Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников
Оценка 4.7

Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников

Оценка 4.7
Научные работы
docx
воспитательная работа
Взрослым
18.04.2017
Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников
Музыкально‐ритмическая деятельность является наиболее естественной и доступной для развития общения ребенка, так как обладает высокой экспрессивностью и эмоциональностью и не требует от него специальной и сложной подготовки. Кроме того, сочетание различных видов музыкально‐ритмической деятельности и соблюдение ряда педагогических условий способствует развитию разных сторон общения, позволяет эффективно развивать как вербальную коммуникацию, так и невербальное общение в интересных и доступных формах.
Статья1.docx
Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников Подготовили: Давыдова Елизавета Алексеевна Студентка 4 курса Факультет начальных классов МичГАУ Социально­педагогический Смагина Наталья Николаевна кандидат педагогических наук МичГАУ Социально­педагогический г.Мичуринск 2017 г. На сегодняшний день актуальным вопросом  считается межличностное общение дошкольников. В современном мире дети стали меньше общаться, большую   часть   времени   они   проводят   в   виртуальном   мире.   Всеобщая компьютеризация,   что   технический   прогресс   привели   к   тому, непосредственное   общение   между   людьми   постепенно   заменяется опосредованным. В   качестве   уникального   источника   развития   сферы   общения   до‐ школьников   можно   рассматривать   музыкальное   искусство,   которое характеризуется своей доступностью  и силой эмоционального воздействия. Доступность в том  что именно в музыкальной деятельности ребенок способен рано   себя   реализовывать.   Ему   не   нужно   для   этого   иметь   набор   сложных умений и навыков. А сила эмоционального воздействия заключается в том, что   музыка   –   единственное   искусство,   которое   человек   начинает воспринимать еще до своего рождения. Музыка – это язык, который понятен людям разных возрастов и любых национальностей. Согласно   концепции   деятельности,   выдвинутой   А.А.   Леонтьевым,   система общение   –   это   «коммуникативная   деятельность»,   т.е. последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение определенной задачи. Общение является самостоятельным видом человеческой деятельности, а   кроме   того,   может   сопровождать   другие   виды   деятельности   [3,   с.   124]. Таким   образом,   музыкальная   деятельность   может   являться   и   условием,   и одновременно составной частью коммуникативной деятельности. Важное исследование о влиянии музыкальной деятельности на развитие общения дошкольников принадлежит израильским ученым. Исследователи   выделили   пять   элементов,   которые   проявляются   и   в музыкальной, и в коммуникативной деятельностях: • Самосознание и выражение эмоций (в музыке или в общении). Данная категория заключается в самопознании, определении своего места в группе, становлении   позитивного   самоощущения   и   самооценки.   Если   в коммуникативной   деятельности   этот   результат   достигается   при   помощи специальных   техник   релаксации,   то   в   музыкальной   можно   использовать специальные   вокальные   и   дыхательные   упражнения,   направленные   на расслабление и адаптацию дыхания к ритму музыки.  • Слушание. В музыкальной деятельности эта категория реализуется, когда ребенок, внимательно слушая музыку, может определить ее структуру (части,   повторы),   стиль   музыкального   произведения,   свойства   звучания (громко,   тихо,   быстро   или   медленно   и   т.д.),   а   также   выражать   свойства музыки   в   движении,   танцах,   пантомиме,   в   рисунках   и   графических изображениях.   В   коммуникативной   деятельности   это   реализуется   при слушании другого человека (внимательность, интерес, сопереживание, отклик, рефлексия). •   Подражание,   повторение   (музыкальных   фраз,   стихов,   текстов).   В музыкальной деятельности такой вид активности реализуется при повторении мелодических   и   ритмических   рисунков   при   пении   и   игре   на   музыкальных инструментах,   при   повторении   танцевальных   движений   под   музыку,   а   в межличностном   общении   –   при   точном   повторении   стихов,   текстов   и действий партнера по общению. • Диалог (музыкальный или вербальный). В музыкальной деятельности взаимодействие партнеров проявляется в игре на музыкальных инструментах, пении   или   танцах   (игры   «Вопрос–ответ»,   «Дополнить   музыкальную   фразу партнера!»). В общении данная категория проявляется в умении выслушивать точку зрения другого человека и выражать свое отношение к ней. • Сотрудничество (в музыкальном творчестве или в игре). Проявляется в спонтанной музыкальной деятельности совместно с другими детьми (танцы под   музыку,   совместное   пение   или   игра   на   музыкальных   инструментах). Сотрудничество в общении происходит в совместной игровой деятельности, рисовании, конструировании. В   ходе   исследования   музыкально‐ритмической   деятельности   как средство   развития   межличностного   общения   старших   дошкольников   дети, которые   получали   свободный   доступ   к   музыкальным   инструментам, магнитофону и музыкальным записям, активно включаясь в различные виды музыкальной   деятельности,   показали   лучшие   результаты   в   развитии межличностного общения, чем дети не имевшие таких возможностей. Общение дошкольников со сверстниками происходит в различных видах музыкальной   деятельности.   Однако   только   в   музыкально‐ритмической деятельности   реализуется   потребность   в   двигательной   активности.   Это особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как именно на этот возраст, по мнению большинства физиологов, приходится пик двигательной активности ребенка. Еще древние использовали союз мелодии, стихов и танцев. Немецкий музыкант и педагог К.Орфбыл убежден, что музыка для детей неразрывно связана с речью и движением[4, с. 12]. Отечественные педагоги и музыканты отмечали положительное влияние музыкально‐ритмической   деятельности   на   развитие   общения   ребенка.   Так, А.И. Буренина утверждает, что такая деятельность способствует развитию   позитивного разных   сторон   общения: самоощущения[2, с. 25]. О.Б. Бубнова приходит к выводу, что музыкально‐   динамической,   эмпатии, ритмическая   деятельность   помогает   наиболее   эффективному   развитию именно невербальной коммуникации детей [1, с. 65]. Говоря   о   полноценном   развитии   личности,   подразумевается интеллектуальное,   духовное   и   физическое   развитие.   Система   музыкально- ритмического воспитания, основанная  на принципе единства музыки, речи и движения, позволяет это осуществить. Музыка отвечает за эмоциональную составляющую и способствует духовному развитию, речь является носителем смыслов, движение – необходимое условие для физического развития. Для развития коммуникативной деятельности в процессе музыкально‐ ритмического воспитания можно выделить ряд необходимых педагогических   которые   целесообразно   объединить   в   две   группы   – условий, общепедагогические, необходимые для развития общения и межличностного взаимодействия во всех видах деятельности, и музыкально‐педагогические, обусловленные спецификой музыкального искусства. К общепедагогическим условиям относятся: 1.   Ориентация   на   психофизиологические,   личностные,   возрастные особенности ребенка. 2.   Социальное   и   семейное   окружение.   Для   дошкольника   семейное окружение   является   особенно   значимым   условием   коммуникативного развития, так как первый опыт общения и взаимодействия с другими людьми ребенок получает именно в семье. 3.   Целенаправленная   педагогическая   деятельность   по   развитию общения. Опираясь на принцип единства музыки, речи и движения, существует возможность развивать как вербальное, так и невербальное общение детей в доступных   и   интересных   формах.   Исходя   из   этого,   к   чисто   музыкальным условиям можно отнести: 1.   Подбор   музыкального   материала   занятий   по   принципу   единства музыки, речи и движения. Богатый опыт народной педагогики, накопленный веками, содержит в себе немало игр, хороводов, танцев, в которых сочетается пение   и   движение   под   музыку.   Для   развития   сферы   общения   необходимо опираться именно на такие образцы музыкального искусства. 2.  Постоянное   обогащение   слушательского   опыта   ребенка.   Слушание музыки   предваряет   различные   виды   музыкально‐исполнительской   и творческой деятельности, в которых происходит общение между детьми. 3. Развитие элементарных танцевальных навыков. Навык – это действие, доведенное до автоматизма. Посредством таких навыков ребенок способен осуществлять различные виды музыкальной деятельности, общаясь с другими людьми.   Развивая   музыкально‐ритмические   навыки,   мы   расширяем возможности   общения   детей   в   совместной   танцевально‐исполнительской деятельности, формируем культуру общения. 4.   Творческая   направленность   музыкальных   занятий.   Постоянное включение в музыкальную деятельность импровизационно‐игровых моментов и   системы   творческих   заданий.   Это   позволяет   создать   на   музыкальных занятиях   атмосферу   доверия   и   ситуацию   успеха,   что,   в   свою   очередь, помогает   ребенку   раскрепоститься,   осознать   свою   индивидуальность, значимость в детском коллективе, получать положительные эмоции.  Таким   образом   можно   сделать   вывод   о   том   ,что     музыкально‐ ритмическая деятельность является наиболее естественной и доступной для развития   общения   ребенка,  так   как   обладает   высокой   экспрессивностью   и эмоциональностью и не требует от него специальной и сложной подготовки.   сочетание   различных   видов   музыкально‐ритмической Кроме   того, деятельности   и   соблюдение   ряда   педагогических   условий   способствует развитию   разных   сторон   общения,   позволяет   эффективно   развивать   как вербальную   коммуникацию,   так   и   невербальное   общение   в   интересных   и доступных формах. Список использованной литературы: 1.   Бубнова   О.Б.   Коммуникативные   танцы   как   средство   развития навыков невербального общения младших школьников: Дисс. … канд. пед. наук. Екатеринбург, ГОУ ВПО УГПУ, 2009. 2.   Буренина   А.И.   Коммуникативные   танцы‐игры   для   детей.   СПб: Музыкальная палитра, 2004. 3. Леонтьев А.А. Психология общения.М.: Академия, 2005. 4.   Тютюнникова   Т.   Что   такое   «Шульверк»   К.   Орфа   //   Дошкольное воспитание. 1998. № 4. 5.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт дошкольного образования // Российская газета.

Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников

Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников

Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников

Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников

Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников

Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников

Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников

Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников

Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников

Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников

Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников

Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников

Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников

Музыкально‐ритмическая деятельность как средство развития межличностного общения старших дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2017