Выделение мысленного эксперимента в относительно самостоятельную форму познания выражает этап в развитии познания. “Представляется неправильным сведение мысленного эксперимента к обдумыванию планируемого результата эксперимента, - считает А.О.Вальт. - Мысленный эксперимент является относительно самостоятельной познавательной операцией. Если обдумывается и планируется реальный эксперимент, то исследователь строит свои калькуляции исходя из наличной ситуации, стараясь охватить ее наиболее полным образом. Результаты такого рассуждения проверяются проведением самого реального эксперимента. В случае же мысленного эксперимента как прибор, так и “экспериментальная” ситуация являются предметно “искаженными”, идеализированными и полученные выводы проверяются опосредованно в ходе восхождения к конкретному. Мысленный эксперимент отличается от дискурсивного, чисто логического умозаключения тем, что он не протекает в одних только понятиях.
Мысленный эксперимент как самостоятельная форма познания
Выделение мысленного эксперимента в относительно самостоятельную форму
познания выражает этап в развитии познания. “Представляется неправильным сведение
мысленного эксперимента к обдумыванию планируемого результата эксперимента,
считает А.О.Вальт. Мысленный эксперимент является относительно самостоятельной
познавательной операцией. Если обдумывается и планируется реальный эксперимент, то
исследователь строит свои калькуляции исходя из наличной ситуации, стараясь охватить ее
наиболее полным образом. Результаты такого рассуждения проверяются проведением
самого реального эксперимента. В случае же мысленного эксперимента как прибор, так и
“экспериментальная” ситуация являются предметно “искаженными”, идеализированными и
полученные выводы проверяются опосредованно в ходе восхождения к конкретному.
Мысленный эксперимент отличается от дискурсивного, чисто логического умозаключения
тем, что он не протекает в одних только понятиях. Тут в познавательном процессе
участвует конкретный чувственный образ модель, идеальный объект, абсолютно твердое
тело, идеальные газы и жидкости, абсолютно черное тело и так далее”. [3]
Значение и ценность мысленного эксперимента заключается в том, что в нем в ряде
случаев осуществляются познание и проверка истинности знаний, не прибегая каждый раз к
реальному экспериментированию. Кроме того, умственный эксперимент позволяет
исследовать ситуации, не осуществимые практически, хотя и возможные принципиально.
Как материальный, так и мысленный эксперимент, будучи особой формой
деятельности человека, направлены непосредственно на обнаружение того, что интересует
исследователя, на познание качественного своеобразия явления. Другими словами, в
эксперименте можно функционально выделить ту или иную связь по отношению к целям
познания и тем самым фиксировать ее в качестве предмета исследования. Но это не
означает отвлечение от некоторых не существенных в данной ситуации связей и отношений.
Не имея возможности охватить все богатство характеристик интересующего объекта,
приходится “обеднять” и схематизировать его. В конечном счете (такова диалектика
познания) использование научных абстракций ведет к углублению и обогащению знания об
изучаемых объектах.
Материальный эксперимент, в ходе которого реализуется “активное освоение”
объекта исследования, позволяет получать адекватные характеристики этого объекта.
Субъект же в мысленном эксперименте приходит к знанию законов движения объекта
исследования потому, что мысленно воспроизводит эту деятельность по “освоению”
объекта. Мысленный эксперимент это эксперимент по структуре, а не по “внешней
форме”. Система связей и отношений объектов материальной действительности, которая
приводится во взаимодействие в материальном эксперименте, в мысленном эксперименте
оказывается представленной в “снятом” схематизированном виде.