Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.
Основополагающим средством формирования у детей патриотических чувств и развития у них духовности является приобщение дошкольников к истокам народной культуры.
В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. Владея знаниями и методами фольклорного творчества, я пытаюсь строить музыкально - воспитательную работу на материале русских народных песен, игр, танцев. Опираясь на методические разработки, собственные знания, предлагаю свои методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатываю новые приёмы обучения исполнению русских народных песен и танцев, которые применяю в разных возрастных группах.
Сивова Татьяна Васильевна,
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 186»
«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности
дошкольника»
Фольклор является действенным средством воспитания национального характера
мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. Фольклорная
музыкально образовательная деятельность учитывает динамику развития способностей
ребенка: от первых эмоциональных откликов на простейшие музыкальные явления до
целостного, активного восприятия народной культуры [2, с. 42].
По мнению Мельникова М.Н.: «Особенностями детской психики определяется выбор
поэтических образов, весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие
столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели содержание
и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики» [10, с. 19].
Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение
двух диалектических взаимосвязанных начал – индивидуального и коллективного.
Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живет
коллективностью, а коллектив объединяется традицией.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников
средствами музыкального фольклора не только повернуться лицом к народной музыке, но и
помочь семье обрести утерянную культуру народного фольклора.
Целью моей работы является приобщение детей к народному фольклору через
музыкальную деятельность.
Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:
1) развивать самостоятельность, творчество детей.
2) развивать музыкальные способности детей в области пения (лад, чувство ритма,
тембровый и динамический слух),
3) Формировать исполнительское мастерство в различных видах деятельности: пении,
движении, песенноигровом творчестве;
4) Активизировать участие родителей в музыкальном воспитании детей;
Хотелось бы обратить внимание на важность участия родителей в музыкальной
деятельности детей. Общеизвестно, что семья является главным транслятором будущей
культуры и образования ребенка. Именно от семейных традиций зависит будущее развитие
личности каждого ребенка. Поэтому любая деятельность педагога, особенно в дошкольном
возрасте должна быть активно поддержана родителями. Взаимодействие с родителями
оказывается эффективным лишь при планомерной и целеноправленной работе, которая
проводится в течение всего учебного года.
В ходе работы родителям нашего детского сада были предложены вопросы
следующего содержания:
Какую музыку слушаете с детьми дома?
Интересуетесь ли вы, чем занимается ваш ребенок на музыкальном занятии?
ребенка?
Какие праздники отмечаете в семье?
Музыкальные традиции семьи.
Владеют ли члены вашей семьи музыкальными инструментами.
Какие консультации вам необходимы по музыкальному воспитанию вашего
не многим детям поют колыбельные песни на ночь;
музыку слушают эстрадную;
поют песни для взрослых;
сказки иногда читают, не рассказывают.
Детские ответы также поясняют, что
Таким образом, можно сделать вывод: По развитию восприятия музыки мы выяснили,
что в большей степени в семьях слушают эстрадную музыку65%, а народную – лишь 12%.
Праздники отмечают все семьи, в основном – календарные и семейные (дни рождения).
Затруднения возникли в их проведении 43% просто сидят за праздничным столом.
Музыкальными инструментами владеют всего 15% это гитара и фортепиано. Из анкеты
выяснили, что 32% семей увлекаются пением (караоке), а 68% не имеют семейных традиций.
У родителей возникла потребность к консультации на тему «Праздники в кругу семьи» 70%.
Анкета позволила выявить достижения и проблемы.
Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие работы педагогов,
родителей и детей недостаточно для развития творчества.
В связи с этим была выстроена работа следующим образом:
1) Изменение подхода к музыкальным занятиям.
Ребенок, привыкающий выражать свои эмоции с помощью различных видов
музыкальной деятельности, начинает по новому рассматривать свое «я», свое собственное
поведение и поведение других, свои взаимоотношения с людьми, а также природу и
окружающий его мир. Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых
каждый ребенок будет активно переживать содержание занятия и также активно участвовать
в художественномном самовыражении.
Наш детский сад работает по программе «Ладушки». Музыкальные занятия провожу в
соответствии с программой. При всем разнообразии видов занятий (по форме и по
содержанию) особое место уделяю игре. Они рассчитаны на активность детей, на их
творческое взаимодействие друг с другом, общение со взрослым.
физического развития личности,
Поскольку игра в детском возрасте несет в себе различную функциональную нагрузку
(познавательную,
импровизационнотворческую,
организационнодеятельную), то в ее процессе дети познают мир, расширяют свои познания и
умения в области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развивают ребенка физически, уроки
хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику, чувство ритма.
Игра подключает ребенка к миру театра – в процесс создания сценария и самого спектакля по
сказкам. Ребенок перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя,
воплощает его образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует.
Игра превращает песни в музыкальноигровые и вокальнопластические композиции. В
качестве дидактического материала для таких композиций я использую песни различных
жанров – плясовые, игровые, хороводные, колыбельные, прибаутки.
2Игры,
включая в себя полифункциональные задачи — познавательные,
коммуникативные, спортивные, творческие, — являются эффективным педагогическим
средством формирования личности. Игровую композицию создаю на основе сюжета любой
народной песни (например: «Как у наших у ворот» или «Во кузнице»), а также путем
соединения 23 песен. Мы подбираем подходящие песни и разыгрываем их с детьми.
Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам возможность
апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы, способствующих установлению
необходимых взаимоотношений с партнерами по игре. Игра оказывает на ребенка
эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности [8].
Таким образом, выстраивая свою деятельность с детьми на музыкальных занятиях, я
отметила, что у моих воспитанников не только повысился уровень развития музыкальных
способностей, но и уровень эмоционального развития.
2) В детском саду был создан фольклорный ансамбль «Васильки».
Фольклорный ансамбль «Васильки» существует на базе МБДОУ №186 с 2017 года.
Основной целью работы коллектива является на фольклорной основе развить
исполнительские навыки и умения каждого ребенка. Ребята исполняют народные песни,
используя при этом элементы народной хореографии и народные инструменты фольклорной
традиции.
Для этого составили перспективный и календарный план кружковой работы, изучили
жанры фольклора и их роль в развитии детей.
Дети с интересом познакомились с малыми жанрами русского фольклора –
пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой
жанр, охватывают разнообразные стороны действительности.
Знакомим детей с прибаутками и небылицами. Прибаутки важны для воспитания в
детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки
памяти, пополнения информационного запаса.
Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление,
стимулируют познавательную деятельность.
Музыкальные скороговорки использую в работе по совершенствованию вокальных
навыков, четкого произношения слов, правильной дикции.
Неотъемлемой частью занятий являются игровые и плясовые песни – образно яркие,
напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, устраиваем импровизированные
хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало.
Благодаря записям Г.С. Виноградова сохранился еще один тип игр, непосредственно
зависящий от ритмической организации текста и особого способа его произнесения, – сечки.
Это развлечение, упражнение для руки глаза, координация слова и действия. Применяю их
для разрядки на занятиях.
Подговорки – это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме
раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. Использую
подговорки для усвоения танцевальных движений. Красивое исполнение танца
самовыражение каждого ребенка.
Дети очень любят петь частушки – находят дома с родителями новые частушки или
сочиняют сами.
3Нравится детям водить хороводы – это жанр, в котором поэтикомузыкальное
искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Участвуя в
хороводе, ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной, селезнем
и уткой, ясным соколом и белой лебедью, Одни игры и хороводы помогают представить себя
сильными, ловкими, меткими. Другие – развивают сообразительность и смекалку. Третьи –
дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть
ее.
Изучение календарного детского фольклора осуществляли через участие детей и
родителей в календарных праздниках. Ведь не проходит ни одного народного праздника, в
котором дети не принимали бы участия. На Святках с (Рождества до Крещения) мы с детьми
ходили со «звездой» поздравляли соседей колядной песней, встречали и провожали
Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц. В троицын праздник украшали с детьми березку
и пели ей песенки, водили хороводы. Изготовили шумовые инструменты: трещотки, рубель,
коробочку, колотушки.
В старших группах при проведении праздников привлекали родителей. Например,
Праздник Осени в старшей – подготовительной группе был составлен по сказке «Репка», в
котором все взрослые роли играли родители. На празднике «Живи в веках моя Россия» дети
обобщили знания о Российской Армии и ее защитниках, папы на этом празднике проявили
себя в знании пословиц об Армии, а вокальный ансамбль мам исполнил песню о России.
3) Одним из самых действенных методов активизации родителей является организация
традиционных праздников и конкурсов.
В нашем детском саду проводятся многие интересные конкурсы для педагогов и
родителей, такие как:
конкурс музыкальных уголков, где все педагоги проявляют свое творчество и
выдумку. Активное участие приняли и родители – они дома совместно с детьми изготовили
шумовые музыкальные инструменты.
конкурс детских альбомов с песенками – активными участниками также были
дети и педагоги, дети подбирали картинки к песенкам и оформляли альбомы рисунками.
конкурс «Сарафан для дочки», где родители шили русские народные сарафаны
из разных материалов.
конкурс семейных театров, в котором поучаствовали дети и родители из 5
групп. Дети познакомились с разными видами театра – кукольный театр, варежковый театр,
театр платковой куклы, театр игрушки и драматизация.
Традиционными праздниками в детском саду стали праздники – «День пожилого
человека» и «День матери». Также проводим и нетрадиционные праздники такие как
«Веселые посиделки», в котором центр праздничного действа стал самовар с сушками. С
детьми выучили хоровод «Во саду ли в огороде» и частушки о России., а родители выступили
в роли скоморохов.
они стали более активными,
Таким образом, благодаря проведенной работе у детей произошли существенные
изменения,
эмоциональными,
самостоятельными – сами организуют игры. 75% детей проявляют живой интерес к
народному творчеству во всех его формах. Высокий уровень развития музыкальных
способностей у 65% детей.
раскрепощенными,
4Родители стали активными участниками праздников и развлечений, т.е. приобщаются к
народной культуре вместе с детьми. С их помощью в ДОУ оснащена развивающая среда.
Огромное значение этих мероприятий заключается в том, что в процессе их
проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между
детьми и родителями. Сотрудничество, сопричастность, духовное взаимопроникновение
требуют от родителей усилий, но зато они рождают в сердцах детей любовь, гордость,
признательность, потребность общаться.
5Список литературы
1.
2.
Арсенина Е. А., Звени задорная частушка! – М.: Глобус, 2007 г.
Василенко В.А. Детский фольклор. В кн. Русское народное поэтическое
творчество. М.: Наука, 1978. – 214 с.
3.
4.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1988. – 310 с.
Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Просвещение,
1989. – 291 с.
5.
Всероссийская перепись населения 2002 Всероссийская перепись населения
2002 года.
1418.
6.
7.
Горюнова Л. Мир народного творчества // Музыка в школе. № 1. 1990. – С.
Гришина Г. Н., Петров В. М., Короткова Л. Д. Сборники: Осенние, весенние,
летние, зимние игры, забавы для детей. М.: Глобус, 1999 г.
Зимина А.Н., Мельникова Л.И.Детский музыкальный фольклор. М., 2000г.
Круглый год русский календарь. М.: Правда, 1998 г.
8.
9.
10. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики.
Новосибирск, 1987. – 156 с.
11. Мешканцов, А.А. Источники финансирования в сфере культуры [Текст] / А.
Мешканцов // Культура: управление, экономика, право. 2004. № 1. с. 48.
12. Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре. – М.: Музыка, 1985. – 80 с.
13. Прыгунова Е. Н., Разумова И. А., Преподавание фольклора. СПб., 2001 г.
14. Русское народное творчество и обрядовые праздники. Владимир, 1995г.
15. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. – Вып. 1. – М.: Научно
исследовательский институт культуры, 1990. – 256 с.
16. Уроки по народной культуре. – М.: Владос, 2003 г.
17. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 г.
//Российская газета от 18.01.95 г.
18. Шамина Л.В. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной
системе народного образования. // Сборник научных трудов НИИ культуры. Сохранение и
возрождение фольклорных традиций. Вып. 1. М., 1990, 256 с.
19. Эксанишвили Э. Воспитание и обучение детей на основе народной музыки. М.:
Высшая школа, 2001. – 403 с.
6