Музыковедение — наука о музыке, одна из областей искусствознания. Это верно, но лишь отчасти. В музыковедении действительно есть научное ядро — система объективных знаний о музыке и музыкальной культуре. Есть в нем, однако, и литературно-художественные интерпретации музыки, музыкально-критические эссе, художественно-публицистические очерки. Поэтому музыковедение правильнее понимать как особую сферу общественного сознания и деятельности, промежуточную между искусством и наукой, связывающую художественное и научное познание, содействующее развитию музыкальной культуры общества.
Музыковедение — наука о музыке, одна из областей
искусствознания. Это верно, но лишь отчасти. В музыковедении
действительно есть научное ядро — система объективных
знаний о музыке и музыкальной культуре. Есть в нем, однако, и
литературнохудожественные интерпретации музыки,
музыкальнокритические эссе, художественно
публицистические очерки. Поэтому музыковедение правильнее
понимать как особую сферу общественного сознания и
деятельности, промежуточную между искусством и наукой,
связывающую художественное и научное познание,
содействующее развитию музыкальной культуры общества.
Отрасли музыковедения — теория музыки, история музыки,
музыкальная этнография, музыкальная критика. Музыкальная
акустика, изучающая акустические предпосылки музыкального
искусства, и музыкальная психология, изучающая психологиюмузыкального творчества и восприятия, входят в
музыковедение как самостоятельные разделы и вместе с тем
являются частью физики (музыкальная акустика) или
психологии (музыкальная психология). В 60—70е гг. 20 в.
выделилась как особая дисциплина музыкальная социология,
изучающая конкретные формы жизни музыки в обществе.
На комплексное понимание музыковедения указывает и сам
термин. «Ведение» — знание. Знания о музыке, оформленные в
систему, образуют музыкальную науку. Ведение — это и
интуитивное схватывание сути вещей. Не случайно в
этимологическом родстве с ним состоит слово «видение». И эта
сторона тоже присутствует в музыковедении: ведь только
путем полного непосредственного духовного слияния с
музыкой можно постичь ее внутренний смысл.
Так рождаются проникновенные музыковедческие толкования
произведений. Связи с этимологически родственными словами
«совесть», «вежливый» прочерчивают еще одну — ценностно
этическую сторону в музыковедении. Оно и в самом деле
оценивает музыку, стремится отделить произведения вечные,
способные обогатить человечество, поднять его на новую
ступень нравственного совершенства, от произведений ложного
искусства — безликих, вульгарных, слащавых и фальшивых,
лишь внешне занимательных. Этой задаче посвящает себя
музыкальная критика.
Есть в этом корне еще один важный смысловой оттенок —«заведовать». Музыковедение несет ответственность перед
обществом за состояние дел в музыкальной культуре. Оно
пронизывает собой всю систему музыкального образования и
воспитания, исследует эффективность бытия музыки в
обществе, с помощью музыкальной публицистики стремится
совершенствовать организацию музыкальной жизни и культуры.
Наука о музыке, средоточие объективных знаний, представляет
собой разветвленную систему исторических и теоретических
дисциплин. История музыки рассматривает процесс развития
музыкальной культуры (в масштабах истории человечества в
целом, отдельных национальных культур, различных эпох).
Народная музыка изучается фольклористикой. Бытие музыки в
обществе изучается музыкальной социологией, закономерности
музыкальной деятельности — психологией музыки, физические
предпосылки — музыкальной акустикой. Комплекс
музыкальнотеоретических учений направлен на познание
самого устройства музыки: гармония изучает высотные связи
звуков, полифония — соединения голосов фактуры, учение о
музыкальных формах — принципы композиции. Исследования в
этих и многих других частных дисциплинах опираются на
философскоэстетические основоположения музыкознания. К
ним относятся, например, представления о музыкальной
культуре, о содержании и форме в музыке, об интонации как
основе выразительности и др. Музыкальная наука развивается в
содружестве с науками об искусстве, культуре, о человеке,
обществе, истории. На знания, выработанные музыкальной
наукой и проверенные практикой, опираются музыкальнаякритика и публицистика.
Теоретическое музыковедение исследует: вопрос о способах
отражения действительности в музыке, основные
закономерности музыки, установившиеся в процессе её
исторического развития (в этом смысле оно сближается с
эстетикой); композиционные средства и приёмы, имеющие как
общее значение для всего музыкального искусства, так и
частное, в пределах какоголибо одного исторического периода.
Изучению отдельных элементов музыки посвящены такие
музыкальнотеоретические дисциплины, как мелодика,
ритмика, метрика, гармония, полифония, инструментовка,
учение о музыкальных формах. Эти дисциплины имеют не
только теоретическое, научнопознавательное значение, но и
представляют основу для выработки композиторской техники и
практического овладения различными средствами музыкальной
выразительности. Целостное изучение конкретного
музыкального произведения на основе совокупных данных
отдельных теоретических дисциплин определяет сущность
метода и предмета особой дисциплины — анализа музыкальных
произведений, рассматривающего форму и содержание
произведения в их единстве. К области теоретического
музыковедения относятся также научнометодические
дисциплины, разрабатывающие принципы музыкального
исполнения (сольного и хорового пения, дирижёрского
искусства, игры на различных инструментах) и развития
музыкального слуха (сольфеджио).Историческое музыковедение имеет целью воссоздание
целостной картины развития музыкальной культуры в тесной
взаимосвязи различных её сторон и в зависимости от изменения
условий жизни общества.
В исследовании явлений музыкального творчества история
музыки опирается на данные музыкальнотеоретического
анализа. Вместе с тем выводы теоретического музыковедения
не могут быть достаточно полными и научно обоснованными без
учёта исторической обусловленности изучаемых явлений.
Наряду со всеобщей историей музыки, охватывающей историю
музыкальной культуры всех времён и народов и выясняющей
общие закономерности музыкальноисторического процесса на
различных ступенях развития человеческого общества,
историческое музыковедения включает в себя историю музыки
отдельных народов и стран, историю жанров и форм музыки
(например, оперы, симфонии, сонаты), видов исполнительского
искусства (пианизма, скрипичного искусства и т. п.), отдельных
областей музыковедения (например, история учения о
гармонии).Изучение народной музыки (музыкального фольклора) входит
как необходимая и органическая составная часть во всеобщую
историю музыки, так же как и в историю музыки каждой
отдельной страны. Вместе с тем изучением народного
музыкального творчества и его специфических особенностей
занимается также особая наука — музыкальная этнография.
Важная роль в музыкальной культуре принадлежит
музыкальной критике, т. е. анализу и оценке явлений
современной музыкальной практики.
Музыковедение зародилось во времена античности. В
настоящее время музыковедение как особая специальность
включено в систему музыкального образования.
Музыковедческие отделения музыкальных училищ и вузов
готовят преподавателей соответствующих дисциплин,
критиков, лекторов, работников музыкальных издательств,
радио и телевидения. Научная работа ведется в
исследовательских институтах, в консерваториях и других
высших учебных заведениях. Музыковедческой деятельностью
часто занимаются также композиторы и исполнители.
Ценнейшее музыкальнокритическое и музыкально
теоретическое наследие оставили Ж. Ф. Рамо, Р. Вагнер, Г.
Берлиоз, Р. Шуман, К. Дебюсси, М. И. Глинка, А. Н. Серов, Н.
А. РимскийКорсаков, П. И. Чайковский.
Музыковедческие труды пишутся в самых различных жанрах.
Одни из них, направленные на совершенствование музыкальнойнауки, адресуются к самим же музыковедам — таковы
диссертации, статьи и книги, исследующие сложные и
достаточно специальные проблемы. Другие — обращаются к
музыкантам, третьи — к самому широкому читателю, в
частности к детской и молодежной аудитории. Данный словарь
представляет собой один из жанров популярной
музыковедческой литературы. Задаче начального вхождения в
музыку служат и многие другие книги. Представление о них
дает список рекомендованной литературы в конце этой книги.