на конкурс

  • doc
  • 24.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала на иконкурс.doc

 

План-конспект уроков по учебнику

«Азбука».

Авторы: В.Г.Горецкий и др.

 

Тема: «Согласные звуки [п] , [п’]. Буквы П, п».

Цели:

Обучающая:

·         Познакомить учащихся с глухими  согласными звуками [п] , [п’] и буквой П;

·         Учить  давать характеристику звукам

Развивающая:

ü  создать условия для развития  речи детей, логического  мышления, навыков фонематического анализа слов, внимания, памяти, умения обобщать и делать выводы.

Воспитательная:

ü  создать условия для формирования чувств товарищества, взаимопомощи, воспитывать умение  работать в группе

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Структура урока: Этапы: подготовительный, усвоения новых знаний, первичной проверки усвоения,  рефлексия.

Формирование ключевых компетенций:

v  учебно – познавательной

v  коммуникативной

Единица содержания: характеристика звуков [п] , [п’], обозначаемых на письме букой П,п

Граница знания – незнания:

v  дети знают и умеют читать слова с новой буквой (дошкольная подготовка детей разного уровня)

v  не знают какие звуки обозначает буква П,п

Ход урока:

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подготовительный этап

Задачи:

1.     Подготовка детей к активной деятельности

2.     Актуализация опорных знаний

3.     Формулировка темы урока

1) Подготовка детей к активной деятельности

-  Прочитай по слогам

 -Прочитай выделяя логическим ударением слово Прасковья

 - Прочитай выделяя логическим ударением слово карася

 -  Прочитай с разной интонацией

 

 

- Променяла Прасковья карася

На три пары чёрно-бурых поросят.

- Променяла Прасковья карася

На три пары чёрно-бурых поросят.

- Променяла Прасковья карася

На три пары чёрно-бурых поросят.

 - Променяла Прасковья карася

На три пары чёрно-бурых поросят!

 - Променяла Прасковья карася

На три пары чёрно-бурых поросят?

2) Актуализация опорных знаний

  Мы продолжаем наше путешествие по сказочному городу  букв и звуков. (Приложение)

- Продолжи мою мысль:

a)     Я знаю звонкие..

b)     Я знаю…

c)     Я знаю  гласные, которые обозначают твёрдость согласных…

d)     Я знаю гласные, которые обозначают мягкость согласного…

 

- Все ли буквы нам известны?

- Хотите познакомиться с новой буквой?

      

                                                                               

 

 

- согласные: Н, Л, Р, В

 - глухие согласные:  П, К, Т,С

- А, О, У, Ы

 

 - И, Е

 

 - Нет

 - Да

3) Формулировка темы урока

- Внимательно послушайте слова, которые я произнесу: пилот, повар, плотник.

- Найдите в них общее

 

 

 

- Исключите одно слово, доказав выбранный  признак

 

 

 

- Произнесите первые звуки в словах, которые вы исключили

- Встречались раньше с этими звуками?

- Как сформулируем тему нашего урока?

- Какие цели поставим на урок?

 

- Чему должны научиться на уроке?

 

 

 

- Где новые знания в жизни можно применить?

 

 

 

 - Все слова обозначают профессии людей

 - В каждом слове два слога

 

 -  ПИЛОТ, ударение на второй слог  - ПИЛОТ, первый звук мягкий

 -  ПЛОТНИК, в этом слове 7 букв

 

 -  [п’], [п]

 

 - Нет

Звуки [п] , [п’] и буква П;

 - Познакомиться с новыми  звуками [п] , [п’],  и буквой П,

 уметь отличать звуки и букву от ранее изученных,

учиться читать слоги, слова с новой буквой.

( Различные варианты детей)

Усвоение нового материала

Задачи:

1.     Организация работы в группах

2.     Обобщение новых знаний о букве П (Отчёт групп о проделанной работе)

- Придумайте слова, где новые звуки  встречаются в  начале, в середине и в конце слова

 

Учитель знакомит с буквой П, п (пэ)  (плакат азбука в картинках)

- На что похожа буква П?

 

- Изобразите букву,  используя счётные палочки

 

- Почему на плакате  4 буквы?

- В каких случаях  используются заглавные буквы?

 

 

- Дети, достаточно ли нам знаний о новых звуках?

 

Дальше нам предстоит работа в творческих группах, для каждой группы  индивидуальное задание.

 

Задание 1 группе:  звуки [п] , [п’] – гласные или согласные? Как располагаются органы речи при произнесении нового звука? В какой микрорайон  поселим?

 

 

 

 

 

Задание 2 группе:  звуки [п] , [п’] – звонкие или глухие?

 

 

Задание 3 группе:  буква П обозначает мягкий или твёрдый звук?

 

Обобщение выводов

 

 

Различные варианты детей

 

 

 

 

 - дверной проём, футбольные ворота…

Выполнение детьми

 

- 2 печатные, 2 письменные

 - Правописание собственных имён, начало предложения пишется с большой буквы

 - Нет

 

Деление на группы

 

 

Обсуждение в группах.

Дети формулируют выводы.

 - звуки [п] , [п’]  согласные, т.к. губы смыкаются, воздух толчками выходит из ротовой полости, зубы при этом не касаются друг друга, а язык свободен. «Жить» буква будет в согласном микрорайоне.

 - при произнесении слышится только шум, следовательно звуки глухие

 -  может обозначать  и твёрдый и мягкий согласный звук

 

Буква П обозначает согласный, глухой звук, который может быть и твёрдым и мягким

 

Физкультминутка

Первичная проверка

Задачи:

1.     Первичная проверка умения применять полученные знания при решении практических задач

2.     Учить детей доказывать свои мысли и логично их излагать

Чтение слогов  с новой буквой

ПА                      ПА

ПО                      ПО

ПЫ                     ПЫ           Л

ПУ                       ПУ

ПИ                      ПИ

 

ПА                                        ПА

ПО                                        ПО

ПЫ        ЛК              Р           ПЫ         ЛК

ПУ                                         ПУ

ПИ                                         ПИ

 

Чтение слов (слайды)

 

 

 

- Вспомните профессии, в названиях которых встречается новый звук

 - Какую профессию вы хотели бы выбрать?

ПИ ЛА                  ПО  ВАР

ПИ ЛИТ               ПИ  ЛОТ

ПЛОТ НИК         КА  ПИ  ТАН

 

 

Плотник, повар, пилот, капитан, продавец…

Работа с пословицами (у детей на партах карточки с пословицами)

 

- Прочитай пословицы

 

 

 

 

 

- Найди и подчеркни в пословицах  букву П

- Объясни значение каждой пословицы

 

 

 

Хороший плотник и в поле работник.

При хорошем плотнике у плохого руки трясутся.

Плотника не шуба греет, а топор.

Составление рассказа

 

 - Составьте рассказ, в котором все слова начинаются с букы П.

 

 

Различные варианты детей

 

Рефлексия

Задачи:

1.     Диагностика понимания и освоения новой единицы содержания

2.     Организация рефлексии.

Вопросы учителя:

- Что нового узнали на уроке?

- Где можно применить полученные знания?

- Что было интересно для вас на уроке?

- Чья работа на уроке тебе понравилась? Почему?

 

 

 

 

                                                                                                           Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема: «Согласные звуки [м], [м’]. Буквы М, м».

Цели:

Обучающая:

·         Познакомиться со звонкими согласными звуками [м], [м’] и буквой М;

·         учиться давать характеристику звукам

·         учиться работать с текстом

Развивающая:

ü  Создать условия для развития  речи детей, логического  мышления, навыков фонематического анализа слов, внимания, памяти, учить детей обобщать, делать выводы.

Воспитательная:

ü  Воспитание гордости за Россию, страну в которой мы живём

ü  создать условия для формирования чувств товарищества, взаимопомощи

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 

Структура урока: Этапы: подготовительный, усвоения новых знаний, первичной проверки усвоения,  рефлексия.

Формирование ключевых компетенций:

v  учебно – познавательной

v  коммуникативной

Единица содержания: характеристика звуков [м], [м’], обозначаемых на письме букой М,м

Граница знания – незнания:

v  дети знают и умеют читать слова с новой буквой (дошкольная подготовка детей разного уровня)

v  не знают какие звуки обозначает буква М

 

Ход урока:

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подготовительный этап

Задачи:

1.     Подготовка детей к активной деятельности

2.     Актуализация опорных знаний

3.     Формулировка темы урока

1)     Подготовка детей к активной деятельности

 Работа над скороговоркой

 

Собирала Маргарита

Маргаритки на горе,

Растеряла Маргарита

Маргаритки на дворе

2)Актуализация опорных знаний

 

  - Посмотрите внимательно на наш сказочный город букв. Почему в разных домиках поселились жители?

 

 

 

 

 

- По каким признакам мы «расселяем» новые буквы?

 

 

 

- Назовите изученные согласные  буквы.

  

 

 

-  В гласном микрорайоне, в домике с красной крышей живут гласные буквы. На первом этаже гласные буквы, которые обозначают мягкость  согласного. На втором – твёрдость  согласного.  В согласном микрорайоне, в домиках с синей крышей живут согласные буквы. На «втором этаже» звонкие согласные, на первом – глухие согласные

    - при произнесении звука, если  нет для воздуха преград,  мы «селим» его в гласный микрорайон; если же во рту преграды для воздуха - в район согласных

                                                                                

 - Н, Л, Р, В,П,К,Т,С

3) Формулировка темы урока

 - Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой, вы будете моими помощниками.

 

  - Посмотрите  на слайды, которые я приготовила к уроку (на слайдах: Москва, метро, Исторический музей, мавзолей)

 

- Что вы видите? (Учитель объясняет значение непонятных слов)

 

- С помощью чего вы назвали изображённые предметы

  - Найди общий признак.

 

 - Произнесите первые звуки в словах и попробуйте сформулировать тему урока.

 - Какие цели поставим на урок?

 

 

 

 

 

 

 - Где пригодятся полученные знания?

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, метро, музей, мавзолей

 

 

- Мы назвали с помощью слов

  - Слова начинаются со звука [м], [м’],

 

 - Звуки  [м], [м’] и буква М;

 

 - Познакомиться с  новыми звуками и буквой, которая обозначает эти звуки. уметь отличать  звуки [м], [м’] и букву М от других, ранее изученных звуков и букв.

   учиться читать  слоги и слова с новой буквой.

 ( Варианты детей)

Усвоение нового

Задачи:

Обобщение знаний о букве М

- Произнесите слово Москва. Выделите первый звук.

 

 

- Как располагаются органы речи при произнесении нового звука?

 

 -  В какой микрорайон  поселим?

 

 

 -Дайте  характеристику  звуку [м]

 

- Одной из достопримечательностей Москвы является метрополитен. Произнесите слово метро  выделяя первый звук.

 

- Дайте характеристику этому звуку.

 

 

 

 

 - Дайте  характеристику  звуку [м’]

 

 - Придумайте слова,  в которых   встречаются звуки [м], [м’].

 - Какие предметы с новыми звуками нас окружают?

- Звуки [м], [м’] обозначаются буквой М,м (эм)

Учитель знакомит с буквой М,м (эм)  (плакат азбука в картинках)

 - На что похожа буква М?

 

 - Изобразите букву,  используя ленты или шнурки

 

 - Почему на плакате  4 буквы?

 - В каких случаях  используются заглавные буквы?

 

 

 

Мммосква   [м]

 -Губы плотно сжимаются, не растягиваясь в стороны. Зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно.

 - При произнесении слышится голос и шум, а воздух встречает преграду, в виде губ, значит, звук согласный

  - Поселим его в согласный микрорайон.

 

 

 - [м] – согласный, звонкий, твёрдый

 

Ммметро [м’]

 

 

 

 - При произнесении звука [м’] воздух встречает преграду, слышится голос и шум, произносится мягко -  следовательно он согласный

 

 

 - [м’] – согласный, звонкий, мягкий

 

- Мавзолей,  магазин, храм…

 

Сумка, магнитофон, мел…

 

 

 

 

- ломаная, рисунок кремлёвской звезды, флажок перевёрнутый

 

 

 

- 2 печатные, 2 письменные

 - Правописание собственных имён, начало предложения

 

 

Физкультминутка

При произнесении слов с новыми звуками дети приседают и прячутся, если в словах нет новых звуков дети прыгают6 мама, погода, морковка, дыни, мыло, мяч, стул, книга, камыши.

Первичная проверка

Задачи:

1.     Первичная проверка умения применять полученные знания при решении практических задач

2.     Учит детей доказывать свои мысли и логично их излагать

Чтение слогов  с новой буквой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение слов (слайды)

- Прочитай слова и соотнеси с картинкой (Приложение)

 

 

Работа с пословицами

- Прочитай пословицы (на карточках)

 

 

- Объясни значение каждой пословицы

 

 - Найди и подчеркни в пословицах новую букву

 

Работа с текстом учебника:

Чтение текста в учебнике (стр 89)

Вопросы:

1.     Где происходит действие?

2.     О каком уроке идёт речь?

3.     Кто работал у доски?

4.     Что предложила написать учительница?

5.     Что написали дети?

 

Найди предложение по схеме (стр. 91):

Ι___   ____    ____  .

Ι___    ____  !

Ι___     _____    ____   ____   ____   _____    .

 

 

МА                      МА

МО                      МО

МЫ                     МЫ           Л

МУ                       МУ

МИ                      МИ

 

МА                                        МА

МО                                        МО

МЫ        ЛК              С           МЫ         ЛК

МУ                                         МУ

МИ                                         МИ

 

МА   МА                          МОЛОКО

 МЕТ   РО                     СТРО  И  ТЕ  ЛИ

МОСК  ВА                            МИР

 

 

Кто сеет мир, пожнёт счастье.

Мир строит, а война разрушает.

Мало хотеть, надо уметь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С нами мама.

Всем весело!

Она спела нам песенку про котика.

 

 

Рефлексия

Задачи:

3.     Диагностика понимания и освоения новой единицы содержания

4.     Организация рефлексии.

Вопросы учителя:

- Что нового узнали на уроке?

- Где можно применить полученные знания?

- Что было интересно на уроке?

        -  Оцени свою работу на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Чтение слов с буквами М и П»

Цели:

Обучающая:

·         Создать условия для закрепления   умений читать слова с изученным буквами

·         Учиться работать с деформированным текстом

Развивающая:

ü  создать условия для развития  речи детей, логического  мышления,  внимания, памяти

Воспитательная:

ü  создать условия для формирования чувств товарищества, взаимопомощи; воспитывать доброту, чуткое отношение друг к другу

 

Тип урока:  комплексного применения знаний

 

Структура урока:

1.    Орг.момент

2.    Целеполагание

3.    Актуализация

4.    Применение умений и навыков в стандартной ситуации

5.    Применение знаний в изменённой ситуации

6.    Рефлексия

Ход урока:

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационное начало

Целеполагание

Звучит музыка «Песенка кота Леопольда»

 - Ребята, я слышу музыку, а вы её слышите?

 - Что вам музыка напомнила?

По классу летит самолётик с запиской от кота Леопольда.

«Ребята, Мыши спрятали клад. Помогите его найти. Где карта – не знаю! Но думаю, что самый наблюдательный её сможет найти! Успехов вам!

Ваш друг Леопольд»

- Мы поможем коту Леопольду?

 - Вначале попробуем найти карту.

 

 

 - Мы нашли карту, значит идём в правильном направлении

 

 - Мы слышим «Песенку Кота Леопольда»

Ответы детей

 

Дети ловят самолётик и читают записку

 

 

 

 - Да

Дети внимательно смотрят по сторонам и замечают конверт с картой от мышей

 

Актуализация

1 слайд:

 - Нам нужно увеличить карту, есть такой прибор, который нам в этом поможет – сканер. Кладём карту в сканер и на экране появляется изображение карты.

 - Клад сможем найти в том случае, если расшифруем карту. Звёздочка обозначает место клада, дорогу покажет мышонок, а чтобы добраться до клада, нужно выполнить задания.

 - Отправляемся в путь?

2 слайд

 - Мышата делят конфеты со словами, а о чём они говорят? 

 - Поможем мышатам правильно разделить конфеты?

На доске записаны подобные слова. На какие группы мы их сможем разграничить?

Марина, молоко, парта, Москва, Полина, плотина

 - Кто предложит другой способ?

 

 

 

 - Задания выполнили правильно. Идём дальше?

3 слайд

 - Что произошло с нашей картой?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да

 

- Белый мышонок делит конфеты, а серый контролирует его

  - Да

 -Слова, которые начинаются на букву П в одну группу, а на букву М в другую

 

 - В одну группу имена собственные, в другую те слова, которые не являются именами собственными

 

 - Идём           

 

  - Около первого задания, с которым мы справились,  появился красный флажок. Задание № 2 нам предстоит  выполнить

Применение знаний в стандартной ситуации

4 слайд

 - Дети, на нашем пути страшное, голодное  животное.  - Мы сможем продолжить путь, если выполним его задание.

 - Прочитайте текст «Повар».  (Стр. 87) 

 - Выберите ингредиенты для приготовления борща.

(рисунки овощей и фруктов)

  - С заданиями справились, двигаемся дальше.

5 слайд

 - Что произошло с картой?

 

 

 - Наверно, не все дети работали активно?

 

 

 

 

- Чтение детьми

 - Свекла, капуста, картофель, лук, укроп, морковь

 

 

- Появились два флажка около выполненных заданий, но исчезла звёздочка.

 - Мы постараемся работать дружно и активно

Применение знаний в изменённой ситуации

6 слайд

 - О чём шепчутся мышата?

 

 - Задание мышата  предлагают на выбор. Полегче  1 уровень, посложнее  - 2

1 уровень

 

Кис- кис, вот молоко!

Мурка лакала молоко.

Марина налила Мурке молоко в миску.

 

2 уровень

Кот смотрел, смотрел  на Клаву и …

Клава встала рано утром.

На полке туалетное мыло

Клава вымыла руки с мылом.

Она открыла кран.

 

Самопроверка по учебнику стр. 90-91

 - Встаньте те, у кого задание выполнено правильно

 7 слайд

- Молодцы! Идём дальше?

 - Что произошло с картой?

 

 

 - Где чаще находятся клады?

8 слайд

- Ты под парту загляни! К кладу руки протяни!

 

Дети выполнив задания нашли клад. Календарики с котом Леопольдом

 

 

 - Приготовили для нас следующее задание

 

 

 

 

Марина налила Мурке молоко в миску.

Кис- кис, вот молоко!

Мурка лакала молоко.

 

 

Клава встала рано утром. Она открыла кран.

На полке туалетное мыло. Клава вымыла руки с мылом.

Кот смотрел, смотрел на Клаву и …

 

Проверка по учебнику

 

 

 

 - С тремя заданиями мы справились, а там, где находиться Клад появилось много звёздочек

 - В сундуках

 

 

Формулировка детьми темы урока

 - Дети, чем занимались на уроке?

 - Повторяли изученный материал, читали слова с изученными буквами, восстанавливали текст

Рефлексия

  - Какое сегодня число?

 - Найдите его в календарике.

 - Закрасьте его любым цветом, в зависимости от вашего настроения:

Жёлтый – приятное

Синее – грустное

Чёрное – унылое

 

Урок окончен. Спасибо за работу.