ГБПОУ "Аграрный колледж" г. Дагестанские Огни,
СП с. АХТЫ
Методическая разработка по литературе на тему:
По роману Л. Н. Толстого "Война и мир".
Преподавателя ГБПОУ "Аграрный колледж"
Эмирбековой Л.А.
Поурочная разработка по литературе на 1 курсе в группе №66
Тема: "Мысль семейная " на страницах романа Л.Н. Толстого "Война и мир"
Цели:
Образовательные:
разобраться в вопросах, которые ставит перед собой писатель.
"Что есть жизнь настоящая?"
"Что скрепляет семью?"
показать сходство и контраст как основные идейно- художественные принципы повествования у Л.Н. Толстого.
Личностные
Метапредметные
Предметные
Оборудование:
Эпиграф к уроку:
"Есть вечные песни ,
великие творения ,
завещаемые из века в век"
А.Г.Герцен.
Ход урока
I. Мобилизующий этап.
1. Работа над эпиграфом:
Чтение эпиграфа урока.
К числу таких произведений принадлежит "Война и мир".Мы открываем страницы второго тома ,где Толстой бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года противопоставляет ту жизнь ,которую он называет "настоящей". Мирная жизнь не обособлена от "большой" истории, в ней нет спокойствия :в ней свои страсти ,свои интересы, свой омут жизни". Интересны "любви, дружбы, ненависти ,страстей" входит у Толстого как существенные в настоящую жизнь"
Мы знакомимся с семейными гнездами главных героев : Ростовыми ,Безуховыми, Курагиными ,Болконскими.
Вы, я надеюсь, прочитав страницы романа, побывали в гостях у этих семей .но нам предстоит сегодня разобраться ,какую же семейную жизнь Толстой считает "настоящей".
2. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ
Вопросы для беседы.
-С чего начинается первая часть второго тома?
-Каким желанием схвачен Николай Ростов?
-Вы наблюдаете за его чувствами (" скоро ли ...").
-А теперь сделайте вывод , что значит для него родительский дом?
Вспомните в каких ситуациях мы встречаемся с семейством Ростовых?
-Расскажите о родителях .
-Каковы взаимоотношения родителей и детей ?
-Перескажите сцену "именины Наташи ".Что дополняет эта картина в характеристике Ростовской "породы"?
Итак ,семья Ростовых живет больше чувствами ,чем головой. Хорошие они люди . Я не ошибусь ,если скажу ,что каждый из нас был бы счастлив, живя в такой семье.(слайд 1)
А теперь немного погостим в Лысых горах у Болконских (слайд 2)
|
Ничто не может изменить спокойной , деятельной и размеренной жизни старого княжеского дома В Лысых горах. "Те же часы, и по аллеям прогулки..."И как всегда ,рано утром величественный маленький старик "в бархатной шубке с собольим воротником и в такой же шапке " выходит гулять по свежему снегу . Он стар, он заслужил этот покой ,эту расчисленную жизнь .Но не о покое думает этот старик .
-Так о чем же размышляет Николай Андреевич ,читая письма сына?
-Что старый Болконский дал своим детям?
-О чем болит его душа?
-Каким вы видите Болконских в момент рождения сына Лизы и князя Андрея?
(Толстой пишет"...никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя видна была какая-то общая забота ,смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в ту минуту..."
-Толстой пишет о "хороших манерах, царствовавших в доме старого князя".
Назовите их .
-А теперь обратите внимание на этику взаимоотношений членов семей. Сопоставьте взаимоотношения родителей и детей у Ростовых и Болконских.
3. Обобщение и выводы.
-Взаимоотношения родителей и детей в семье Ростовых и детей между собой строятся на доверии между собой, любви, уважении. Дух равенства ,бескорыстия господствуют в этой семье.
Взаимоотношения в семье Болконских строятся не на принципе равенства, но они также полны любви, только скрытой : Болконские все сдержаны .Отношения старого князя и Марьи достаточно сложны и тяжелы. Но это не значит , что они плохие люди .
Какой же художественный принцип для повествования об этих семейных гнездах избирает Толстой ? ( сходство)
- На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных
4. Обобщение и выводы о нравственных ценностях семьи Курагиных.
-Атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Делать служебную карьеру, "делать"выгодное замужество или женитьбу - так понимает свой родительский долг князь Василий .Каковы при этом его дети по существу - его мало интересует. Их надо "пристроить". Элен вышла замуж за богатого Пьера Безухова, Ипполит в дипломатах, в Австрии - вне опасности. Остается Анатоль, с его беспутством, долгами, пьянством. Возникла мысль женить его на княжне Марье. Безнравственность , допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. Об этом говорит поведение Анатоля, отношение Элен с братом, о которых с ужасом вспоминает Пьер, поведение самой Элен. В этом доме нет места искренности и порядочности.
5. Индивидуальные выступления студентов (задания даются заранее).
-Дать характеристику одного из представителей каждого семейства.
-Наташа Ростова
-Марья Болконская
-Элен Безухова
-Сопоставьте хозяев семейных гнезд
-Граф И.А.Ростов
-Князь Н.А.Болконский
-Князь Курагин
Определите одним словом главный стержень их семьи:
-Семья Ростовых -любовь
-Семья Болконских - порядочность
-Семья Курагиных - расчет, ложь.
-А теперь подумайте .Как могла бы выглядеть визитная карточка каждой семьи и запишите ответы.
-Ростовы - кто к нам ходит ,делает нам приятное
-Болконские - Кто к нам не ходит , делает приятное , кто ходит - одолжение.
-Курагины - нам приятны только те ,кто нужен.
6.Самостоятельный вывод учащихся.
- Так какую же жизнь Толстой считает "настоящей"?
Звучит песня "Родительский дом ".
-Да ,это так- " Родительский дом -начало начал ,и в сердце каждого надежный причал"
Художественный мир ,сотворенный гением Толстого, велик и огромен. И вот он предстал перед нами вновь, но только в одной семье. Каждая семья имеет свои "начала" и понимает счастье по- своему.
"Настоящая жизнь- это жизньс интересами "поэзии....любви...страстей".
По мысли Толстого- чувство не обманет человека нравственного, оно укажет ,где истина , а где ложь. Я думаю ,что все вы поняли поняли сегодня ,какая семья ближе самому автору и почему.
Рефлексия
7. Домашнее задание: индивидуальные задания
1. Князь Андрей: портрет и поведение в салоне Шерер (том 1, часть 1, главы 3,5,6).
2. Князь Андрей в кругу своей семьи в Лысых Горах (том 1, часть 1, главы 22- 25).
3. Князь Андрей на войне 1805 года (мечта о подвиге, встреча с Тушиным, подвиг, разочарование в Наполеоне)
Том 1, часть 2, главы 20, 21; часть 3, главы 12, 16
(выразительно читать наизусть «Что это? Я падаю?...» до конца абзаца), 19.
4. Душевный кризис героя и возрождение в 1809 году
(том 2, часть 1, глава 9; часть 2, главы 11, 1; часть 3, главы 1-6, 16, 17, 18 )
5. Его настроение перед Бородинским боем.
6. Смерть князя Андрея (том 4, часть 1, главы 14-16)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.