МБОУ «СОШ № 2 им.Абдуллаева А.А. с.Зандак» Учитель –Хизриева Э.Ж.
Тема: Мы зрители и пассажиры. Урок-путешествие
Цель: 1.Формировать умение правильно вести себя в общественных местах (театре, кинотеатре, на концерте, в общественном транспорте). 2.Развитие познавательных способностей, мышления. 3.Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Планируемые результаты:
Личностные: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе самоанализ и самоконтроль; способность к самооценке.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале сотрудничестве с учителем.
Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме; обобщать информацию.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные: учащиеся научатся вести себя в общественных местах, делать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, тесты, карточки, презентация.
Ход урока
I.Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
1.Психологический настрой на работу
Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Я думаю, что кто-то пришёл весёлый, а кто–то не очень.
У вас на столах лежат «тучки» и «солнышки», покажите какое настроение у вас в данный момент. А теперь повернитесь к своему товарищу по парте и улыбнитесь друг другу. Всё хорошее в жизни начинается с улыбки.
Очень хорошо, начнём наш урок с улыбок.
II.Актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжим разговор о культуре общения. Но сначала выясним, что вы уже знаете об этом.
Тест.
1)На день рождения лучше не дарить:
А) книгу Б) цветы В) лекарство Г) настольную игру
2) Как лучше приглашать друзей на день рождения?
А) Приходи ко мне на день рождения. И не забудь подарок.
Б) Приглашаю тебя на день рождения в субботу к двум часам. Приходи, пожалуйста. Мне будет очень приятно.
В) У меня скоро день рождения. Приходи, если хочешь.
3)Во время еды можно:
А) читать Б) гладить кошку В) разговаривать с полным ртом Г) есть с ножа
Д) пользоваться салфеткой
4) Если в класс войдёт взрослый человек, ты будешь:
А) кричать «Здравствуйте!»
Б) махать рукой и кричать «Привет!»
В) приветствовать вошедшего стоя, молча
5) Что следует делать, если надо войти в класс или выйти из класса?
А) пробежать быстрее других
Б) пропустить учительницу, других взрослых
В) расталкивать одноклассников
Работа с карточками. Групповая работа (Выбор одного из заданий)
-Вспомните как нужно вести себя за столом. Вставьте пропущенные слова.
• Не клади … на стол.
• Не …. с полным ртом.
• За едой не ….
• Не вытирай губы ….. , пользуйся ….
(Слова помощники записаны на доске: руками, читай, салфеткой, локти, разговаривай. )
-Соединим стрелками слова.
«Здравствуйте!» Слово благодарности
«До свидания!» Слово приветствия
«Спасибо!» Слово извинения
«Извините!» Слово прощания
«Пожалуйста!» Слово просьбы
- Итак, я вижу, что вы хорошо усвоили правила вежливости, о которых мы говорили на прошлом уроке.
III.Самоопределение к деятельности
-Ребята, вы любите кино?
-Где вы его можете смотреть?
-А знаете ли вы, что такое кинотеатр? (Сложное слово кино и театр—учреждение культуры).
-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (О правилах поведения в общественных местах.)
-Предположите, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока.
-Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в кинотеатр. Вместе с нами отправляется наш друг Всезнайка. Он говорит, что много раз уже был в кино и всё знает. Театры бывают разные: драматический, эстрадный, оперный, балета, кукольный.
Кинотеатр открыт!
К началу всё готово!
Билеты предлагают
За вежливое слово.
-Мы покупаем билет и ищем своё место.
-Как найти своё место? (на билете ряд и место)
-Сели удобнее, мы в кинотеатре. Мы зрители.
-Как вы думаете, кто такой зритель? /Зрителем называют того, кто смотрит на что-либо, наблюдает за чем-либо./
Зритель—тот, кто смотрит представление, фильм, спортивное состязание./По словарю Ожегова/
Погас свет, и через минуту начнётся фильм. В это время входит в зал Всезнайка, ища в темноте свой ряд и место. Расталкивая сидящих, наступая на ноги, пробирается на своё место. Начинается фильм. На экране разворачиваются захватывающие события. В это время раздаётся причмокивание. Соседи оборачиваются. Всезнайка ест конфеты. Расправившись с ними, он достаёт пакет с семечками. Размахивая руками, брызгая слюной и шкурками семечек, он громко комментирует события на экране. Фильм закончен. Довольный и радостный Всезнайка покинул своё место. После него остался мусор.
-Ребята, всё ли правильно было в поведении Всезнайки?
-Как правильно вести себя в кинотеатре?
-Сформулируем
Правила поведения в театре
1.Приходить в кинотеатр заранее.
2.Проходить на своё место следует лицом к сидящим.
3.Необходимо снять высокую шапку, чтобы она не заслоняла экран.
4.Во время сеанса есть нельзя—посторонние звуки мешают другим.
5.Во время сеанса не разговаривать. Это отвлекает зрителей.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на стр.62
-Все ли знают, как себя вести?
-На стр.63 попугай Илья даёт советы. Прочитайте их самостоятельно.
-Воспользуетесь ли вы его советами?
V.ФИЗМИНУТКА
«Паровоз»
Поезд мчится и шипит,
И колёсами стучит.
Чу-Чу,Чу-Чу . . .
А вас мигом прокачу.
VI.Продолжение темы урока.
Мы-- пассажиры
- Итак, мы посмотрели кинофильм, решили отправиться домой на общественном транспорте. Когда мы едем в транспорте, кем мы становимся? (пассажирами) (слайд 5)
- Отгадайте, на каком транспорте можно добраться до дома:
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (автобус) (слайд 6)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (троллейбус) ( слайд 7)
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (трамвай) ( слайд 8)
- Расскажите, как ведут себя люди во время поездки в общественном транспорте? (учебник стр.66)
К остановке подошел автобус. Всезнайка вошел первым. Расталкивая окружающих локтями, уселся на свободное место. Он все время вертелся и болтал ногами. Его соседка отодвинулась. Она боялась, что Всезнайка испачкает ей пальто.
- Мальчик! Сиди спокойно, пожалуйста. Так нельзя себя вести, - заметила Всезнайке старушка, сидевшая напротив.
- А что я сделал? – возразил Всезнайка. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
-Какое волшебное слово употребил Всезнайка?
- С какой интонацией оно было сказано?
- Правильно ли поступил Всезнайка?
- Какие еще ошибки допустил Всезнайка?
-Давайте сформулируем правила для пассажиров
Правила для пассажиров:
1) При входе в городской транспорт первыми пропускают женщин, детей, пожилых людей.
2) Войдя в транспорт, заплати за проезд кондуктору или предъяви проездной билет.
3) В транспорте веди себя спокойно: держись за поручни, не стой в дверях, громко не разговаривай, не толкайся.
4) Уступай место инвалидам, пожилым людям, женщинам с маленькими детьми.
5) При выходе из транспорта мужчина должен выйти первым и помочь спуститься по ступенькам своей спутнице.
- А как нужно вести себя в метро? (слайд 11) Рассмотрите рис. на стр. 67 учебника и скажите, на каких из них ребята соблюдают правила, а на каких нет?
• Нельзя бежать по эскалатору, сидеть на ступеньках, ставить вещи и наваливаться на перила эскалатора.
• В метро нельзя подходить к краю платформы.
• Не следует шуметь, толкаться, играть в подвижные игры.
• Использованные билеты следует выбрасывать в специальные контейнеры.
VII.Закрепление изученного.
Тест. (слайды 12 - 17)
1.Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?
а) не нужно;
б) нужно; в) желательно, но не обязательно.
2.У кого должны находиться входные билеты?
а) у девушки; б) у юноши; в) у того, кто их приобрёл;
3.Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
а) спиной к сидящим, наклоняясь вперёд, чтобы не загораживать сцену;
б) лицом к сидящим;
в) боком к сидящим, наклоняясь вперёд, чтобы не загораживать сцену.
2. Работа в тетради.
-Откроем тетради на стр.41делаем задание 1,3.
3. Оценочно – рефлексивный.
- Давайте поиграем с вами в игру «Верно – неверно». Если утверждение верное – хлопайте, если не верное – топайте.
1. Выходя из автобуса, мальчик должен пропустить девочку вперед;
2. Если старушка входит в автобус, отойди, не мешай, пускай сама карабкается;
3. В театре проходить на свое место следует лицом к сидящим.
4. Если в автобусе много народа, можно не держаться и так не упадешь.
5. Мальчик в кинотеатре уступает девочке то место, с которого лучше видно.
VIII. Рефлексия.
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Чему научились?
- Пригодится ли вам это в жизни?
-Если вам урок был интересным, поднимите солнышки. Если вы сидели, скучали –тучки.
IX. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь № 2 (с.41). Прочитать с.60-63. Составить устный рассказ «Я—пассажир»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.