Мысленный эксперимент как самостоятельная форма познания

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выделение мысленного эксперимента в относительно самостоятельную форму познания выражает этап в развитии познания. “Представляется неправильным сведение мысленного эксперимента к обдумыванию планируемого результата эксперимента, - считает А.О.Вальт. - Мысленный эксперимент является относительно самостоятельной познавательной операцией. Если обдумывается и планируется реальный эксперимент, то исследователь строит свои калькуляции исходя из наличной ситуации, стараясь охватить ее наиболее полным образом. Результаты такого рассуждения проверяются проведением самого реального эксперимента. В случае же мысленного эксперимента как прибор, так и “экспериментальная” ситуация являются предметно “искаженными”, идеализированными и полученные выводы проверяются опосредованно в ходе восхождения к конкретному. Мысленный эксперимент отличается от дискурсивного, чисто логического умозаключения тем, что он не протекает в одних только понятиях.
Иконка файла материала Мысленный эксперимент как самостоятельная форма познания.doc
Мысленный эксперимент как самостоятельная форма познания Выделение   мысленного   эксперимента   в   относительно   самостоятельную   форму познания выражает  этап в развитии  познания.  “Представляется  неправильным  сведение мысленного   эксперимента   к   обдумыванию   планируемого   результата   эксперимента,   ­ считает   А.О.Вальт.   ­   Мысленный   эксперимент   является   относительно   самостоятельной познавательной операцией. Если обдумывается и планируется реальный эксперимент, то исследователь строит свои калькуляции исходя из наличной ситуации, стараясь охватить ее наиболее   полным   образом.   Результаты   такого   рассуждения   проверяются   проведением самого реального эксперимента. В случае же мысленного эксперимента как прибор, так и “экспериментальная” ситуация являются предметно “искаженными”, идеализированными и полученные   выводы   проверяются   опосредованно   в   ходе   восхождения   к   конкретному. Мысленный эксперимент отличается от дискурсивного, чисто логического умозаключения тем,   что   он   не   протекает   в   одних   только   понятиях.   Тут   в   познавательном   процессе участвует конкретный чувственный образ ­ модель, идеальный объект, абсолютно твердое тело, идеальные газы и жидкости, абсолютно черное тело и так далее”. [3] Значение и ценность мысленного эксперимента заключается в том, что в нем в ряде случаев осуществляются познание и проверка истинности знаний, не прибегая каждый раз к реальному   экспериментированию.   Кроме   того,   умственный   эксперимент   позволяет исследовать ситуации, не осуществимые практически, хотя и возможные принципиально. Как   материальный,   так   и   мысленный   эксперимент,   будучи   особой   формой деятельности человека, направлены непосредственно на обнаружение того, что интересует исследователя,   на   познание   качественного   своеобразия   явления.   Другими   словами,   в эксперименте можно функционально выделить ту или иную связь по отношению к целям познания   и   тем   самым   фиксировать   ее   в   качестве   предмета   исследования.   Но   это   не означает отвлечение от некоторых не существенных в данной ситуации связей и отношений. Не   имея   возможности   охватить   все   богатство   характеристик   интересующего   объекта, приходится   “обеднять”   и   схематизировать   его.   В   конечном   счете   (такова   диалектика познания) использование научных абстракций ведет к углублению и обогащению знания об изучаемых объектах. Материальный   эксперимент,   в   ходе   которого   реализуется   “активное   освоение” объекта   исследования,   позволяет   получать   адекватные   характеристики   этого   объекта. Субъект   же   в   мысленном   эксперименте   приходит   к   знанию   законов   движения   объекта исследования   потому,   что   мысленно   воспроизводит   эту   деятельность   по   “освоению” объекта.   Мысленный   эксперимент   ­   это   эксперимент   по   структуре,   а   не   по   “внешней форме”. Система связей и отношений объектов материальной действительности, которая приводится во взаимодействие в материальном эксперименте, в мысленном эксперименте оказывается представленной в “снятом” схематизированном виде.