«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»

  • Особые потребности
  • doc
  • 13.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам. Основополагающим средством формирования у детей патриотических чувств и развития у них духовности является приобщение дошкольников к истокам народной культуры. В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. Владея знаниями и методами фольклорного творчества, я пытаюсь строить музыкально - воспитательную работу на материале русских народных песен, игр, танцев. Опираясь на методические разработки, собственные знания, предлагаю свои методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатываю новые приёмы обучения исполнению русских народных песен и танцев, которые применяю в разных возрастных группах.
Иконка файла материала «Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника».doc
Сивова Татьяна Васильевна, Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 186» «Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника» Фольклор   является   действенным   средством   воспитания   национального   характера мышления,   нравственности,   патриотизма,   эстетического   самосознания.   Фольклорная музыкально   образовательная   деятельность   учитывает   динамику   развития   способностей ребенка:   от   первых   эмоциональных   откликов   на   простейшие   музыкальные   явления   до целостного, активного восприятия народной культуры [2, с. 42]. По мнению Мельникова М.Н.: «Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора.  Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики» [10, с. 19]. Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух   диалектических   взаимосвязанных   начал   –   индивидуального   и   коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией. На   современном   этапе   главная   задача   музыкального   воспитания   дошкольников средствами музыкального фольклора не только повернуться лицом к народной музыке, но и помочь семье обрести утерянную культуру народного фольклора. Целью  моей  работы   является   приобщение   детей   к   народному   фольклору   через музыкальную деятельность. Реализация цели осуществляется через решение следующих задач: 1) развивать самостоятельность, творчество детей. 2) развивать музыкальные способности детей в области пения (лад, чувство ритма, тембровый и динамический слух), 3) Формировать исполнительское мастерство в различных видах деятельности: пении, движении, песенно­игровом творчестве; 4) Активизировать участие родителей в музыкальном воспитании детей; Хотелось   бы   обратить   внимание   на   важность   участия   родителей   в   музыкальной деятельности   детей.   Общеизвестно,   что   семья   является   главным   транслятором   будущей культуры и образования ребенка. Именно от семейных традиций зависит будущее развитие личности каждого ребенка. Поэтому любая деятельность педагога, особенно в дошкольном возрасте   должна   быть   активно   поддержана   родителями.   Взаимодействие   с   родителями оказывается   эффективным   лишь   при   планомерной   и   целеноправленной   работе,   которая проводится в течение всего учебного года. В   ходе   работы   родителям   нашего   детского   сада   были   предложены   вопросы следующего содержания:   Какую музыку слушаете с детьми дома? Интересуетесь ли вы, чем занимается ваш ребенок на музыкальном занятии?    ребенка? Какие праздники отмечаете в семье? Музыкальные традиции семьи.  Владеют ли члены вашей семьи музыкальными инструментами.  Какие   консультации   вам   необходимы   по   музыкальному   воспитанию   вашего не многим детям поют колыбельные песни на ночь;  музыку слушают эстрадную; поют песни для взрослых;  сказки иногда читают, не рассказывают. Детские ответы также поясняют, что      Таким образом, можно сделать вывод: По развитию восприятия музыки мы выяснили, что в большей степени в семьях слушают эстрадную музыку­65%, а народную – лишь 12%. Праздники   отмечают   все   семьи,   в   основном   –   календарные   и   семейные   (дни   рождения). Затруднения   возникли   в   их   проведении   ­   43%   просто   сидят   за   праздничным   столом. Музыкальными  инструментами владеют всего 15% ­ это гитара и фортепиано. Из анкеты выяснили, что 32% семей увлекаются пением (караоке), а 68% не имеют семейных традиций. У родителей возникла потребность к консультации на тему «Праздники в кругу семьи» ­70%. Анкета позволила выявить достижения и проблемы. Таким   образом,   можно   сделать   вывод,   что   взаимодействие   работы   педагогов, родителей и детей недостаточно для развития творчества. В связи с этим была выстроена работа следующим образом: 1) Изменение подхода к музыкальным занятиям. Ребенок,   привыкающий   выражать   свои   эмоции   с   помощью   различных   видов музыкальной   деятельности, начинает по новому рассматривать свое «я», свое собственное поведение   и   поведение   других,   свои   взаимоотношения   с   людьми,   а   также   природу   и окружающий   его   мир.   Отсюда   возникает   необходимость   таких   форм   занятий,   в   которых каждый ребенок будет активно переживать содержание занятия и также активно участвовать в художественномном самовыражении. Наш детский сад работает по программе «Ладушки». Музыкальные занятия провожу в соответствии   с   программой.   При   всем   разнообразии   видов   занятий   (по   форме   и   по содержанию)   особое   место   уделяю   игре.   Они   рассчитаны   на   активность   детей,   на   их творческое взаимодействие друг с другом, общение со взрослым.    физического   развития   личности, Поскольку игра в детском возрасте несет в себе различную функциональную нагрузку (познавательную,   импровизационно­творческую, организационно­деятельную), то в ее процессе дети познают мир, расширяют свои познания и умения в области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развивают ребенка физически, уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру театра – в процесс создания сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя, воплощает его образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует. Игра превращает песни в музыкально­игровые и вокально­пластические композиции. В качестве   дидактического   материала   для   таких   композиций   я   использую   песни   различных жанров – плясовые, игровые, хороводные, колыбельные, прибаутки. 2Игры,   включая   в   себя   полифункциональные   задачи   —   познавательные, коммуникативные,   спортивные,   творческие,   —   являются   эффективным   педагогическим средством формирования личности. Игровую композицию создаю на основе сюжета любой народной   песни   (например:   «Как   у   наших   у   ворот»   или   «Во   ­   кузнице»),   а   также   путем соединения 2­3 песен. Мы подбираем подходящие песни и разыгрываем их с детьми. Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы, способствующих установлению необходимых   взаимоотношений   с   партнерами   по   игре.   Игра   оказывает   на   ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности [8]. Таким образом, выстраивая свою деятельность с детьми на музыкальных занятиях, я отметила, что у моих воспитанников не только повысился уровень развития музыкальных способностей, но и уровень эмоционального развития. 2) В детском саду был создан фольклорный ансамбль «Васильки». Фольклорный ансамбль «Васильки» существует на базе МБДОУ №186 с 2017 года.  Основной   целью   работы   коллектива является  на   фольклорной   основе   развить исполнительские   навыки   и   умения   каждого   ребенка.   Ребята   исполняют   народные   песни, используя при этом элементы народной хореографии и народные инструменты фольклорной традиции.   Для этого составили перспективный и календарный план кружковой работы, изучили жанры фольклора и их роль в развитии детей. Дети   с   интересом   познакомились   с   малыми   жанрами   русского   фольклора   – пословицами,   поговорками,   загадками,  которые   значительно   шире,   нежели   любой   другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Знакомим детей с прибаутками и небылицами. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных,  творческих навыков, необходимых  для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса. Небылицы  развивают   у   ребенка   чувство   юмора,   а   также   логическое   мышление, стимулируют познавательную деятельность. Музыкальные  скороговорки  использую   в   работе   по   совершенствованию   вокальных навыков, четкого произношения слов, правильной дикции. Неотъемлемой частью занятий являются  игровые и плясовые песни –  образно яркие, напевные,   поэтичные.   Исполняя   с   детьми   эти   песни,   устраиваем   импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Благодаря записям Г.С. Виноградова сохранился еще один тип игр, непосредственно зависящий от ритмической организации текста и особого способа его произнесения, – сечки. Это развлечение, упражнение для руки глаза, координация слова и действия. Применяю их для разрядки на занятиях. Подговорки  –   это   малый   фольклорный   жанр,   в   котором   в   стихотворной   форме раскрывается   техника   исполнения   танцевального   движения,   его   название.   Использую подговорки   для   усвоения   танцевальных   движений.   Красивое   исполнение   танца   ­ самовыражение каждого ребенка.  Дети очень любят петь частушки – находят дома с родителями новые частушки или сочиняют сами. 3Нравится   детям   водить   хороводы   –  это   жанр,   в   котором   поэтико­музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Участвуя в хороводе, ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной, селезнем и уткой, ясным соколом и белой лебедью, Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие – развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее. Изучение   календарного   детского   фольклора   осуществляли   через   участие   детей   и родителей в календарных праздниках. Ведь не проходит ни одного народного праздника, в котором дети не принимали бы участия. На Святках с (Рождества до Крещения) мы с детьми ходили   со   «звездой»   ­   поздравляли   соседей   колядной   песней,   встречали   и   провожали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц. В троицын праздник украшали с детьми березку и пели ей песенки, водили хороводы. Изготовили шумовые инструменты: трещотки, рубель, коробочку, колотушки. В   старших   группах   при   проведении   праздников   привлекали   родителей.   Например, Праздник Осени в старшей – подготовительной группе был составлен по сказке «Репка», в котором все взрослые роли играли родители. На празднике «Живи в веках моя Россия» дети обобщили знания о Российской Армии и ее защитниках, папы на этом празднике проявили себя в знании пословиц об Армии, а  вокальный ансамбль мам исполнил песню о России. 3) Одним из самых действенных методов активизации родителей является организация традиционных праздников и конкурсов. В   нашем   детском   саду   проводятся   многие   интересные   конкурсы   для   педагогов   и родителей, такие как:  конкурс музыкальных уголков, где все педагоги проявляют свое творчество и выдумку. Активное участие приняли и родители – они дома совместно с детьми изготовили шумовые музыкальные инструменты.   конкурс детских альбомов с песенками – активными участниками также были дети и педагоги, дети подбирали картинки к песенкам и оформляли альбомы рисунками.   конкурс «Сарафан для дочки», где родители шили русские народные сарафаны из разных материалов.   конкурс   семейных   театров,   в   котором   поучаствовали   дети   и   родители   из   5 групп. Дети познакомились с разными видами театра – кукольный театр, варежковый театр, театр платковой куклы, театр игрушки и драматизация. Традиционными   праздниками   в   детском   саду   стали   праздники   –   «День   пожилого человека»   и   «День   матери».   Также   проводим   и   нетрадиционные   праздники   такие   как «Веселые посиделки», в котором центр праздничного действа стал самовар с сушками. С детьми выучили хоровод «Во саду ли в огороде» и частушки о России., а родители выступили в роли скоморохов.   они   стали   более   активными, Таким   образом,   благодаря   проведенной   работе   у   детей   произошли   существенные изменения,   эмоциональными, самостоятельными   –   сами   организуют   игры.   75%   детей   проявляют   живой   интерес   к народному   творчеству   во   всех   его   формах.   Высокий   уровень   развития   музыкальных способностей у 65% детей.   раскрепощенными, 4Родители стали активными участниками праздников и развлечений, т.е. приобщаются к народной культуре вместе с детьми. С их помощью  в ДОУ оснащена развивающая среда. Огромное   значение   этих   мероприятий   заключается   в   том,   что   в   процессе   их проведения   возникает   уникальная   возможность   содержательного   взаимодействия   между детьми   и   родителями.   Сотрудничество,   сопричастность,   духовное   взаимопроникновение требуют   от   родителей   усилий,   но   зато   они   рождают   в   сердцах   детей   любовь,   гордость, признательность, потребность общаться. 5Список литературы 1. 2. Арсенина Е. А., Звени задорная частушка! – М.: Глобус, 2007 г.  Василенко   В.А.   Детский   фольклор.­   В   кн.   Русское   народное   поэтическое творчество. ­ М.: Наука, 1978. – 214 с.  3. 4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. ­ М.: Просвещение, 1988. – 310 с. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. ­ М.: Просвещение, 1989. – 291 с.  5. Всероссийская   перепись   населения   2002   ­   Всероссийская   перепись   населения 2002 года.  14­18.  6. 7. Горюнова Л. Мир народного творчества // Музыка  в  школе. ­ № 1. ­ 1990. – С. Гришина Г. Н.,   Петров В. М., Короткова Л. Д.   Сборники: Осенние, весенние, летние, зимние игры, забавы для детей. ­ М.:  Глобус, 1999 г.  Зимина  А.Н., Мельникова Л.И.Детский музыкальный фольклор. ­ М.,  2000г.  Круглый год ­ русский календарь. ­  М.: Правда, 1998 г. 8. 9. 10. Мельников   М.Н.   Детский   фольклор   и   проблемы   народной   педагогики.   ­ Новосибирск, 1987. – 156 с. 11. Мешканцов,   А.А.   Источники   финансирования   в   сфере   культуры   [Текст]   /   А. Мешканцов // Культура: управление, экономика, право. ­ 2004. ­ № 1. ­ с. 4­8. 12. Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре. – М.: Музыка, 1985. – 80 с.  13. Прыгунова Е. Н., Разумова И. А., Преподавание фольклора. ­ СПб., 2001 г. 14. Русское народное творчество и обрядовые праздники.­  Владимир, 1995г. 15. Сохранение   и   возрождение   фольклорных   традиций.   –   Вып.   1.   –   М.:   Научно­ исследовательский институт культуры, 1990. – 256 с. 16. Уроки по народной культуре.  – М.: Владос, 2003 г. 17. Федеральный   Закон   «О   некоммерческих   организациях»   от   12.01.96   г. //Российская газета от 18.01.95 г. 18. Шамина Л.В. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования. // Сборник научных трудов НИИ культуры. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 1. М., 1990, 256 с.  19. Эксанишвили Э. Воспитание и обучение детей на основе народной музыки. ­ М.: Высшая школа, 2001. – 403 с. 6