Ценность жизни, признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности.
• Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации.
• Ценность истины как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
• Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни.
• Ценность гражданственности, осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
• Ценность патриотизма, одного из проявлений духовной зрелости человека, выражающегося в любви к России, народу, малой родине.
Мы открыаем мир.doc
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
художественно технологической направленности
«Мы открываем мир»
Возраст учащихся:911лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Казакевич Марина Михайловна
с. Кетово Содержание
1. Паспорт программы.
2. Пояснительная записка:
Актуальность программы
Методическое обеспечение Принципы, методы, формы обучения
Планируемые результаты
Формы и методы контроля
3.Тематический план.
4.Календарнотематический план.
5. Содержание программы.
6. Методическое обеспечение программы.
7. Список литературы.
8. Приложение.
1. Паспорт программы
ФИО: Казакевич Марина Михайловна
Должность автора(ов)/разработчика(ов) программы
: педагог дополнительного образования
Название программы: «Мы открываем мир»
Название объединения: «Экологическое»
Тип программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
Направленность Экологическое
Образовательная область: Экология с
Вид программы: модифицированная
Возраст учащихся: 1114лет
Срок обучения:1 год
Объем часов:68
Уровень освоения программы: ознакомительный
Цель программы: воспитание у детей познавательного и поискового
интереса
С какого года реализуется программа: 2018г Программа учебного предмета «Мы открываем мир» разработана на основе
Примерной программы внеурочной деятельности, начальное и основное
образование. Под редакцией В.А.Горского
Актуальность программы
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех
народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую
их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные
народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания
исторического, географического, экономического характера устно или в
различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым,
сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к
творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой.
Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает
ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания
о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает
школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим
гражданином как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые
появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием
краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность
всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так
человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина –
место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова
Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить
эпиграфом
работы.
Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы
живём,
по чьей земле ходим.
Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает?
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня
или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у
каждого своя, она однаединственная, как мама.
чьим воздухом мы дышим,
организации
краеведческой
в
Указанная цель конкретизируется в следующих задачах: Образовательные:
Способствовать созданию у подростков устойчивых знаний;
заинтересовать детей в получении необходимых знаний по изучению
исторических дат, в подборе материала, для создания слайд проектов,
составление карты города; создание презентаций.
Развивающие задачи развивать познавательный интерес к изучению
родного края, культуры через публичные выступления на поисковую
деятельность. Развивать навыки исследовательской работы по сбору и
систематизации материалов о родном крае, о своей малой родине;
участие в конкурсах и конференциях; проведении экскурсий по городу,
сформировать потребность самореализации через участие в конкурсах,
исследованиях.
Воспитательная задача формирование общественно активной
личности, привить умения проектировать свое будущее;
сформировать навыки культуры делового и дружеского общения со
сверстниками и взрослыми, культуры речи;
сформировать потребность в самообразовании и самореализации;
привить интерес к истории своего края.
Программа является обучающей и воспитывающей. Она опирается на
важнейшие принципы, обозначенные в Законе РФ «Об образовании», таких
как:
гуманность (духовность, гражданственность, нравственность);
свободу уникальности личности;
индивидуальность каждого подростка, его возможности и способности,
самобытности.
В программе отражен обязательный конечный результат, которого достигают
учащиеся после курса обучения.
Программа составлена с соблюдением психологопедагогических и
санитарных норм, а также учитываются возрастные особенности подростков.
Новизна образовательной программы : программа не предусматривает
никаких условий отбора по способностям, является комплексной, включая в
себя несколько направлений, которые объединены северной тематикой, так
как история, культура, быт, традиции народов Севера всегда интересны и
актуальны.
Основные отличия программы определяются следующими пунктами:
Программа представляет большой объем знаний
Использование технологий дифференцированного обучения (творческие
проекты, карточки), игровых заданий повышает мотивацию детей к
занятиям, развивает познавательную активность Теоретический материал тесно связан с практическим его применением
и преподается с опорой на житейский опыт учащихся
Предусмотрено знакомство с национальными особенностями родного
края
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности,
учитывающий индивидуальные
особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их
развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество
научности, предполагающий отбор материала из научных
учителя и ученика;
источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в
программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний,
дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении
программы является ее культурная значимость в жизни района,
актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения эти методы
способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются
источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов,
макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают
возможность более детального обследования объектов, дополняют
словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем,
практические работы. Практические методы позволяют воплотить
теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и
умение детей.
исследовательские
(работа с литературой,
словарями,
справочниками);
частичнопоисковые;
творческие (проекты, эскизы, творческие задания);
объяснительноиллюстративные (иллюстрации, фотографии
Место программы в учебном плане Программа является обучающей и воспитывающей. Она опирается на
важнейшие принципы, обозначенные в Законе РФ «Об образовании», таких
как:
гуманность (духовность, гражданственность, нравственность);
свободу уникальности личности;
индивидуальность каждого подростка, его возможности и способности,
самобытности.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни, признание человеческой жизни и существования
живого в природе и материальном мире в целом как величайшей
ценности.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к
добру, самосовершенствованию и самореализации.
Ценность истины как части культуры человечества, разума,
понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия
человеческой жизни.
Ценность гражданственности, осознание человеком себя как
члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма, одного из проявлений духовной зрелости
человека, выражающегося в любви к России, народу, малой родине.
Данная образовательная программа рассчитана на учащихся 35 классов.
Актуальность программы определяется тем, что у учащихся развиваются
умения научноисследовательской деятельности при изучении родного края.
Рассматривая особенности возникновения, географическое положение,
Предмет тесно
связан
природные условия, историю заселения Кетовского района, учащиеся
закрепляют полученные знания, углубляя и расширяя их в ходе работы
кружка.
предметами «География»,
«Географическое краеведение». Данная взаимосвязь помогает учащимся
активно осмысливать окружающий мир и воплощать его в формах
декоративноприкладного творчества.
Содержание каждой темы программы кружка включает в себя
с
самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. Основная цель воспитать творчески мыслящих людей, сформировать в
сознании учащихся систему взглядов, норм поведения по отношению к
окружающей среде, человеческому обществу, природе.
Задачи:
научиться и уметь работать с архивными документами, печатными
изданиями, газетными публикациями;
знать свою родословную, историю своей фамилии, историю своих предков;
оказывать шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны и
труженикам тыла.
География – интереснейшая наука, родилась она благодаря
путешественникам, которые описывали все увиденное ими. Само словo
«география» означает «землеописание». Век за веком, тысячелетиями люди
открывали свою планету, познавали ее.
Человек путешествовал всегда, с тех пор, как появился на Земле, и на
протяжении двух с половиной миллионов лет никогда не останавливался,
перемещаясь с одного континента на другой. По пути он постоянно делал
открытия: вот река, вот горы, вот болота. До них нужно дойти, обследовать. А
вон там в море, на горизонте – остров. До него нужно доплыть, а, значит,
построить корабль, лодку или плот…
Что двигало людьми, покидавшими обжитые места в поисках новых земель?
Наверное, прежде всего любопытство, любознательность, стремление к
новому. Этот инстинкт принимал форму поиска средств существования,
источников удовлетворения все возраставших потребностей. В путешествиях
проверялись возможности человека, совершенствовались целеустремленность,
настойчивость, выносливость, терпение, где людям приходилось преодолевать
трудности, находить выход из, казалось бы, безвыходных положений,
достигать невозможного. Великие путешественники, первооткрыватели для
многих поколений становились образцом мужества, самоотверженности, силы
духа.
Задачи курса
Образовательные:
научить каждого ученика самостоятельно добывать знания;
вооружить учащихся глубокими знаниями по истории родного края. Развивающие:
развивать чувство патриотизма и ответственности за судьбу родного края;
развивать умение самостоятельно работать с краеведческими источниками.
Воспитательные:
способствовать воспитанию моральных качеств учащихся;
способствовать сплочению коллектива;
способствовать формированию эстетического воспитания.
Познавательный и поисковый интерес, и как следствие этого творческая
активность сами по себе не возникают. Они формируются и создаются
содержанием материала, методами и приемами обучения, личностью учителя
и под влиянием внутренних способностей человека.
Одним из источников формирования обозначенного аспекта считаю
краеведение, а именно создание на его основе краеведческого кружка «Знай и
люби свой край»,в котором на первое место выдвигается поисково
исследовательская работа, которая состоит из нескольких этапов, которые
прослеживаются в ходе деятельности кружка:
желающих
1.Выявление интересующихся предметом исследований,
углубленно заниматься путем диагностики (анкетирование) объединение в
группы по интересам.
2.Отбор содержания, определение тематики, распределение заданий с учетом
мнения и интересов группы.
3.Сбор информации. Групповая и коллективная работа.
4.Систематизация, анализ материалов.
5.Индивидуальная самообразовательная, поисковая деятельность (чтение
дополнительной литературы, работа со словарями).
Методическое обеспечение: 2.
1. Разработанность программы с учетом интереса и возрастных
особенностей учеников.
Организация систематических занятий.
3. Учет практической работы: открытые занятия, выставки,
конкурсы.
4. Поддержка школы, внимание администрации и педагогов,
организация совместной работы, учебновоспитательного
процесса: занятия, праздники, использование изученного
дополнительного материала на уроках и т. д
5. Социальный заказ родителей. Поддержка родителей: интерес к
знаниям ребенка, участие в массовых делах, праздниках, применение на
практике знаний, умений каждого ребенка в создании своей творческой
работы.
Предмет рассчитан на 1 год обучения на 68 часов в 35классах.
Комплектование проходит на базе школы.
Предполагаемые результаты:
учащиеся приобретут знания о перспективах рахзвития своего села;
разовьют умения и навыки в процессе изготовления изделий;
повысится интерес к изучению видам рукоделия, активизируется
познавательная деятельность; выявится интерес к художественно
декоративной деятельности, который способствует самоопределению
учащегося и выбору его дальнейшей профессиональной деятельности
В конце обучения учащиеся должны:
Преобретать знания
Усваивать умения УМЕТЬ
границы Кетовского района и районы
граничащие с ним;
Прогнозировать:
перспективы развития Кетовского
района, села Кетово
Называть и показывать на карте
Курганской области
границы Курганской области,
районы входящие в состав области и
пограничные области;
ы их распространения на территории Курганской области, Кетовского
района.
виды природных ресурсов, район
Определять:
статистические
показатели,
необходимые для выполнения
практических работ;
параметры природных и социально
экономических объектов и явлений
источникам
по
различным
растительный и животный мир района.
информации;
формы рельефа, основной тип
растительности и почв своей
местности.
Описывать:
географическое положение области,
района;
маршрут по топографическому
плану;
влияние человека на природу,
взаимодействие природы и человека.
Объяснять:
причины оказывающие влияние на
национальный состав Кетовского
района;
особенности
природы, специализации хозяйства;
Основные принципы, методы формы обучения при реализации
программы:
личностноориентированное обучение;
коллективная форма обучения;
индивидуальные формы обучения;
принцип доступности;
принцип наглядности;
принцип последовательности;
индивидуальная и групповая формы работы преобладают.
Формы и методы работы:
лекции;
конференции;
круглые столы;
беседы, встречи с ветераном Великой Отечественной войны.
Содержание учебного предмета
№
Тема
1 Вводное занятие
2
6
Российская символика.
Символика Курганской области
Карта Кетовского района
Курганская область на карте России
7
1
2
1
3
1
6
1 Природные условия Курганской
Количество
часов
Теорет.
Практ.
1
1
1
1
1
1
2
Вид занятия
Лекция
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,
круглый стол
Лекция,
практическое
занятие
Лекция,круглый 7
2
2
2
3
2
8
2
9
3
0
3
1
3
6
3
7
4
3
4
4
4
9
5
0
5
2
5
3
5
5
5
6
5
8
6
2
6
4
6
5
области,
Кетово
Кетовского района, села
1
1
стол
Растительный и животный мир
Кетовского района, села Кетово
1
1
Конференция
Заселение Кетовского района
1
Лекция
Национальный состав Кетовского
района
1
1
Лекция,
круглый стол
Моя родословная.
Составление своей родословной
1
1
Лекция,
конференция
Памятные места и улицы поселка
Кетово.
1
2
Конференция
Заслуженные люди Кетовского района,
села Кетово
2
Встречи с
заслуженными
людьми
Экскурсия,встре
чи с ветераном
ВОВ,оказание
ему помощи
Герои
Великой
Кетовцы
Отечественной войны.
Ветераны
Великой Отечественной войны села
Кетово.
Трудовой десант «Помощь ветерану»
Художники Кетовского района
1
3
1
Круглый стол
Поэты и писатели Кетовского района
1
Круглый стол
Человекдруг природы.
Экологический десант
«Береги 2
2
Конференция,
практическое природу»
6
7
6
8
Итого 68
Итоговое занятие
занятие
1
1
Конференция п
п
Тема занятия Кол.
часо
в
Образовател
ь
ная цель
Учебно календарный график
Формируемы
е
знания
Формируемы
е
умения
Форма
работы
5
6
7
Лекция
Практическая
и
самостоятельн
ая
работа
8
Методическ
ое
обеспечение
9
2
1
1 Вводное
занятие
2
6
7
1
2
Российская
символика.
Символика
Курганской
области
Курганской
область
на
карте
3
1
2
2
4
Познакомить
учащихся с
за
дачами
кружка
и структурой
содержания
кружковой
работы
Сформирова
ть
знания
учащих
ся о Российс
кой
символике
Закрепить
уме
ние
по
Флаг и герб
России,
Курганской
области,исто
рия
их
формирован
ия
ЭГХ,пригран
ичное
и
соседс
Грамотно
излагать
свою речь
Лекция,
практическо
е
занятие
Конкурс на
лучший герб,
флаг
Черлакско
го района
Ориентирова
ние по карте,
показывать
Лекция,
круглый
стол
Работа
контур
ной картой
с
Земля,на
кото
рой
мы России
опреде
лению ГП
территории
кое
положение
Курганской
области
границы
области
Омской
области
живем
под.ред.Руса
ко
ва В.Н.
Курган,2002.
Карта
Курганской
области
Атлас
Курганской
области,карт
а
Кетовского
района
1
3
1
6
1
7
2
2
Карта
Кетовского
района
Природные
условия
Курганской
области,
Кетовского
Района, села
3
2
Определять
место района
на
карте
обла
сти,страны.
развивать
прос
транственное
воображение
учащихся
Сформирова
ть знания о
природных
условиях
области и
района.Соде
Положение
района
по
сравнению с
другими
районами.
Краткая
характерист
и
ка соседних
районов
Взаимосвязь
климата,рель
ефа
и
растительнос
т
ти
Ориентирова
ние по карте
Лекция,
экспедиция,
практическо
е
занятие
На контурной
карте
Кетовского
района
обозначить
насе
ленные
пункты
Нахождение
и
характерист
и
ка
природных
Лекция,круг
лый стол
Работа
атласом
Курганской
области.
Составить
кроссворд
с
Атлас
Курганской
области,карт
а
Кетовского
района Кетово
Растительный
и
животный мир
Кетовского
района, села
Кетово
Заселение
Кетовского
района
2
1
2
3
2
8
2
9
3
0
йствовать
пониманию
причинно
следственны
х связей
Сформирова
ть
представлен
ие
о животном
мире района.
Развивать
умение рабо
тать
в
коллек
тиве
Сформирова
ть
представлен
ие
об
историческо
м прошлом
территории
района.Соде
йствовать
Влияние
климатическ
их
условий на
развитие
растительног
о
и животного
мира
Черлакского
района
Основные
этапы
заселения
Черлакского
района
зон области
и района
Характерист
и
ка животных
и
растений
района
Конференци
я
Карта
Кетовского
района
Культура
общения
людей между
собой
Оказание
помо
щи ветеранам
ВОВ и труда
Карта
Кетовского
района 2
3
1
3
6
Национальный
состав
Кетовского
района
умению
работать с
архивными
документами
Познакомить
учащихся с
национальны
м составом
района
Ориентирова
ние по карте
Лекция,круг
лый стол
Особенности
национально
го
состава
района.Хара
к
теристика
национально
го
костюма,блю
да,разных
наций
2
3
7
4
3
Моя
родословная.
Составление
своей
родословной
Закрепить
умения по
сос
тавлению
родословной
Древо жизни,
происхожде
ние имен
Методика
составления
родословной
Навыки
работы
с
литературой,
составление
своей
родословной
Лекция,
конференци
я
Атлас
Курганской
области
Мыславяне.
Семенова М.
Москва,1999
Презентация
творческих
выступлений
группы,предст
ав
ленная
разными
национальност
я
ми(костюм,
танец,блюдо)
Начертить
генеологическ
ое
дерево.
Защита
творчес
кого проекта 4
4
4
9
5
0
5
2
5
3
5
5
3
Памятные
места и улицы
села Кетово
2
4
Заслуженные
люди
Кетовского
района, села
Кетово
Кетовцы
Герои
Великой
Отечественно
й
войны.
Ветераны
Великой
Отечественно
й войны села
Кетово.
Сформирова
ть
представлен
ие
о
важности
знания
и
местораспол
о
жения
памятных
мест поселка
Сформирова
ть навыки
общения с
людьми
старшего
возраста
Сформирова
ть навыки
общения с
людьми
старшего
возраста
Расположени
е улиц,имена
героев на
карте
поселка.
История
появления
улиц,внешни
й вид улиц
заслуженные
учителя
Познакомить
с
биографией
героев
земляков.
Оказывать
шефскую
помощь
ветеранам
войны и тыла
Конференци
я
Давать
характерист
ику улицам
поселка
Подготовить
сообщения о
главных
улицах
поселка
Встречи с
заслуженны
милюдьми
Помощь
заслуженным
людям по
хозяйству
Чаепитие с
ветеранами
Экскурсия,
встречи
с
ветеранами
ВОВ,
оказание им
помощи
Культура
общения
с людьми
старшего
возраста
Содержать в
надлежащем
порядке
памятники,м
огилы
ветеранов
войн,
оставшиеся
по разным
причинам Трудовой
десант
«Помощь
ветерану»
Художники
Кетовского
района
1
и
1
Поэты
писатели
Кетовского
района
4
Человекдруг
природы.
Экологически
й
десант
«Береги
природу»
5
6
5
8
6
2
6
4
6
5
6
7
Сформирова
ть
представлен
ие
о
художниках
района
Сформирова
тьпредставле
ние
о
произведени
ях писателей
района
Сформирова
ть
у учащихся
понимание
проблемы
рационально
гоприродопо
льзования
Познакомить
с
художникам
и
Кетовского
района:
Сагитов М. и
др.
Познакомить
с
произведени
ями поэтов
Влияние
человека
на природу,
взаимодейст
вие природы
и человека.
Посадка
деревьев,
без
присмотра
Навык
работы
периодичес
ким
изданием
Круглый
стол
с
Подготовить
сообщение о
художнике
Круглый
стол
Подготовить
сообщение о
поэте района
Книги
писателей и
поэтов,
периодическ
ие
издания
Конференци
я,
практическо
е
занятие
Выпуск газеты Лопата,ведр
о,
перчатки,
пакеты для
мусора
Навык
работы
с
книгой,,пери
о
дическим
изданием
Нахождение
на
карте
Курганской
области
охраняемых
территорий.
Правильная 6
8
Итоговое
занятие
2
уборка
территории
Прогноз,
проектирова
ние
будущего
развития
района
посадка
деревьев,пов
е
дение
учащихся на
природе
Составление
прогноза на
будущее
слушать и
правильно
формулиров
ат
вать
вопросы,кра
сиво
и
логично
излагать
свою
речь,вести
дискуссию
Способство
вать
развитию
речи
учащихся
развивать
уме
ние
выступать
перед аудито
рией.
Конференци
я
Защита
проектов
«Село
будущего»
Планы,
диаграммы,
схемы Требования к уровню подготовки учащихся
Методические рекомендации
При реализации программы целесообразно:
обеспечить условия для овладения способами самостоятельной
деятельности (поиск необходимой информации, создание индивидуальных
проектов);
содержание учебного материала отобрать соответственно уровню
подготовки, дифференцировать
обучения: индивидуальные,
групповые, парные. Доступность содержания сочетать с научностью,
формы
современными реалиями. Практиковать дискуссии по обсуждаемым
проблемам, развивать коммуникативные умения;
подкреплять теоретическое содержание практическими работами;
использовать информацию СМИ и выработать свою точку зрения на
происходящие события;
использовать разнообразные формы и методы работы (экскурсии, лекции,
конференции, круглые столы);
результаты обучения курса отразить в форме отчетов, рефератов,
материалов конференций. Список использованной литературы
1.Алексеева А.К. Воспитание и развитие школьников в процессе обучения
и внеклассной работы.М.2001.
2.Борисов Н.С. Методика историко – краеведческой работы в школе. М.
2008.
3.Зорин Ю.В. Внеклассная работа по географии, как условие развития
учащихся на основе индивидуализации обучения. М. 2006.
4.Шатных А.В. География Курганской области. Курган. 2015. Приложение
Входной контроль
1.Называть и показывать на карте Курганской области:
границы Курганской области, районы входящие в состав области и
пограничные области;
границы Кетовского района и районы граничащие с ним;
виды природных ресурсов, районы их распространения на территории
Омской области, Черлакского района.
2.Определять:
статистические показатели, необходимые для выполнения практических
работ;
параметры природных и социальноэкономических объектов и явлений по
различным источникам информации;
формы рельефа, основной тип растительности и почв своей местности.
3.Описывать:
географическое положение области, района;
маршрут по топографическому плану;
растительный и животный мир района.
4.Объяснять:
причины оказывающие влияние на национальный состав Черлакского
района;
особенности природы, специализации хозяйства; влияние человека на природу, взаимодействие природы и человека.
5.Прогнозировать:
перспективы развития Черлакского района, села Медет. Кимы
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
"Мы открываем мир" рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.