Музыковедение

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 12.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Музыковедение — наука о музыке, одна из областей искусствознания. Это верно, но лишь отчасти. В музыковедении действительно есть научное ядро — система объективных знаний о музыке и музыкальной культуре. Есть в нем, однако, и литературно-художественные интерпретации музыки, музыкально-критические эссе, художественно-публицистические очерки. Поэтому музыковедение правильнее понимать как особую сферу общественного сознания и деятельности, промежуточную между искусством и наукой, связывающую художественное и научное познание, содействующее развитию музыкальной культуры общества.
Иконка файла материала 1.docx
Музыковедение — наука о музыке, одна из областей  искусствознания. Это верно, но лишь отчасти. В музыковедении действительно есть научное ядро — система объективных  знаний о музыке и музыкальной культуре. Есть в нем, однако, и  литературно­художественные интерпретации музыки,  музыкально­критические эссе, художественно­ публицистические очерки. Поэтому музыковедение правильнее  понимать как особую сферу общественного сознания и  деятельности, промежуточную между искусством и наукой,  связывающую художественное и научное познание,  содействующее развитию музыкальной культуры общества. Отрасли музыковедения — теория музыки, история музыки,  музыкальная этнография, музыкальная критика. Музыкальная  акустика, изучающая акустические предпосылки музыкального  искусства, и музыкальная психология, изучающая психологиюмузыкального творчества и восприятия, входят в  музыковедение как самостоятельные разделы и вместе с тем  являются частью физики (музыкальная акустика) или  психологии (музыкальная психология). В 60—70­е гг. 20 в.  выделилась как особая дисциплина музыкальная социология,  изучающая конкретные формы жизни музыки в обществе.  На комплексное понимание музыковедения указывает и сам  термин. «Ведение» — знание. Знания о музыке, оформленные в  систему, образуют музыкальную науку. Ведение — это и  интуитивное схватывание сути вещей. Не случайно в  этимологическом родстве с ним состоит слово «видение». И эта сторона тоже присутствует в музыковедении: ведь только  путем полного непосредственного духовного слияния с  музыкой можно постичь ее внутренний смысл.  Так рождаются проникновенные музыковедческие толкования  произведений. Связи с этимологически родственными словами  «совесть», «вежливый» прочерчивают еще одну — ценностно­ этическую сторону в музыковедении. Оно и в самом деле  оценивает музыку, стремится отделить произведения вечные,  способные обогатить человечество, поднять его на новую  ступень нравственного совершенства, от произведений ложного  искусства — безликих, вульгарных, слащавых и фальшивых,  лишь внешне занимательных. Этой задаче посвящает себя  музыкальная критика.  Есть в этом корне еще один важный смысловой оттенок —«заведовать». Музыковедение несет ответственность перед  обществом за состояние дел в музыкальной культуре. Оно  пронизывает собой всю систему музыкального образования и  воспитания, исследует эффективность бытия музыки в  обществе, с помощью музыкальной публицистики стремится  совершенствовать организацию музыкальной жизни и культуры.  Наука о музыке, средоточие объективных знаний, представляет  собой разветвленную систему исторических и теоретических  дисциплин. История музыки рассматривает процесс развития  музыкальной культуры (в масштабах истории человечества в  целом, отдельных национальных культур, различных эпох).  Народная музыка изучается фольклористикой. Бытие музыки в  обществе изучается музыкальной социологией, закономерности  музыкальной деятельности — психологией музыки, физические  предпосылки — музыкальной акустикой. Комплекс  музыкально­теоретических учений направлен на познание  самого устройства музыки: гармония изучает высотные связи  звуков, полифония — соединения голосов фактуры, учение о  музыкальных формах — принципы композиции. Исследования в этих и многих других частных дисциплинах опираются на  философско­эстетические основоположения музыкознания. К  ним относятся, например, представления о музыкальной  культуре, о содержании и форме в музыке, об интонации как  основе выразительности и др. Музыкальная наука развивается в  содружестве с науками об искусстве, культуре, о человеке,  обществе, истории. На знания, выработанные музыкальной  наукой и проверенные практикой, опираются музыкальнаякритика и публицистика.  Теоретическое музыковедение исследует: вопрос о способах  отражения действительности в музыке, основные  закономерности музыки, установившиеся в процессе её  исторического развития (в этом смысле оно сближается с  эстетикой); композиционные средства и приёмы, имеющие как  общее значение для всего музыкального искусства, так и  частное, в пределах какого­либо одного исторического периода. Изучению отдельных элементов музыки посвящены такие  музыкально­теоретические дисциплины, как мелодика,  ритмика, метрика, гармония, полифония, инструментовка,  учение о музыкальных формах. Эти дисциплины имеют не  только теоретическое, научно­познавательное значение, но и  представляют основу для выработки композиторской техники и практического овладения различными средствами музыкальной  выразительности. Целостное изучение конкретного  музыкального произведения на основе совокупных данных  отдельных теоретических дисциплин определяет сущность  метода и предмета особой дисциплины — анализа музыкальных  произведений, рассматривающего форму и содержание  произведения в их единстве. К области теоретического  музыковедения относятся также научно­методические  дисциплины, разрабатывающие принципы музыкального  исполнения (сольного и хорового пения, дирижёрского  искусства, игры на различных инструментах) и развития  музыкального слуха (сольфеджио).Историческое музыковедение имеет целью воссоздание  целостной картины развития музыкальной культуры в тесной  взаимосвязи различных её сторон и в зависимости от изменения  условий жизни общества.  В исследовании явлений музыкального творчества история  музыки опирается на данные музыкально­теоретического  анализа. Вместе с тем выводы теоретического музыковедения  не могут быть достаточно полными и научно обоснованными без учёта исторической обусловленности изучаемых явлений.  Наряду со всеобщей историей музыки, охватывающей историю  музыкальной культуры всех времён и народов и выясняющей  общие закономерности музыкально­исторического процесса на  различных ступенях развития человеческого общества,  историческое музыковедения включает в себя историю музыки  отдельных народов и стран, историю жанров и форм музыки  (например, оперы, симфонии, сонаты), видов исполнительского  искусства (пианизма, скрипичного искусства и т. п.), отдельных  областей музыковедения (например, история учения о  гармонии).Изучение народной музыки (музыкального фольклора) входит  как необходимая и органическая составная часть во всеобщую  историю музыки, так же как и в историю музыки каждой  отдельной страны. Вместе с тем изучением народного  музыкального творчества и его специфических особенностей  занимается также особая наука — музыкальная этнография.  Важная роль в музыкальной культуре принадлежит  музыкальной критике, т. е. анализу и оценке явлений  современной музыкальной практики.  Музыковедение зародилось во времена античности. В  настоящее время музыковедение как особая специальность  включено в систему музыкального образования.  Музыковедческие отделения музыкальных училищ и вузов  готовят преподавателей соответствующих дисциплин,  критиков, лекторов, работников музыкальных издательств,  радио и телевидения. Научная работа ведется в  исследовательских институтах, в консерваториях и других  высших учебных заведениях. Музыковедческой деятельностью  часто занимаются также композиторы и исполнители.  Ценнейшее музыкально­критическое и музыкально­ теоретическое наследие оставили Ж. Ф. Рамо, Р. Вагнер, Г.  Берлиоз, Р. Шуман, К. Дебюсси, М. И. Глинка, А. Н. Серов, Н.  А. Римский­Корсаков, П. И. Чайковский.  Музыковедческие труды пишутся в самых различных жанрах.  Одни из них, направленные на совершенствование музыкальнойнауки, адресуются к самим же музыковедам — таковы  диссертации, статьи и книги, исследующие сложные и  достаточно специальные проблемы. Другие — обращаются к  музыкантам, третьи — к самому широкому читателю, в  частности к детской и молодежной аудитории. Данный словарь  представляет собой один из жанров популярной  музыковедческой литературы. Задаче начального вхождения в  музыку служат и многие другие книги. Представление о них  дает список рекомендованной литературы в конце этой книги.