Урок литературы в 7 классе № 19-20
Тема: М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва»
Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия поэзии поэта, дать возможность глубже осознать собственные мысли и чувства о поэте
Задачи обучающие: создать условия для формирования умений выявления настроения стихотворения, литературных приемов для передачи этого настроения читателям.
Развивающие задачи: создать условия для развития речи, кругозора учащихся, литературного развития, формирования выразительного чтения.
Воспитательные задачи: создать условия для формирования интереса к поэзии Лермонтова, воспитания чувств сопереживания, соучастия, сострадания, любви к природе.
Ход урока
Оргмомент.
I. Проверка домашнего задания.
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Кто такой для нас Лермонтов? Пожалуй, сразу не объяснишь то ощущение гордости и одновременно грусти, которое охватывает нас, едва бросаешь взгляд на это выразительное лицо молодого, рано ушедшего от нас поэта.
Русский поэт и философ Д.С. Мережковский пишет так о своем отношении к Лермонтову: «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием…». Говоря о произведениях Пушкина, мы с вами ощутили притягательную силу его творчества. М.Ю. Лермонтов – другой, но свет его поэзии обязательно коснется вашей души.
Воспоминания современников по-разному очерчивают его характер. Многие друзья вспоминают Лермонтова веселым и добрым, искренним, участливым и деликатным. А другие говорят, что чаще всего он был грустен, задумчив, даже угрюм. Были люди, которым он почему-то внушал нерасположение и был с ними насмешлив и зол. А для кого-то было неотразимым его обаяние. Даже внешность Лермонтова описывают по-разному.
Говоря о произведениях Пушкина, мы с вами ощутили притягательную силу его творчества.
М.Ю. Лермонтов – другой, но свет его поэзии обязательно коснется вашей души.
2. Сегодня прочитаем три его стихотворения.
1.Работа над стихотворением «Молитва».
У Лермонтова есть три стихотворения с названием «Молитва». Одно из них (В минуту трудную..» написано в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Михаил Юрьевич давал двум другим стихотворениям.
1). Подготовительная беседа. Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней?
Молитва — это обращение к Богу, общение с Ним. Человек, который верит, что всё в мире зависит от воли Божией — рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, здоровье и болезни, постоянно обращается к Богу с молитвой, живёт в общении с Ним. В молитве он выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.
К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи
2)--Каким должно быть внутреннее состояние молящегося?
(Он должен сосредоточиться, отбросить все посторонние мысли и пребывать в состоянии смирения и благоговения.)
-Легко ли это? Посмотрим, читая стихотворение «Молитва».
Стихотворение «Молитва» посвящено М.А. Щербатовой, которой Лермонтов был увлечен в 1839-1840-х годах.
-Современница поэта А.О. Смирнова-Россет вспоминала: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи.
3)- Послушаем его. (Стихотворение выразительно читается учителем.)
4) Восприятие.
-Каким настроением проникнуто стихотворение?
(Стихотворение наполнено настроением божественного откровения. Оно светлое, исполнено воодушевлением, надеждой, светлым спокойствием, гармония, исходит от каждого её слова).
5) Истолкование.
-О чем пишет поэт?
(Вероятно, поэта мучили какие-то сомнения, в сердце теснилась грусть. Но чудная молитва вернула ему душевное равновесие, очистила его. Поэт пишет о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращенных к богу слов («Созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту).
-В чем сила «Чудной молитвы»? Прочитайте 2-ю строфу:
Есть сила благодатная
В созвучьях слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
Объясните значение эпитета «благодатная»?
(благодатный – значит, исполненный Божественной благодати (само слово «благодать» церковное и обозначает Дары Духа Святого), т.е. воли и силы, полученных свыше.. А также «благодатный» означает приносящий благо, добро, счастье.. В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие, укрепляет его дух и веру. И эта «сила благодатная» заключена в созвучье слов живых»
Какие отметим художественные средства выразительности?
(Эпитеты, употребленные с инверсией: «в минуту жизни трудную», «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых». В прямом порядке употреблены эпитеты «непонятная, святая прелесть»
Ощущение песни создают повторы («И верится, и плачется, / И так легко, легко…»).
Стихотворение положили на музыку более сорока композиторов, среди них М.И. Глинка, А.Л. Гумилев, М.П. Мусоргский, А.С. Даргомыжский и многие другие.
-Какую молитву твердит наизусть поэт?
Значит уже не первый раз. Может быть, вот эту?
6) Звучит молитва «Царице моя преблагая…»)
7) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
8) Оценка. Чем вам понравилось стихотворение?
(Стихотворение звучит очень просто, естественно, как обычная человеческая речь, строки короткие. Но что-то в нем завораживает, заставляет повторять его несколько раз.)
2.Работа над стихотворением «Ангел».
1) Подготовка к восприятию стихотворения.
А вот
стихотворение «Ангел» написано поэтом в семнадцатилетнем возрасте (1831). До
1880 г. издания стихов Лермонтова, как правило, открывались «Ангелом».
Лермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал:
ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела
прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».
А литературовед И.Л. Андроников поясняет: «Природа наделила его страстями. Трех
лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она певала ему. И в память
о рано угасшей матери и о песне он написал потом своего «Ангела»
2) Чтение стихотворения «Ангел». (Читает наизусть подготовленный ученик).
3) Восприятие. Каким настроением проникнуто стихотворение?
(Мы чувствуем настроение светлой грусти, ожидание чуда, удивление перед тайной человеческой жизни).
4) Истолкование. О чем рассказывает стихотворение?
(Стихотворение рассказывает о том, как ангел нес молодую человеческую душу, которая должна была воплотиться на земле, и пел прекрасную, ангельскую песню.. Поэт противопоставляет молодую безгрешную душу миру печали и слез, в котором этой душе предстоит жить. Душа томилась в земной жизни, она ощущала в себе звуки чудной песни, слова которой невозможно вспомнить:
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
-Из скольких строф состоит стихотворение? (4 строфы)
- Во всех ли строфах говорится об Ангеле?
5) Какие «краски», литературные приемы использует поэт, чтобы передать эти настроения читателям?
(Лермонтов экономичен в выборе средств выразительности. Это в основном эпитеты: «тихую песню», «песне святой», «безгрешных духов», «райских садов», «душу младую», «желанием чудным», «скучные песни»).
(Слайд 23) В стихотворении используется звукопись.
-Что такое звукопись?
(Повторы звуков, подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п. ("...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши...)
-Какова роль звукописи в этом стихотворении?
(Особую прелесть этому стихотворению придает звукопись: звук [р], один из наиболее сильных звуков, ни разу не употребляется в первой и последней строфах, а во второй и третьей строфах он употребляется в минимальном количестве(всего пять раз). В то же время на протяжении всего стихотворения мы видим активность сонорных звуков: [л], [н], [м], звукосочетаний с участием этих звуков)
Найдите слова высокого стиля. Какова их роль?
(Возвышенный характер придают стихотворению слова высокого стиля: «внимали», «о блаженстве», « под кущами» ("куща" — церк.-слав.; "шатер, палатка"), «душу младую», «томилась).
А вот как об этом стихотворении пишет В.А. Солоухин: «Ангел – это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Потом его поэзия превратится в потолок, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывшую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение «Ангел». В сущности, и строго говоря, биографический факт. Вернее сказать, полное совпадение с биографическим фактом. Ангел несет живую душу, чтобы вселить её в земного человека, и поёт песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могу заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение «Ангел» - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь. А тут ещё в раннем детстве, во время пребывания с бабушкой на Кавказе, он увидел синеглазую, светловолосую девочку. Вбежал в комнату, где играли другие дети, а там – она! С десятилетним мальчиком от этих синих (ангельских) глаз случился почти обморок. Потом он даже не помнил имени девочки, все собирался спросить у взрослых, но постеснялся. Удивятся: почему же он её до сих пор не забыл? Так и жил со смутным воспоминанием чего-то прекрасного, почти божественного, соотнося с этим Ангел внимать блаженство безгрешных духов, райских садов образом все, что встречалось в жизни, и, отбрасывая все прочь. Опять все тот же мотив: «И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли».
3.Работа над стихотворением «Когда волнуется желтеющая нива…»
1) Подготовка к восприятию.
Зрелый Лермонтов, вопреки своим многим произведениям, в ряде стихотворений утверждает гармонию и на земле и на небесах, размышляет о человеке и мире.Стихотворение написано в 1837 году, когда Лермонтов находился под арестом за стихотворение «Смерть поэта». Послушайте его.
2) Чтение учителем стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива..»)
3) Как вы восприняли это стихотворение?
(В произведении изображен не единый пейзаж, но взяты самые яркие, характерные приметы различных проявлений природы в разное время года: для весны – это «ландыш серебристый, для лета – «свежий лес», для начала осени –«Желтеющая нива», «малиновая слива». Поэт словно собирает в стихотворении букет самых ярких своих впечатлений от общения с природой: это и прогулка по лесу, и любование волнами желтеющей нивы в широком поле, и спуск в глубокий овраг, пот дну которого играет и «лепечет таинственную сагу» «студеный ключ». Мы видим, что лирический герой общается с природой и ранним утром, и «румяным вечером», и в жаркий полдень», когда даже слива прячется «под тенью сладостной зеленого листка»).
4. Самостоятельная работа учащихся (5мин). (обучающиеся размышляют над этим стихотворением по вопросам, делая записи в тетрадях).
5. Коллективный анализ стихотворения.
- Какие чувства выразил автор?
(Чувство умиротворения, гармонии, полноту бытия, радость, счастье)
- Как вы понимаете главную мысль стихотворения? (Главная мысль стихотворения: общение с природой. Он одно целое с природой, нет одиночества, нет тревоги. Нет боли и сомнений. А ведь это и есть счастье. Погружение в ее гармонию помогает поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь, в чем состоит счастье жизни на земле. Гармония природы помогает поэту постичь божественную гармонию.)
- С помощью каких средств автор передает своим читателям чувства, которые в нем пробуждают встречи с природой?
(Встречи поэта с природой пробуждают в нем чувства, которые он передает своим читателям с помощью эпитетов. Используются эпитеты, обозначающие цветовую гамму: нива желтая, лес свежий, то есть ярко-зеленый, вечер румяный (розовый), утро златое, ландыш серебристый. В овраге, где течет студеный ключ, царит полумрак, который погружает «мысль в какой-то смутный сон»
- Из скольких частей состоит?
(Стихотворение состоит из двух частей, хотя все шестнадцать строк стихотворения представляют собой одно сложноподчиненное предложение).
- Какова особенность первых трех строф?
(Эти строфы начинаются с союза когда. И мы с каждой строфой все напряженнее ожидаем, что же будет после всех этих «когда». В первых трех четверостишиях стихотворения описывается тот момент, при котором происходит очищение души лирического героя. Тревоги, волнения уходят, «когда волнуется желтеющая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка», «когда… ландыш серебристый приветливо качает головой», «когда студеный ключ играет по оврагу»).
В четвертой строфе, которая звучит как апофеоз, говорится, что лирический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается ее красотой и чувствует себя частью вселенной. Только такая сопричастность с природным миром позволяет «счастье… постигнуть на земле», а в небесах увидеть Бога.)
- Какие слова делают характер стихотворения все более напряженным и торжественным?
(Постепенно вводятся слова высокого стиля: «под тенью сладостной» (1-я строфа), утра в час златой (2-я строфа), «студеный ключ», погружая мысль», «таинственную сагу» (3-я строфа).
6) Послушаем романс «Когда волнуется желтеющая нива…» в исполнении Евгении Смоляниновой.
III. Рефлексия.
-Что общего вы видите в этих трёх стихотворениях?
(Все три стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…» дополняют и объясняют друг друга.)
-Можно ли назвать М.Ю.Лермонтова мастером художественного слова?
- В чём особенность лермонтовского пейзажа?
- Понравились ли вам стихотворения?
- Что вас заинтересовало на уроке больше всего?
IV.Сопоставителный анализ.
-Дома вы читали отзыв о Лермонтове и его стихах другого русского поэта, И.А.Бунина в учебнике (стр.136-138).
-Сформулируйте, чем Лермонтов дорог Бунину?
V. Итоги урока.
Какой вам представляется личность М.Ю. Лермонтова?
«Какой он – ваш Лермонтов?» Небольшой письменный ответ на этот вопрос.
Домашнее задание: Выучить наизусть понравившееся стихотворение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.