ТЕМА: Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, композиции, система образов.
ЦЕЛЬ: показать исторический и символический смысл названия поэмы;
показать, в чем видит писатель трагедию России, ввергнутой в нищету и духовное разорение;
развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала на основе комментированного чтения поэмы.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными отрывками из произведения.
НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет Н.В.Гоголя, поэма «Мертвые души», карточки-информаторы, иллюстрации и рисунки к произведениям.
МПС: История России. Россия первой половины XIX века.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: интеллигент, личность, русский национальный характер. Значение слова «маленький человек».
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: А.В. Никитенко о поэме «Мертвые души».
Методика работы на уроке литературы
Урок литературы по теме: Поэма «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, композиции, система образов - урок знакомства с произведением писателя, ставшим вершиной всего его творчества.
Данная поэма является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы русского народа и российского государства, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.
Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов произведения. Поэтому учителем используется методика комментированного чтения, аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем, задания творческого характера, фронтальные, групповые, индивидуальные, разноуровневые, с учетом дифференцированного подхода в обучении. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии России первой половины XIX века.
Содержание урока
I. Оргмомент.
1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.
2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.
3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.
II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний по теме программы.
1. На примере одного произведения Гоголя расскажите, какие проблемы русского общества нашли отражение в творчестве писателя?
2. Какие факты являются непреложным доказательством, что Гоголь пришел в литературу, чтобы запечатлеть самые важные страницы из жизни человека?
3. Как вы поняли смысл названия комедии «Ревизор»? В чем заключается противоречие жизни и противоречие человека?
4. Какие события из повести «Шинель» определили основной конфликт «маленького человека» и чиновников? Почему это стало возможным?
5. Почему умирает Акакий Акакиевич? Какой смысл приобретает его смерть в финале повести?
Вывод:
Призыв Гоголя к гражданской активности, который звучит в «подтексте», - основная мысль комедии. Писатель по-своему представил столицу российского государства как жестокое явление, направленное против человека.
Главная проблема - гуманное сострадание писателя к положению и судьбе «маленького» человека, мелкого чиновника, раздавленного бедностью, нищетой, общественной несправедливостью нашла достойное воплощение, а шинель – символом человеческих страданий.
В финале повести священной становится не божественная природа власти, а человеческая ее ипостась, земная ее вещественность, внешняя ее форма. Человек, наделенный чином, «очеловечил» эту власть до того, что от ее божественного происхождения остались одни бездушные мундиры – шинели. В мире российской государственности непомерно разрастается значимость «человеческого фактора» за счет погашения божественной харизмы носителей власти, погружающих российскую государственность в стихию полного хаоса и раздора, превращающих власть в пленницу земных человеческих несовершенств.
III. Сообщение новых знаний и умений. Изучение нового материала.
А. План раскрытия темы урока.
1. Вступительное слово учителя.
2. История написания поэмы «Мертвые души». 6 июня 1836 года Гоголь покидает родину (он едет в Гамбург, в Швейцарию, в Париж). На свою работу над «Мертвыми душами» смотрит как на духовное завещание Пушкина.
В 1839 году осенью поехал в Россию, переделывает ранние «Тарас Бульба», «Портрет», «Шинель». А в октябре 1841 года Гоголь приехал в Россию и привез с собою почти совершенно оконченный и отделанный первый том поэмы «Мертвые души».
3. Из переписки с В.А. Жуковским:
1) «В самом деле, если рассмотреть строго и справедливо, что такое все, написанное мною до сих пор? Мне кажется, как будто я разворачиваю давнюю тетрадь ученика… Клянусь, я что-то сделаю, чего не делает обыкновенный человек… Это великий перелом, великая эпоха моей жизни».
2) «Все начатое переделал я вновь, обдумал более всех план и теперь веду его спокойно, как летопись».
3) «Вся Русь явится в нем. Это будет моя первая порядочная вещь, - вещь, которая вынесет мое имя».
4. Литературная критика о поэме «Мертвые души».
1) Цензор А.В. Никитенко, большой поклонник Гоголя, получив рукопись,
увлекся, «промахнул, как читатель, и должен был прочесть снова» (из
письма Белинского к Гоголю).
2) А.И. Герцен запишет в дневнике: «Мертвые души» - это заглавие само
носит в себе что-то наводящее ужас» - приключения авантюриста.
5. Жанр «Мертвых душ» - ПОЭМА.
Вывод:
ПОЭМА «Мертвые души» являет собой историю трагических отношений помещиков и власти, которая так развратила их и превратила в подобие людей, промышляющих «скупкой» мертвых душ. Таков Павел Иванович Чичиков – приобретатель, человек, который авантюрным способом, не гнушаясь мошеннических действий, создает свой капитал.
Б. Вопросы и задания к поэме «Мертвые души»
Глава 1.
Главы 2 – 6.
IV. Закрепление материала по теме урока. Беседа по вопросам.
Комментированное чтение отдельных глав - 1 и 2.
V. Заключительный этап урока.
Стр. 152. Читать главы 1 - 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.