План-конспект уроков по учебнику
«Азбука».
Авторы: В.Г.Горецкий и др.
Тема: «Согласные звуки [п] , [п’]. Буквы П, п».
Цели:
Обучающая:
· Познакомить учащихся с глухими согласными звуками [п] , [п’] и буквой П;
· Учить давать характеристику звукам
Развивающая:
ü создать условия для развития речи детей, логического мышления, навыков фонематического анализа слов, внимания, памяти, умения обобщать и делать выводы.
Воспитательная:
ü создать условия для формирования чувств товарищества, взаимопомощи, воспитывать умение работать в группе
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Структура урока: Этапы: подготовительный, усвоения новых знаний, первичной проверки усвоения, рефлексия.
Формирование ключевых компетенций:
v учебно – познавательной
v коммуникативной
Единица содержания: характеристика звуков [п] , [п’], обозначаемых на письме букой П,п
Граница знания – незнания:
v дети знают и умеют читать слова с новой буквой (дошкольная подготовка детей разного уровня)
v не знают какие звуки обозначает буква П,п
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||
Подготовительный этап Задачи: 1. Подготовка детей к активной деятельности 2. Актуализация опорных знаний 3. Формулировка темы урока |
|||
1) Подготовка детей к активной деятельности - Прочитай по слогам -Прочитай выделяя логическим ударением слово Прасковья - Прочитай выделяя логическим ударением слово карася - Прочитай с разной интонацией |
- Променяла Прасковья карася На три пары чёрно-бурых поросят. - Променяла Прасковья карася На три пары чёрно-бурых поросят. - Променяла Прасковья карася На три пары чёрно-бурых поросят. - Променяла Прасковья карася На три пары чёрно-бурых поросят! - Променяла Прасковья карася На три пары чёрно-бурых поросят? |
||
2) Актуализация опорных знаний Мы продолжаем наше путешествие по сказочному городу букв и звуков. (Приложение) - Продолжи мою мысль: a) Я знаю звонкие.. b) Я знаю… c) Я знаю гласные, которые обозначают твёрдость согласных… d) Я знаю гласные, которые обозначают мягкость согласного…
- Все ли буквы нам известны? - Хотите познакомиться с новой буквой? |
- согласные: Н, Л, Р, В - глухие согласные: П, К, Т,С - А, О, У, Ы
- И, Е
- Нет - Да |
||
3) Формулировка темы урока - Внимательно послушайте слова, которые я произнесу: пилот, повар, плотник. - Найдите в них общее
- Исключите одно слово, доказав выбранный признак
- Произнесите первые звуки в словах, которые вы исключили - Встречались раньше с этими звуками? - Как сформулируем тему нашего урока? - Какие цели поставим на урок?
- Чему должны научиться на уроке?
- Где новые знания в жизни можно применить? |
- Все слова обозначают профессии людей - В каждом слове два слога
- ПИЛОТ, ударение на второй слог - ПИЛОТ, первый звук мягкий - ПЛОТНИК, в этом слове 7 букв
- [п’], [п]
- Нет Звуки [п] , [п’] и буква П; - Познакомиться с новыми звуками [п] , [п’], и буквой П, уметь отличать звуки и букву от ранее изученных, учиться читать слоги, слова с новой буквой. ( Различные варианты детей) |
||
Усвоение нового материала Задачи: 1. Организация работы в группах 2. Обобщение новых знаний о букве П (Отчёт групп о проделанной работе) |
|||
- Придумайте слова, где новые звуки встречаются в начале, в середине и в конце слова
Учитель знакомит с буквой П, п (пэ) (плакат азбука в картинках) - На что похожа буква П?
- Изобразите букву, используя счётные палочки
- Почему на плакате 4 буквы? - В каких случаях используются заглавные буквы?
- Дети, достаточно ли нам знаний о новых звуках?
Дальше нам предстоит работа в творческих группах, для каждой группы индивидуальное задание.
Задание 1 группе: звуки [п] , [п’] – гласные или согласные? Как располагаются органы речи при произнесении нового звука? В какой микрорайон поселим?
Задание 2 группе: звуки [п] , [п’] – звонкие или глухие?
Задание 3 группе: буква П обозначает мягкий или твёрдый звук?
Обобщение выводов
|
Различные варианты детей
- дверной проём, футбольные ворота… Выполнение детьми
- 2 печатные, 2 письменные - Правописание собственных имён, начало предложения пишется с большой буквы - Нет
Деление на группы
Обсуждение в группах. Дети формулируют выводы. - звуки [п] , [п’] согласные, т.к. губы смыкаются, воздух толчками выходит из ротовой полости, зубы при этом не касаются друг друга, а язык свободен. «Жить» буква будет в согласном микрорайоне. - при произнесении слышится только шум, следовательно звуки глухие - может обозначать и твёрдый и мягкий согласный звук
Буква П обозначает согласный, глухой звук, который может быть и твёрдым и мягким
|
||
Физкультминутка |
|||
Первичная проверка Задачи: 1. Первичная проверка умения применять полученные знания при решении практических задач 2. Учить детей доказывать свои мысли и логично их излагать |
|||
Чтение слогов с новой буквой |
ПА ПА
ПУ ПУ ПИ ПИ
ПО ПО ПЫ ЛК Р ПЫ ЛК
ПИ ПИ
|
||
Чтение слов (слайды)
- Вспомните профессии, в названиях которых встречается новый звук - Какую профессию вы хотели бы выбрать? |
ПЛОТ НИК КА ПИ ТАН
Плотник, повар, пилот, капитан, продавец… |
||
Работа с пословицами (у детей на партах карточки с пословицами)
- Прочитай пословицы
- Найди и подчеркни в пословицах букву П - Объясни значение каждой пословицы |
Хороший плотник и в поле работник. При хорошем плотнике у плохого руки трясутся. Плотника не шуба греет, а топор. |
||
Составление рассказа
- Составьте рассказ, в котором все слова начинаются с букы П. |
Различные варианты детей
|
||
Рефлексия Задачи: 1. Диагностика понимания и освоения новой единицы содержания 2. Организация рефлексии. |
|||
Вопросы учителя: - Что нового узнали на уроке? - Где можно применить полученные знания? - Что было интересно для вас на уроке? - Чья работа на уроке тебе понравилась? Почему?
|
|
||
Приложение
Тема: «Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м».
Цели:
Обучающая:
· Познакомиться со звонкими согласными звуками [м], [м’] и буквой М;
· учиться давать характеристику звукам
· учиться работать с текстом
Развивающая:
ü Создать условия для развития речи детей, логического мышления, навыков фонематического анализа слов, внимания, памяти, учить детей обобщать, делать выводы.
Воспитательная:
ü Воспитание гордости за Россию, страну в которой мы живём
ü создать условия для формирования чувств товарищества, взаимопомощи
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Структура урока: Этапы: подготовительный, усвоения новых знаний, первичной проверки усвоения, рефлексия.
Формирование ключевых компетенций:
v учебно – познавательной
v коммуникативной
Единица содержания: характеристика звуков [м], [м’], обозначаемых на письме букой М,м
Граница знания – незнания:
v дети знают и умеют читать слова с новой буквой (дошкольная подготовка детей разного уровня)
v не знают какие звуки обозначает буква М
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||
Подготовительный этап Задачи: 1. Подготовка детей к активной деятельности 2. Актуализация опорных знаний 3. Формулировка темы урока |
|||
1) Подготовка детей к активной деятельности Работа над скороговоркой |
Собирала Маргарита Маргаритки на горе, Растеряла Маргарита Маргаритки на дворе |
||
2)Актуализация опорных знаний
- Посмотрите внимательно на наш сказочный город букв. Почему в разных домиках поселились жители?
- По каким признакам мы «расселяем» новые буквы?
- Назовите изученные согласные буквы. |
- В гласном микрорайоне, в домике с красной крышей живут гласные буквы. На первом этаже гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного. На втором – твёрдость согласного. В согласном микрорайоне, в домиках с синей крышей живут согласные буквы. На «втором этаже» звонкие согласные, на первом – глухие согласные - при произнесении звука, если нет для воздуха преград, мы «селим» его в гласный микрорайон; если же во рту преграды для воздуха - в район согласных
- Н, Л, Р, В,П,К,Т,С |
||
3) Формулировка темы урока - Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, вы будете моими помощниками.
- Посмотрите на слайды, которые я приготовила к уроку (на слайдах: Москва, метро, Исторический музей, мавзолей)
- Что вы видите? (Учитель объясняет значение непонятных слов)
- С помощью чего вы назвали изображённые предметы - Найди общий признак.
- Произнесите первые звуки в словах и попробуйте сформулировать тему урока. - Какие цели поставим на урок?
- Где пригодятся полученные знания? |
Москва, метро, музей, мавзолей
- Мы назвали с помощью слов - Слова начинаются со звука [м], [м’],
- Звуки [м], [м’] и буква М;
- Познакомиться с новыми звуками и буквой, которая обозначает эти звуки. уметь отличать звуки [м], [м’] и букву М от других, ранее изученных звуков и букв. учиться читать слоги и слова с новой буквой. ( Варианты детей) |
||
Усвоение нового Задачи: Обобщение знаний о букве М |
|||
- Произнесите слово Москва. Выделите первый звук.
- Как располагаются органы речи при произнесении нового звука?
- В какой микрорайон поселим?
-Дайте характеристику звуку [м]
- Одной из достопримечательностей Москвы является метрополитен. Произнесите слово метро выделяя первый звук.
- Дайте характеристику этому звуку.
- Дайте характеристику звуку [м’]
- Придумайте слова, в которых встречаются звуки [м], [м’]. - Какие предметы с новыми звуками нас окружают? - Звуки [м], [м’] обозначаются буквой М,м (эм) Учитель знакомит с буквой М,м (эм) (плакат азбука в картинках) - На что похожа буква М?
- Изобразите букву, используя ленты или шнурки
- Почему на плакате 4 буквы? - В каких случаях используются заглавные буквы?
|
Мммосква [м] -Губы плотно сжимаются, не растягиваясь в стороны. Зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. - При произнесении слышится голос и шум, а воздух встречает преграду, в виде губ, значит, звук согласный - Поселим его в согласный микрорайон.
- [м] – согласный, звонкий, твёрдый
Ммметро [м’]
- При произнесении звука [м’] воздух встречает преграду, слышится голос и шум, произносится мягко - следовательно он согласный
- [м’] – согласный, звонкий, мягкий
- Мавзолей, магазин, храм…
Сумка, магнитофон, мел…
- ломаная, рисунок кремлёвской звезды, флажок перевёрнутый
- 2 печатные, 2 письменные - Правописание собственных имён, начало предложения
|
||
Физкультминутка При произнесении слов с новыми звуками дети приседают и прячутся, если в словах нет новых звуков дети прыгают6 мама, погода, морковка, дыни, мыло, мяч, стул, книга, камыши. |
|||
Первичная проверка Задачи: 1. Первичная проверка умения применять полученные знания при решении практических задач 2. Учит детей доказывать свои мысли и логично их излагать |
|||
Чтение слогов с новой буквой
Чтение слов (слайды) - Прочитай слова и соотнеси с картинкой (Приложение)
Работа с пословицами - Прочитай пословицы (на карточках)
- Объясни значение каждой пословицы
- Найди и подчеркни в пословицах новую букву
Работа с текстом учебника: Чтение текста в учебнике (стр 89) Вопросы: 1. Где происходит действие? 2. О каком уроке идёт речь? 3. Кто работал у доски? 4. Что предложила написать учительница? 5. Что написали дети?
Найди предложение по схеме (стр. 91): Ι___ ____ ____ . Ι___ ____ ! Ι___ _____ ____ ____ ____ _____ .
|
МА МА
МУ МУ МИ МИ
МО МО МЫ ЛК С МЫ ЛК
МИ МИ
Кто сеет мир, пожнёт счастье. Мир строит, а война разрушает. Мало хотеть, надо уметь.
С нами мама. Всем весело! Она спела нам песенку про котика.
|
||
Рефлексия Задачи: 3. Диагностика понимания и освоения новой единицы содержания 4. Организация рефлексии. |
|||
Вопросы учителя: - Что нового узнали на уроке? - Где можно применить полученные знания? - Что было интересно на уроке? - Оцени свою работу на уроке
|
|
||
Тема: «Чтение слов с буквами М и П»
Цели:
Обучающая:
· Создать условия для закрепления умений читать слова с изученным буквами
· Учиться работать с деформированным текстом
Развивающая:
ü создать условия для развития речи детей, логического мышления, внимания, памяти
Воспитательная:
ü создать условия для формирования чувств товарищества, взаимопомощи; воспитывать доброту, чуткое отношение друг к другу
Тип урока: комплексного применения знаний
Структура урока:
1. Орг.момент
2. Целеполагание
3. Актуализация
4. Применение умений и навыков в стандартной ситуации
5. Применение знаний в изменённой ситуации
6. Рефлексия
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационное начало |
|
Целеполагание |
|
Звучит музыка «Песенка кота Леопольда» - Ребята, я слышу музыку, а вы её слышите? - Что вам музыка напомнила? По классу летит самолётик с запиской от кота Леопольда. «Ребята, Мыши спрятали клад. Помогите его найти. Где карта – не знаю! Но думаю, что самый наблюдательный её сможет найти! Успехов вам! Ваш друг Леопольд» - Мы поможем коту Леопольду? - Вначале попробуем найти карту.
- Мы нашли карту, значит идём в правильном направлении |
- Мы слышим «Песенку Кота Леопольда» Ответы детей
Дети ловят самолётик и читают записку
- Да Дети внимательно смотрят по сторонам и замечают конверт с картой от мышей
|
Актуализация |
|
1 слайд: - Нам нужно увеличить карту, есть такой прибор, который нам в этом поможет – сканер. Кладём карту в сканер и на экране появляется изображение карты. - Клад сможем найти в том случае, если расшифруем карту. Звёздочка обозначает место клада, дорогу покажет мышонок, а чтобы добраться до клада, нужно выполнить задания. - Отправляемся в путь? 2 слайд - Мышата делят конфеты со словами, а о чём они говорят? - Поможем мышатам правильно разделить конфеты? На доске записаны подобные слова. На какие группы мы их сможем разграничить? Марина, молоко, парта, Москва, Полина, плотина - Кто предложит другой способ?
- Задания выполнили правильно. Идём дальше? 3 слайд - Что произошло с нашей картой?
|
-Да
- Белый мышонок делит конфеты, а серый контролирует его - Да -Слова, которые начинаются на букву П в одну группу, а на букву М в другую
- В одну группу имена собственные, в другую те слова, которые не являются именами собственными
- Идём
- Около первого задания, с которым мы справились, появился красный флажок. Задание № 2 нам предстоит выполнить |
Применение знаний в стандартной ситуации |
|
4 слайд - Дети, на нашем пути страшное, голодное животное. - Мы сможем продолжить путь, если выполним его задание. - Прочитайте текст «Повар». (Стр. 87) - Выберите ингредиенты для приготовления борща. (рисунки овощей и фруктов) - С заданиями справились, двигаемся дальше. 5 слайд - Что произошло с картой?
- Наверно, не все дети работали активно? |
- Чтение детьми - Свекла, капуста, картофель, лук, укроп, морковь
- Появились два флажка около выполненных заданий, но исчезла звёздочка. - Мы постараемся работать дружно и активно |
Применение знаний в изменённой ситуации |
|
6 слайд - О чём шепчутся мышата?
- Задание мышата предлагают на выбор. Полегче 1 уровень, посложнее - 2 1 уровень
Кис- кис, вот молоко! Мурка лакала молоко. Марина налила Мурке молоко в миску.
2 уровень Кот смотрел, смотрел на Клаву и … Клава встала рано утром. На полке туалетное мыло Клава вымыла руки с мылом. Она открыла кран.
Самопроверка по учебнику стр. 90-91 - Встаньте те, у кого задание выполнено правильно 7 слайд - Молодцы! Идём дальше? - Что произошло с картой?
- Где чаще находятся клады? 8 слайд - Ты под парту загляни! К кладу руки протяни!
Дети выполнив задания нашли клад. Календарики с котом Леопольдом
|
- Приготовили для нас следующее задание
Марина налила Мурке молоко в миску. Кис- кис, вот молоко! Мурка лакала молоко.
Клава встала рано утром. Она открыла кран. На полке туалетное мыло. Клава вымыла руки с мылом. Кот смотрел, смотрел на Клаву и …
Проверка по учебнику
- С тремя заданиями мы справились, а там, где находиться Клад появилось много звёздочек - В сундуках
|
Формулировка детьми темы урока |
|
- Дети, чем занимались на уроке? |
- Повторяли изученный материал, читали слова с изученными буквами, восстанавливали текст |
Рефлексия |
|
- Какое сегодня число? - Найдите его в календарике. - Закрасьте его любым цветом, в зависимости от вашего настроения: Жёлтый – приятное Синее – грустное Чёрное – унылое
Урок окончен. Спасибо за работу. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.