Дата |
|
|
|
Завуч по УР |
Класс |
8а |
8б |
____________З.И.Яндиева |
Мышечная система . Строение и функции мышц
Цель урока:
Систематизировать знания по строению мышц. Определить функции мышц.
Задачи:
Образовательная.
Знать:
Строение поперечно-полосатой и гладкой мышц, основные группы мышц человеческого тела.
Уметь: разбираться в особенностях движения мышечного волокна.
Развивающая.
Умение самостоятельно работать с источником знаний, развитие творческих способностей через логическую задачу, умение выделять главное, делать самостоятельно выводы по проделанной работе.
Воспитательная.
Правильное отношение к своему телу, развитию мускулатуры, пропаганда здорового образа жизни.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Главная задача урока - определить значимость двигательного аппарата человека. Повторить строение мышц и определить их функции, определить виды работ и принцип утомления, регуляции мышц.
Ребята мы с вами продолжаем изучение особенности строения и функций нашего организма. Предлагаю вам самим определить тему сегодняшнего урока.
О какой системе идет речь? (Погружение в тему).
В организме человека данная система насчитывают 600-845 единиц, большая часть из которых парные ...
Если у новорожденных масса 23% массы тела,
то в 17-18 лет она достигает 43-44%,
а у спортсменов - даже 50%.
Система невечна , после 40 лет ежегодно теряется до 1%, а после 60- до 5%
Отдельные группы в системе растут неравномерно.
Состоит из клеток, которые чаще называют волокнами.
Образована отдельным типом тканей.
Влияет на работу не только всех органов и систем человека,
находясь в активном состоянии, продлевает жизнь
О какой системе идет речь?
Мышечной системе. * Выясните откуда произошло слово «мышцы»
На прошлых уроках вы изучили скелет человека. Говорили, что кости выполняют опорно-двигательную систему. Но могут ли кости самостоятельно выполнять эти функции?
Что ещё включается в эту систему?
Опорно-двигательную систему выполняют кости и мышцы совместно. Поэтому Опорно-двигательную систему ещё называют костно-мышечной системой.
- Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату и тему урока «Мышцы, их строение и функции».
- Теперь, дадим определение, что такое это мышцы
Мышцы или мускулы (от лат. musculus — мышка, маленькая мышь) — органы
тела человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной
сокращаться под влиянием нервных импульсов. Предназначены для выполнения различных
действий: движения тела, сокращения голосовых связок, дыхания, жевания, глотания и т. д.
- мышечная масса составляет 30-35% массы тела. У человека более 600 мышц.
Самые сильные мышцы — икроножные и жевательные. Самая длинная мышца человека — портняжная — начинается от передней верхней ости крыла подвздошной кости (передне-верхние отделы тазовой кости), спиралевидно перекидывается спереди через бедро и прикрепляется сухожилием к бугристости большеберцовой кости (верхние отделы голени).
- В зависимости от особенностей строения мышцы человека делят на 2 типа:
- поперечно - полосатая
- гладкая
Поперечно - полосатую делят на скелетную и сердечную.
Поперечно-полосатая мускулатура прикрепляется к скелету. Сокращается произвольно (то есть по желанию человека), быстрое сокращение, интенсивный обмен веществ.
Каждая мышца состоит из параллельных пучков – мышечных волокон. Каждое мышечное волокно имеет внутри многочисленные сократительные нити -
миофибриллы и большое количество ядер. Миофибриллы бывают двух типов - толстых (белковые молекулы-
миозин) и тонких (белок - актин)
На концах мышцы имеются сухожилия, благодаря которым они прикрепляются к костям.
Гладкая мускулатура – покрывает внутренние органы, сосуды, кровеносные, лимфатические.
Непроизвольное сокращение (не подчиняется человеку), медленно сокращается, малая интенсивность сокращения.
Состоит из одноядерных клеток – миоцитов, веретеновидной формы.
сердечная поперечнополосатая мышечная ткань (миокард). Она состоит из одноядерных кардиомиоцитов. Сокращения сердечной мышцы не подконтрольны сознанию человека, она иннервируется вегетативной нервной системой.
Свойства мышц:
- возбудимость – способность реагировать на нервные импульсы – раздражители
- сократимость – способность уменьшать длину при увеличении толщины
- растяжимость – способность увеличивать длину при уменьшении толщины эластичность – способность принимать прежнее положение после растяжения.
Мышечная координация – согласованная работа мышц. Синергисты – мышцы, выполняющие одно и то же движение. Антагонисты – мышцы, выполняющие противоположные действия. Работа различных групп мышц происходит согласованно: так, если мышцы-сгибатели сокращаются, то мышцы-разгибатели в это время расслабляются.
Выделяют в основном условно три группы мышц:
- мышцы головы и шеи
- мышцы туловища
- мышцы конечностей
По форме и величине мышцы различают: длинные, короткие, широкие и круговые.
Длинные мышцы распологаются на конечностях, где необходим большой размах движений. Короткие – там где размах движений мал, между позвонками. Широкие на туловище – мышцы спины, живота. Круговые – например, глаз, рта.
Закрепление изученного материала
«ВЕРЮ - НЕВЕРЮ».
1.Мышечная система относится к опорно-двигательной системе.
2.Мышечная система составляет пассивную часть опорно-двигательной системы.
3. Гладкой мышечной тканью образованы скелетные мышцы.
4. С помощью сухожилий мышцы прикрепляются к костям.
5. В мышце различают среднюю часть – брюшко.
6.Мышцы покрыты миозином.
7.Каждая мышца состоит из мышечной клетки.
8. Внутри мышечного волокна располагаются сократительные нити – миофибриллы.
9. Актин и миозин – сократительные белки мышечного волокна.
10. Скелетные мышцы обеспечивают разнообразные движения.
11.Регулируются нервной системой.
12. Разные мышцы, участвующие в одном движении называют антогонистами.
13.Работа мышц бывает статической и динамической.
Домашнее задание: параграф 19
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.