Материал к уроку: "Мысль народная", которую, по словам Толстого, он любил в «Войне и мире», связана с самыми главными проблемами романа. Народ — общая душа нации, и понять это позволяет 1812 год, раскрепостивший творческое сознание народа, который обретает свободу действий и сметает все «общепринятые условности войны». (Это максимальное проявление той общей ситуации, о которой шла речь выше, в случаях с Николаем Ростовым, князем Андреем, Пьером).
Мысль народная.docx
«Мысль народная», которую, по словам Толстого, он любил в «Войне и мире», связана с
самыми главными проблемами романа.
Народ — общая душа нации, и понять это позволяет 1812 год, раскрепостивший
творческое сознание народа, который обретает свободу действий и сметает все
«общепринятые условности войны». (Это максимальное проявление той общей
ситуации, о которой шла речь выше, в случаях с Николаем Ростовым, князем Андреем,
Пьером).
Нашествие гибнет, потому что поднимается народ — как «новая, неведомая никому
сила». Народный характер войны определяется широтой и силой человеческой
самостоятельности: это и партизанское движение, и создание дворянских ополчений, и
уничтожение людьми своего имущества, и оставление Москвы. И приход в армию
главнокомандующим Кутузова, неугодного государю, но лучше всех понимающего
народный характер войны и прислушивающегося прежде всего к состоянию духа
русского войска, — выражение этой прежде «неведомой никому силы». Победа (общее
благо) оказывается результатом того, что личные интересы множества людей, обычно
эгоистически отделенных друг от друга, оказываются однонаправленными,
определяющимися одним чувством — Толстой называет его почти как физическое, т.е.
естественное и необходимое явление — «скрытой теплотой патриотизма».
Народ хранит в себе нравственные начала общей жизни, он по сути и воплощает в себе
эту общую жизнь. Только в приобщении к ней могут найти разрешение своих
мучительных вопросов об осмысленности существования и согласия с самим собой
любимые герои Толстого — Пьер Безухов и князь Андрей. Это согласие достижимо
только при выходе за пределы обособленной личной жизни, и Толстой показывает его в
солдатах на батарее Раевского при Бородине, а потом и в отдельном человеке —
Платоне Каратаеве.
Платон Каратаев оказывается воплощением идеала «простоты и правды», идеала
полного растворения в общей жизни, которая уничтожает страх смерти и пробуждает
силу жизни в человеке. Толстой показывает, что жизнь Каратаева, «как он сам смотрел
на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица
целого, которое он постоянно чувствовал». И встреча с ним оказывается спасительной
для Пьера, наделяя его чувством свободы, «знанием сердечным», способностью
разграничения добра и зла.
Мир героев «Войны и мира» огромен и многосложен. Это и исторические лица, и
персонажи, как говорил Толстой, «совершенно вымышленные». Поразительно, что в
этой грандиозной постройке (более 600 персонажей) люди живут, не заслоняя друг
друга. Запоминаются навсегда не только главные герои, проходящие весь долгий путь в
эпопее, но и второстепенные герои и герои общего плана. Кроме этого естественного
для любого произведения деления на главных и второстепенных, различимы еще
несколько принципов выделения и разделения персонажей, и они связаны с важными
содержательными мотивами. Мы уже говорили о важности для романа понятия «мир».
В системе персонажей оно осуществляется как бы на трех уровнях — внутренний мир
личности (мир Пьера Безухова, мир князя Андрея, мир Наташи Ростовой и пр.), мир
родовой, семейный (мир Болконских, Ростовых, Курагиных) и, наконец, тот общий мир
— жизненная целостность, которая творится в войне 1812 года.
Мысль народная в романе "Война и мир"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.