности (Н.А.Ветлугина, З.Н.Грачева, Р.Г.Казакова, Л.В.Компанцева, Т.С.Комарова, А.А.Мелик-Пашаев, Л.А.Парамонова, Н.П.Сакулина, К.В.Тарасова, Б.М.Теплов, Г.В.Урадовских, Е.А.Флёрина и др.), отмечалось, что художественная деятельность в силу своей эмоциональности, образной насыщенности воздействует особенно эффективно на развитие личности. Н.А.Ветлугина выделяет художественную деятельность как «частное» подразделение в иерархии основных видов детской деятельности (игровой, трудовой, учебной).
Современная методика обучения и развитие музыкальных способностей основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале.
Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней, чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое (Л.А.Венгер).
Основная задача и цель эстетического воспитания (по Л. Выготскому) – приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества: подвести вплотную к монументальному искусству и через него включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которую проделывало человечество в течение тысячелетий, сублимируя в искусстве свою психику.
Музыкальное воспитание детей – именно то своеобразное явление, которое характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка. Сегодня речь не может идти о массовом музыкальном воспитании детей. Нельзя также не учитывать и того, что перегрузка детей в общеобразовательной школе стала актуальной проблемой российской педагогики.
В связи с этим необходимо аргументированное обоснование совершенно особой миссии музыкальных школ и школ искусств, которые должны иметь возможность удовлетворять новые требования, предъявляемые государством, обществом, родителями.
Не смотря на потребности модернизации музыкального образования задачи музыкальных школ остаются неизменными:
1. Формирование музыкальной культуры, представляющей положительный социально - художественный опыт. Воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса на лучших образцах советского, классического русского и зарубежного искусства.
2. Развитие у учащихся музыкальных способностей, певческого голоса, приобретение ими знаний и умений в области музыкальной (в том числе нотной) грамоты.
3. Подготавливать наиболее одаренных детей для поступления в соответствующие специальные учебные заведения.
Литература:
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011 – 2020 годы. - Астана, 2010.
2. Проект государственного эксперимента «Развитие музыкального образования РК» на 2007-2011, Астана 2006.
3. Музыкальное образование в современном мире: диалог времён [Текст] : сб. ст. по материалам V Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 27-28 ноября 2012 г.). Ч. I. -СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 287 с.
4. www.google.kz
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.