«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»
Оценка 4.8

«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»

Оценка 4.8
Особые потребности
doc
музыка
Детсад
13.06.2019
«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»
Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам. Основополагающим средством формирования у детей патриотических чувств и развития у них духовности является приобщение дошкольников к истокам народной культуры. В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. Владея знаниями и методами фольклорного творчества, я пытаюсь строить музыкально - воспитательную работу на материале русских народных песен, игр, танцев. Опираясь на методические разработки, собственные знания, предлагаю свои методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатываю новые приёмы обучения исполнению русских народных песен и танцев, которые применяю в разных возрастных группах.
«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника».doc
Сивова Татьяна Васильевна, Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 186» «Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника» Фольклор   является   действенным   средством   воспитания   национального   характера мышления,   нравственности,   патриотизма,   эстетического   самосознания.   Фольклорная музыкально   образовательная   деятельность   учитывает   динамику   развития   способностей ребенка:   от   первых   эмоциональных   откликов   на   простейшие   музыкальные   явления   до целостного, активного восприятия народной культуры [2, с. 42]. По мнению Мельникова М.Н.: «Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора.  Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики» [10, с. 19]. Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух   диалектических   взаимосвязанных   начал   –   индивидуального   и   коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией. На   современном   этапе   главная   задача   музыкального   воспитания   дошкольников средствами музыкального фольклора не только повернуться лицом к народной музыке, но и помочь семье обрести утерянную культуру народного фольклора. Целью  моей  работы   является   приобщение   детей   к   народному   фольклору   через музыкальную деятельность. Реализация цели осуществляется через решение следующих задач: 1) развивать самостоятельность, творчество детей. 2) развивать музыкальные способности детей в области пения (лад, чувство ритма, тембровый и динамический слух), 3) Формировать исполнительское мастерство в различных видах деятельности: пении, движении, песенно­игровом творчестве; 4) Активизировать участие родителей в музыкальном воспитании детей; Хотелось   бы   обратить   внимание   на   важность   участия   родителей   в   музыкальной деятельности   детей.   Общеизвестно,   что   семья   является   главным   транслятором   будущей культуры и образования ребенка. Именно от семейных традиций зависит будущее развитие личности каждого ребенка. Поэтому любая деятельность педагога, особенно в дошкольном возрасте   должна   быть   активно   поддержана   родителями.   Взаимодействие   с   родителями оказывается   эффективным   лишь   при   планомерной   и   целеноправленной   работе,   которая проводится в течение всего учебного года. В   ходе   работы   родителям   нашего   детского   сада   были   предложены   вопросы следующего содержания:   Какую музыку слушаете с детьми дома? Интересуетесь ли вы, чем занимается ваш ребенок на музыкальном занятии?     ребенка? Какие праздники отмечаете в семье? Музыкальные традиции семьи.  Владеют ли члены вашей семьи музыкальными инструментами.  Какие   консультации   вам   необходимы   по   музыкальному   воспитанию   вашего не многим детям поют колыбельные песни на ночь;  музыку слушают эстрадную; поют песни для взрослых;  сказки иногда читают, не рассказывают. Детские ответы также поясняют, что      Таким образом, можно сделать вывод: По развитию восприятия музыки мы выяснили, что в большей степени в семьях слушают эстрадную музыку­65%, а народную – лишь 12%. Праздники   отмечают   все   семьи,   в   основном   –   календарные   и   семейные   (дни   рождения). Затруднения   возникли   в   их   проведении   ­   43%   просто   сидят   за   праздничным   столом. Музыкальными  инструментами владеют всего 15% ­ это гитара и фортепиано. Из анкеты выяснили, что 32% семей увлекаются пением (караоке), а 68% не имеют семейных традиций. У родителей возникла потребность к консультации на тему «Праздники в кругу семьи» ­70%. Анкета позволила выявить достижения и проблемы. Таким   образом,   можно   сделать   вывод,   что   взаимодействие   работы   педагогов, родителей и детей недостаточно для развития творчества. В связи с этим была выстроена работа следующим образом: 1) Изменение подхода к музыкальным занятиям. Ребенок,   привыкающий   выражать   свои   эмоции   с   помощью   различных   видов музыкальной   деятельности, начинает по новому рассматривать свое «я», свое собственное поведение   и   поведение   других,   свои   взаимоотношения   с   людьми,   а   также   природу   и окружающий   его   мир.   Отсюда   возникает   необходимость   таких   форм   занятий,   в   которых каждый ребенок будет активно переживать содержание занятия и также активно участвовать в художественномном самовыражении. Наш детский сад работает по программе «Ладушки». Музыкальные занятия провожу в соответствии   с   программой.   При   всем   разнообразии   видов   занятий   (по   форме   и   по содержанию)   особое   место   уделяю   игре.   Они   рассчитаны   на   активность   детей,   на   их творческое взаимодействие друг с другом, общение со взрослым.    физического   развития   личности, Поскольку игра в детском возрасте несет в себе различную функциональную нагрузку (познавательную,   импровизационно­творческую, организационно­деятельную), то в ее процессе дети познают мир, расширяют свои познания и умения в области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развивают ребенка физически, уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику, чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру театра – в процесс создания сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок перевоплощается в героя сказки, он переживает ситуацию сказочного героя, воплощает его образ, учится двигаться по сцене, поет, танцует. Игра превращает песни в музыкально­игровые и вокально­пластические композиции. В качестве   дидактического   материала   для   таких   композиций   я   использую   песни   различных жанров – плясовые, игровые, хороводные, колыбельные, прибаутки. 2 Игры,   включая   в   себя   полифункциональные   задачи   —   познавательные, коммуникативные,   спортивные,   творческие,   —   являются   эффективным   педагогическим средством формирования личности. Игровую композицию создаю на основе сюжета любой народной   песни   (например:   «Как   у   наших   у   ворот»   или   «Во   ­   кузнице»),   а   также   путем соединения 2­3 песен. Мы подбираем подходящие песни и разыгрываем их с детьми. Особенность творческих игр в том, что они предоставляют участникам возможность апробировать себя в любой роли в условиях полной свободы, способствующих установлению необходимых   взаимоотношений   с   партнерами   по   игре.   Игра   оказывает   на   ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности [8]. Таким образом, выстраивая свою деятельность с детьми на музыкальных занятиях, я отметила, что у моих воспитанников не только повысился уровень развития музыкальных способностей, но и уровень эмоционального развития. 2) В детском саду был создан фольклорный ансамбль «Васильки». Фольклорный ансамбль «Васильки» существует на базе МБДОУ №186 с 2017 года.  Основной   целью   работы   коллектива является  на   фольклорной   основе   развить исполнительские   навыки   и   умения   каждого   ребенка.   Ребята   исполняют   народные   песни, используя при этом элементы народной хореографии и народные инструменты фольклорной традиции.   Для этого составили перспективный и календарный план кружковой работы, изучили жанры фольклора и их роль в развитии детей. Дети   с   интересом   познакомились   с   малыми   жанрами   русского   фольклора   – пословицами,   поговорками,   загадками,  которые   значительно   шире,   нежели   любой   другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Знакомим детей с прибаутками и небылицами. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных,  творческих навыков, необходимых  для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса. Небылицы  развивают   у   ребенка   чувство   юмора,   а   также   логическое   мышление, стимулируют познавательную деятельность. Музыкальные  скороговорки  использую   в   работе   по   совершенствованию   вокальных навыков, четкого произношения слов, правильной дикции. Неотъемлемой частью занятий являются  игровые и плясовые песни –  образно яркие, напевные,   поэтичные.   Исполняя   с   детьми   эти   песни,   устраиваем   импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Благодаря записям Г.С. Виноградова сохранился еще один тип игр, непосредственно зависящий от ритмической организации текста и особого способа его произнесения, – сечки. Это развлечение, упражнение для руки глаза, координация слова и действия. Применяю их для разрядки на занятиях. Подговорки  –   это   малый   фольклорный   жанр,   в   котором   в   стихотворной   форме раскрывается   техника   исполнения   танцевального   движения,   его   название.   Использую подговорки   для   усвоения   танцевальных   движений.   Красивое   исполнение   танца   ­ самовыражение каждого ребенка.  Дети очень любят петь частушки – находят дома с родителями новые частушки или сочиняют сами. 3 Нравится   детям   водить   хороводы   –  это   жанр,   в   котором   поэтико­музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Участвуя в хороводе, ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной, селезнем и уткой, ясным соколом и белой лебедью, Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие – развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее. Изучение   календарного   детского   фольклора   осуществляли   через   участие   детей   и родителей в календарных праздниках. Ведь не проходит ни одного народного праздника, в котором дети не принимали бы участия. На Святках с (Рождества до Крещения) мы с детьми ходили   со   «звездой»   ­   поздравляли   соседей   колядной   песней,   встречали   и   провожали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц. В троицын праздник украшали с детьми березку и пели ей песенки, водили хороводы. Изготовили шумовые инструменты: трещотки, рубель, коробочку, колотушки. В   старших   группах   при   проведении   праздников   привлекали   родителей.   Например, Праздник Осени в старшей – подготовительной группе был составлен по сказке «Репка», в котором все взрослые роли играли родители. На празднике «Живи в веках моя Россия» дети обобщили знания о Российской Армии и ее защитниках, папы на этом празднике проявили себя в знании пословиц об Армии, а  вокальный ансамбль мам исполнил песню о России. 3) Одним из самых действенных методов активизации родителей является организация традиционных праздников и конкурсов. В   нашем   детском   саду   проводятся   многие   интересные   конкурсы   для   педагогов   и родителей, такие как:  конкурс музыкальных уголков, где все педагоги проявляют свое творчество и выдумку. Активное участие приняли и родители – они дома совместно с детьми изготовили шумовые музыкальные инструменты.   конкурс детских альбомов с песенками – активными участниками также были дети и педагоги, дети подбирали картинки к песенкам и оформляли альбомы рисунками.   конкурс «Сарафан для дочки», где родители шили русские народные сарафаны из разных материалов.   конкурс   семейных   театров,   в   котором   поучаствовали   дети   и   родители   из   5 групп. Дети познакомились с разными видами театра – кукольный театр, варежковый театр, театр платковой куклы, театр игрушки и драматизация. Традиционными   праздниками   в   детском   саду   стали   праздники   –   «День   пожилого человека»   и   «День   матери».   Также   проводим   и   нетрадиционные   праздники   такие   как «Веселые посиделки», в котором центр праздничного действа стал самовар с сушками. С детьми выучили хоровод «Во саду ли в огороде» и частушки о России., а родители выступили в роли скоморохов.   они   стали   более   активными, Таким   образом,   благодаря   проведенной   работе   у   детей   произошли   существенные изменения,   эмоциональными, самостоятельными   –   сами   организуют   игры.   75%   детей   проявляют   живой   интерес   к народному   творчеству   во   всех   его   формах.   Высокий   уровень   развития   музыкальных способностей у 65% детей.   раскрепощенными, 4 Родители стали активными участниками праздников и развлечений, т.е. приобщаются к народной культуре вместе с детьми. С их помощью  в ДОУ оснащена развивающая среда. Огромное   значение   этих   мероприятий   заключается   в   том,   что   в   процессе   их проведения   возникает   уникальная   возможность   содержательного   взаимодействия   между детьми   и   родителями.   Сотрудничество,   сопричастность,   духовное   взаимопроникновение требуют   от   родителей   усилий,   но   зато   они   рождают   в   сердцах   детей   любовь,   гордость, признательность, потребность общаться. 5 Список литературы 1. 2. Арсенина Е. А., Звени задорная частушка! – М.: Глобус, 2007 г.  Василенко   В.А.   Детский   фольклор.­   В   кн.   Русское   народное   поэтическое творчество. ­ М.: Наука, 1978. – 214 с.  3. 4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. ­ М.: Просвещение, 1988. – 310 с. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. ­ М.: Просвещение, 1989. – 291 с.  5. Всероссийская   перепись   населения   2002   ­   Всероссийская   перепись   населения 2002 года.  14­18.  6. 7. Горюнова Л. Мир народного творчества // Музыка  в  школе. ­ № 1. ­ 1990. – С. Гришина Г. Н.,   Петров В. М., Короткова Л. Д.   Сборники: Осенние, весенние, летние, зимние игры, забавы для детей. ­ М.:  Глобус, 1999 г.  Зимина  А.Н., Мельникова Л.И.Детский музыкальный фольклор. ­ М.,  2000г.  Круглый год ­ русский календарь. ­  М.: Правда, 1998 г. 8. 9. 10. Мельников   М.Н.   Детский   фольклор   и   проблемы   народной   педагогики.   ­ Новосибирск, 1987. – 156 с. 11. Мешканцов,   А.А.   Источники   финансирования   в   сфере   культуры   [Текст]   /   А. Мешканцов // Культура: управление, экономика, право. ­ 2004. ­ № 1. ­ с. 4­8. 12. Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре. – М.: Музыка, 1985. – 80 с.  13. Прыгунова Е. Н., Разумова И. А., Преподавание фольклора. ­ СПб., 2001 г. 14. Русское народное творчество и обрядовые праздники.­  Владимир, 1995г. 15. Сохранение   и   возрождение   фольклорных   традиций.   –   Вып.   1.   –   М.:   Научно­ исследовательский институт культуры, 1990. – 256 с. 16. Уроки по народной культуре.  – М.: Владос, 2003 г. 17. Федеральный   Закон   «О   некоммерческих   организациях»   от   12.01.96   г. //Российская газета от 18.01.95 г. 18. Шамина Л.В. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе народного образования. // Сборник научных трудов НИИ культуры. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып. 1. М., 1990, 256 с.  19. Эксанишвили Э. Воспитание и обучение детей на основе народной музыки. ­ М.: Высшая школа, 2001. – 403 с. 6

«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»

«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»

«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»

«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»

«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»

«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»

«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»

«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»

«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»

«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»

«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»

«Музыкальный народный фольклор как условие формирования личности дошкольника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2019