Нейрофизиологические исследования подтвердили, что для изменения мозга – а значит, и убеждений, моделей поведения и отношения к жизни – достаточно начать думать по-другому (иначе говоря, необязательно менять что-то во внешнем мире). При мысленной репетиции какого-либо действия (т. е. когда мы неоднократно представляем себе процесс его совершения) нейронные связи перестраиваются в соответствии с нашими целями. Мы можем сделать свои мысли настолько реальными, что изменения в мозгу будут такими же, как если б это событие уже произошло в действительности. Каждый из нас в состоянии настроить мозг на опережение внешнего мира.
Мысленная репетиция как мысли могут стать реальностью
Нейрофизиологические исследования подтвердили, что для изменения мозга
– а значит, и убеждений, моделей поведения и отношения к жизни –
достаточно начать думать по-другому (иначе говоря, необязательно менять
что-то во внешнем мире). При мысленной репетиции какого-либо действия
(т. е. когда мы неоднократно представляем себе процесс его совершения)
нейронные связи перестраиваются в соответствии с нашими целями. Мы
можем сделать свои мысли настолько реальными, что изменения в мозгу
будут такими же, как если б это событие уже произошло в действительности.
Каждый из нас в состоянии настроить мозг на опережение внешнего мира.
Приведу пример. В книге «Развивайте свой мозг» я рассказывал об одном
исследовании: члены одной группы в течение пяти дней по два часа в день
мысленно репетировали фортепианные упражнения для одной руки, не
дотрагиваясь до клавиш. Вторая группа такой же период отрабатывала
аналогичные движения пальцев вживую, на клавиатуре[9 - Pascual-Leone, A.,
et al., «Modulation of muscle responses evoked by transcranial magnetic
stimulation during the acquisition of new fine motor skills». Journal of
Neuropysiology, vol. 74(3): 1037–1045 (1995).]. В результате в мозгу участников
обеих групп произошли практически идентичные изменения. Функциональное
сканирование мозга показало, что у всех участников отмечается активация и
рост числа нейронных кластеров в одной и той же части мозга. То есть у тех,
кто играл гаммы и аккорды лишь в мыслях, образовалось почти столько же
новых нейронных связей, что и у тех, кто проделывал это физически.
Отсюда следуют два важных вывода. Во-первых, мы действительно способны
изменить мозг, начав мыслить по-другому. А во-вторых, если мы
сосредоточены на какой-либо идее, мозг вообще перестает отличать
внутренний мир наших мыслей от внешней действительности. Таким образом,
наши мысли буквально становятся реальностью.
От понимания этого принципа напрямую зависит, получится ли у вас изменить
прежние привычки (разорвать старые нейронные связи) и приобрести новые
(сформировать новые нейронные сети). Поэтому давайте подробно разберем,
как шло приобретение навыка у тех испытуемых, кто практиковался в игре на
фортепиано в мыслях, но ни разу не дотронулся до клавиш.Процесс приобретения любого навыка состоит из четырех этапов: усвоение
информации, практическая отработка, фокусировка внимания и повторение.
Каждый этап сопровождается определенными изменениями в мозгу. При этом
неважно, как именно приобретается навык: на практике или на уровне
мыслей.
На этапе усвоения информации образуются новые нейронные связи;
в процессе практической отработки подключается тело, которое должно
испытать соответствующее ощущение. А фокусировка внимания и
неоднократное повторение ведут к изменению мозга.
У тех участников, которые играли аккорды и гаммы на фортепиано,
образовались новые нейронные связи, так как процесс обучения строился по
указанной формуле.
Те же, кто практиковался только мысленно, все равно следовали этой
формуле, но за одним исключением: без вовлечения в процесс тела. Однако
они с легкостью представляли себя играющими на пианино.
Как вы помните, после многократных ментальных тренировок у участников
второй группы произошли те же неврологические изменения, что и у их
коллег, которые действительно ударяли по клавишам. В их мозгу тоже
образовались новые нейронные сети, а значит, эти люди действительно
практиковались в игре на фортепиано, хотя и за пределами физического
опыта. Можно сказать, что их мозг «побывал в будущем», предварив
реальный опыт музицирования.
Мы, люди, обладаем увеличенной лобной долей мозга и уникальной
способностью придавать мыслям ощущение реальности. Поэтому наш
передний мозг может спокойно «убавлять звук» внешней среды, и ничто не
будет отвлекать разум от обработки одной-единственной нужной мысли.
Подобный внутренний процесс позволяет настолько глубоко погрузиться в
ментальные картины, что нейронные связи мозга изменяются точно так же,
как и под воздействием реального события. Когда мы научимся изменять мозг
независимо от внешней среды и затем целенаправленно погружаться в
желаемую реальность, постоянно удерживая ее в фокусе внимания, мозг
будет опережать действительность.Вот что такое мысленная репетиция – важный инструмент отвыкания от себя.
Если постоянно думать о чем-то одном, исключив все прочие темы, то в какой-
то момент наши мысли начнут ощущаться как реальность. Когда же это
произойдет, нейронные сети мозга перестроятся в соответствии с новым
ощущением. Вот так мысли и меняют структуру мозга, а следовательно, и
состояние ума.
Чтобы отвыкнуть от себя, надо уяснить, что изменение нейронной структуры
возможно и без физического взаимодействия с окружающей средой.
Вдумайтесь, какие горизонты открывает для нас эксперимент с игрой на
фортепиано. Применяя тот же процесс – мысленную репетицию – к любому
желаемому действию, мы можем изменить свой мозг, не дожидаясь каких-
либо конкретных событий.
Изменяя структуру мозга до наступления желаемых событий, мы создаем
необходимые нейронные связи, которые помогут нам вести себя в
соответствии со своим намерением еще до того, как оно станет реальностью.
Регулярно «прокручивая» в уме более эффективные действия, мысли и
состояния, мы «устанавливаем» нейронное оборудование, которое подготовит
нас к новым событиям.
Но это не все. Как вы помните, под оборудованием я подразумеваю
физиологию мозга, его анатомическое строение, вплоть до нейронного
уровня. Постоянно загружая новое оборудование и совершенствуя его работу,
вы получите новую нейронную сеть, которую можно сравнить с компьютерной
программой. И теперь эта программа (к примеру, модель поведения,
отношение или эмоциональное состояние), как и положено, будет запускаться
автоматически.
Итак, мы подготовили свой мозг к новым событиям, и – вуаля! – теперь разум
готов к переходу на новый уровень. Когда мы изменяем разум, меняется и
мозг; когда мы меняем мозг, меняется и разум.
И когда придет время проявить верность своему идеалу вопреки внешним
опровержениям, мы вполне справимся с этой задачей и будем готовы мыслить
и действовать по-новому. Самое главное – сохранять твердую, непоколебимую
уверенность в реальность будущего. И чем детальнее вы представляете свое
поведение при наступлении желаемого события, тем проще вам будет
перейти на новый уровень существования.Итак, готовы ли вы поверить в будущее, которого нельзя ни увидеть, ни
ощутить, но о котором вы думали столько раз, что в нейронной структуре
мозга уже отражен желаемый опыт, хотя событие не произошло? Если вы
ответили утвердительно, значит, из летописи прошлого ваш мозг превратился
в карту будущего.
Теперь вы знаете, что мы в силах изменить свой мозг, начав думать по-
новому. Но насколько реально произвести аналогичные изменения на уровне
тела, чтобы и оно заранее испытало ощущение от желаемого события?
Неужели разум столь могуществен? Скоро вы убедитесь в этом сами.