Н. В. Гоголь. Поэма "Мёртвые души". История создания

  • docx
  • 07.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ТЕМА: Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, композиции, система образов. ЦЕЛЬ: показать исторический и символический смысл названия поэмы; показать, в чем видит писатель трагедию России, ввергнутой в нищету и духовное разорение; развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины. ТИП УРОКА: урок изучения нового материала на основе комментированного чтения поэмы. МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными отрывками из произведения. НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет Н.В.Гоголя, поэма «Мертвые души», карточки-информаторы, иллюстрации и рисунки к произведениям. МПС: История России. Россия первой половины XIX века. СЛОВАРНАЯ РАБОТА: интеллигент, личность, русский национальный характер. Значение слова «маленький человек». ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: А.В. Никитенко о поэме «Мертвые души». Методика работы на уроке литературы Урок литературы по теме: Поэма «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, композиции, система образов - урок знакомства с произведением писателя, ставшим вершиной всего его творчества. Данная поэма является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы русского народа и российского государства, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа. Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов произведения. Поэтому учителем используется методика комментированного чтения, аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем, задания творческого характера, фронтальные, групповые, индивидуальные, разноуровневые, с учетом дифференцированного подхода в обучении. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии России первой половины XIX века. Содержание урока I. Оргмомент. 1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока. 2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей. 3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета. II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний по теме программы. 1. На примере одного произведения Гоголя расскажите, какие проблемы русского общества нашли отражение в творчестве писателя? 2. Какие факты являются непреложным доказательством, что Гоголь пришел в литературу, чтобы запечатлеть самые важные страницы из жизни человека? 3. Как вы поняли смысл названия комедии «Ревизор»? В чем заключается противоречие жизни и противоречие человека? 4. Какие события из повести «Шинель» определили основной конфликт «маленького человека» и чиновников? Почему это стало возможным? 5. Почему умирает Акакий Акакиевич? Какой смысл приобретает его смерть в финале повести? Вывод: Призыв Гоголя к гражданской активности, который звучит в «подтексте», - основная мысль комедии. Писатель по-своему представил столицу российского государства как жестокое явление, направленное против человека. Главная проблема - гуманное сострадание писателя к положению и судьбе «маленького» человека, мелкого чиновника, раздавленного бедностью, нищетой, общественной несправедливостью нашла достойное воплощение, а шинель – символом человеческих страданий. В финале повести священной становится не божественная природа власти, а человеческая ее ипостась, земная ее вещественность, внешняя ее форма. Человек, наделенный чином, «очеловечил» эту власть до того, что от ее божественного происхождения остались одни бездушные мундиры – шинели. В мире российской государственности непомерно разрастается значимость «человеческого фактора» за счет погашения божественной харизмы носителей власти, погружающих российскую государственность в стихию полного хаоса и раздора, превращающих власть в пленницу земных человеческих несовершенств. III. Сообщение новых знаний и умений. Изучение нового материала. А. План раскрытия темы урока. 1. Вступительное слово учителя. 2. История написания поэмы «Мертвые души». 6 июня 1836 года Гоголь покидает родину (он едет в Гамбург, в Швейцарию, в Париж). На свою работу над «Мертвыми душами» смотрит как на духовное завещание Пушкина. В 1839 году осенью поехал в Россию, переделывает ранние «Тарас Бульба», «Портрет», «Шинель». А в октябре 1841 года Гоголь приехал в Россию и привез с собою почти совершенно оконченный и отделанный первый том поэмы «Мертвые души». 3. Из переписки с В.А. Жуковским: 1) «В самом деле, если рассмотреть строго и справедливо, что такое все, написанное мною до сих пор? Мне кажется, как будто я разворачиваю давнюю тетрадь ученика… Клянусь, я что-то сделаю, чего не делает обыкновенный человек… Это великий перелом, великая эпоха моей жизни». 2) «Все начатое переделал я вновь, обдумал более всех план и теперь веду его спокойно, как летопись». 3) «Вся Русь явится в нем. Это будет моя первая порядочная вещь, - вещь, которая вынесет мое имя». 4. Литературная критика о поэме «Мертвые души». 1) Цензор А.В. Никитенко, большой поклонник Гоголя, получив рукопись, увлекся, «промахнул, как читатель, и должен был прочесть снова» (из письма Белинского к Гоголю). 2) А.И. Герцен запишет в дневнике: «Мертвые души» - это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас» - приключения авантюриста. 5. Жанр «Мертвых душ» - ПОЭМА. Вывод: ПОЭМА «Мертвые души» являет собой историю трагических отношений помещиков и власти, которая так развратила их и превратила в подобие людей, промышляющих «скупкой» мертвых душ. Таков Павел Иванович Чичиков – приобретатель, человек, который авантюрным способом, не гнушаясь мошеннических действий, создает свой капитал. Б. Вопросы и задания к поэме «Мертвые души» Глава 1. 1. Как Гоголь знакомит читателя с Чичиковым? 2. Найдите в тексте главы место, где говорится о цели приезда Чичикова в губернский город N. Чем объясняется эта неопределенность? 3. Какой сатирический прием использует Гоголь в описательных частях главы? 4. Расскажите о композиционном значении главы. Главы 2 – 6. 1. Составьте характеристики Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича по следующему плану: • описание деревни; • описание господского дома; • описание внешнего вида помещика; • отношение помещика к предложению Чичикова; • отношение Чичикова к каждому из помещиков; • купля-продажа мертвых душ. 1. Что общего у всех этих помещиков? 2. Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова, и читателя? 1. Составьте характеристику Плюшкина по следующему плану: • описание деревни; • описание господского дома; • описание старого обширного сада; • описание внешнего вида помещика; • описание обстановки помещичьего дома; • отношение помещика к предложению Чичикова; • отношение Чичикова к Плюшкину; • операция купли-продажи. IV. Закрепление материала по теме урока. Беседа по вопросам. Комментированное чтение отдельных глав - 1 и 2. V. Заключительный этап урока. 1. Домашнее задание Стр. 152. Читать главы 1 - 6 1. Выставление оценок. 2. Подведение итогов урока.
Иконка файла материала ТЕМА.docx

ТЕМА: Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, композиции, система образов.

ЦЕЛЬ: показать исторический и символический смысл названия поэмы;

показать, в чем видит писатель трагедию России, ввергнутой в нищету и духовное разорение;

  развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.        

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала на основе комментированного чтения поэмы.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными отрывками из произведения.

НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет Н.В.Гоголя, поэма «Мертвые души», карточки-информаторы, иллюстрации и рисунки к произведениям.

МПС: История России. Россия первой половины XIX века.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: интеллигент, личность, русский национальный характер. Значение слова «маленький человек».

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ: А.В. Никитенко о поэме «Мертвые души».

Методика работы на уроке литературы

Урок  литературы по теме: Поэма «Мертвые души». История создания, особенности сюжета, композиции, система образов - урок знакомства с произведением писателя, ставшим вершиной всего его творчества.

        Данная поэма является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы русского народа и российского государства, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.

        Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов произведения. Поэтому учителем используется методика комментированного чтения, аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем, задания творческого характера, фронтальные, групповые, индивидуальные, разноуровневые, с учетом дифференцированного подхода в обучении. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии России первой половины  XIX века.

Содержание урока

I. Оргмомент.

1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.

2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.

3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.

II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний по теме программы.

1. На примере одного произведения Гоголя расскажите, какие проблемы русского общества нашли отражение в творчестве писателя?  

2. Какие факты являются непреложным доказательством, что Гоголь пришел в литературу, чтобы запечатлеть самые важные страницы из жизни человека?

3. Как вы поняли смысл названия комедии «Ревизор»? В чем заключается противоречие жизни и противоречие человека?

4. Какие события из повести «Шинель» определили основной конфликт «маленького человека» и чиновников? Почему это стало возможным?

5. Почему умирает Акакий Акакиевич? Какой смысл приобретает его смерть в финале повести?

Вывод:

Призыв Гоголя к гражданской активности, который звучит в «подтексте», - основная мысль комедии. Писатель по-своему представил столицу российского государства как жестокое явление, направленное против человека.

Главная проблема - гуманное сострадание писателя к положению и судьбе «маленького» человека, мелкого чиновника, раздавленного бедностью, нищетой, общественной несправедливостью нашла достойное воплощение, а шинель – символом человеческих страданий.

В финале повести священной становится не божественная природа власти, а человеческая ее ипостась, земная ее вещественность, внешняя ее форма. Человек, наделенный чином, «очеловечил» эту власть до того, что от ее божественного происхождения остались одни бездушные мундиры – шинели. В мире российской государственности непомерно разрастается значимость «человеческого фактора» за счет погашения божественной харизмы носителей власти, погружающих российскую государственность в стихию полного хаоса и раздора, превращающих власть в пленницу земных человеческих несовершенств.

III. Сообщение новых знаний и умений. Изучение нового материала.

А. План раскрытия темы урока.

1. Вступительное слово учителя.

2. История написания поэмы «Мертвые души». 6 июня 1836 года Гоголь покидает родину (он едет в Гамбург, в Швейцарию, в Париж). На свою работу над «Мертвыми душами» смотрит как на духовное завещание Пушкина.        

В 1839 году осенью поехал в Россию, переделывает ранние «Тарас Бульба», «Портрет», «Шинель». А в октябре 1841 года Гоголь приехал в Россию и привез с собою почти совершенно оконченный и отделанный первый том поэмы «Мертвые души».

3. Из переписки с В.А. Жуковским:

1) «В самом деле, если рассмотреть строго и справедливо, что такое все, написанное мною до сих пор? Мне кажется, как будто я разворачиваю давнюю тетрадь ученика… Клянусь, я что-то сделаю, чего не делает обыкновенный человек… Это великий перелом, великая эпоха моей жизни».

2) «Все начатое переделал я вновь, обдумал более всех план и теперь веду его спокойно, как летопись».

3) «Вся Русь явится в нем. Это будет моя первая порядочная вещь, - вещь, которая вынесет мое имя».

        

        4. Литературная критика о поэме «Мертвые души».

1) Цензор А.В. Никитенко, большой поклонник Гоголя, получив рукопись,

увлекся, «промахнул, как читатель, и должен был прочесть снова» (из

письма Белинского к Гоголю).

2) А.И. Герцен запишет в дневнике: «Мертвые души» - это заглавие само

носит в себе что-то наводящее ужас» - приключения авантюриста.

        5. Жанр «Мертвых душ» - ПОЭМА.

Вывод:

ПОЭМА «Мертвые души» являет собой историю трагических отношений помещиков и власти, которая так развратила их и превратила в подобие людей, промышляющих «скупкой» мертвых душ. Таков Павел Иванович Чичиков – приобретатель, человек, который авантюрным способом, не гнушаясь мошеннических действий, создает свой капитал.

Б. Вопросы и задания к поэме «Мертвые души»

Глава 1.

  1. Как Гоголь знакомит читателя с Чичиковым?
  2. Найдите в тексте главы место, где говорится о цели приезда Чичикова в губернский город N. Чем объясняется эта неопределенность?
  3. Какой сатирический прием использует Гоголь в описательных частях главы?
  4. Расскажите о композиционном значении главы.

Главы 2 – 6.

  1. Составьте характеристики Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича по следующему плану:
  • описание деревни;
  • описание господского дома;
  • описание внешнего вида помещика;
  • отношение помещика к предложению Чичикова;
  • отношение Чичикова к каждому из помещиков;
  • купля-продажа мертвых душ.
  1. Что общего у всех этих помещиков?
  2. Какими неожиданностями удивляет каждый из них и Чичикова, и читателя?
  1. Составьте характеристику Плюшкина по следующему плану:
  • описание деревни;
  • описание господского дома;
  • описание старого обширного сада;
  • описание внешнего вида помещика;
  • описание обстановки помещичьего дома;
  • отношение помещика к предложению Чичикова;
  • отношение Чичикова к Плюшкину;
  • операция купли-продажи.

IV. Закрепление материала по теме урока. Беседа по вопросам.

Комментированное чтение отдельных глав - 1 и 2.

V. Заключительный этап урока.

  1. Домашнее задание

Стр. 152. Читать главы 1 - 6

  1. Выставление оценок.
  2. Подведение итогов урока.