Музыкальный звук

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 12.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Какой звук может считаться музыкальным, а какой напротив, нельзя считать музыкальным? Звук музыкальный — это звук, который обладает: • определённой высотой (высота основного тона обычно от до субконтроктавы до до — ре пятой октавы (от 16 до 4000 — 4500 Гц); • тембром, который определяется присутствием в звуке обертонов и зависит от источника звука. По тембру звуки очень разнообразны; • громкостью, которая не может превышать порога болевого ощущения; • длительностью.
Иконка файла материала 1.docx
Музыкальный звук Какой звук может считаться музыкальным, а какой напротив,  нельзя считать музыкальным?  Звук музыкальный — это звук, который обладает:   определённой высотой (высота основного тона обычно от  до субконтроктавы до до — ре пятой октавы (от 16 до 4000 — 4500 Гц);   тембром, который определяется присутствием в звуке  обертонов и зависит от источника звука. По тембру звуки  очень разнообразны;   громкостью, которая не может превышать порога болевого  ощущения;   длительностью.  В сущности, звук в физике ­ явление колебательного движения  частиц в упругих средах, распространяющегося в виде волн,  более всего часто мы воспринимаем звуки в воздухе.  Физическая особенность музыкального звука состоит в том, что  звуковое давление в нём является периодической функцией  времени (подробнее об этом: «Фейнмановские лекции по  физике», том 4, глава 50 (Москва, изд. «Мир», 1967 год), а  также «Элементарный учебник физики», том 3, глава II  (издательство «Наука», 1972 г., издание 8­е, под редакцией  академика Г. С. Ландсберга)).Важной характеристикой звука считается его спектр ­  совокупность простых гармонических (синусоидальных)  колебаний, на которые раскладывается звук, представленный  чаще всего графиком соотношения амплитуд (образно  выражаясь, размахом скачков) и частот (количеством скачков  за единицу времени) этих колебаний.  Звук сплошного спектра слышится как шум. Все музыкальные  звуки имеют линейчатый (или комбинированный, очень близкий  к линейчатому ­ у фортепиано, к примеру) спектр. Такой  спектр на графике выглядит как множество отрезков разной  длины ­ множество тонов кратных частот и разной амплитуды,  называемых в этом случае гармониками.  Первый отрезок самой низкой частоты и самой высокой  амплитуды называется основным тоном, все прочие ­  обертонами, призвуками основного тона, их амплитуда в целом  резко убывает с ростом частоты. Природа наделила эти звуки  замечательным свойством ­ отношения частот основного тона и  всех обертонов можно представить рядом натуральных чисел,  поэтому восходящий по частоте ряд обертонов называется  натуральным звукорядом.  Музыкальные звуки одной и той же длительности чётко  количественно характеризуется высотой ­ восприятием на слух  частоты основного тона, ­ и качественно различаются тембром,  определяемым обертонами. Еще одной существенной  субъективной характеристикой является громкость, зависящяя  от интенсивности и частоты звука. Аппарат человеческого  слуха довольно интересен ­ мы воспринимаем звуки с частотами приблизительно от 16 Гц до 20 кГц, ощущаем изменение  громкости и высоты логарифмически (отсюда всестороненнееприменение такой нелинейной относительной единицы, как Бел  или дециБел) и наиболее чувствительны к звукам в диапазоне от 450 Гц до 5 кГц; они кажутся нам громче остальных при той же  интенсивности, и именно в этом диапазоне, расширенном до  нижнего порога слышимости, находятся все музыкальные  звуки.  Октава (от лат. octava — восьмая) — музыкальный интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет 1 к 2.  Субъективно на слух октава воспринимается как устойчивый,  базисный музыкальный интервал. Два последовательных звука,  отстоящие на октаву, воспринимаются очень похожими друг на  друга, хотя явно различаются по высоте.  Интервал в музыке (от лат. intervallum — промежуток,  расстояние, разница) — музыкальное соотношение двух  ступеней, то есть звуков, имеющих определённые названия.  Нижний звук интервала называется его основанием, верхний —  вершиной.  Простые интервалы Количество  ступеней 1 2 3 4 5 6 7 Название  интервала Прима Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима8 Октава Составные интервалы Количество  ступеней 9 10 11 12 13 14 15 Название интервала Нона (секунда через  октаву) Децима (терция через  октаву) Ундецима (кварта  через октаву) Дуодецима (квинта  через октаву) Терцдецима (секста  через октаву) Квартдецима  (септима через  октаву) Квинтдецима  (двойная октава) Музыкальные звуки организуются в музыкальную систему. В  каждой октаве обычно используются лишь 12 звуков,  отстоящих на полутон друг от друга. Динамические оттенки  подчинены шкале громкостей, не имеющей абсолютных  значений. В наиболее употребительной шкале длительностей  соседние звуки находятся в отношении 1:2 (восьмые так  относятся к четвертям, как четверти к половинам, и т. п.). Измузыкальных звуков строится музыка.  Все приставки ­ "чистая", "малая", "большая", "увеличенная",  "уменьшенная" ­ помогают понять, какой же именно по тоновой  величине простой интервал разделяет два звука в музыкальной  системе, звукоряде. Например, в секунде до­ре один тон  (большая секунда), а секунда ми­фа состоит всего лишь из  полутона (малая секунда). Интервалы могут быть изменены ­  увеличены (из чистых и малых) и уменьшены (из чистых и  больших) ­ для этого один из звуков интервала повышается или  понижается на полутон. Такое действие для звука называется  альтерацией. Возможно двойное увеличение или уменьшение  интервала в случае разнонаправленной альтерации его  основания и вершины. Всякая такая альтерация считается  хроматизмом и не меняет качественного характера интервала ­  например, из чистой кварты до­фа понижением вершины  получается уменьшенная кварта до­фа­бемоль. Она  количественно не соответствует большой терции до­ми, но  одинакова с ней по тоновому составу ­ это и есть интервалы,  равные энгармонически.  Таблица интервалов Название Обозначен ие Тоновая величин а   Чистая  прима Малая  секунда Большая  .ч.1 .м.2 .б.2 T ­2 2 0  тоно в 0,5  тона 1секунда Малая  терция Большая  терция Чистая  кварта Увеличенна я кварта .м.3 .б.3 .ч.4 .ув.4 Уменьшенн ая квинта .ум.5 Чистая  квинта Малая  секста Большая  секста Малая  септима Большая  септима Чистая  октава .ч.5 .м.6 .б.6 .м.7 .б.7 .ч.8 m M 4 ­5 ­5 5 +5 6 7 +7 8 тон 1,5  тона 2  тона 2,5  тона 3  тона 3  тона / 3,5  тона 4  тона 4,5  тона 5  тона 5,5  тона 6  тоно в Соотношения частот в интервалах полутонов соотношение  частот варианты0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1:1 16:15 9:8 6:5 5:4 4:3 7:5 3:2 8:5 5:3 16:9 15:8 2:1 ч 1 (чистая  прима) ув 1, м 2 б 2, ум 3 ув 2, м 3 б 3, ум 4 ув 3, ч 4 ув 4, ум 5  («тритон») ч 5, ум 6 ув 5, м 6 б 6, ум 7 м 7, ув 6 б 7, ум 8 ув 7, ч 8, ум 9  Большими и малыми могут быть секунды, терции, сексты и  септимы;   Чистыми могут быть примы, кварты, квинты и октавы;   Увеличенными и уменьшёнными могут быть любые  интервалы (за исключением уменьшённой примы, которая  не может существовать на практике)   Дважды увеличенными могут быть примы и кварты;   Дважды уменьшёнными могут быть квинты и октавы  Обращения интерваловОбращением интервала называется перемещение его звуков на  октаву вверх или вниз таким образом, чтобы они поменялись  местами: верхний стал нижним, а нижний — верхним. При  обращении качество интервала меняется на противоположное:  большой становится малым, увеличенный — уменьшённым и  наоборот. Чистый интервал остаётся чистым. При обращении  простого интервала на октаву переносится один из его звуков,  при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов  всегда равна девяти.  Основной  интервал Прима (1) Секунда (2) Терция (3) Кварта (4) Квинта (5) Секста (6) Септима (7) Октава (8) Обращённый  интервал Октава (8) Септима (7) Секста (6) Квинта (5) Кварта (4) Терция (3) Секунда (2) Прима (1) Если требуется обратить составной интервал, на октаву  переносятся оба его звука (верхний — вниз, нижний — вверх),  при этом сумма цифровых обозначений обоих интервалов  всегда равна шестнадцати.  Основной  интервал Нона (9) Обращённый  интервал Септима (7)Секста (6) Децима (10) Квинта (5) Ундецима (11) Дуодецима (12) Кварта (4) Терцдецима (13) Терция (3) Квартдецима (14) Секунда (2) Квинтдецима (15) Прима (1)