Николай Алексеевич Некрасов
Прожил нелегкую жизнь. Труден его путь в литературу. С гневом и проклятием осудил прошлое дворянского рода. Некрасов говорил: «Я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет». С юных лет началась его трудовая жизнь – жизнь разночинца – бедняка, литератора. В его творчестве нашли отражение трагическая судьба русского народа, русского крестьянства. Журналист, редактор журналов «Современник» и «Отечественные записки».
Крепостно́е пра́во — совокупность юридических норм, закрепляющих запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов без разрешения властей (то есть прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле...
Некрасов Н. А. происходил из дворянской, некогда богатой семьи. Родился 22 ноября 1821 г. в Винницком уезде, Подольской губернии в семье офицера, происходившего из дворянского рода, мать, в девичестве Закревская, была дочерью богатого посессора Херсонской губернии. В 1824 отец вышел в отставку и перебрался в свое поместье в Грешневе (Ярославская губерния), где стал вести обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных. В своих автобиографических записках Некрасов все время говорит о жестокости и деспотизме полуграмотного отца, о покорности и забитости матери, придавая своей биографии трагический оттенок.
На одиннадцатом году — Ярославская гимназия, чтение книг, мечты о славе... Тетрадь лирики и рукопись романа — это уже в семнадцать лет. С ними Некрасов приехал в Петербург: отец велел поступать в полк, а он решил — в университет. Отец лишил его наследства и содержания. Начинается жизнь впроголодь, нищета.
В начале 1840-х гг. сотрудничал с «Литературной газетой» и «Отечественными записками », где его критические статьи и рецензии пользовались большой популярностью.
Первый сборник стихов, опубликованный в 1940 г. «Мечты и звуки» носил подражательно-романтический характер, не имел успеха, был удостоен резкого отзыва Белинского. Впоследствии Некрасов испытал сильное влияние идей Белинского.
В 1945 г. Белинский привел начинающего литератора в дом публициста И. И. Панаева, где Некрасов познакомился с супругой Панаева Авдотьей Яковлевной, женщиной незаурядной и талантливой, позднее ставшей его гражданской женой. Их отношения продолжались более 15 лет. Все любовные признания поэта были посвящены его единственной музе — Авдотье Панаевой и известны под названием «панаевский цикл», хотя писались они не только на протяжении многих лет их трудного «незаконного романа», но и даже после его окончания.
Наивысший расцвет творчества Некрасова начался в середине 1850-х годов. В 1855 он закончил поэму «Саша», написал стихотворения «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». Сборник «Стихотворения», увидевший свет в 1856, был встречен с необыкновенным восторгом. Положительно откликнулись даже те, кто не вполне разделял идеологические воззрения поэта.
Народная тема, которая всегда была в центре творчества Некрасова, приобрела особое звучание в стихотворениях «В дороге» и «Железная дорога», «Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Орина, мать солдатская». Народ, по мысли Некрасова, мог стать той силой, которая была способна на обновление русской жизни, на масштабные исторические действия.
Иллюстрация к поэме «Мороз, Красный нос». Художник И.С.Глазунов
В поэмах «Коробейники» (1861) и «Мороз Красный нос» (1864) Некрасов стремился наиболее полно отразить все стороны народной жизни, передать «многоголосицу» народной стихии. Он активно использует фольклорно-эпические формы, вводит в поэму большой пласт разговорной и просторечной лексики. С конца 1860-х гг. Некрасов выступал, в первую очередь, как сатирик: цикл стихов «О погоде», «Песни о свободном слове», поэтические сатиры «Балет» и «Недавнее время».
Еще в 1860-е гг. у Некрасова родился замысел создания «народной книги», в 1866 поэт начал работу над эпической поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876). Поэма состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав, связанных между собой единой темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь найти ответ на вопрос, кому на Руси жить хорошо? В «Прологе» намечена четкая схема путешествия — встречи с попом, помещиком, купцом, министром и царем. Однако Некрасов не всегда придерживался этой схемы, его основной задачей было наиболее полное и объемное воссоздание картины русской жизни, выявление всего разнообразия народных характеров, особенностей мышления, мировосприятия русского народа.
Начало 1870-х гг. Творчество поэта отмечено, усилением значения гражданской тематики. Поэма «Русские женщины», посвященная судьбе декабристов их женам, вначале называлась «Декабристки». Героиня поэмы, Екатерина Ивановна Трубецкая, была первой из жен декабристов, добившейся у царя разрешения последовать за мужем в сибирскую ссылку.
Д.Шмаринов. Иллюстрация к поэме Некрасова “Русские женщины”
В начале 1875 г. Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака прямой кишки. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.
Некрасов в период Последних песен
Кнут - символ самодержавно-крепостнической России. К этому образу-символу нередко обращалась вольная русская поэзия.
Стихотворение написано не по живым впечатлениям о наказании крестьянки, а на основе аналогии между перечеркнутыми красными чертами рукописями в цензурном ведомстве и исполосованными кнутом и кровоточащими спинами жертв палача. Стихотворение, таким образом, представляет собой обобщенный символ страданий, включающий истязания народа и поэзии, которая вступается за его судьбу и разделяет его участь («иссеченная Муза»).
Муза ж. 1) Каждая из девяти богинь, покровительниц искусств и наук (в древнегреческой мифологии). 2) а)перен. Источник поэтического вдохновения, обычно олицетворяемый в образе женщины. б) Само вдохновение поэта, музыканта, художника.
В стихотворении муза - источник поэтического вдохновения, олицетворяемый образ женщины.
Истязаемая крестьянка — родная сестра Музы. Если понимать эти слова буквально, то она тоже Муза, принявшая образ русской крестьянки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.