Мысль семейная на страницах романа Л.Н. Толстого Война и мир
Оценка 4.7

Мысль семейная на страницах романа Л.Н. Толстого Война и мир

Оценка 4.7
docx
11.06.2021
Мысль семейная  на страницах романа Л.Н. Толстого Война и мир
Мысль семейная на страницах романа Л.Н. Толстого Война и мир.docx

ГБПОУ "Аграрный колледж" г. Дагестанские Огни,

СП с. АХТЫ

Методическая разработка по литературе     на тему:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/01b6/0013d7d5-7057a391/img0.jpg

По роману Л. Н. Толстого "Война и мир".

 

 

 

Преподавателя ГБПОУ "Аграрный колледж"

Эмирбековой Л.А.

 

Поурочная разработка по литературе  на 1 курсе в группе №66

Тема: "Мысль семейная " на страницах романа Л.Н. Толстого "Война и мир"

Цели:

Образовательные:

разобраться в вопросах, которые ставит перед собой писатель.

"Что есть жизнь настоящая?"

"Что скрепляет семью?"

показать сходство и контраст как основные идейно- художественные принципы повествования у Л.Н. Толстого.

Личностные

  • помочь осознать значение семьи в жизни человека и общества;
  • способствовать принятию ценностей семейной жизни;
  • формирование уважительного  и заботливого отношения к членам своей семьи.

Метапредметные

  • способствовать развитию умения анализировать изучаемый материал, работать с дополнительными источниками;
  • содействовать развитию умения сопоставлять, обобщать, устанавливать аналогии, находить различия;
  • развивать умение организовывать  совместную   деятельность с учителем, сверстниками, работать на  основе согласования позиций и учёта  интересов других;
  • учить формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные

  • развивать умение анализировать  литературное произведение;
  • учить сопоставлять сцены и эпизоды, поведение героев, делать выводы;
  • способствовать развитию умения  понимать  авторскую  позицию  и  высказывать своё отношение к ней.

Оборудование:

  • Ноутбук и проектор
  • Иллюстрации к теме
  • Презентация «Мысль семейная» в романе Л.  Н. Толстого»
  • Раздаточный материал

 

 

 

 

Эпиграф к уроку:

 "Есть вечные песни ,

                  великие творения ,

                        завещаемые из века в век"

А.Г.Герцен.

 

Ход урока

I. Мобилизующий этап.

1. Работа над эпиграфом:

Чтение эпиграфа урока.

К числу таких произведений  принадлежит "Война и мир".Мы открываем страницы второго тома ,где  Толстой бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года противопоставляет ту жизнь ,которую он называет "настоящей". Мирная жизнь не обособлена от "большой" истории, в ней нет спокойствия :в ней свои страсти ,свои интересы, свой омут жизни". Интересны "любви, дружбы, ненависти ,страстей"  входит у Толстого как существенные в настоящую жизнь"

     

  Мы знакомимся с семейными гнездами главных героев : Ростовыми ,Безуховыми, Курагиными ,Болконскими.

Вы, я надеюсь, прочитав страницы романа, побывали в гостях у этих семей .но нам предстоит сегодня разобраться ,какую же семейную жизнь Толстой считает "настоящей".

2. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ

Вопросы для беседы.

-С чего начинается первая часть второго тома?

-Каким желанием схвачен Николай Ростов?

-Вы наблюдаете за его чувствами (" скоро ли ...").

-А теперь сделайте вывод , что значит для него родительский дом?

Вспомните в каких ситуациях мы встречаемся  с семейством Ростовых?

-Расскажите о родителях .

-Каковы взаимоотношения родителей и детей ?

-Перескажите сцену "именины Наташи ".Что дополняет эта картина в характеристике Ростовской "породы"?

     Итак ,семья Ростовых живет больше чувствами ,чем головой. Хорошие они люди . Я не ошибусь ,если скажу ,что каждый из нас был бы счастлив, живя в такой семье.(слайд 1)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0080/0005309f-fe87384f/640/img3.jpg

 

А теперь немного погостим в Лысых горах у Болконских (слайд 2)

https://myslide.ru/documents_7/6df230c2ee6703e125c9f53992cb1065/img11.jpg

    Ничто не может изменить спокойной , деятельной и размеренной жизни старого княжеского дома В Лысых горах. "Те же часы, и по аллеям прогулки..."И как всегда ,рано утром величественный маленький старик "в бархатной шубке с собольим воротником и в такой же шапке " выходит гулять по свежему снегу . Он стар, он заслужил этот покой ,эту расчисленную жизнь .Но не о покое думает этот старик .

-Так о чем же размышляет Николай Андреевич ,читая письма сына?

-Что старый Болконский дал своим детям?

-О чем болит его душа?

-Каким вы видите Болконских в момент рождения сына Лизы и князя Андрея?

(Толстой пишет"...никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя видна была какая-то общая забота ,смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в ту минуту..."

-Толстой пишет о "хороших манерах, царствовавших в доме старого князя".

Назовите их .

-А теперь обратите внимание на этику взаимоотношений членов семей. Сопоставьте взаимоотношения родителей и детей у Ростовых и Болконских.

3. Обобщение и выводы.

-Взаимоотношения родителей и детей в семье Ростовых и детей между собой строятся на доверии между собой, любви, уважении. Дух равенства ,бескорыстия господствуют в этой семье.

    Взаимоотношения в семье Болконских строятся не на принципе равенства, но они также полны любви, только скрытой : Болконские все  сдержаны .Отношения старого князя и Марьи достаточно сложны и тяжелы. Но это не значит , что они плохие люди .

Какой же художественный принцип  для повествования об этих семейных гнездах избирает Толстой ? ( сходство)

- На фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучат взаимоотношения в семье Курагиных

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0e9d/00073a8c-dd52a495/img26.jpg

 

 4. Обобщение и выводы о нравственных ценностях семьи Курагиных.

-Атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Делать служебную карьеру, "делать"выгодное замужество или женитьбу - так понимает свой родительский долг князь Василий .Каковы при этом его дети по существу - его мало интересует. Их надо "пристроить". Элен вышла замуж за богатого Пьера Безухова, Ипполит в дипломатах, в Австрии - вне опасности. Остается Анатоль, с его беспутством, долгами, пьянством. Возникла мысль женить его на княжне Марье. Безнравственность , допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. Об этом говорит поведение Анатоля, отношение Элен с  братом, о которых с ужасом вспоминает Пьер, поведение самой Элен. В этом доме нет места искренности и порядочности.

 

5. Индивидуальные выступления студентов (задания даются заранее).

ать характеристику одного из представителей каждого семейства.

-Наташа Ростова

      -Марья Болконская

-Элен Безухова

-Сопоставьте хозяев семейных гнезд

-Граф И.А.Ростов

           -Князь Н.А.Болконский

-Князь Курагин

Определите одним словом главный стержень их семьи:

-Семья Ростовых -любовь

-Семья Болконских - порядочность

-Семья Курагиных - расчет,  ложь.

-А теперь подумайте .Как могла бы выглядеть визитная карточка каждой семьи и запишите ответы.

-Ростовы - кто к нам ходит ,делает нам приятное

-Болконские - Кто к нам не ходит , делает приятное , кто ходит - одолжение.

-Курагины - нам приятны только те ,кто нужен.

 

6.Самостоятельный вывод учащихся.

- Так какую же жизнь Толстой  считает "настоящей"?

 

Звучит песня "Родительский дом ".

 

-Да ,это так- " Родительский дом -начало начал ,и в сердце каждого надежный причал"

Художественный мир ,сотворенный гением Толстого, велик и огромен. И вот он предстал перед нами вновь, но только в одной семье. Каждая семья имеет свои "начала" и понимает счастье по- своему.

"Настоящая жизнь- это жизньс интересами "поэзии....любви...страстей".

По мысли Толстого- чувство не обманет человека нравственного, оно укажет ,где истина , а где ложь. Я думаю ,что все вы поняли поняли сегодня ,какая семья ближе самому автору и почему.

Рефлексия

  • Что нового в понимании семьи дали мне прочитанные и проанализированные сцены?
  • Какой тип семьи близок мне?
  • Чему научил меня роман Толстого?
  • Что нужно для счастья?

7.  Домашнее задание: индивидуальные задания

1. Князь Андрей: портрет и поведение в салоне Шерер (том 1, часть 1, главы 3,5,6).

2. Князь Андрей в кругу своей семьи в Лысых Горах (том 1, часть 1, главы 22- 25).

3. Князь Андрей на войне 1805 года (мечта о подвиге, встреча с Тушиным, подвиг, разочарование в Наполеоне)

Том  1, часть 2, главы 20, 21;  часть 3, главы 12, 16

 (выразительно читать наизусть «Что это? Я падаю?...»  до конца абзаца), 19.

4. Душевный кризис героя и возрождение в 1809 году

(том 2, часть 1, глава 9;  часть 2, главы 11, 1; часть 3, главы 1-6, 16, 17, 18 )

5. Его настроение перед Бородинским боем.

6. Смерть князя Андрея (том 4, часть 1, главы 14-16)


 

ГБПОУ "Аграрный колледж" г. Дагестанские

ГБПОУ "Аграрный колледж" г. Дагестанские

Поурочная разработка по литературе на 1 курсе в группе №66

Поурочная разработка по литературе на 1 курсе в группе №66

Эпиграф к уроку: "Есть вечные песни , великие творения , завещаемые из века в век"

Эпиграф к уроку: "Есть вечные песни , великие творения , завещаемые из века в век"

Итак ,семья Ростовых живет больше чувствами ,чем головой

Итак ,семья Ростовых живет больше чувствами ,чем головой

Ничто не может изменить спокойной , деятельной и размеренной жизни старого княжеского дома

Ничто не может изменить спокойной , деятельной и размеренной жизни старого княжеского дома

Взаимоотношения родителей и детей в семье

Взаимоотношения родителей и детей в семье

Пьер, поведение самой Элен. В этом доме нет места искренности и порядочности

Пьер, поведение самой Элен. В этом доме нет места искренности и порядочности

Что нового в понимании семьи дали мне прочитанные и проанализированные сцены?

Что нового в понимании семьи дали мне прочитанные и проанализированные сцены?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2021