Музыкальное занятие для подготовительной группы средства музыкальной выразительности.
Музыка
— лукавая работа,
Чтобы людям сердце взволновать.
Мало пьесу выучить по нотам,
Надо научиться колдовать.
Надо понимать язык снежинок,
Записать, о чем поет капель.
Или вдруг на крыльях журавлиных
Полететь за тридевять земель.
Надо превращаться в медвежонка,
На сосну карабкаться, ворча,
Или трепетать травинкой тонкой
У лесного чистого ручья.
Тот, кто это знает и умеет,
Тот приносит счастье в каждый дом,
Постарайся сделаться скорее
Добрым музыкантом-колдуном!
Для всестороннего развития особенно важно
формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности,
чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой
интеллектуально и физически.
Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует
нравственному становлению человека, формированию его как личности.
Искусство очень широко охватывает самые различные стороны человека – не только
воображение и чувства, но и мысль, и волю. Отсюда его огромное значение в
развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и
формировании мировоззрения.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а,
прежде всего, воспитание человека» - эти знаменитые слова замечательного
педагога В. А. Сухомлинского сегодня как никогда актуальны.
Музыка, в среде искусств, занимает особое место, благодаря ее
непосредственному комплексному воздействию на человека.
Каковы воспитательные возможности музыки в становлении личностных
качеств ребенка? «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством
привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело,
так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский.
Прежде всего – музыка формирует эмоциональную сферу
ребенка, оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека:
она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит
разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в
мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное
воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны. Музыка
эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию.
Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных
способностей. Она связана с воспитанием таких качеств личности, как доброта,
умение сочувствовать другому человеку. Он получает представления о чувствах
человека, выраженных в музыке и существующих в реальной жизни. Вызывая
эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, мы формируем у них
представления о нравственности, добре и зле. «Музыка передает настроения,
чувства, характер человека».
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на
общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление,
воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции,
интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить
ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения
музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет
сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для
последующего развития человека, его общего духовного становления» (Радынова
О.П.).
Музыкальная культура – важная составляющая часть общей культуры.
Понятие «музыкальная культура дошкольника» можно рассматривать как
интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического,
целенаправленного воспитания и обучения на основе накопления опыта восприятия
музыки разных эпох и стилей, доступной детям по эмоционально-образному
содержанию и продолжительности звучания. Этот опыт развивает:
· эмоциональную отзывчивость,
· музыкально-образное мышление и воображение,
· музыкальные способности в различных видах творческой деятельности,
· способствует проявлению положительного эмоционально-оценочного отношения к музыкальному искусству на основе становления компонентов эстетического сознания (эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений о красоте).
В качестве важнейшего условия гармонического развития личности JI.C. Выготский назвал единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка. Музыкальное воспитание — уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.
Давайте рассмотрим, с помощью чего музыка заставляет нас лучше её понять. Это поможет и вам лучше понять, а затем объяснить детям, о чем говорит то или иное музыкальное произведение.
СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Эти средства можно использовать при анализе музыкального произведения, части, отдельного образа.
• мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);
• ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);
• пауза – остановки в музыке (долгая, короткая);
• акцент - сильная доля (лёгкий, сильный);
• гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);
• интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);
• лад (мажорный, минорный, переменный);
• темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);
• динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);
• регистр (высокий, средний, низкий);
• тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.