Уроки музыки
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ИГРУШКИ
Шарманка
Дмитрий Шостакович. Шарманка;
Пётр Ильич Чайковский. Шарманщик поёт.
1-е занятие
Программное содержание. Учить детей определять характер музыки (весёлый, шутливый, озорной), различать её изобразительность (подражание звукам шарманки).
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, вы уже немного знакомы с творчеством Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Вспомните, какое произведение Д. Шостаковича вы слушали (исполняет фрагмент).
Д е т и. «Марш».
П е д а г о г. Какой характер этого марша? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Шутливый, весёлый, озорной.
П е д а г о г. Почему вы так определили характер этой музыки?
Д е т и. Марш звучит отрывисто, высоко, тихо, с акцентами, как будто шагают игрушечные солдатики.
П е д а г о г. Сегодня вы услышите другую пьесу Д. Шостаковича - «Шарманка». Кто знает, что такое шарманка?
Д е т и. Это музыкальный инструмент.
П е д а г о г. Правильно, это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку. Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся много раз. Часто мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Её жалобные звуки разносились вокруг, и люди бросали шарманщику из окон мелочь. Все вы знаете сказку А. Толстого «Золотой ключик ...» Папа Карло, который сделал из полена Буратино, был шарманщиком. Вы видели шарманщиков и в фильмах. Кто не помнит, как она выглядит, посмотрите на её изображение (показывает картинку). Но бывали и шарманки, наигрывавшие весёлые, забавные мелодии. Послушайте пьесу Д. Шостаковича «Шарманка» и скажите, какую мелодию играет она (исполняет пьесу).
Д е т и. Весёлую, шутливую, задорную, забавную.
П е д а г о г. Правильно, музыка беззаботная, игривая, танцевальная. Она напоминает развесёлую, озорную частушку. Как в этой пьесе Д. Шостакович изобразил шарманку? В ней что-нибудь повторяется? (Исполняет отдельно аккомпанемент.)
Д е т и. Да, повторяются одни и те же звуки.
П е д а г о г. Аккомпанемент в пьесе звучит без изменений от начала до конца (исполняет фрагмент аккомпанемента). Так передается однообразие, механичность звучания этого инструмента. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её).
2-е занятие
Программное содержание. Различать форму музыкального произведения, характер отдельных частей, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ (динамику, регистр, акценты, артикуляцию), характер танцевальности (чёткая, отрывистая полька).
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, сейчас я сыграю вам отрывок из пьесы, которую вы уже слушали. Вспомните её название и автора (исполняет фрагмент).
Д е т и. «Шарманка» Д. Шостаковича.
П е д а г о г. Какая музыка по характеру? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Весёлая, шутливая, игривая, озорная, танцевальная.
П е д а г о г. А какой танец играет шарманка?
Д е т и. Польку.
П е д а г о г. Правильно. Почему вы определили, что это полька?
Д е т и. Музыка быстрая, отрывистая, подрыгивающая, весёлая.
П е д а г о г. Правильно. Ритм чёткий, танцевальный. Мелодия построена на чередовании плавных, скользящих и отрывистых, острых звуков. В музыке много шутливых акцентов, которые звучат неожиданно, задорно. Я сыграю начало пьесы, а вы отметьте хлопками акценты (исполняет первое проведение темы, дети выполняют задание). А как звучит мелодия второй раз? (Исполняет первую вариацию - 11-18-йтакты.)
Д е т и. Тихо, отрывисто, легко.
П е д а г о г. Правильно, мелодия звучит легко, вкрадчиво, но прерывается озорными, задиристыми акцентами (исполняет фрагмент). Отметьте их хлопками (исполняет повторно, дети выполняют задание). Мелодия и дальше изменяется, а аккомпанемент всё время повторяется (исполняет пьесу до конца). Первые два раза мелодия звучала по-разному – сначала достаточно громко, бодро, задорно, а потом тихо, робко, но всё равно с шутливыми, острыми акцентами. Как мелодия звучит дальше? (Исполняет вторую половину пьесы, начиная с 19-го такта.)
Д е т и. Сначала плавно, высоко, тихо, певуче, потом громко, весело, звонко.
П е д а г о г. В начале и конце мелодия звучит ярко (исполняет первое и последнее проведение темы), а в середине два раза тихо, но по-разному. Послушайте, какой характер темы во второй и третий раз (исполняет эти вариации).
Д е т и. Второй раз - отрывистый, лёгкий, задорный, а третий - плавный, нежный.
П е д а г о г. Прислушайтесь внимательно. Несмотря на то, что последний раз мелодия звучала плавно, нежно, она всё равно не потеряла шутливого, задорного, озорного оттенка. Каждый раз начинается ласково, а заканчивается коротким, отрывистым звуком (исполняет 19-26-й такты). Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её).
3-е занятие
Программное содержание. Закреплять умение детей различать вступление и заключение, части пьесы в связи со сменой характера музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру звучания частей пьесы. Играть на этих инструментах, подчеркивая ритмическое и тембровое своеобразие музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, попробуйте узнать, что я вам играю (исполняет заключение).
Д е т и. Это «Шарманка» Д. Шостаковича. Окончание пьесы.
П е д а г о г. Скажите, есть ли в пьесе вступление и заключение (исполняет её целиком).
Д е т и. Есть.
П е д а г о г. Как звучит вступление? (Исполняет его.)
Д е т и. Слышны повторяющиеся звуки шарманки.
П е д а г о г. А заключение? (Исполняет его.)
Д е т и. Сначала плавно, тихо, а потом громко, весело.
П е д а г о г. И в конце пьесы музыка звучит шутливо, забавно. Начинается ласково, лукаво и вдруг прерывается громким аккордом, заканчивающим пьесу. Заключение похоже на плавное проведение мелодии, звучащей в высоком регистре (исполняет фрагмент). Мы говорили, что мелодия повторяется в пьесе по-разному. Она варьируется. Как она звучит в первый и последний раз? (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. Звонко, задорно, с ударениями.
П е д а г о г. Мы с вами отмечали акценты хлопками, а сегодня используем для этого бубен. Он подчеркнёт ударения и придаст звучанию звонкость. Давайте отметим акценты в музыке сначала хлопками, а потом ударами по бубнам (исполняет первую часть, дети выполняют задание). А теперь сравните эту часть пьесы с последней (четвёртой). В ней так же много акцентов, как в первой, или нет? (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. Нет.
П е д а г о г. Сколько акцентов в этой мелодии? (Исполняет четвёртую часть.)
Д е т и. Два.
П е д а г о г. Давайте отметим их хлопками (исполняет вариацию, дети выполняют задание). А теперь будем ударять по бубну во время акцентов (два раза); это придаст музыке звонкость, яркость. Давайте эту часть исполним вместе (играет её вместе с детьми). А теперь подумаем, какие инструменты можно использовать во втором и третьем проведении мелодии (исполняет их). Как звучит музыка?
Д е т и. Тихо, нежно. Во второй части отрывисто, а в третьей плавно.
П е д а г о г. Музыка во второй части звучит тихо, прозрачно, легко. Можно использовать нежные колокольчики, а акценты по-прежнему будут подчёркивать бубны. Отметьте хлопками акценты в этой части пьесы (исполняет второе проведение темы, дети выполняют задание). Теперь давайте сыграем эту часть и на колокольчиках, и на бубнах (исполняет её повторно вместе с детьми). А в плавной части, когда музыка звучит очень высоко, какой инструмент можно использовать? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Треугольник.
П е д а г о г. Правильно. В этой части нет акцентов, а треугольник подчеркнет высокое, звонкое звучание музыки. Давайте исполним пьесу целиком (делит детей на группы, раздаёт музыкальные инструменты, исполняет пьесу вместе с ними).
4-е занятие
Программное содержание. Закреплять умение детей оркестровать музыку. Различать эмоционально-образное содержание пьес с одинаковым названием.
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, давайте сегодня сыграем пьесу Д. Шостаковича «Шарманка» более уверенно, выразительно. Акценты в музыке будут отмечать бубны. Нежное, прозрачное и отрывистое звучание мелодии передадут колокольчики, а плавное - треугольник. Какие инструменты можно использовать в заключении? (Играет фрагмент.)
Д е т и. Треугольник, а в конце бубен.
П е д а г о г. Правильно. Когда мелодия звучит нежно, плавно, будет играть треугольник. А на заключительный аккорд - весело, задорно все инструменты (исполняет заключение вместе с детьми). А теперь исполним всю пьесу (играют её). Какая у нас получилась задорная, озорная музыка, как весело наигрывает шарманка!
А сейчас я исполню вам другую пьесу с похожим названием «Шарманщик поёт». Её написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Послушайте пьесу и скажите, какие чувства, настроения передаёт музыка (исполняет её).
Д е т и. Музыка грустная, печальная.
П е д а г о г. Правильно, эта шарманка играет жалобную, певучую, грустную мелодию в отличие от знакомой нам пьесы. А как в новом произведении передается монотонное звучание шарманки? Есть ли повторяющиеся звуки, которые напоминают её игру? (Исполняет вторую часть.)
Д е т и. Есть. Звуки повторяются.
П е д а г о г. Пьеса состоит из двух частей. Я вам сыграла вторую часть. В ней особенно слышны повторяющиеся звуки шарманки. Музыка звучит заунывно, жалобно. Несмотря на то что в обеих пьесах передано подражание звукам старинного музыкального инструмента - шарманки, какие различные чувства, настроения выражены в них! Послушайте обе пьесы ещё раз (исполняет их).
5-е занятие
Программное содержание. Передавать характер музыки в движении, определять различный характер танцевальности контрастных пьес (полька, вальс).
Ход занятия:
П е д а г о г. Дети, послушайте две знакомые вам пьесы и назовите их (исполняет произведения).
Д е т и. Это «Шарманка» Д. Шостаковича и «Шарманщик поёт» П. Чайковского.
П е д а г о г. Почему пьеса П. Чайковского называется «Шарманщик поёт»?
Д е т и. Она звучит как песня - плавно, напевно.
П е д а г о г. Правильно, в музыке П. Чайковского чувствуется песенность мелодии, плавность, неторопливость. А есть ли в этой музыке черты танца? (Исполняет начало пьесы.)
Д е т и. Это вальс.
П е д а г о г. Правильно, шарманка в пьесе П. Чайковского наигрывает монотонный, жалобный вальс. А в пьесе Д. Шостаковича, какой танец играет шарманка? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Польку.
П е д а г о г. В пьесе Д. Шостаковича звучит озорная частушка, которую можно исполнить вместе с танцем - лёгкой, задорной полькой. Давайте попробуем передать в движении различный характер этих пьес, используя элементы танцев – польки и вальса (вызывает детей группами, исполняет пьесы, обсуждает удачно найденные движения).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.