Музыкальные инструменты и игрушки: Музыкальная шкатулка
Оценка 4.6

Музыкальные инструменты и игрушки: Музыкальная шкатулка

Оценка 4.6
docx
24.04.2020
Музыкальные инструменты и игрушки: Музыкальная шкатулка
1.docx

Уроки музыки

Музыкальные инструменты и игрушки: Музыкальная шкатулка

Музыкальные инструменты и игрушки: Музыкальная шкатулка

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей слышать изобразительность музыки, различать средства выразительности, создающие образ (регистр, характер звуковедения, динамику).

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы когда-нибудь видели музыкальную шкатулку? (Показывает игрушку.) Если открыть крышку этой шкатулочки, мы услышим мелодию (открывает шкатулку).

Какая маленькая куколка танцует под эту музыку! Сейчас я сыграю вам пьесу для фортепиано, которая называется «Музыкальная шкатулочка». Ее написал композитор С. Майкапар. Какая легкая, танцевальная, волшебная музыка, послушайте! (Исполняет пьесу.)

Мелодия звучит высоко, тихо, воздушно, игриво. Она все время повторяется и напоминает звуки механической игрушки. Начинается пьеса легко, изящно, мелодия волшебно позвякивает, позванивает, словно светящаяся на солнышке капель. (Исполняет фрагмент.) К концу пьесы в аккомпанементе появляются более быстрые плавные звуки, будто слышатся какие-то шумы в механизме игрушки. (Исполняет фрагмент, затем всю пьесу целиком.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями, различать оттенки настроений.

Ход занятия:

Педагог исполняет пьесу С. Майкапара, дети вспоминают ее название, высказываются о характере музыки.

П е д а г о г. Пьеса С. Майкапара «Музыкальная шкатулочка» игривая, веселая, танцевальная. У композитора Г. Свиридова, в его «Альбоме пьес для детей», тоже есть пьеса с похожим названием - «Музыкальный ящик». Послушайте ее и скажите, похожа ли она на «Музыкальную шкатулочку» С. Майкапара? (Играет пьесу.)

Д е т и. Да.

П е д а г о г. Мелодия в обоих произведениях звучит высоко, тихо, волшебно. В пьесе С. Майкапара она отрывистая (исполняет фрагмент). А в пьесе Г. Свиридова иногда плавная - светится, мерцает, лучится, переливается (звучит фрагмент), иногда вдруг музыка грустнеет, становится жалобной (звучит фрагмент). В конце одни и те же интонации и отрывки мелодии грустно повторяются, мелькают. Может быть, композитор хотел изобразить в этой части пьесы, что в игрушке заканчивается завод? (Играет фрагмент.) Грустная, удивленная мелодия звучит с сожалением, шкатулочка замолкла… (Звучит фрагмент и пьеса целиком.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали две пьесы с похожими названиями - «Музыкальная шкатулочка» С. Майкапара и «Музыкальный ящик»  Г. Свиридова. Обе они звучат легко, прозрачно, высоко, музыка танцевальная, изящная, изображает механическую безделушку. Пьеса С. Майкапара веселая, игривая, а в музыке Г. Свиридова чувствуется и грустное настроение. (Звучат оба произведения.)

У замечательного русского композитора Анатолия Константиновича Лядова есть пьеса «Музыкальная табакерка». Первоначально она была создана для фортепиано, позже композитор написал вариант для оркестра.

Табакерка - это маленькая коробочка, в которой хранили табак. Делали табакерки иногда очень красивыми, затейливыми, даже с музыкой. Откроешь табакерку - она заиграет волшебную мелодию.

А. Лядов посвятил свою «Музыкальную табакерку» -  удивительную по красоте пьесу, сыну Мише. Музыка необыкновенно изящна, грациозна, полна забавных звучаний, юмора, чудес. (Звучит пьеса.)

Начинается «Музыкальная табакерка» коротеньким вступлением. После него звучит волшебная, позванивающая мелодия, игривая и светлая. (Звучит фрагмент.) В середине пьесы появляется печальный напев, напоминающий шарманочную, заунывную музыку. Мелодия эта постепенно разукрашивается, расцвечивается блестящими пассажами, переливается (звучит фрагмент). Третья часть пьесы повторяет первую. (Звучит фрагмент.)

Известный русский критик В. Стасов писал А. Лядову: «Ваша «Табакерочная музыка» - прелесть, сущий маленький рубин или изумруд ... И как это у вас там мило, в «Табакерке» когда вдруг что-то крякнет или чихнет вверху!»

А. Лядов очень забавно и тонко передает при помощи фортепиано и музыкальных инструментов оркестра звучание механической игрушки со всякими ее призвуками, щелчками, жужжанием. Шутливая, блестящая пьеса А. Лядова лучится и сверкает всем на удивление! Ею любуешься и восхищаешься, и сколько ни слушаешь, находишь все новые обаятельные, очаровательные черточки и понимаешь, что эта музыка - настоящее чудо! (Звучит пьеса.)


 

Скачано с www.znanio.ru

Уроки музыки Музыкальные инструменты и игрушки:

Уроки музыки Музыкальные инструменты и игрушки:

Программное содержание . Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями, различать оттенки настроений

Программное содержание . Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями, различать оттенки настроений

Пьеса С. Майкапара веселая, игривая, а в музыке

Пьеса С. Майкапара веселая, игривая, а в музыке

черточки и понимаешь, что эта музыка - настоящее чудо! (Звучит пьеса.)

черточки и понимаешь, что эта музыка - настоящее чудо! (Звучит пьеса.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020