Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с Терновка Балашовского района Саратовской области»
ПРОЕКТ
«Здоровые зубы каждому любы, или зачем нам чистить зубы»
ПО ПРЕДМЕТУ: « Окружающий мир»
Участники проекта:
Щетинин Семён
Учитель начальных классов:
Столярова Людмила Анатольевна
2025 год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Название проекта: "Здоровые зубы каждому любы, или зачем нам чистить зубы".
2. Вид проекта: исследовательский
3. Статус проекта: школьный
4. Сроки выполнения проекта: декабрь - февраль 2024 - 2025 г.
5. Дата защиты проекта: 14.03.25 г
6. Руководитель проекта: Столярова Людмила Анатольевна
7. Над проектом работали: Щетинин Семён 4 класс
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1. Актуальность и значимость проекта………………………………. .4
1.2. Цель проекта…………………………………………………………. 4
1.3. Задачи проекта……………………………………………………….. 5
1.4. Этапы реализации проекта………………………………………….. 5
1.5. Ожидаемые результаты…………………………………....................5
1.6. Основополагающий вопрос…………………………………………..5
1.7. Гипотеза проекта………………………………………………………5
1.8.Сроки реализации проекта……………………………………………5
2. Основная часть 2.1. Краткие сведения о строении и значении зубов……………………….6
2.2. Почему возникает кариес……………………………………………….6
2.3. Из истории ухода за зубами..........................................................6,7
3. Практическая часть……………………………………………………..8
3.1. Анализ тестирования учащихся……………………………………..8
3.2. Беседа со стоматологом……………………………………………….8,9
3.3. Анализ эксперимента №1. ……………………………………………..9
3.4. Анализ эксперимента №2……………………………………………9,10
3.5. Анализ эксперимента №3……………………………………………..10
3.6. Требования к зубной щётке…………………………………………...10
3.7. Изготовление памятки с рекомендациями по сохранению
здоровья зубов……………………………………………………...10,11
4. Заключение. Подведение итогов работы над проектом……………12
5. Литература……………………………………………………………..13
3
1.Введение.
Свою работу мне хотелось бы начать с загадки:
У детей их
двадцать,
А у взрослых тридцать два. Бывают
мудрые,
клыкастые,
А у хищников опасные. Что
это?
Правильно, зубы.
Моя исследовательская работа посвящена зубам, потому что иметь здоровые зубы важно не только для красоты, но и для здоровья всего организма.
Организм - это одна большая система, где всё взаимосвязано. И если зубы не будут здоровыми, то это отразиться на состоянии других систем органов. Значит, каждый человек должен научиться правилам ухода за полостью рта, чтобы впоследствии избежать и предотвратить много различных проблем.
Я предлагаю вам вместе со мной ответить на вопросы: « Зачем люди чистят зубы?» и «От чего же зависит здоровье наших зубов?»
Итак, зубы – это костные пластинки, служащие для удерживания и разжевывания пищи. Как же сохранить зубы здоровыми в любом возрасте?
Всем известно, что после еды нужно обязательно чистить зубы, иначе эмаль повредится пищевыми кислотами, и начнутся проблемы.
1.1.Актуальность и значимость проекта
- Вы любите чистить зубы? Да или нет? Зубы – это показатель нашего здоровья. Так как зубов кажется много, люди не берегут их, не заботятся о них должным образом, а это ужасно плохо! Всем известно, что в здоровье нашего организма зубы играют немаловажную роль, естественно, за ними нужен уход! А иначе, что будет ждать впереди? Пародонтоз, зубные отложения (камни), аномалии прикуса и, к сожалению, такое заболевание полости рта, как кариес, или, как его называли в давние времена, «костоед». Кариес – болезнь древняя, но и сегодня очень распространённая. В некоторых странах 90% населения страдает от кариеса. Эта проблема на сегодняшний день очень актуальна не только среди взрослых, но и детей. Именно поэтому свою работу я решил посвятить теме: "Здоровые зубы каждому любы, или зачем нам чистить зубы".
Умывание и чистка зубов – это обязательная гигиеническая процедура, которую каждый цивилизованный и уважающий себя человек должен выполнять утром и вечером. Гигиене полости рта люди начали уделять внимание уже давно. Археологи исследовали останки зубов возрастом более 1,5 миллиона лет и установили, что небольшие, изогнутые углубления в них - результат воздействия примитивных зубных щёток.
4
1.2. Цель моего проекта: выяснить, что влияет на здоровье зубов, действительно ли необходим им правильный уход и обязателен ли он ежедневно.
1.3. Задачи проекта:
1. Проанализировать имеющуюся научную литературу по данной теме. 2. Расширить и углубить знания о ротовой полости, зубах.
3. Провести анкетирование среди обучающихся начальных классов. 4. Познакомиться с вредной и полезной для зубов пищей. 5. Опытным путём проверить, как защищает зубная паста наши зубы.
6. Обработать и проанализировать результаты;
7. Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы, положительное отношение к посещению стоматолога;
8. Сделать выводы и подготовить памятку с рекомендациями по сохранению здоровья зубов.
1.4. Этапы реализации проекта:
1. Изучение литературы по данной теме, интернет – источников;
2. Проведение анкетирования среди учащихся начальных классов.
3. Изготовление памятки с рекомендациями по сохранению здоровья зубов.
4. Защита проекта. Презентация.
1.5. Ожидаемые результаты:
повышение интереса к уходу за зубами и к своему здоровью;
повышение общего уровня культурно-гигиенических навыков;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за своё
здоровье;
понимание правильного питания для здоровья зубов;
применение зубной пасты, её роли для прочности и красоты зубов;
формирование привычки соблюдения гигиены полости рта;
1.6. Основополагающий вопрос: действительно ли нужно ухаживать за зубами и от чего зависит здоровье зубов?
1.7. Гипотеза: регулярный гигиенический уход за полостью рта является важным условием сохранения здоровья зубов. При правильном питании и уходе за зубами, улыбка каждого человека будет оставаться красивой, зубы - крепкими, а речь – понятной.
1.8.Сроки реализации проекта: декабрь - февраль
5
2. Основная часть 2.1. Краткие сведения о строении и значении зубов.
У
новорожденных детей нет зубов. Они появляются на первом году жизни. Эти первые
зубы называются молочными.
К двум-трём годам у ребёнка уже 20 зубов. Молочные зубы – это не пробные или
запасные зубы, они очень важны для развития и формирования челюсти. Именно они
создают фундамент для постоянных зубов. После шестилетнего возраста молочные
зубы сменяются «постоянными» - 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. На каждой
челюсти есть четыре резца, ими мы легко перегрызаем морковь, 2 клыка, они помогают
нам откусить кусок чего-нибудь твёрдого или вязкого, и 10 коренных зубов, их
задача перемалывать пищу. Последними (к 14-20 годам) прорезываются зубы
мудрости – крайние в двух рядах, но они могут не прорезываться совсем,
оставаясь скрытыми внутри челюсти. Зубы у человека сменяются только один раз.
Если потерян постоянный зуб, то новый зуб не вырастет.
Зубы - самая твёрдая часть нашего организма. Слой белой эмали,
которым они покрыты, не уступает в твёрдости слоновой кости. А ведь из этого
материала изготавливают бильярдные шары, которые выдерживают даже самые сильные
удары.
2.2. Почему возникает кариес. Но какими бы крепкими ни были наши зубы, как и другие части тела, они очень боятся опасных микробов. После каждого приёма пищи в узеньких щёлочках между зубами остаются крошки. А в пище, которую мы едим, в воде, которую мы пьём, и в воздухе, которым мы дышим, всегда много зловредных микробов. Очутившись вместе с крошками в «уютных» щёлочках между зубами, они чувствуют себя там комфортно, постепенно превращаясь в зубной налет. Зубной налёт, образующейся на поверхности зуба, не может быть смыт слюной, микробы выделяют вредное для зубов вещество - кислоту. Она разрушает эмаль, проникает внутрь зуба. Нерв реагирует на это, и зуб начинает болеть.
2.3.
Из истории ухода за зубами.
Зубная щётка прошла долгий путь с момента
своего появления. В ходе раскопок археологи не раз находили приспособления
человечества, используемые для очистки зубов.. Первая зубная щётка представляла
собой пучок травы, которым древние люди тёрли зубы. Чуть позже для чистки зубов
стали применять веточки эфирного дерева, один конец которых был заострён, а
другой размочален. На протяжении веков существовало множество рецептов
чистящих веществ. Среди них были пепел растений, каменная пыль, толчёное
стекло, шерсть, пропитанная мёдом, и другие неожиданные вещи.
Первая зубная щётка была изобретена в XV веке. Её родиной считается Китай.
6
Ручка делалась из кости или бамбука, а для щетины брались волосы с загривка дикого кабана, которые при холодном климате становилась жёстче. Поэтому, когда щётка попала в Европу, её материал не очень понравился жителям этих стран. В Европе отдали предпочтение конскому волосу и стали применять его в изготовлении своих щёток.
Пётр I
на свои знаменитые ассамблеи приказывал всем обязательно приходить с
начищенными зубами. Он предписывал: «Для того берите тряпицу и мел, толчёный в
ступе.»
В XX веке синтетические волокна заменили натуральную щетину. Первоначально они
были слишком жёсткими и повреждали дёсны, поэтому их усовершенствовали. Также в
XX веке появились первые зубные щётки, которые работали от сети, а потом и от
батареек. Позже появились щётки с крутящейся головкой и щётка с видеокамерой,
позволяющей видеть все труднодоступные участки и основательно их почистить.
7
3.
Практическая часть
3.1. Анализ
тестирования учащихся.
С целью выяснить важность соблюдения
норм гигиены обучающимися начальных классов нашего филиала, я провел
анкетирование, в котором приняли участие 8 человек.
Результаты были занесены в таблицу.
Из
анкеты узнал, что большая часть ребят чистят зубы каждый день, утром и вечером
(6). 2 учащихся чистят зубы только вечером или утром, 6 ученика считают, что
чистка зубов предотвращает кариес, а 2 - так не считают. Большинство из них
считают, что жевательная резинка не может заменить чистку зубов зубной пастой.
И почти все учащиеся уверены в том, что сладости вредны для зубов.
Можно сделать вывoд: почти все ученики знают, что за зубами обязательно надо
ухаживать, чистить их два раза в день и обязательно посещать стоматолога, но
есть и такие, которые не ходят к врачу и не чистят зубы, или забывают это
делать.
3.2. Беседа со стоматологом. Осенью мы с папой ездили в город Балашов в стоматологическую клинику «МэриСтом ». Мне проверил зубки врач – стоматолог, рассказал какую зубную щётку лучше приобрести, от него я узнал, что в последнее время, младшие школьники обращались на приём с различными проблемами: лечение, удаление зубов или просто профилактика.
Стоматолог рассказал о том, что на здоровье зубов влияют следующие факторы:
· наследственность;
· содержание фтора в питьевой воде;
· болезни в детском возрасте;
· экология;
· характер питания.
От
врача-стоматолога я узнал, что для сохранения здоровья и красоты зубов важно
правильно за ними ухаживать. Это значит чистить зубы утром и вечером,
обязательно полоскать рот после еды, при первых признаках неблагополучия
обращаться к врачу.
Очень важно тщательно чистить зубы вечером в течение 2-3 минут.
Он дал
рекомендации посещать стоматолога два раза в год, даже если зубы не беспокоят,
и правильно питаться.
8
Я попросил доктора подробнее рассказать о том, как правильно выбрать жевательную резинку, чтобы использовать её в том случае, если нет возможности почистить зубы пастой. Ответ мне был понятен: Жевательная резинка не должна содержать консервантов, сахара и красителей. Использовать жевательную резинку можно только после приёма пищи в течение 15 – 20 минут.
Ещё я не мог не спросить у стоматолога о том, как же правильно питаться, чтобы сохранить зубы? Оказывается, необходимо обязательно употреблять фрукты, овощи, молочные продукты, рыбу, снизить употребление сахара. Вредны для зубов и резкие перепады температур. Например, после мороженого пить горячий чай.
Вывод: в рамках исследовательского проекта я узнал, что на здоровье зубов влияют наследственность, болезни в детском возрасте, содержание фтора в питьевой воде, экология, характер питания. Чистить зубы нужно дважды в день в течение 2-3 минут; ограничить употребление сахара и резкие перепады температур. Жевательную резинку употреблять только в том случае, если нет возможности почистить зубы после еды.
3.3 Анализ эксперимента №1. Многие зубные пасты содержат фтор – это особый минерал, который укрепляет зубы, делая их эмаль более устойчивой и невосприимчивой к воздействию кислоты. В сети интернет я узнал, что состав зубной эмали и скорлупы куриных яиц схожи. Я провел эксперимент. Взял два куриных яйца. Поверхность одного яйца обработал зубной пастой, содержащей фтор, и яйцо поместил в стакан с водой, в которой растворил лимонную кислоту, чтобы создать похожую среду, возникающую в ротовой полости после еды. В другой стакан с раствором лимонной кислоты было помещено куриное яйцо, не обработанное пастой. Через некоторое время скорлупа яйца, не обработанного зубной пастой, начала разрушаться. А скорлупа обработанного яйца, напротив, осталась без каких-либо повреждений.
Вывод: необходимо чистить зубы утром и вечером пастой, в состав которой входит фтор.
3.4. Анализ эксперимента №2. Нас с другом Пашей угостили грецкими орехами. Но как достать ядра из орехов? Паша предложил разгрызть зубами, потому что зубы крепкие, как камень. А я подумал, так ли это? И позже решил провести эксперимент для испытания камня на прочность. Я взял гладкий камень и несколько раз провёл по нему шурупом. На камне остались глубокие царапины.
9
Вывод: поверхность камня, как и зуба, достаточно прочная, но при механических повреждениях разрушается. Не следует грызть зубами твёрдые предметы.
3.5. Анализ эксперимента №3. Чтобы выяснить, как влияют перепады температур на здоровье зубов, был проведён следующий эксперимент. Я нагревал камень и опускал его в холодную воду. После нескольких повторений камень разрушился.
Вывод: при воздействии высоких и низких температур камень разрушается. Так же и зубам вредно быстрое чередование холодной и горячей пищи: зубы разрушаются.
3.6
Требования к зубной щётке.
Стоматологи дают следующие рекомендации
относительно зубных щёток. Во-первых, головка должна быть не более двух
сантиметров. Чем меньше головка, тем легче добраться до скрытых уголков полости
рта.
Во-вторых, щетина должна быть средней жёсткости, не очень частой.
Синтетическими зубными щётками рекомендуют пользоваться не более двух месяцев,
а из натуральной щетины два-три месяца, после чего щётку следует заменить.
В-третьих, выбирайте зубную щётку с изогнутой ручкой. Это помогает добраться до
самых маленьких промежутков между зубами и всех поверхностей зубов. Мойте
зубную щётку водой с мылом и храните в стаканчике щетиной вверх.
3.7. Изготовление
памятки с рекомендациями по сохранению здоровья зубов.
ПАМЯТКА «Здоровые зубы каждому любы»
Чтобы сохранить свои зубы здоровыми на долгие годы, выполняйте следующие правила.
10
11
4. Заключение. Подведение итогов. В результате исследования считаю, что моя гипотеза подтвердилась. При правильном уходе за зубами и здоровом питании улыбка будет оставаться красивой, а зубы - крепкими и здоровыми. Почти все люди понимают, что нужно правильно ухаживать за ними, есть полезную пищу и избегать излишнего употребления сладкого. Здоровые зубы - залог правильного произношения звуков и, следовательно, красивой речи. Они также сохраняют красоту лица человека. Таким образом, чтобы на долгое время сохранить здоровье и красоту зубов, необходимо постоянно соблюдать простые правила гигиены.
12
5. Литература.
1. Детская энциклопедия. Я познаю мир. - М.; изд-во АСТ 2020. – 456 с.
2. Энциклопедия для детей. Человек. //Аванта – 2021. – Том 18. – С. 131 - 134.
3. Ослепительная улыбка на всю жизнь / Кузьмин Э. М.; изд-во Медио Сфера, 2016. - 38с
4. Информационный портал «Детская стоматология»- Здоровые зубы детям.
5. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. М. «Махаон» 2023 г.
6. Студеникин М. Хорошие зубы – залог здоровья. Книга о здоровье детей. с.184-189
7. Интернет-ресурсы
13
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.