Мысленная репетиция как мысли могут стать реальностью
Оценка 5
Раздаточные материалы
doc
администрации
Взрослым
29.04.2018
Нейрофизиологические исследования подтвердили, что для изменения мозга – а значит, и убеждений, моделей поведения и отношения к жизни – достаточно начать думать по-другому (иначе говоря, необязательно менять что-то во внешнем мире). При мысленной репетиции какого-либо действия (т. е. когда мы неоднократно представляем себе процесс его совершения) нейронные связи перестраиваются в соответствии с нашими целями. Мы можем сделать свои мысли настолько реальными, что изменения в мозгу будут такими же, как если б это событие уже произошло в действительности. Каждый из нас в состоянии настроить мозг на опережение внешнего мира.
Мысленная репетиция как мысли могут стать реальностью.doc
Мысленная репетиция как мысли могут стать реальностью
Нейрофизиологические исследования подтвердили, что для изменения мозга
– а значит, и убеждений, моделей поведения и отношения к жизни –
достаточно начать думать по-другому (иначе говоря, необязательно менять
что-то во внешнем мире). При мысленной репетиции какого-либо действия
(т. е. когда мы неоднократно представляем себе процесс его совершения)
нейронные связи перестраиваются в соответствии с нашими целями. Мы
можем сделать свои мысли настолько реальными, что изменения в мозгу
будут такими же, как если б это событие уже произошло в действительности.
Каждый из нас в состоянии настроить мозг на опережение внешнего мира.
Приведу пример. В книге «Развивайте свой мозг» я рассказывал об одном
исследовании: члены одной группы в течение пяти дней по два часа в день
мысленно репетировали фортепианные упражнения для одной руки, не
дотрагиваясь до клавиш. Вторая группа такой же период отрабатывала
аналогичные движения пальцев вживую, на клавиатуре[9 - Pascual-Leone, A.,
et al., «Modulation of muscle responses evoked by transcranial magnetic
stimulation during the acquisition of new fine motor skills». Journal of
Neuropysiology, vol. 74(3): 1037–1045 (1995).]. В результате в мозгу участников
обеих групп произошли практически идентичные изменения. Функциональное
сканирование мозга показало, что у всех участников отмечается активация и
рост числа нейронных кластеров в одной и той же части мозга. То есть у тех,
кто играл гаммы и аккорды лишь в мыслях, образовалось почти столько же
новых нейронных связей, что и у тех, кто проделывал это физически.
Отсюда следуют два важных вывода. Во-первых, мы действительно способны
изменить мозг, начав мыслить по-другому. А во-вторых, если мы
сосредоточены на какой-либо идее, мозг вообще перестает отличать
внутренний мир наших мыслей от внешней действительности. Таким образом,
наши мысли буквально становятся реальностью.
От понимания этого принципа напрямую зависит, получится ли у вас изменить
прежние привычки (разорвать старые нейронные связи) и приобрести новые
(сформировать новые нейронные сети). Поэтому давайте подробно разберем,
как шло приобретение навыка у тех испытуемых, кто практиковался в игре на
фортепиано в мыслях, но ни разу не дотронулся до клавиш. Процесс приобретения любого навыка состоит из четырех этапов: усвоение
информации, практическая отработка, фокусировка внимания и повторение.
Каждый этап сопровождается определенными изменениями в мозгу. При этом
неважно, как именно приобретается навык: на практике или на уровне
мыслей.
На этапе усвоения информации образуются новые нейронные связи;
в процессе практической отработки подключается тело, которое должно
испытать соответствующее ощущение. А фокусировка внимания и
неоднократное повторение ведут к изменению мозга.
У тех участников, которые играли аккорды и гаммы на фортепиано,
образовались новые нейронные связи, так как процесс обучения строился по
указанной формуле.
Те же, кто практиковался только мысленно, все равно следовали этой
формуле, но за одним исключением: без вовлечения в процесс тела. Однако
они с легкостью представляли себя играющими на пианино.
Как вы помните, после многократных ментальных тренировок у участников
второй группы произошли те же неврологические изменения, что и у их
коллег, которые действительно ударяли по клавишам. В их мозгу тоже
образовались новые нейронные сети, а значит, эти люди действительно
практиковались в игре на фортепиано, хотя и за пределами физического
опыта. Можно сказать, что их мозг «побывал в будущем», предварив
реальный опыт музицирования.
Мы, люди, обладаем увеличенной лобной долей мозга и уникальной
способностью придавать мыслям ощущение реальности. Поэтому наш
передний мозг может спокойно «убавлять звук» внешней среды, и ничто не
будет отвлекать разум от обработки одной-единственной нужной мысли.
Подобный внутренний процесс позволяет настолько глубоко погрузиться в
ментальные картины, что нейронные связи мозга изменяются точно так же,
как и под воздействием реального события. Когда мы научимся изменять мозг
независимо от внешней среды и затем целенаправленно погружаться в
желаемую реальность, постоянно удерживая ее в фокусе внимания, мозг
будет опережать действительность. Вот что такое мысленная репетиция – важный инструмент отвыкания от себя.
Если постоянно думать о чем-то одном, исключив все прочие темы, то в какой-
то момент наши мысли начнут ощущаться как реальность. Когда же это
произойдет, нейронные сети мозга перестроятся в соответствии с новым
ощущением. Вот так мысли и меняют структуру мозга, а следовательно, и
состояние ума.
Чтобы отвыкнуть от себя, надо уяснить, что изменение нейронной структуры
возможно и без физического взаимодействия с окружающей средой.
Вдумайтесь, какие горизонты открывает для нас эксперимент с игрой на
фортепиано. Применяя тот же процесс – мысленную репетицию – к любому
желаемому действию, мы можем изменить свой мозг, не дожидаясь каких-
либо конкретных событий.
Изменяя структуру мозга до наступления желаемых событий, мы создаем
необходимые нейронные связи, которые помогут нам вести себя в
соответствии со своим намерением еще до того, как оно станет реальностью.
Регулярно «прокручивая» в уме более эффективные действия, мысли и
состояния, мы «устанавливаем» нейронное оборудование, которое подготовит
нас к новым событиям.
Но это не все. Как вы помните, под оборудованием я подразумеваю
физиологию мозга, его анатомическое строение, вплоть до нейронного
уровня. Постоянно загружая новое оборудование и совершенствуя его работу,
вы получите новую нейронную сеть, которую можно сравнить с компьютерной
программой. И теперь эта программа (к примеру, модель поведения,
отношение или эмоциональное состояние), как и положено, будет запускаться
автоматически.
Итак, мы подготовили свой мозг к новым событиям, и – вуаля! – теперь разум
готов к переходу на новый уровень. Когда мы изменяем разум, меняется и
мозг; когда мы меняем мозг, меняется и разум.
И когда придет время проявить верность своему идеалу вопреки внешним
опровержениям, мы вполне справимся с этой задачей и будем готовы мыслить
и действовать по-новому. Самое главное – сохранять твердую, непоколебимую
уверенность в реальность будущего. И чем детальнее вы представляете свое
поведение при наступлении желаемого события, тем проще вам будет
перейти на новый уровень существования. Итак, готовы ли вы поверить в будущее, которого нельзя ни увидеть, ни
ощутить, но о котором вы думали столько раз, что в нейронной структуре
мозга уже отражен желаемый опыт, хотя событие не произошло? Если вы
ответили утвердительно, значит, из летописи прошлого ваш мозг превратился
в карту будущего.
Теперь вы знаете, что мы в силах изменить свой мозг, начав думать по-
новому. Но насколько реально произвести аналогичные изменения на уровне
тела, чтобы и оно заранее испытало ощущение от желаемого события?
Неужели разум столь могуществен? Скоро вы убедитесь в этом сами.
Мысленная репетиция как мысли могут стать реальностью
Мысленная репетиция как мысли могут стать реальностью
Мысленная репетиция как мысли могут стать реальностью
Мысленная репетиция как мысли могут стать реальностью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.