«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа
Оценка 4.7

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
окружающий мир
4 кл
20.01.2017
«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа
Исследовательская работа проведена в год 305-летия со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Мы, россияне, должны помнить свою историю, помнить людей, которые принесли славу нашей Родине. В ходе работы выяснили, как крестьянский сын получил права дворянства и уже имел право носить парик как ученый и как дворянин.
иссл работа.doc
Министерство образования и науки Республики Марий Эл Волжский муниципальный район МОУ « Помарская средняя общеобразовательная школа» «М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа Работу выполнил: Иванов Роман, 4 класс.                                                                                           Руководитель Султайкина М.Л., учитель начальных классов. с. Помары, 2016г. Содержание: Введение   ____________________________________________________ 3­4  I. Основная часть.         1.1. М.В. Ломоносов – великий ученый России _________________   5­8        1.2.  Парики в России  _______________________________________  8­9        1.3.  Детские годы Ломоносова _______________________________  9­12        1.4. Учеба вдали от дома _____________________________________ 12­16 II. Заключение  ________________________________________________   17 III. Список литературы  __________________________________________ 18 IV. Приложение     4.1. Приложение   2 Введение.       замечательный сын русского народа – Михаил Васильевич Ломоносов. Более   трех   столетий   прошло   с   того   времени,   когда   жил   и   творил Короток жизненный путь Ломоносова. Но за это время он совершил столько научных   открытий,   осуществил   столько   изобретений,   что   трудно   найти   во   всей предшествующей   мировой   истории   другого   человека   таких   огромных   и плодотворных дерзаний, творческих подвигов. По силе мысли, глубине знаний, разносторонности творчества Ломоносов не знал   себе   равных   в   предшествующей   истории   человечества,   да   и   на   протяжении последующих веков. В его жизни и делах воплощены лучшие черты русского народа. Ломоносов был рожден в России, жил для России и все свои силы, знания и помыслы отдал России. Многими   славными   именами   по   праву   гордится   Россия,   но   имя   Михаила Васильевича Ломоносова стоит особняком. Актуальность  Почему имя этого человека, даже через века, вызывает у нас интерес, уважение, восторг?   В   истории   каждого   народа   есть   великие   личности,   которые   столетиями   с неослабной силой привлекают к себе внимание. В этом году исполняется 305 лет со дня   рождения   выдающегося   русского   учёного   Михаила   Васильевича   Ломоносова. Мы, россияне, должны помнить свою историю, помнить людей, которые принесли славу нашей Родине. Он принадлежал к числу тех редких, исключительно одарённых натур, научные идеи которых на многие десятилетия опережают свою эпоху.  Ломоносов.  При   этом   слове   вспоминаем   о   человеке   в   белом   завитом   парике, румяного и полнолицего. Другого Ломоносова не представляем. Тема:  В его парике есть особый смысл? Или это традиция? 3 Гипотеза:  Если   по   традиции   парик   носили   богатые   образованные   мужчины,   то Михаил   Васильевич   Ломоносов   был   из   богатой   семьи   и   смог   получить   хорошее образование. Вот теперь надо это доказать или опровергнуть.   Цель моего исследования ­ выяснить, имеет ли парик Ломоносова особый смысл или это традиция  времени? Основные задачи  и способы их решения: ­ узнать об истории париков в России; ­ изучить биографию Михаила Васильевича;  ­ найти информацию о том, какую научную деятельность вел М.В. Ломоносов; ­ научиться работать с литературой; Интернет­ресурсами; ­ провести анкетирование.  Методы:  анализ научной литературы;  анкетирование;  создание электронной презентации.  Предмет изучения: история париков в России. Объект изучения: жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Практическая значимость моего исследования: ­   представить   результаты   исследования   на   школьной,   районной,   региональной научно­практической конференциях; ­   способствовать   пробуждению   познавательного   интереса   к   изучению   школьных предметов; ­  использовать   материал   на  уроках,  в  работе   кружка  «Юный  исследователь»  для любознательных.  4 1. Основная часть. 1.1. Михаил Васильевич Ломоносов – великий ученый. Михаил Васильевич Ломоносов – великий ученый России! А какой учёный? Физик?   Химик?   Геолог?...   Мы   еще   не   прикасались     к   серьезным   наукам,   а   вот старшие   классы   изучают   много   предметов.   С   вопросом,   кто   такой   Ломоносов,   я направился в 10 и 11 классы. Вот как ответили старшеклассники:  (вставить таблицу) Выяснилось, что не так много мы знаем об этом человеке, как он того заслуживает. Оказывается, что и то, и другое, и третье, и даже двадцатое – верно! Потому что Ломоносов работал в области всех наук своего времени. И в каждом направлении он совершил важнейшие открытия. Собрать всё о таком человеке не просто трудно, наверное, даже невозможно. Мы попытаемся кратко вспомнить о наиболее важных и интересных для нас открытиях великого человека.       Наряду с другими науками физика весьма обязана Ломоносову. В далёком 18 веке, благодаря ему, физика стала развиваться в ногу с остальным цивилизованным миром. Работая   в   Петербургской   Академии   наук,   переводит   с   немецкого   курс   физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке.                  Видное   место   в   его   творческой   деятельности   занимало   конструирование оптических приборов различного назначения: телескопа и “ночезрительной трубы”,   морской, перископа,   различных   вариантов   барометра   (Универсальный, самопишущий). Он создал особо точные весы, “большой маятник” для измерения силы тяжести и многие другие приборы.         В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность   уточнить   величину   расстояния   от   Земли   до   Солнца.   Но   только 5 Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие,   что   на   Венере   есть   атмосфера,   по­видимому,   более   плотная,   чем атмосфера   Земли.   Одного   этого   открытия   было   бы   достаточно,   чтобы   имя Ломоносова сохранилось в веках.  Далеко   опережая   современную   ему   науку,   Ломоносов   первым   из   ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что   в   образовании   хвостов   комет   действительно   участвуют   солнечные   лучи. Ломоносов создаёт теорию самосвечения комет и полярных сияний.                 Значительное   внимание   Ломоносов   уделил   исследованиям   атмосферного электричества, теории электромагнитной индукции.            Химия в его жизни занимала особое место. Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. В 1752­1753 ученый прочитал студентам   сопровождавшийся курс   “Введение   в   истинную   физическую   химию”, демонстрационными опытами и практическими занятиями. Он составил обширную программу исследований свойств растворов, разработал учение о природе цветов.         В Марбургском университете в Германии известный немецкий химик Фридрих Генкель знакомил студентов и Ломоносова с образцами руд и основами металлургии. Но только в своей химической лаборатории М. Ломоносову удалось найти состав, рецепт которого в Германии тщательно скрывался – состав для получения фарфора.        Благодаря Михаилу Васильевичу в 1746 году последовало указание канцелярии Академии   о   постройке   химической   лаборатории,     к   тому   времени   Ломоносов Высочайшим указом Елизаветы Петровны был назначен профессором химии, и стал действительным членом Российской Академии наук.                 Первым, с чего начал Ломоносов работу в новой химической лаборатории, было изготовление окрашенных стёкол. Его увлечение цветным стеклом возникло под влиянием итальянских мозаик, привезённых из Рима графом М.Л. Воронцовым. 6 Ученого тогда поразили красота и изящество этих мозаик, выложенных из природных разноцветных   камней,   и   он   решил   создать   нечто   подобное,   но   не   из   природных материалов, а из искусственных окрашенных стёкол.          Стекольная фабрика Ломоносова, построенная в Усть­Рудице, в 64 верстах от Петербурга,   являлась   современным   по   тому   времени   предприятием.   На   ней применялись   различные   технологические   приёмы   обработки   стекла:   выдувание, вытягивание,   литьё   и   другие   приёмы.           В   благодарность   за   учреждение   Усть­ Рудицкой фабрики учёный подарил Сенату мозаичный портрет Петра I.         Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стало «Полтавская баталия». Картина поразила всех своей красотой и размерами: её длина 6,4 метра и высота 4,8 метра.       Ныне эта картина висит в академии наук. Всего в мастерских Ломоносова было выложено около 40 мозаичных картин. За работы в области мозаичного искусства Болонская академия наук (Италия) в 1764 году избрала Ломоносова своим почётным членом.     Современные российские геологи считают Ломоносова первым геологом России. Он создал теорию о постоянных геологических изменениях земной поверхности под действием «подземного огня». (Ломоносов предположил, что причиной извержения вулканов   может   быть   землетрясение).      Сегодня   многое   из   того,  что   предсказал Ломоносов,   включено   в   учебники.   Интересны   для   нас   описание   наводнения, землетрясения, деятельность вулканов, происхождение минералов и горных пород, гипотеза перемещения материков.              Ему   принадлежит   разработка   принципов   новой   науки   ­   «экономической географии»,   доказательство   возможности   Северного   морского   пути   в   Индию. Ломоносов составляет «Полярную карту» и классифицирует полярные льды.                   Патриотизм и горячая любовь Ломоносова к своему народу особенно ярко сказались   в   его   трудах   по   истории   русского   народа.   Он   устанавливает   факт происхождения древнерусского языка от славянского. Одним из ярких свидетельств демократизма   Ломоносова   служит   его   знаменитое   письмо   к   И.   И.   Шувалову   “О сохранении и размножении российского народа”.   7 Ломоносов был и философом. Недаром во многих философских словарях 20 века его называют основоположником материалистической философии в России.  Его учебники и книги такие, как: «Российская грамматика», «Риторика»,  изданные на русском языке, позволили россиянам читать и узнавать произведения на родном языке, а также облегчили изучение такого сложного предмета как риторика.   Да, вклад Ломоносова в российскую культуру и науку огромен! А все ученые носили парик? Или богатые? И бедные тоже?  С этими вопросами обратились к учащимся 4­х классов, чтобы потом уже выступить  с результатом исследования перед ними. Вопросы:  1.Мужчины носили парики  а) только богатые     б) и бедные тоже     в) ученые 2. В 17­18 веках носить парик было   а) традицией   б) парик имеет особый смысл для  носящих  После проведения  опроса в двух 4­х классах нашей школы, получил следующий   результат: Богатые – 43,2%                   парик носили по традиции – 70% Бедные – 8,1%                       парик имеет особый смысл – 30% Ученые – 45, 9% Все – 2,7% 1.2. Парики в России. Из источников интернета узнаю,  парики были всегда. Британский парламент и суд,  по   сей   день   заседают   в   париках   из   белой   шерсти.  Более   того   эта   практика распространилась на другие страны. Получается, в парике есть особый смысл? Или это традиция? Но бессмысленные традиции умирают, а эта только растет. Загадка… Театральные подмостки, вот где чаще всего в современном мире можно встретить парик. Здесь он часть профессии, часть образа. Парик и сцена неразделимы.  Первые  парики  зародились  в Древнем  Египте.  В  России парики  были введены Петром I для обязательного ношения сначала придворными, затем в армии. В русской 8 армии при Петре I высший состав носил парики с завитыми локонами. Офицерские парики   пудрили,   солдатские,   сделанные   из   пакли,   покрывали   мукой,   смоченной квасом. Молодые офицеры укладывали в виде парика собственные волосы. Парики отменили для солдат в 1806­м, для офицеров — в 1807 году. У самого Петра I к парикам было непростое отношение. У него были длинные волосы, а парик, сделанный из его собственных волос, он надевал, как шапку, когда было   холодно   голове.  Сам   он   носил   короткий   парик   за   5   рублей,   что   и   тогда считалось дешево. Из­под парика выбивались длинные волосы. Во время персидского похода, в 1722 году, Петр остриг их, но не выбросил, а велел сделать из обрезков новый парик. Этот парик можно увидеть на восковой фигуре, находящейся в Санкт­ Петербурге. Парики были убором дорогим. Их завозили из Европы, и они имели свои названия: «грива», «пудель». В XVII веке каждому уважающему себя европейскому чиновнику  полагалось иметь как минимум три парика разных цветов: черный полагалось  надевать утром, коричневый – днем и светлый – во время вечерних выходов. Во  второй половине 17­18вв. аристократы ­ люди из благородных, знатных семей,  появлялись на людях исключительно в париках. Некоторые из них, имея почтенный  возраст, и в 19 веке появлялись в париках образца 18 века, подражая моде своей  молодости, и подчеркивая свое общественное положение. Из какой семьи был тогда Михаил Васильевич? 1.3. Детство Ломоносова.                   А какое детство было у М.В.Ломоносова?   Я попытался это выяснить по различным литературным и историческим источникам.   Михаил   Васильевич   Ломоносов   родился   в   1711   году   на   Севере,   в   селе Денисовке   Архангельской   губернии,   на   берегу   Белого   моря.   Отец   Михаила Ломоносова, Василий Дорофеев (или Федоров) был крестьянином. Он имел землю и суда для рыбного промысла по Мурманскому берегу. Мать Ломоносова — Елена Ивановна, урожденная Сивкова, дочь просвирни. Умерла, когда сыну было 9 лет. 9 Отец женился вторично. Мачеха не любила пасынка, и  Ломоносов называет ее злой и завистливой,   говорит,   что   она   «всячески   старалась   произвести   гнев   в   отце»   и вооружить его против сына. Такие тяжелые семейные условия, несомненно, имели большое влияние на складывающийся характер мальчика. До   девяти­десяти   лет   он   вел   жизнь,   похожую   на   жизнь   его   сверстников:    помогал родителям по хозяйству, играл в бабки и городки, зимой катался на санках, летом собирал грибы и ягоды, купался, учился грести. Лишь только минуло Михаилу 10 лет, как отец стал его брать с собою на рыбную ловлю в Белое море и Северный океан. Это делалось не только потому, что Василий Дорофеевич хотел приучить своего сына к морю и воспитать из него доброго рыболова и моряка, но и потому еще, что отец просто нуждался в помощнике для своего дела. Мальчик был здоровый, крепкий   и   сильный,   так   что   ж   ему   дома   сидеть,   у   печки   греться   да   с   мачехой ссориться!    Во время этих трудных и продолжительных поездок – по четыре недели подряд и более – молодой Ломоносов знакомился с величественной и суровой природой Северного океана; при этом он не оставался только простым созерцателем диких красот далекого Севера; нет, весьма нередко отец и сын вынуждены бывали вступать в   жестокую   борьбу   с   разбушевавшимся   океаном,   в   борьбу,   которая   могла закончиться только или победою над грозной стихией, или смертью их обоих.   Но помимо того, что эти далекие плавания развивали и укрепляли в мальчике стойкость характера, волю и смелость, они давали ему возможность знакомиться с бытом   северных   обитателей,   с   их   нравами   и   обычаями,   со   всевозможными промыслами и вообще наблюдать множество новых лиц, весьма различных по своему положению и кругозору. Таким образом, хотя мальчик до двенадцати лет и не учился грамоте, но его   естественные   умственные   способности   отнюдь   не   были   лишены   развивающей   их пищи. Ему приходилось сталкиваться с самыми разнообразными явлениями жизни и строить самостоятельно свои выводы. Так что можно с уверенностью сказать, что по своему умственному развитию в эти двенадцать лет Ломоносов стоял на несравненно 10 высшей   ступени,   чем,   например,   какой­нибудь   петербургский   школьник,   его сверстник, всю свою жизнь просидевший в каменном доме каменного города Первым учителем Ломоносова был крестьянин той же Куростровской волости    Иван Шубной, сын которого Федот Иванович Шубин впоследствии, вероятно не без содействия Ломоносова, состоял при Академии художеств.   Учение пошло легко, так что мальчик «через два года учинился, к удивлению всех,   лучшим   чтецом   в   приходской   своей   церкви.   Но   как­то   зайдя   в   дом односельчанина   Христофора   Дудина,   он   увидел   в   первый   раз   в   своей   жизни недуховные   книги.   Это   были   «Грамматика»   Смотрицкого   и   «Арифметика» Магницкого.   Как   Ломоносов   ни   просил   старика   Дудина   дать   ему   эти   книги   на несколько   дней,   дед     отвечал   на   все   просьбы   отказом.   Тогда   Ломоносов   избрал другой   путь.   Он   стал   особенно   ласков   с   тремя   сыновьями   старика,   старался   им всячески угодить, пока наконец не получил от них этих столь заманчивых книг. «От сего   самого   времени   не   расставался   он   с   ними   никогда,  носил   везде   с  собою   и, непрестанно читая, вытвердил наизусть. Сам он потом называл их вратами своей учености». Юный Ломоносов, с таким жаром накинувшийся на эти новые книги, не мог без   посторонней помощи понять  их содержания. А между тем жажда понять была очень велика! И вот он сидит по целым дням за книгами. Сварливая мачеха сердится и бранится, всячески старается «произвести гнев» в его отце, который становится на сторону   своей   жены   и   находит,   что   сын   его   предается   действительно   пустым занятиям. Любознательному юноше не остается ничего иного, как удалиться из дому в «уединенные и пустые места и терпеть стужу и холод». Вскоре Ломоносов выучил наизусть   обе   книги.   Все   то,   что   было   им   понято   и   усвоено,   нисколько   не удовлетворяло   его   любознательности,   а   скорее,   напротив,   возбуждало   ее. Подростком Михаил Ломоносов постоянно ездил с отцом на промыслы. В свободное время   он   читал   —   к   счастью,   будущего   ученого   рано   обучили   грамоте.   Его любимыми   книгами   («вратами   учености»)   были   занятые   у   односельчанина грамматика   Смотрицкого   и   арифметика   Магницкого.   Ломоносов   очень   хотел 11 продолжить            По Московскому почтовому тракту везли рыбу, пушнину, пеньку и многое обучение.   другое. За обозами отправлялся пеший люд. Кто на заработки, кто на богомолье, кто по   каким­то   другим   делам.   Такой   путь   в   1730   году   избрал   для   себя   Михайло Ломоносов.    Мучительно   и   долго   обдумывал   Михайло   расставание   с   родиной,   с отцом. Тяжело было, но стремление к наукам оказалось превыше всего. Будущий ученый знал, что мужики, соседи ездили обозом с рыбой в Москву и решил поступить так же. Михаил Ломоносов, пристав к обозу,  уходит в Москву учиться.   Таким образом, бегство Ломоносова совершилось около 7 декабря 1730 года.   Паспорт   юноше   удалось   достать   тайком,   при   помощи   управлявшего   тогда   в Холмогорах земскими делами Ивана Васильевича Милюкова. Сосед Фома Шубной, вероятно родственник первого учителя Ломоносова Ивана Шубного, снабдил его на дорогу полукафтаньем и, заимообразно, тремя рублями денег.     Что отец Ломоносова действительно знал, где его сын и что он делает, – это не подлежит никакому сомнению, так как Михаил Васильевич сам говорил, что получил от отца не одно письмо с просьбою воротиться домой. 1.4. Учеба вдали от дома. Через три недели Ломоносов был в Москве. Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных, ни   знакомых,   а   в   кармане   –   ни   копейки.   Первую   ночь   он   провёл   в   санях   под открытым небом. Первый день он провел в торговом рыбном ряду. На второй день рано утром им овладело отчаяние. Он упал на колени и начал плакать и молиться, не зная, что ему делать дальше, куда и к кому податься.  В этот момент явился приказчик из одного богатого дома покупать рыбу. Он оказался земляком Ломоносова. Узнав о том, что привело его в Москву, он отвел юношу к себе и поселил вместе с господскими слугами. У приказчика был знакомый монах   Заиконоспасского   монастыря,   в   котором   помещалась   Славяно­греко­ латинская академия. Монах согласился походатайствовать за Ломоносова. Так как 12 крестьянских детей в учение не принимали, ему пришлось назваться дворянином, и, благодаря   помощи   земляков,   Ломоносов   стал   студентом   единственного   тогда   в России высшего учебного заведения. На первых порах молодому человеку пришлось довольно тяжело в монастыре. Можно себе вообразить, в каком положении очутился высокий, статный юноша с пробивающимся пухом над верхней губой, когда поступил в низший класс школы и оказался товарищем малолетних школьников; представляю, с каким удивлением все эти   малые   ребята   уставились   на   него,  каким   звонким,  задорным   и   неудержимым смехом   разразились   все   они,  когда   узнали,   что   этот   здоровенный   парень   пришел зубрить вместе с ними латинскую азбуку! Шуткам, насмешкам и издевательствам, само собой разумеется, конца не было. Все прыгали вокруг него, кричали, хохотали, показывали  на него пальцем: «Смотрите­де, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться!» – как выразился сам Ломоносов, вспоминая об этом тяжелом для него времени. Конечно, психологически выдержать это было очень трудно!    Но   подобные   неприятности   были   весьма   незначительны   по   сравнению   с   той бедностью, в которой он очутился. В день выдавался всего один алтын жалованья. Из этой суммы он мог позволить себе истратить только денежку на хлеб, денежку на квас,   а   остальное   уходило   на   бумагу,   обувь   и   прочие   нужды.   Таким   образом приходилось   жить   изо   дня   в   день,  без   всякой   надежды   на   улучшение   в   близком будущем, и это после того довольства, которым он пользовался в отцовском доме! А тут еще письма отца, постоянные усовещивания и просьбы возвратиться, понять, что для него же, для сына, он копил копейку за копейкой, кровавым потом наживал состояние, которое по смерти его расхитят чужие люди. Желая, во что бы то ни стало   вернуть   сына,   Василий   Дорофеевич   пишет   ему,   что   такие­то   и   такие­то хорошие   люди   с   радостью   отдадут   за   него   своих   дочерей.   Сколько   соблазна! Недаром Ломоносов писал, вспоминая об этой тяжелой поре: «Обучаясь в Спасских школах,   имел   я   со   всех   сторон   отвращающие   от   наук   пресильные   стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели».  13 Таким образом, я увидел, что первые годы учёбы дались Ломоносову очень нелегко, но превозмогая все преграды, этот человек неуклонно шел к свой цели! В Заиконоспасском монастыре Ломоносов принялся учиться с великой охотою   и неослабевающей энергией. По прошествии первого полугодия его переводят уже из низшего класса во второй; затем, в том же году, – в третий класс. Через два года он уже   настолько   овладел   языком   древних   римлян,   что   в   состоянии   был   сочинять небольшие   латинские   стихотворения.   «Тогда   начал   учиться   по­гречески,   а   в свободные   часы,   вместо   того   чтобы,   как   другие   семинаристы,   проводить   их   в резвости, рылся в монастырской библиотеке. Находимые в оной книги утвердили его в языке словенском. Там же, сверх летописей, сочинений церковных отцов и других богословских книг, попалось в руки его малое число философических, физических и математических книг. Заиконоспасская библиотека не могла насытить жадности его к наукам, прибегнул к архимандриту с усиленною просьбою, чтоб послал его на один год в Киев учиться философии, физике и математике…», – рассказывает Штелин. На эту просьбу архимандрит ответил согласием и выдал ему деньги на проезд. Этот факт   показывает,   как   уже   в  то   время   начальство   училища   серьезно   смотрело   на занятия  Ломоносова. К сожалению,  того, что  он  надеялся  получить от  Киевской академии, она ему не дала. Там все подчинила себе польская схоластика, и вместо положительных знаний, которых так жаждал юноша, он встретил здесь, правда весьма изощренные, но зато и достаточно бессодержательные, философские и богословские прения.   В   них,   главным   образом,   и   заключались   все   занятия   в   Академии. «Навостриться спорить» тут Ломоносов мог прекрасно, но не это манило его: не прошло   и   года,   как   он,   разочарованный   в   Киевской   школе,   возвратился   назад,   в Москву,   где   его   ожидали   крупные   события,  открывшие,   наконец,  ему   свободный доступ к изучению западноевропейской науки.  1736 год — Михаил Ломоносов в числе двенадцати лучших учеников Славяно­греко­ латинской   Академии   отправлен   в   Петербург   для   обучения   при   Академии   наук. Сентябрь того же года — Ломоносов отправлен в немецкий Марбург к Христиану Вольфу, обучаться химии и горному делу. Кроме того, ему было наказано «учиться и 14 естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидравлике и гидротехнике». 1738  год  —  Ломоносов  шлет  из  Германии   в  Россию   письмо   на  немецком   языке, содержащее   полный   отчет   о   том,   какие   лекции   он   прослушал   и   какие   книги приобрел. В письме содержалось еще рассуждение о физике на латинском языке и стихотворный   перевод   оды   Фенелона,   воспевающий   счастье   уединенной   жизни   в сельской местности. 1739   год   —   русских   студентов   переводят   из   Марбурга   в   Фрейберг   к   горному советнику   Генкелю,   также   с   целью   обучения.   Генкелю   было   поручено   держать студентов в строгости, уменьшить их содержание, а в городе объявить, чтобы никто не   верил   им   в   долг.   А   так   как   Академия   наук   высылала   деньги   нерегулярно, материальное положение студентов по приезду в Марбург резко ухудшилось. В этом же   году   Ломоносов   пишет   известную   в   филологии   работу   «Письмо   о   правилах российского стихотворства» и знаменитую «Оду на взятие Хотина», воспевающую доблесть русской армии, сражавшейся в Турции. 1740   год   —   Михаил   Ломоносов,   устав   от   безденежья   и   унизительных   просьб   к Генкелю,   ссорится   с   ним   и   покидает   Фрайберг.   Он   странствует   по   Германии, знакомится с людьми. В этот же период он женится на Елизавете­Христине Цильх. По некоторым (неподтвержденным) источникам, во время странствия по Германии Ломоносов был против своей воли завербован в прусские солдаты, но бежал. 1741 год — по приказу Академии Ломоносов возвращается в Петербург. 1742 год — Михаил Ломоносов становится адъюнктом по физике при Петербургской Академии наук. 1745 год — Михаил Ломоносов получает должность профессора химии. 1748   год   —   Ломоносов   впервые   создает   сначала   «краткую»,   а   потом   и «пространную» «Риторику» на русском языке. 1749 год — Ломоносов пишет «похвальное слово» императрице Елизавете. Вообще, помимо всех прочих заслуг, Ломоносов сыграл огромную роль в становлении нового русского литературного языка. Предпочитая жанр оды, он писал также духовные 15 похвальные   надписи,   стихотворения,   экспромты,   послания   к   императрицам Елизавете и Екатерине, вельможам. Его перу принадлежит неоконченная эпическая поэма «Петр Великий» и трагедии «Тамира и Селим», «Демофонт». Спустя много времени, в 1750 году, в жизни Ломоносова произошло важное событие, во многом облегчившее ему существование. Блистательное выступление на публичном собрании Академии с «Похвальным словом» произвело впечатление на императрицу Елизавету Петровну, которая в августе 1750 г. приняла Ломоносова в Царском Селе. В это время Ломоносов подружился с 23­летним Иваном Шуваловым, новым фаворитом императрицы. Этот молодой человек был ценителем прекрасного и покровительствовал   деятелям   науки   и   искусства.   Он   с   огромным   уважением относился   к   Ломоносову   и   часто   приезжал   к   нему   в   гости   для   беседы.   Теплые отношения с Шуваловым значительно помогли Ломоносову как в осуществлении его замыслов, так и в житейском плане.  Так в 1751 году М.В. Ломоносов получил чин колежского советника, который, согласно Табели о рангах, давал право на потомственное дворянство и немалый по тем временам оклад в 1200 рублей в год. Как писал известный  русский историк С.М. Соловьев, в России того времени «...значительный чин был тот же револьвер, необходимый для известной безопасности». 1 марта 1753 года по указу императрицы Ломоносову были присвоены права дворянства. В Копорском уезде ему отвели 9000 десятин земли и 212 душ крепостных крестьян. Так сын помора М.В. Ломоносов закончил свою жизнь, принадлежа к дворянскому сословию. Вот теперь узнаю, что он тоже имел право носить парик, как ученый, как дворянин. 16 Заключение. Гипотеза подтвердилась, в его парике особый смысл, парики в России носили знатные люди, это традиция времени. Но не подтвердилось то, что он из богатой семьи.   Сын помора­крестьянина Михаил Ломоносов стал первым российским академиком и закончил свою жизнь, принадлежа к дворянскому сословию.  Образование получил своим огромным упорным трудом.   Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло  уже   три столетия, его  имя  живет  в  памяти народов  нашей страны и за рубежом.   Его   жизни   и   деятельности   посвящено   много   книг   и   статей;   его   образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране   города   и   села,   улицы   и   площади,   учебные   заведения   и   школы.   Имя Ломоносова   присвоено   открытому   Российскими   учеными   подводному   горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне луны; экваториальному течению в Атлантическом океане. Именем Русского ученого названа   одна из малых планет и один из минералов.                  Удивителен не только талант Ломоносова, удивительна сама его жизнь ­ постоянный научный поиск, неутолимая жажда знаний, упорство и бескорыстие в 17 труде, самоотверженная любовь к своей стране, к своему народу. Все это и сейчас служит нам образцом. У меня появилось большое желание изучать его научную деятельность в средних и старших классах на уроках химии, физики, истории, математики, литературы. Литература: Источники текстовой информации: А. А. Плешаков. Окружающий мир. 4 класс. Издательство «Просвещение», 2014 г. Т. Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир: 4 класс к УМК  «Школа России» А. А. Плешакова.  М.: «ВАКО», 2014 г. С. В. Перевезенцев. «Михайло Ломоносов. Иллюстрированные словари: Жизнь и  творчество М.В. Ломоносова. Научные открытия М.В. Ломоносова. Научные  приборы и инструменты. XVIII век». Издательство «Белый город», 2010 г.  Серия: История России Источники иллюстрации: http://s2.stc.all.kpcdn.net/f/12/image/58/40/6044058.jpg_ http://school­ projects.ru/portal/system/competition_project/docs/attachments/000/002/695/original/9078 e883f8986106b09f24fef33cf5f6bc5f6c144312035.jpg_ http://player.myshared.ru/594741/data/images/img5.jpg_ http://img.labirint.ru/images/comments_pic/1204/04lab7v911327483750.jpg http://900igr.net/datai/fizika/ZHizn­i­dejatelnost­Lomonosova/0009­007­Detstvo.jpg 18 http://myppt.net/u/storage/ppt_18896/1565b­1405336411­12.jpg http://900igr.net/datai/fizika/ZHizn­i­dejatelnost­Lomonosova/0012­011­imejuchi­ottsa­ khot­po­nature­dobrogo­cheloveka­odnako­v­krajnem.jpg_ http://content.foto.mail.ru/mail/chernii_veter/_answers/i­364.jpg http://player.myshared.ru/569221/data/images/img7.jpg 19

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?» Исследовательская работа

«М.В. Ломоносов… В его парике особый смысл? Или это традиция времени?»  Исследовательская работа
Скачать файл