Музыкальное соревнование как проверка знаний
Оценка 5

Музыкальное соревнование как проверка знаний

Оценка 5
docx
25.10.2024
Музыкальное соревнование как проверка знаний
Музыкальное соревнование как проверка знаний.docx

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ДОНЕЦКА

ШКОЛА ИСКУССТВ №7 Г. ДОНЕЦКА

 

 

 

     

 

     

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ КАК ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

 

 

 

 

                                                                         Зачетная методическая работа

                                 преподавателя музыкально-теоретических дисциплин

                                                                          Блиновой Д.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.01.2021, г. Донецк

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Игровые формы работы на уроках сольфеджио и музыкальной литературы.

2.Музыкальное соревнование как способ проверки знаний учащихся. 

3.Выводы.

4.Список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Игровые формы работы на уроках сольфеджио.

 

Сольфеджио – основополагающая дисциплина в курсе базового музыкального образования. Этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, метроритма и музыкальной памяти.  К сожалению, об этой дисциплине сложился стереотип «трудного и скучного» урока. Для многих занятия сольфеджио вызывают поток отрицательных эмоций, создают психологические барьеры. 

Главная задача, стоящая перед педагогом – пробудить у детей интерес и любовь к этому предмету, дать понять ученику, что сольфеджио может быть очень увлекательным занятием.

Не для кого ни секрет, что средством познания мира для детей является игра. И создание игровых ситуаций на уроке для детей является естественной атмосферой. Опора в обучении на игру выводит ребенка из-под дидактического «пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным.  Благодаря игровым формам работы ученик получает возможность пережить в действии новые понятия, а не заучивать их в виде готовых формулировок. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, запоминают новый и иногда сложный материал. Здесь главная задача педагога заключается в том, чтобы направить игру в нужное для учебы русло.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развить внимание, память, мышление, воображение. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Почти каждая игра может быть проведена в упрощённом или усложнённом варианте. Поэтому, организуя игры с детьми надо внимательно присмотреться к ним, оценить их индивидуальные особенности. Если ребята быстро и легко справляются с заданиями, можно предлагать им более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники. Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий. Каждая игра – это общение ребёнка со взрослыми, с другими детьми: это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка. Разнообразные игры, объединённые одной учебной тематикой, позволяют создать условия для разработки принципа «Старое в новом» и тем самым помогают избежать скучной повторяемости, имеющей место в специфике предмета.

Дидактические игры, как зафиксированные способы тренировок помогают сделать урок более насыщенным, ускоряют темп, вносят разнообразие. Чем многообразнее приёмы, тем шире кругозор детей в данной области, тем свободнее смогут они пользоваться впоследствии полученными знаниями и навыками.

Примеры некоторых игр:

Игра «Копилка музыкальных терминов». Каждый участник получает листы с ответами. Далее, любой из учеников достает из копилки карточки с ответами. Кто быстрее ответит на вопрос и найдет у себя на листочке ответ, тот получает фишку. Победит тот, кто соберёт наибольшее количество фишек.

«Повторялки-проверялки».  На карточках нарисованы различные музыкальные знаки: знаки альтерации, длительности, фермата, реприза, динамические оттенки, темповые обозначения и т.д. Сначала педагог просто показывает карточки дети, разделённые на команды, отвечают. Потом перемешанные карточки отдаю детям с просьбой разложить их на родственные компании. После того как дети разложат карточки, каждый выбирает свою компанию и объясняет, что это, называя при этом общее обозначение «Собери свою гамму». На карточках написаны несколько гамм, Т-S-Д трезвучия, карточки разрезаны на части. Задание: собрать свою гамму.

Кроссворды также могут быть использованы при работе с детьми на уроках сольфеджио. Они позволяют расширить интеллект учащихся, прочно усвоить и закрепить пройденный материал. В качестве домашнего задания можно предложить детям самим составить кроссворды по пройденным темам. 

 

2.Музыкальные соревнования как способ проверки знаний учащихся

Основные виды контроля, которые применяются ни итоговых уроках – тестовый контроль, музыкальные викторины. Игра «Командная викторина» позволяет решить ряд важных педагогических задач: развитие музыкальных знаний у детей, их музыкальной подготовки и сообразительности; пробуждение интереса к музыкальному искусству и расширение кругозора; формирование умения работать в команде, сопереживания, толерантности.

Для успешного проведения игры необходимы: магнитофон, аудиозаписи; портреты композиторов; плакаты с заданиями; протокол результатов; разноцветные листья для украшения зала; маркеры, мелки; музыкальные инструменты; грамоты для награждения. 

Командам поочередно будут даваться однотипные задания из области музыкального искусства. За правильный ответ – 1 балл, за неполный или частично верный ответ – 0,5 балла, за неправильный – 0 балов.

Если команда не ответила на вопрос или ответила неправильно, то этот вопрос передаётся другой команде, при этом очередность ответов не нарушается. Если никто из игроков не ответит на вопрос, болельщики смогут ответить за свою команду. Выигрывает тот, кто набирает большее количество баллов. Викторина проводится в четыре тура.

 «Кто вперед?» Игра для развития навыков построения интервалов и аккордов. Задание: Построить интервальную цепочку от данного звука. Группа делится на 2 команды. Каждый участник команды записывает на доске свой интервал. Команда, которая первая справляется с заданием, выигрывает. Командную игру можно использовать также в построении аккордовых последовательностей в тональности.

«Музыкальное лото» Задание: Сочинение мелодии по карточкам. Потребуется 9 карточек – первая со скрипичным ключом и ключевыми знаками, восемь других на выбор ученика. Ученик находит первую карточку, на которой изображен скрипичный ключ, ключевые знаки и размер, определяет тональность. За ней выбирает последнюю карточку, на которой будет заключительная тоника. Ученики узнают несложные правила строения простых песенных мелодий, приближенных к классическим. Два предложения по четыре такта. Желательно, чтобы в первом такте мелодия строилась по звукам тонического трезвучия, в четвертом такте была длительная доминанта, чтобы почувствовать цезуру между предложениями. Строение второго предложения может быть различным, главное, чтобы сочинение завершалось тоникой. Анализируя строение классического периода, дети узнают, что первое и второе предложение могут повторяться. Через несколько уроков дети осваивают алгоритм сочинения мелодий по карточкам и участвуют в конкурсе юных композиторов. Они сами выбирают лучшую мелодию. Ученики, играя в « композиторов» запоминают и, главное, начинают понимать, что такое серединная и заключительная каденция, период повторного или не повторного строения, местоположение кульминации, логика функционального развития мелодии. Полезно с учащимися разучивать песенки, которые посвящены различным понятиям из курса сольфеджио.

3.Выводы.

У большинства детей младшего возраста мотивационная готовность к учебно-познавательной деятельности еще не сформировалась, поэтому начальные музыкальные знания лучше излагать в игровой форме с активным участием каждого ребенка. Младшие школьники не могут долго задерживаться на одном задании, они быстро устают. Игровая деятельность требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Игра создает соревновательную атмосферу, в которой весь учебный материал усваивается быстрее и активнее. Именно в игре ребенок живет наиболее яркой, интенсивной творческой жизнью. Но игра на уроках сольфеджио не является самоцелью. Если на уроке по специальности весь новый материал подтверждается сразу игрой преподавателя или ученика на инструменте, то предмет сольфеджио имеет свои особенности. Важно заинтересовать ребенка с первых уроков, дать новый материал в общении, в форме игры, теста, загадки, «хитрого» вопроса. Важно постоянно помнить о специфике музыкально – игровой деятельности младших школьников, которая заключается в том, что она должна подчиняться единой учебной задаче – теме.

Практика показывает, что игровые методы работы на уроках сольфеджио способствуют активному усвоению предметного материала, развитию воображения и фантазии учащегося, творческому вхождению в музыкальное пространство, воспитанию открытой и свободной личности, способной к познанию, переживанию, активному действию. Трудность использования игровых методов заключается в том, что играть нужно не только весело, увлекательно, но и «целесообразно», учитывая время урока, специфику предмета, возрастные аспекты детского воспитания.

 

4.Список использованных источников.

 

1.Зебряк Т. А. Играем на уроках сольфеджио. М., 1986

2.Землянухина Л. И. Игровые методы обучения на уроках сольфеджио. М.,2010

3.Камозина О.П. Неправильное сольфеджио. Ростов на Дону, 2010.

4.Кругликов  В. А. Игровое обучение. М.,1996

        

 


 

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ

СОДЕРЖАНИЕ 1. Игровые формы работы на уроках сольфеджио и музыкальной литературы

СОДЕРЖАНИЕ 1. Игровые формы работы на уроках сольфеджио и музыкальной литературы

Игровые формы работы на уроках сольфеджио

Игровые формы работы на уроках сольфеджио

Почти каждая игра может быть проведена в упрощённом или усложнённом варианте

Почти каждая игра может быть проведена в упрощённом или усложнённом варианте

Повторялки-проверялки». На карточках нарисованы различные музыкальные знаки: знаки альтерации, длительности, фермата, реприза, динамические оттенки, темповые обозначения и т

Повторялки-проверялки». На карточках нарисованы различные музыкальные знаки: знаки альтерации, длительности, фермата, реприза, динамические оттенки, темповые обозначения и т

Командам поочередно будут даваться однотипные задания из области музыкального искусства

Командам поочередно будут даваться однотипные задания из области музыкального искусства

Полезно с учащимися разучивать песенки, которые посвящены различным понятиям из курса сольфеджио

Полезно с учащимися разучивать песенки, которые посвящены различным понятиям из курса сольфеджио

Список использованных источников

Список использованных источников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2024