Учитель: Сегодня мы с вами поговорим об отношениях между людьми. Если вы смотрите телевизор, то, конечно же, видите, что некоторые люди относятся плохо не только к животным, но и к людям. Идут войны, совершаются теракты, погибают ни в чем, не повинные мирные жители. Как научиться жить вместе? Принимая друг друга такими, какие мы есть, понимать друг друга. Послушайте внимательно старинную легенду.
Старинная легенда.
Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Чёрный презрительно сощурился и сказал:
- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:
- Посмотри, как красив твой чёрный брат. Он чёрен, как южная ночь, и в ней подобно звёздам, сияют глаза его…
Затем мудрец обратился к чернокожему:
- А ты, друг, посмотри, как красив твой брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершине наших гор, а волосы его – цвета солнца…
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина.…Кружатся в весёлом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, чёрные, жёлтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос:
- Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы скучно! Слайд 1
Учитель: Ребята, а вы как думаете, чему учит эта легенда?
Дети: Взаимопониманию, дружелюбию, терпимости.
Учитель: Но все эти понятия можно объединить одним словом. Словом толерантность. Слайды 2-3
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решения проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться ей.
Толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному, но означает одно: способность понять другого человека, непохожего на тебя взаимопонимание, терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, умение быть выдержанным, выносливым, стойким, находить достойный выход из любой ситуации.
Вопросы к учащимся:
1. Какое из определений вам импонирует более всего?
2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
3. А что же объединяет эти определения?
Так много на земле традиций разных,
Религий, убеждений, что не счесть.
И надо к каждому добавить пониманье.
Добавить уваженья, сбросить спесь.
В день толерантности забудьте разногласья.
Пусть в этот день вам птицы пропоют
О том, что теплота и пониманье
Важнее. Пусть обиды все пройдут! Слайд
4
Все мы разные: толстые и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и национальностей. Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех, однако надо относится с уважением к другому человеку. Каждый из нас неповторим и значим. Слайд 5
Слайды 6,7,8 Мы все очень разные
Чтобы научиться понимать другого, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. Ребята давайте проанализируем следующие ситуации.
1. Ваш одноклассник не носит в школу учебник английского языка. Часто берёт его у вас. После урока, забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку, за что получаете неудовлетворительные оценки.
Как бы вы поступили?
2. Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.
Ваши действия?
3. Вашу лучшую подругу пунктуальной не назовёшь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу и не зайти за ней она обидится, а дожидаться значит опоздать в школу.
Что вы будете делать?
4. Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.
Девушка: Подожди, я подойду к нему.
Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу
Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом!
Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую.
Учитель: Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Слайды 9,10,11, 12
1. Почему молодой человек отказался помочь?
2. Как бы вы поступили в этом случае?
3. Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
4. Как мы должны поступить с людьми, которые просят милостыню?
Учитель: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
Учитель: Подумайте и приведите примеры из нашей повседневной жизни, когда можно показать толерантное отношение к людям. Слайды 13-17
Учитель: А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим, насколько вы толерантны. Слайды 18-29
Игра « Волшебная рука» Слайды 30-31
Учитель: Так что же такое толерантность? Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?
Толерантная личность |
Нетолерантная личность |
Уважение
мнения других, доброжелательность, |
Непонимание,
игнорирование, эгоизм, |
Слайд 32-33
Давайте сформулируем правила толерантного общения Слайд 34
Учитель: А теперь давайте возьмёмся за руки и все вместе повторим следующие фразы. Слайды 35-36
Прослушивание песни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.