«Мы все смеёмся на одном языке» Урок согласия и мира
(Под музыку:Я, ты, он, она…выходят два ведущих).
Ведущий 1:
Добрый день уважаемые гости и участники нашего необычного урока!
Ведущий 2:
16 ноября во всем мире отмечается Международный день толерантности. Это решение было принято Государствами-членами Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры в Париже 16 ноября 1995 года.Современный культурный человек – это не только образованный человек,но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
Ведущий 1:
Люди все больше приходят к пониманию того,что бескомпромиссность должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.
Ведущий 2:
«Толерантность» – это гордость за свой народ, но также и уважение традиций и вероисповеданий других народов.
Ведущий 1:
Все мы с вами живем в Российской Федерации, в единой многонациональной семье. Мы родились на этой земле, для нас Россия – это наша Родина. Ведущий 2:
В нашей Ростовской области проживает много национальностей и малых народностей. Но, несмотря ни на что то, все мы живем в мире, дружбе и согласии.
Ведущий 1:
Есть на земле священные границы,
Но пограничных нет на них солдат. Через границы те бежит пшеница, На них в обнимку яблони стоят.
Ведущий 2:
Ты их пройдешь и даже не заметишь, Что на другую землю ты пришел.
На всем пути друзей хороших встретишь-
Из кишлаков, станиц, из дальних сел…
Ведущий 1:
Еще найдешь, с кем думой поделиться, И с песней вдоль по улице пройти.
Есть на земле священные границы, И есть на свете ДРУЖБА без границ.
Ведущий 2:
А с чего начинается дружба между русским народом и народом других стран? Как выстраивать взаимоотношения с другими народностями, если ничего не знать о них?
Ведущий 1:
Ну, конечно же, нужно знакомиться с их культурой, традициями, историей. Ведь дружба между отдельными людьми и целыми народами завязывается, прежде всего, на интересах. А как народ может быть интересен, если о нем ничего не известно.
Ведущий 2:
Мы - новое поколение Россиян.И теперь от нас зависит, какие отношения будут у России не только с ее соседями, но и с мировыми державами.
Ведущий 1:
Итак,сегодня мы с вами говорим о толерантности, о дружбе разных народов о взаимопонимании и уважении.
Ведущий 2:
Толерантность – это не просто чувство, Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия, Только тогда сам все это поймешь. Толерантным быть – это искусство, Твердо в этом убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Ведущий 1:
Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Ведущий 2:
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы общества в целом.
Мы сегодня, хотим создать своеобразную «поляну толерантности». Мы будем называть слова, которые означают понятие «толерантность», а вы определите подходят ли они к этому понятию.
Ведущий 1:
По мнению современных ученых, занимающихся данной проблемой: «толерантность — не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды».
Ведущий 2:
2016 год – год кино в России. Мы предлагаем вам, на примерах из кинофильмов, узнать, что такое толерантность, толерантный человек
Ведущий 1:
О том, как плачевно заканчиваются истории, где такой компромисс не найден, рассказывалось еще в баснях. Знаменитый русский баснописец Крылов, ни один раз поднимал вопрос несогласия. Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс, так и не могут закончить начатое дело: «…А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…».
Многие ошибочно отождествляют понятие толерантности и терпения. Да, это родственные определения, но если рассмотреть понятие толерантности на практике, то различия станут очевидны.
Ведущий 2:
Мало кто знает, что сказка «Морозко» имела народные корни, то есть первоначально являлась русской народной сказкой, и только потом была экранизирована А. Роу в одноименном фильме для детей.
Имена главных героинь варьировались, но именно вариант, предложенный А. Роу, где неблагодарную дочь звали Марфута, а благодарную Настя прижился. Хотя в первоначальном варианте именно ту дочь, которая вытерпела испытания Морозко звали Марфа. Да и конец у русской народной сказки был намного более пессимистичный – неблагодарная (у А. РоуМарфуточка) дочь погибает от холода, а вовсе не приезжает домой с ледяными украшениями.
Фильм «Морозко»
Ведущий 1:
Но, если говорить о сказке, в аспекте толерантности, то очевидно станет, что дочь – падчерица терпелива и в отношении своего родного отца, считаясь с его выбором жены и в отношении своей сестры и мачехи, которые заставляют её делать грязную работу, подвергают разнообразным насмешкам и издевкам. Она проявляет толерантность и к самому Морозко. Ведь девушка считает его хозяином в лесу, а себя его гостьей, поэтому, как гостья она терпит сильный холод и ветер, вовсе не из-за выгоды, а потому что так ей велит её внутреннее чувство такта и воспитанности.
Ведущий 2:
Аналогичным примером служит сказка «Золушка», где падчерица терпит насмешки мачехи и сестер, уважает своего несколько слабовольного отца и принимает его мнение. Фильм «Золушка» Ведущий 1:
В «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина завистливые сестры бросают царицу и грудного ребенка, закатанную в бочку в море. Сын царя Салтана, уже, будучи взрослым, показывает образец толерантного отношения к отцу: «Князь Гвидон зовет их в гости, Их и кормит и поит, И ответ держать велит». Вместо того чтобы мстить отцу за то, что тот приказал закатать в бочку его мать и самого князя Гвидона, сын царя Салтана проявляет мудрое терпение, потому что несмотря ни на что царь Салтанявляется его отцом и мудрым правителем одновременно.
Фильм «Сказка о царе Салтане»
Ведущий 2:
В сказке Аксакова «Аленький цветочек», толерантность является, чуть ли не основным мотивом действий главных героев. Купец настолько любит и уважает своих дочерей, что их мнение для него представляет большую ценность, и поэтому он привозит именно те подарки, которые они просили, а не какие либо другие, хотя достать просимое дочерями было очень сложно. Сорвав аленький цветочек, просимый младшей дочерью, купец навлекает гнев владельца дворца, на территории которого этот цветочек рос.
Ведущий 1:
Настенька – младшая дочь купца, остается во дворце, вместо отца. Её поведение по отношению к гостеприимному хозяину является примером уважительного, почтительного отношения к другому существу. Хотя точки зрения хозяина дворца и младшей дочери купца расходятся, она все равно проявляет уважение к чужому мнению.
Она уважает невидимого гостеприимного хозяина за его ум, доброту, почтительное терпеливое отношение, потому что понимает одиночество и грусть этого человека: «И не пугается она его голоса дикого и страшного, и пойдут у них речи ласковые, что конца им нет…Фильм «Аленький цветочек»
Фильм «Аленький цветочек»
Ведущий 2:
В мудрой сказке «Кот в сапогах» кот видя огорчение своего хозяина по поводу того, что ему от умершего отца не досталось в наследство ничего из того, что он бы хотел – никаких ценностей, только он, решает помочь своему хозяину обрести счастье и положение в обществе. Кот охотно прислушивается к мнению своего хозяина, терпеливо сносит его упреки в начале повествования, помогая ему стать маркизом к концу сказки, всячески ублажая его и проявляя огромную верность и преданность. В свою очередь хозяин кота пытается угодить королю, в чью дочь он влюблен, делает всё, что говорит ему кот, чтобы понравится отцу своей будущей нареченной.
Фильм«Кот в сапогах» Ведущий 1:
Астрид Линдгрен также в своей широко известной сказке «Карлсон, который живет на крыше» ни раз обращается к теме поиска компромисса между родителями и детьми, к теме настоящей дружбы и преданности.
Малыш – самый обычный семилетний мальчик из обычной шведской семьи: «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон. Семья эта состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и трех самых обыкновенных ребят - Боссе, Бетан и
Малыша…»
Ведущий 2:
У Малыша практически нет настоящих друзей, и он мечтает о собаке, которая сгладила бы его одиночество. Родители категорически против домашних животных в доме. Уже отчаявшись найти настоящих друзей, не получив уже который раз в подарок на день рожденья щенка, Малыш встречает удивительное создание с пропеллером за спиной:
«…мимо окна пролетел толстый человечек. Это и был Карлсон, который
живет на крыше. Но ведь в то время Малыш еще не знал его…» Ведущий 1:
Подружившись с Карлсоном, Малышу приходится мириться и с его обидчивостью, и с шалостями, и с любовью покушать. Все помнят фразу Карлсона из известного мультфильма: «А нельзя так, чтобы восемь тортов и одна свечка?», брошенную им при взгляде на торт с восемью свечками. А к тому же выясняется, что Карлсон раним и ревнив, когда Малышу все же дарят симпатичного маленького щенка на восьмилетие.
Фильм «Карлсон, который живет на крыше»
Ведущий 2:
В русской классической литературе немало произведений, отлично иллюстрирующих тему толерантности.
В романе Пушкина «Евгений Онегин» толерантной личностью можно назвать Татьяну Ларину, которая являет образец верной и достойной жены. Хотя Онегин и не безразличен ей, Татьяна восклицает: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Она терпеливо относиться и к окружающему ее обществу и к людям, с которыми не совсем согласна.
Фильм «Евгений Онегин»
Ведущий 1:
Сейчас друзья мы проведем с вами тестирование
Тест «Проявляешь ли ты толерантность?
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее. Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.
1. Для того чтобы не было войны...
а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) Нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...
а) Это тебя не интересует.
б) Ты хочешь узнать об этих героях.
3. Ты противостоишь насилию...
а) Насилием.
б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.
4. Один товарищ тебя предал...
а) Ты мстишь ему.
б) Ты пытаешься объясниться с ним.
5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...
а) Ты об этом услышал и забыл.
б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.
6. Ты не согласен с кем-то...
а) Ты не даешь ему говорить.
б) Ты все-таки слушаешь его.
7. В классе ты уже ответил...
а) Тебе хочется отвечать еще.
б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.
8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...
а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.
б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.
Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий. Ведущий 2
Тест «Конфликтная ли вы личность?
1.В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция? не принимаю участия;
кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой; активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».
2.Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?
А) нет;
Б) только если имею для этого веские основания;
В) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3.Часто ли спорите с друзьями?
А) только если эти люди необидчивые; Б) лишь по принципиальным вопросам;
В) споры – моя стихия.
4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то пролез вне очереди?
возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже; делаю замечание; прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5.Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция? не буду поднимать бучу из-за пустяков; молча возьму солонку;
не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
6..Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу… с возмущением посмотрю на обидчика; сухо сделаю замечание; выскажу, не стесняясь в выражениях.
7.Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась… промолчу;
ограничусь коротким тактичным комментарием; устрою скандал.
8.Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;
не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш; проигрыш надолго испортит настроение.
Подсчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое а – 4 балла, б – 2 балла, в – 0 баллов.
22 - 32 балла.
Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
12 – 20 баллов.
Вы слывете человеком конфликтным, но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение. До 10 баллов.
Характер вздорный. Споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится с тем, кто рядом с вами – на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь перебороть свой вздорный характер!
Ведущий 1:
Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты. "Толерантность – это гордость за свой народ, но также и уважение традиций и вероисповеданий других народов.
Ведущий 2:
"Толерантность, терпимость, доброжелательность, взаимопонимание - эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонимания и доброжелательности не может существовать дружба, а без терпимости - деловые отношения" (Саша, 9 класс, Чебоксары). Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.