В сущности, звук в физике - явление колебательного движения частиц в упругих средах, распространяющегося в виде волн, более всего часто мы воспринимаем звуки в воздухе. Важной характеристикой звука считается его спектр - совокупность простых гармонических (синусоидальных) колебаний, на которые раскладывается звук, представленный чаще всего графиком соотношения амплитуд (образно выражаясь, размахом скачков) и частот (количеством скачков за единицу времени) этих колебаний. Звук сплошного спектра слышится как шум. Все музыкальные звуки имеют линейчатый (или комбинированный, очень близкий к линейчатому - у фортепиано, к примеру) спектр.
В сущности, звук в физике явление колебательного движения
частиц в упругих средах, распространяющегося в виде волн,
более всего часто мы воспринимаем звуки в воздухе. Важной
характеристикой звука считается его спектр совокупность
простых гармонических (синусоидальных) колебаний, на
которые раскладывается звук, представленный чаще всего
графиком соотношения амплитуд (образно выражаясь,
размахом скачков) и частот (количеством скачков за единицу
времени) этих колебаний. Звук сплошного спектра слышится
как шум. Все музыкальные звуки имеют линейчатый (или
комбинированный, очень близкий к линейчатому у
фортепиано, к примеру) спектр. Такой спектр на графике
выглядит как множество отрезков разной длины множество
тонов кратных частот и разной амплитуды, называемых в этом
случае гармониками. Первый отрезок самой низкой частоты и
самой высокой амплитуды называется основным тоном, все
прочие обертонами, призвуками основного тона, их амплитуда
в целом резко убывает с ростом частоты. Природа наделила эти
звуки замечательным свойством отношения частот основного
тона и всех обертонов можно представить рядом натуральных
чисел, поэтому восходящий по частоте ряд обертонов
называется натуральным звукорядом. Музыкальные звуки одной
и той же длительности четко количественно характеризуется
высотой восприятием на слух частоты основного тона, и
качественно различаются тембром, определяемым обертонами.
Еще одной существенной субъективной характеристикой
является громкость, зависящяя от интенсивности и частоты
звука. Аппарат человеческого слуха довольно интересен мы
воспринимаем звуки с частотами приблизительно от 16 Гц до 20кГц, ощущаем изменение громкости и высоты логарифмически
(отсюда всестороненнее применение такой нелинейной
относительной единицы, как Бел или дециБел) и наиболее
чувствительны к звукам в диапазоне от 450 Гц до 5 кГц; они
кажутся нам громче остальных при той же интенсивности, и
именно в этом диапазоне, расширенном до нижнего порога
слышимости, находятся все музыкальные звуки.
Для минимального выражения музыкальной мысли построения
мелодии необходимы различные по высоте звуки и их
сочетания. Всякое соотношение двух звуков по высоте, а точнее
по частоте основного тона, в музыке и акустике называется
интервалом если звуки взяты одновременно (созвучие), то
интервал гармонический, если последовательно, то
мелодический. Более высокий звук при этом зовется вершиной,
а более низкий основанием. Издавна человек отметил, что
наиболее приятными, спокойными, красивыми кажутся ему
такие сочетания звуков, где их высоты относятся как самые
простые числа натурального ряда естественная
пропорциональность как объективный критерий красоты.
Само собой, в мелодиях тех времен по возможности
использовались только такие интервалы система высотных
взаимоотношений между звуками в виде четкой
математической структуры стала называться музыкальным
строем, расположение этих звуков по высоте звукорядом (не
стоит путать его с натуральным звукорядом обертонов), а
отдельные его звуки стали именоваться ступенями.
Музыкальный строй находил свое практическое применение в
конструировании и настройке музыкальных инструментов.
Простейшим вариантом созвучия является унисон, совпадениезвуков по высоте, так называемый интервал чистой примы,
самый совершенный консонанс. Не трудно догадаться, что
следующее отношение высот из самых простых 2:1, два к
одному. Это есть интервал чистой октавы, весьма совершенный
консонанс такие звуки тоже практически сливаются по
ощущению слушателя. Физический смысл этого очень прост, и
напрямую связан с натуральным звукорядом обертона
основания включают в себя все обертона вершины, включая
основной тон. Получается, что вершина как бы усиливает
призвуки основания, не внося никаких новых частотных
составляющих. Отношения 3:1, 4:1 и так далее аналогичны по
природе, но гораздо более остры для слуха ведь усиливаются
все более дальние призвуки основания, неуловимо тихие при
его сольном звучании. Очередное простое отношение, также
объединяющее многие обертона пары звуков (и соотносящее
частоты первого и второго обертонов) 3:2, чистая квинта,
совершенный консонанс. Последний совершенный консонанс,
чистая кварта, получался из соотношения высот 4:3.
Все эти отношения были известны в Древней Греции и легли в
основу мелодически благозвучного Пифагорова строя,
применявшегося в свое время только для одноголосной музыки
и поныне типичного для музыки некоторых народов. Ступени
уже известного в то время семиступенного звукоряда для
такого строя получались из сложения (умножения отношений)
уже описанных интервалов относительного некоего основного
тона. В средневековье, где Пифагоров строй стал
главенствующим уже для многоголосной музыки, им были даны
привычные нам буквенные названия (до, ре, ми, фа, соль, ля, си по первым слогам церковного гимна). Сами интервалы, в
целом именуемые простыми, стали носить названия латинских
числительных прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста,
септима и октава. Упомянутая приставка "чистый"
гарантировала простую пропорцию в отношении. Соседние
ступени интервально соотносились либо как 9:8 (один тон в
современном понимании), либо как 256:243 (один полутон).
Также в разные времена в музыке обращались к так
называемому чистому строю, в котором довольно сложное
интервальное отношение терции Пифагорова строя (81:64)
заменялось на гораздо более лаконичное и естественное с точки
зрения натурального звукоряда 5:4 это соотношение также
использовалось в качестве базы для построения интервалов (в
том числе основных, вроде малой терции 6:5).
Чистый строй имел более богатое и яркое гармоническое
звучание, способствовал формированию мажорного и
минорного ладов и общему развитию гармонии, но в нем всего
острее проявились недостатки неравномерных строев. К тому
времени (XIV век) основным церковным инструментом стал
многоголосый орган, вовсю использовались тональные переходы
и смещение (транспонирование) мелодий вверх и вниз,
потребовавшее расширения звукоряда и введения новых
интервалов, кроме семи простых фактически, разделения
тонов на полутона. Простым делением ничего нельзя было
добиться ведь половина тона не была равна полутону (корень
из 9:8 не равен 256:243)! Тогда эти новые интервалы (сейчас
вкупе с простыми называющихся основными) получали,
откладывая от базового тона (до) в обе стороны чистые квинты
и добавляя к новым звукам относительно названий старых знак"диез" при движении вверх и "бемоль" при движении вниз.
Для рационального построения инструментов фиксированной
настройки получившийся квинтовый круг должен быть
замкнутым относительно октавы, на деле же в нем различались
по высоте звуки до, сидиез и двойное понижение редубль
бемоль и это кроме того, что к семи основным ступеням
распространенной музыкальной системы добавилось пять пар
(например, сольдиез и лябемоль) дополнительных, очень
близких по высоте между собой. Многолетней практикой было
решено оставить только пять дополнительных звуков (но
сохранились инструменты с 17ю клавишами в октаве),
пониженные логически приравняли к повышенным в теории
музыки такое равенство называется энгармонизмом. Таким
образом, каждая октава в получившемся звукоряде включала в
себя двенадцать звуков, использовалось двенадцать интервалов.
Так настраивались все средневековые клавишные инструменты
при неизменном октавном соотношении, все прочие звуки
настраивались квинтами (а также большими терциями, в случае
чистого строя), использовались либо пониженные, либо
повышенные звуки. В результате при относительном
мелодическом благозвучии, часть гармонических интервалов
звучала просто ужасно (их называли "волчьими").
Решением стала темперация выравнивание интервальных
соотношений, сутью которой были небольшие изменения
величин интервалов (главным образом самих квинт) по
сравнению с акустически точной по натуральному звукоряду
величиной. Основой для такого шага явилось еще однозамечательное психофизиологическое свойство человека,
открытое, впрочем, много позже зонное восприятие звука.
Зоны в музыке области, при изменении в пределах которых
физических количественных характеристик звука, в данном
случае частоты основного тона, качественно не меняется его
восприятие человеком (зоны также наблюдаются в области
темпа, ритма, тембра и динамики). Так был создан равномерно
темперированный строй, использующийся теперь повсеместно
по всему миру. Минимальное расстояние (точнее говоря,
соотношение) между соседними ступенями полутон в нем
строго равно корню двенадцатой степени из двойки, двенадцать
полутонов в сумме дают чистую октаву (2:1). Любой тон в
точности равен двум полутонам, а интервал чистой квинты, к
примеру, имеет соотношение 2,9966:2. В таком строе
энгармонически равные интервалы равны и по величине
отношения высот звуков на самом деле, это немного
ограничивает интонационные, выразительные возможности
инструментов с фиксированной настройкой. На инструментах
же вроде скрипки, виолончели, валторны, тромбона и даже
человеческого голоса возможно исполнение точных интервалов,
продиктованных ладовой структурой. В качестве базового тона,
с которого ведется настройка высот остальных звуков, выбрана
частота 440 Гц, это ля первой октавы современного звукоряда.
Всякий интервал определяется объемной (количественной)
величиной числом составляющих его ступеней
семиступенного звукоряда, и тоновой (качественной)
величиной числом заполняющих его тонов и полутонов. Вот
полный список основных интервалов:Название
Обозначение
.б.2 2
.б.3 M
.ч.1 T
Чистая прима
Малая секунда .м.2 2
Большая
секунда
Малая терция .м.3 m
Большая
терция
Чистая кварта .ч.4 4
Увеличенная
кварта
Уменьшенная
квинта
Чистая квинта .ч.5 5
Малая секста
Большая секста .б.6 6
Малая септима .м.7 7
Большая
септима
Чистая октава .ч.8 8
.б.7 +7
.ув.4 5
.ум.5 5
.м.6 +5
Тоновая
величина
0 тонов
0,5 тона
1 тон
1,5 тона
2 тона
2,5 тона
3 тона
3 тона /
3,5 тона
4 тона
4,5 тона
5 тона
5,5 тона
6 тонов
Все приставки "чистая", "малая", "большая", "увеличенная",
"уменьшенная" помогают понять, какой же именно по тоновой
величине простой интервал разделяет два звука в музыкальной
системе, звукоряде. Например, в секунде доре один тон(большая секунда), а секунда мифа состоит всего лишь из
полутона (малая секунда). Интервалы могут быть изменены
увеличены (из чистых и малых) и уменьшены (из чистых и
больших) для этого один из звуков интервала повышается или
понижается на полутон. Такое действие для звука называется
альтерацией. Возможно двойное увеличение или уменьшение
интервала в случае разнонаправленной альтерации его
основания и вершины. Всякая такая альтерация считается
хроматизмом и не меняет качественного характера интервала
например, из чистой кварты дофа понижением вершины
получается уменьшенная кварта дофабемоль. Она
количественно не соответствует большой терции доми, но
одинакова с ней по тоновому составу это и есть интервалы,
равные энгармонически.
Перемещение основания интервала вверх (или вершины вниз)
на октаву называется обращением интервала. Все чистые
интервалы обращаются в чистые, большие в малые, увеличенные
в уменьшенные и наоборот. Именно с помощью обращений
построенный по квинтам звукоряд убирается в пределы одной
октавы. Интервалы же шире октавы (составные) образуются
прибавлением к октаве основных и имеют те же свойства это
нона (7 тонов), децима (8), ундецима (8,5), дуодецима (9,5),
терцдецима (10,5), квартдецима (11,5) и квинтдецима (12).
Из перечисленных интервалов чистая прима и чистая октава
считаются весьма совершенными консонансами, чистая кварта и
чистая квинта образуют пару совершенных консонансов,
несовершенными консонансами являются терции и сексты.Секунды, септимы, а также увеличенная кварта и уменьшенная
квинта считаются диссонирующими интервалами. Они,
несмотря на дискредитирующее именование, имеют огромное
значение в современной музыке.
Не касаясь гармонических многозвучий, и внимательно
рассматривая (точнее говоря, прослушивая) мелодию в одном
голосе можно заметить, что составляющие ее звуки кроме всех
перечисленных акустических качеств имеют еще одно, заметное
только в соотношении с другими звуками в процессе развития
мелодии. Часть звуков обладает неустойчивым характером
(вызывая эмоции напряженности, беспокойствия), стремясь и
тяготея к другим, устойчивым звукам (вызывающим в
последовании мелодии ощущение покоя, расслабленности), в
особенности к одному самому устойчивому, опорному. Система
таких взаимотношений устоев и неустоев, сформулированная
интервально в рамках какоголибо строя и выраженная в
конкретном звукоряде и называется ладом. Критерием
существования определенного лада следует считать именно
качественное (пусть даже эстетическое) различие его ступеней.
Первая ступень, основной устой именуется тоникой, а
восходящая или нисходящая последовательность всех ступеней
лада в пределах одной октавы называется гаммой. Термином
ладотональность определяют конкретное звуковысотное
положение лада (точнее говоря, его тоники). В русской
терминологии то же самое чаще называется просто
тональностью.