Материал презентации предполагает подробное изучение правописания Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных на уроке, отработку упражнений на закрепление темы. Слайды выполнены в форме схем, введения упражнений на повторение и закрепление материала, облегчают ведение беседы с классом, объяснение правописанияМатериал презентации предполагает подробное изучение правописания Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных на уроке, отработку упражнений на закрепление темы. Слайды выполнены в форме схем, введения упражнений на повторение и закрепление материала, облегчают ведение беседы с классом, объяснение правописания
Н и НН в суффиксах
причастий и отглагольных
прилагательных
-нн
• В полных страдательных
причастиях и отглагольных
прилагат-х, если есть приставка:
связанный, перегруженный, выко
шенная
-нн-
• В полных страдательных
причастиях, если есть зависимые
слова
вязанный (кем?) мамой шарф,
груженный (чем?) песком самосвал,
кошенная (когда?) вчера трава
• НО! Вязаный шарф, груженый
самосвал
-нн-
• В отглагольных прилагательных,
оканчивающихся на -ованный, -
ёванный
организованный, бронированный,
дрессированный, корчёванный
НО В
прилагательных кованый, жёваный соче
тание -ов- и -ёв- входят в состав корня, а
не суффикса.
-нн-
• В бесприставочных причастиях, образованных
от глаголов совершенного вида.
Таких слов немного, и их следует запоминать
или проверять по словарю, например:
брошенный, купленный, решённый,
лишённый, пленённый, данный.
• А также как исключение в немногих
причастиях, образованных от глаголов
несовершенного вида:
невиданный, неслыханный, нежданный,
негаданный, нечаянный, священный,
желанный, медленный.
• Замените придаточные предложения причастными оборотами.
слова обозначьте
Причастные обороты и определяемые
графически.
Образец. Возьми в дорогу чемодан, который я принес
тебе вчера. — Возьми в дорогу чемодан, принесенный мною тебе
вчера.
1.Все заинтересовались докладом по нанотехнологии, который
был сделан профессором.
2.На полях, которые были засеяны кукурузой, показались всходы.
3.В квартире, которая недавно освободилась, устроили ремонт.
4.Мы отдыхали в беседке, которую нашли в конце аллеи.
-н-
• В полных отглагольных
прилагательных, если нет
приставок и зависимых слов:
• жареная рыба, гружёный вагон,
квашеная капуста, копчёная
колбаса
-н-
• В кратких страдательных
причастиях
• деньги перечислены, здание
построено, текст набран, машина
подана
• В сложных словах написание Н
зависит от наличия приставки во
второй части слова, например:
гладкокрашеный -
гладкоокрашенный,
малоезженый — малонаезженный,
свежемороженый —
свежезамороженный.
• В сложных сочетаниях с
повторением однокоренных слов
пишется одна Н во второй части
против правил, несмотря на
наличие приставок, чтобы
избежать двоякого
написания, например:
глаженый-переглаженый,
стираный-перестираный, латаный-
перелатаный.
Н или –НН?
Глаже…ая, разреза…ые, выглаже…ая,
ноше…ая, суше…ые, удлине…ая, сорва…ые,
стира…ая, краше…ая, мороже…ые, вяза…
ая.
Объясните различия в написании созвучных слов
(укажите части речи).
• Девочка хорошо воспитана родителями.
Девочка послушна и воспитанна.
• Встреча выпускников нашей школы была
организована и в этом году. Эта ученица
дисциплинированна и организованна.
• 3) Грозовая туча была рассеяна ветром, и
снова засверкало солнце. Ты вчера была
рассеянна, когда говорила со мной.